ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-143/2024 от 06.02.2024 Наримановского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 февраля 2024 г. г. Астрахань

Наримановский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Мухамбеталиевой Л.К.,

при секретаре Сафаралиевой Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-143/2024 по административному исковому заявлению прокурора Наримановского района Астраханской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Сельское поселение Астраханский сельсовет Наримановского муниципального района Астраханской области» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Наримановского района Астраханской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения административным ответчиком жилищного, бюджетного законодательства в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства и жилищного хозяйства Астраханской области и администрацией МО «Сельское поселение Астраханский сельсовет Наримановского муниципального района Астраханской области» заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Астраханской области бюджету муниципального образования на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» .

Согласно п. 6.1.2.7 Соглашения муниципальное образование обеспечивает размещение в государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства информации о реализации федерального проекта на территории муниципалитета с учетом методических рекомендаций о размещении информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В нарушение требований п. 16 ст. 7 Закона, пунктов 16, 19, 20 раздела 6 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр администрацией МО «Сельское поселение Астраханский сельсовет Наримановского муниципального района Астраханской области» в информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в модуле «Формирование комфортной городской среды» не размещены сведения: о заключении соглашения с субъектом Российской Федерации о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования на поддержку реализации муниципальной программы формирования комфортной городской среды; актуальная муниципальная программа благоустройства на 2017-2024 годы; ежемесячные отчеты о реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды; актуализации результатов инвентаризации дворовых и общественных территорий муниципального образования, объектов недвижимого имущества и земельных участков, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, в соответствии с региональным порядком проведения инвентаризации; заключении контрактов на выполнение всех мероприятий по благоустройству на ДД.ММ.ГГГГ год и выполнении всех работ по контрактам, в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

Кроме того, в нарушение п. 6.1.2.7 Соглашения муниципалитетом в информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в модуле «Формирование комфортной городской среды» не размещена информация о реализации в ДД.ММ.ГГГГ году национального проекта «Жилье и городская среда» и Соглашения.

В связи с выявленным нарушением в адрес главы администрации МО «Сельское поселение Астраханский сельсовет Наримановского муниципального района Астраханской области» внесено представление ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако надлежащих мер не принято, что нарушает интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО «Сельское поселение Астраханский сельсовет Наримановского муниципального района Астраханской области» по неразмещению сведений в ГИС ЖХК в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» незаконным, возложить на администрацию МО «Сельское поселение Астраханский сельсовет Наримановского муниципального района Астраханской области» обязанность разместить сведения в ГИС ЖКХ: 1) о заключении соглашения с субъектом РФ о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования на поддержку реализации муниципальной программы формирования комфортной городской среды; 2) актуальная муниципальная программа благоустройства на ДД.ММ.ГГГГ годы; 3) ежемесячные отчеты о реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды; 4) актуализации результатов инвентаризации дворовых и общественных территорий муниципального образования, объектов недвижимого имущества и земельных участков, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, в соответствии с региональным порядком проведения инвентаризации; 5) заключении контрактов на выполнение всех мероприятий по благоустройству на ДД.ММ.ГГГГ год и выполнении всех работ по контрактам, в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства и жилищного хозяйства Астраханской области.

Представитель административного истца – помощник прокурора Наримановского района Астраханской области Резникова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации МО «Сельское поселение Астраханский сельсовет Наримановского муниципального района Астраханской области» в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, возражений не представили.

Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищного хозяйства Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил отзыв на административное исковое заявление, с требованиями согласился в полном объеме.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В рамках реализации указанного положения закона принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», который регулирует отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении.

Целью настоящего Федерального закона является создание правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве.

Согласно ст. 2 указанного закона, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства представляет собой единую федеральную централизованную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Субъекты, размещающие информацию в системе (далее поставщики информации) - это органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе ; пользователи информации – это органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, советы многоквартирных домов, использующие информацию, размещенную в системе.

В силу ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 16 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон) органы местного самоуправления размещают в системе ГИС ЖКХ, в том числе информацию, предусмотренную п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.

