ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1445/20 от 20.08.2020 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0002-01-2020-002420-82

Дело № 2а-1444/2020 (объед. с № 2а-1445/2020, 2а-1447/2020 № 2а-1447/2020)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2020 года г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Ключиковой Ю.С.,

при секретаре Сафроновой В.С., помощнике судьи Оскирко Е.О.,

с участием прокурора Фетисовой О.Н.,

представителя административного истца Молостова Е.В. – Парфенова М.И.,

представителя административного ответчика Тамонина Ю.Г. и Соломачева Э.Ю.,

заинтересованных лиц Казаковой Ю.Е., Степаненко Р.И., Грудинина В.И. его представителя Чаптыкова В.И., Финогенова В.В. его представителя Авериной Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное административное дело по административным исковым заявлениям Молостова Е.В. к Территориальной избирательной комиссии г.Черногорска об отмене постановлений о регистрации Казаковой Ю.Е., Степаненко Р.И., Грудинина В.И., Финогенова В.В.

кандидатами на должность Главы муниципального образования г. Черногорск,

У С Т А Н О В И Л:

Молостов Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска, просил признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска от 07.08.2020 № 124/642-4 «О регистрации Степаненко Р.И. кандидатом на должность Главы муниципального образования г. Черногорск в порядке самовыдвижения.

Требования мотивировал тем, что является зарегистрированным кандидатом на должность Главы муниципального образования г. Черногорск. Оспариваемое постановление принято административным ответчиком с существенным нарушением требований Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), а также Закона Республики Хакасия от 08.07.2011 N 65-ЗРХ "О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия" (далее – Закон РХ № 65-ЗРХ). В частности, кандидатом Степаненко Р.И. не были представлены в избирательную комиссию: заявление о согласии баллотироваться с приложением предусмотренных законодательством документов, отвечающее требованиям к форме и содержанию, предусмотренным ч. 2, 2(1) ст. 22 Закона РХ № 65-ЗРХ и п. 2, 2.1 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ; сведения о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей, сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за последние три года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, отвечающих по форме и содержанию требованиям, установленным Указом Президента РФ от 06.06.2013 N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации" (далее – Указ Президента РФ от 06.06.2013 № 546), ч. 3 (1) ст. 2 Закона РХ № 65-ЗРХ, п. 3.1 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ; сведения о размере и источниках доходов, оформленных в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 22 Закона РХ № 65-ЗРХ, п. 3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ. В подписных листах не в полном объеме указаны данные о месте жительства избирателей, имеется сокращение наименования Субъекта РФ Республика Хакасия – РХ. Кроме того считает, что некоторые строки в подписных листах заполнены одним и тем же подчерком. Ссылаясь на положения п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, полагал, что указанные нарушения являются основанием для отказа в регистрации кандидата, в связи с чем, оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска от 07.08.2020 № 124/642-4 является незаконным и подлежит отмене. Не были соблюдены требования к выдвижению кандидата, предусмотренные Федеральным Законом « О политических партиях».

Кроме того, Молостов Е.В. обратился в суд с административными исковыми заявлениями к Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска, просил признать незаконными и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска от 07.08.2020 № 124/641-4 «О регистрации Казаковой Ю.В. кандидатом на должность Главы муниципального образования г. Черногорск, выдвинутого в порядке самовыдвижения», постановление Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска от 07.08.2020 № 124/640-4 «О регистрации Финогенова В.В. кандидатом на должность Главы муниципального образования г. Черногорск, выдвинутого в порядке самовыдвижения», постановление Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска от 07.08.2020 № 124/643-4 «О регистрации Грудинина В.И. кандидатом на должность Главы муниципального образования г. Черногорск, выдвинутого в порядке самовыдвижения» по основаниям, аналогичным вышеизложенным.

Определением суда от 18.08.2020 на основании ч. 1 ст. 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) указанные административные дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения и разрешения.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был надлежащим образом извещен. Направил своего представителя.

В судебном заседании представитель административного истца Парфенов М.И. требования поддержал по вышеизложенным основаниям.

Председатель Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска Тамонин Ю.Г. и представитель Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска действующий на основании доверенности, в удовлетворении требований административного истца просили отказать, полагая, что нарушений в ходе регистрации кандидатов не допущено.