На основании пунктов 16, 19, 20 раздела 6 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций и Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства» (далее - Приказ) органы местного самоуправления размещают в системе ГИС ЖКХ не позднее 7 дней со дня официального опубликования муниципального правового акта, муниципального правового акта о внесении в него изменений информацию о создании муниципальной общественной комиссии в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды»; о муниципальной программе формирования современной городской среды информацию о муниципальной программе формирования современной городской среды; ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным информацию об отчете о реализации мероприятий по благоустройству мест массового отдыха населения (городских парков).

Согласно п. 8.4.1.1 раздела 6 Приказа не позднее 15 дней со дня официального опубликования муниципального правового акта об утверждении (изменении) муниципальной программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, муниципального правового акта о внесении в него изменений в системе ГИС ЖКХ размещаются муниципальные правовые акты об утверждении (изменении) муниципальной программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств, означающем согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения административным ответчиком жилищного, бюджетного законодательства в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством строительства и жилищного хозяйства Астраханской области и администрацией МО «Сельское поселение Астраханский сельсовет Наримановского муниципального района Астраханской области» заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Астраханской области бюджету муниципального образования на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» .

Согласно п. 6.1.2.7 Соглашения муниципальное образование обеспечивает размещение в государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства информации о реализации федерального проекта на территории муниципалитета с учетом методических рекомендаций о размещении информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В нарушение требований п. 16 ст. 7 Закона, пунктов 16, 19, 20 раздела 6 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр администрацией МО «Сельское поселение Астраханский сельсовет Наримановского муниципального района Астраханской области» в информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в модуле «Формирование комфортной городской среды» не размещены сведения: о заключении соглашения с субъектом Российской Федерации о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования на поддержку реализации муниципальной программы формирования комфортной городской среды; актуальная муниципальная программа благоустройства на ДД.ММ.ГГГГ; ежемесячные отчеты о реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды; актуализации результатов инвентаризации дворовых и общественных территорий муниципального образования, объектов недвижимого имущества и земельных участков, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, в соответствии с региональным порядком проведения инвентаризации; заключении контрактов на выполнение всех мероприятий по благоустройству на ДД.ММ.ГГГГ год и выполнении всех работ по контрактам, в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

Кроме того, в нарушение п. 6.1.2.7 Соглашения муниципалитетом в информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в модуле «Формирование комфортной городской среды» не размещена информация о реализации в ДД.ММ.ГГГГ году национального проекта «Жилье и городская среда» и Соглашения.

В связи с выявленным нарушением в адрес главы администрации МО «Сельское поселение Астраханский сельсовет Наримановского муниципального района Астраханской области» внесено представление ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое до настоящего времени не исполнено.

По мнению суда, выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией МО «Сельское поселение Астраханский сельсовет Наримановского муниципального района Астраханской области» обязанностей по своевременному размещению информации, нарушает права граждан на получение информации о деятельности административного ответчика.

При таких обстоятельствах, суд полагает административные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, поскольку исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты.

Следовательно, установление срока исполнения решения суда без учета особенностей размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства по существу можно расценивать как вмешательство в деятельность органа по осуществлению установленных полномочий, в связи с чем срок для устранения выявленных нарушений администрации МО «Сельское поселение Астраханский сельсовет Наримановского муниципального района Астраханской области» подлежит исчислению в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Наримановского района Астраханской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Сельское поселение Астраханский сельсовет Наримановского муниципального района Астраханской области» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Сельское поселение Астраханский сельсовет Наримановского муниципального района Астраханской области», выразившееся в непринятии мер по размещению информации в системе ГИС ЖКХ.

Возложить на администрацию муниципального образования «Сельское поселение Астраханский сельсовет Наримановского муниципального района Астраханской области» обязанность разместить в системе ГИС ЖКХ (dom.gosuslugi.ru) информацию: 1) о заключении соглашения с субъектом РФ о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования на поддержку реализации муниципальной программы формирования комфортной городской среды; 2) актуальная муниципальная программа благоустройства на ДД.ММ.ГГГГ годы; 3) ежемесячные отчеты о реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды; 4) актуализации результатов инвентаризации дворовых и общественных территорий муниципального образования, объектов недвижимого имущества и земельных участков, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, в соответствии с региональным порядком проведения инвентаризации; 5) заключении контрактов на выполнение всех мероприятий по благоустройству на ДД.ММ.ГГГГ год и выполнении всех работ по контрактам, в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Мухамбеталиева Л.К.