Заинтересованные лица Степаненко Р.И. Казакова Ю.Е., Финогенов В.В., его представитель Аверина Л.Б., действующая на основании ходатайства, Грудинин В.И., его представитель Чаптыков В.И., действующий на основании ходатайства, возражали против удовлетворения административных исковых заявлений, отметив, что все требования, предъявляемые к документам для регистрации кандидата, были ими соблюдены. Степаненко Р.И. Казакова Ю.Е., Грудинин В.И. представили письменные возражения на административное исковое заявление.

Помощник прокурора г. Черногорска Фетисова О.Н. в заключении полагала административный иск в отношении Казаковой Ю.Е. и Финогенова В.В. необоснованным, поскольку нарушений, влекущих признание его регистрации недействительной, кандидатом допущено не было. Отметила, что требования административного истца о признании недействительной регистрации кандидатов Грудинина В.И. и Степаненко Р.И. являются обоснованными, поскольку указанными кандидатами допущены нарушения в части заполнения справок о доходах и имуществе, им принадлежащем.

Выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Решением Совета депутатов г. Черногорска № 303 от 23.06.2020 назначены выборы Главы г. Черногорска.

Решением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 27.12.2002 на территориальную избирательную комиссию города Черногорска возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования г. Черногорска.

*** Степаненко Р.И. обратился в избирательную комиссию муниципального образования города Черногорска с заявлением о намерении баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального образования города Черногорска, как кандидат в порядке самовыдвижения.

*** Степаненко Р.И. выдано подтверждение о получении документов, представленных для регистрации кандидата, в том числе сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а так же об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности ( в том числе совместной), о вкладах в банках, ценных бумагах на 2 листах, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ кандидата, а так же сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей по форме, установленной Указом Президента РФ 3 экземпляра на 3 листах, Сведения о расходах кандидата, а так же о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) совершенной в течении последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по форме, установленной Указом Президента РФ 4 экземпляра на 4 листах.. Представлено 3 папки с подписными листами в количестве 59, всего 293 подписи избирателей, собранных в поддержку кандидата, и протокол об итогах сбора подписей от ***.

Постановлением ТИК г. Черногорска от 07.08.2020 № 124/642-4 Степаненко Р.И. зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования г.Черногорск.

*** Казакова Ю.Е. обратилась в избирательную комиссию муниципального образования города Черногорска с заявлением о намерении баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального образования города Черногорска, как кандидат в порядке самовыдвижения.

*** Казаковой Ю.Е. выдано подтверждение о получении документов, представленных для регистрации кандидата, в том числе сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а так же об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности ( в том числе совместной), о вкладах в банках, ценных бумагах на 2 листах, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ кандидата, а так же сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей по форме, установленной Указом Президента РФ, Сведения о расходах кандидата, а так же о расходах своих, супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) совершенной в течении последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по форме, установленной Указом Президента РФ на 8 листах. Представлено 3 папки с подписными листами, 59 подписных листов, всего 293 подписи избирателей, собранных в поддержку кандидата, и протокол об итогах сбора подписей от ***.

Постановлением ТИК г. Черногорска от 07.08.2020 № 124/641-4 Казакова Ю.Е. зарегистрирована кандидатом на должность Главы муниципального образования г.Черногорск.

*** Грудинин В.И. обратился в избирательную комиссию муниципального образования города Черногорска с заявлением о намерении баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального образования города Черногорска, как кандидат в порядке самовыдвижения.

*** Грудинину В.И. выдано подтверждение о получении документов, представленных для регистрации кандидата, в том числе сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а так же об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности ( в том числе совместной), о вкладах в банках, ценных бумагах на 1 листе, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ кандидата, а так же сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей по форме, установленной Указом Президента РФ на 4 листах. Сведения о расходах кандидата, а так же о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) совершенной в течении последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по форме, установленной Указом Президента РФ на 3 листах.. Представлено 4 папки с подписными листами, 80 подписных листов, всего 293 подписи избирателей, собранных в поддержку кандидата, и протокол об итогах сбора подписей от ***.

Постановлением ТИК г. Черногорска от 07.08.2020 № 124/643-4 Грудинин В.И. зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования г.Черногорск.

*** Финогенов В.В. обратился в избирательную комиссию муниципального образования города Черногорска с заявлением о намерении баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального образования города Черногорска, как кандидат в порядке самовыдвижения.

*** Финогенову В.В. выдано подтверждение о получении документов, представленных для регистрации кандидата, в том числе сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а так же об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности ( в том числе совместной), о вкладах в банках, ценных бумагах на 2 листах, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ кандидата, а так же сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей по форме, установленной Указом Президента РФ 4 экземпляра на 8 листах, Сведения о расходах кандидата, а так же о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) совершенной в течении последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по форме, установленной Указом Президента РФ на 9 листах. Представлено всего 3 папки с подписными листами, 60 подписных листов, всего 299 подписи избирателей, собранных в поддержку кандидата, и протокол об итогах сбора подписей от ***.

Постановлением ТИК г. Черногорска от 07.08.2020 № 124/640-4 Финогенов В.В. зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования г.Черногорск.

В силу п. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с п. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения (п. 4 ст. 240 КАС РФ).

В силу п. 1, 2, 3 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Указанные нормативные положения воспроизведены также в ст. 22 Закона РХ № 65-ЗРХ.

В соответствии с п. 1-2.2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 1, 2 Закона РХ № 65-ЗРХ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

Вопреки доводам административного истца, требования, предъявляемые вышеизложенными правовыми актами к форме и содержанию уведомления о выдвижении кандидата и прилагаемым к нему документам, Степаненко Р.И. Казаковой Ю.Е., Грудининым В.И., Финогеновым В.В. соблюдены полностью, так как решением Избирательной комиссии РХ от 27.12.2002 № 85/659-3 полномочия избирательной комиссии муниципального образования города Черногорска переданы Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска.

Доводы административного истца о том, что не были соблюдены требования к выдвижению кандидата, предусмотренные Федеральным Законом « О политических партиях», суд считает не состоятельным, так как Казакова Ю.Е. Степаненко Р.И. Финогенов В.В. и Грудинин В.И. были зарегистрированы в качестве кандидатов на должность Главы МО г. Черногорска в порядке самовыдвижения, положения Федерального Закона «О политических партиях» на них не распространялись.

В силу п. 3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 3 ст. 22 Закона РХ № 65-ЗРХ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.

Указанным приложением предусмотрены следующие требования к заполнению разделов вышеуказанной справки.

Так, сведения о размере и об источниках доходов и имуществе супруга и несовершеннолетних детей указываются только кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В отношении несовершеннолетних детей указанные сведения представляются отдельно на каждого ребенка. Слова "(супругу и несовершеннолетним детям)", "(доходов моих супруга и несовершеннолетних детей)", "(моим супругу и несовершеннолетним детям)" воспроизводятся в предусмотренных законом соответствующих случаях представления сведений о размере и источниках доходов и имуществе супруга и несовершеннолетних детей кандидата.

Сведения в разделе 2 указывается при наличии.

В разделе 3 справки указываются доходы (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, полученные от юридических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральными законами, физических лиц, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты.

Сведения, предусмотренные разделом 4 справки, указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов. В случае отсутствия в документе о государственной регистрации данных об общей площади иного недвижимого имущества сведения об общей площади такого имущества не указываются.

Доход, полученный в иностранной валюте, указывается в разделе 5 справки в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату получения дохода.

В разделе 6 указывается вид транспортного средства: легковой автотранспорт, грузовой автотранспорт, прицепы, водный, воздушный транспорт и другие виды транспорта.

Для драгоценных металлов баланс счета в разделе 7 справки указывается в рублях исходя из учетных цен на аффинированные драгоценные металлы, установленных Центральным банком Российской Федерации на указанную дату.

В разделе 8 справки для счетов в иностранной валюте остаток указывается в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на указанную дату.

В разделе 9 указываются полное наименование организации, включая ее организационно-правовую форму, ИНН, место нахождения организации (почтовый адрес), количество акций с указанием номинальной стоимости одной акции.

В разделе 10 указываются сведения обо всех ценных бумагах (облигациях, векселях, чеках, сертификатах и других), за исключением акций: вид ценной бумаги, полное наименование организации, выпустившей ценную бумагу, с указанием ее организационно-правовой формы (фамилия, имя, отчество, паспортные данные для физического лица), ИНН, почтовый адрес места нахождения (проживания), количество ценных бумаг и общая стоимость в рублях по каждому виду.

В разделе 11 указываются полное наименование организации, включая ее организационно-правовую форму, ИНН, место нахождения организации (почтовый адрес), доля участия, выраженная в процентах или простой дроби от уставного (складочного) капитала.

С учетом указанных требований нарушений к порядку и форме представления сведений об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах Финогеновым В.В. и Казаковой Ю.Е. не допущено.

Из материалов дела следует, что Степаненко Р.И. представил в избирательную комиссию документ, содержащий сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, однако не указал об источнике доходов его и его супруги. Так же не указана дата, на которую предоставляются данные сведения.

Так же из материалов дела следует, что Грудинин В.И. не указал дату, на которую он предоставил сведения об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах.

Между тем, суд учитывает, что такие сведения подлежат представлению по форме, содержащейся в приложении 1 к названному федеральному закону.

Таким образом, Степаненко Р.И. и Грудинин В.И. представил в избирательную комиссию сведения об имуществе, принадлежащем на праве собственности, не по установленной форме, следует признать, что ими не исполнено требование пункта 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В силу п. 3.1 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 3(1) ст. 22 Закона РХ № 65-ЗРХ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации: а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Требования к форме предоставления указанных сведений регламентированы Указом Президента РФ от 06.06.2013 N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".

Анализируя представленные Степаненко Р.И. и Грудининым В.И. в порядке п. 3.1 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 3(1) ст. 22 Закона РХ № 65-ЗРХ справки, суд приходит к следующим выводам.

Степаненко Р.И. представлены справки о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетнему ребенку недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата. В данных сведениях указано о наличии в собственности у супруги кандидата и его несовершеннолетних детей недвижимого имущества в ***, его стоимости наличии в собственности транспортны средств и иного имущества на территории РФ. Сведений о наличии или отсутствии недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации не указано. Кроме того в материалы дела не представлены сведения о расходах кандидата, а также о расходах его супруги и несовершеннолетнего ребенка по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Доводы Степаненко Р.И. о том, что он предоставлял данные сведения, суд считает не состоятельными, так как из объяснений в судебном заседании Тамонина Ю.Г. следует, что в подтверждении о принятии документов, о принятии данных сведений указано ошибочно. Кроме того из сведений об имуществе супруги Степаненко Р.И. и его несовершеннолетних детей следует о совершении сделок на сумму *** руб. в ***. Документы, подтверждающие данные сделки не представлены.

Доводы Тамонина Ю.Г. о том, что перепутали титульные листы от справки о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетнему ребенку недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата и прикрепили к справке о расходах, суд находит не состоятельным, так как разделы соответствуют форме справки о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетнему ребенку недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата.

Так же не принимает во внимание суд доводы Степаненко Р.И. о том, что ТИК представил суду справку о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетнему ребенку недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата и сведения о доходах и имуществе, представленную им до исправления в ТИК и о наличии исправленных вариантов сведений, так как данные доводы не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Как следует из материалов дела, Грудинин В.И. представил справку о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетнему ребенку недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата. В данных сведениях не указаны дата рождения, место рождения, вид документа удостоверяющего личность, серия, номер и дата выдачи, адрес регистрации (место жительства) в разделе 1.

В сведениях о расходах кандидата, а также о расходах его супруги и несовершеннолетнего ребенка по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка так же не указаны в разделе 1 вид документа удостоверяющего личность, серия, номер и дата выдачи, адрес регистрации ( места жительства).

Суд, анализируя допущенные нарушения, приходит к выводу о том, что не указание Степаненко Р.И. и Грудининым В.И. вышеуказанных сведений является нарушением требований, предусмотренных пунктом 3 Указа Президента РФ от 6 июня 2013 года N 546, предъявляемых к оформлению документов, при этом влияющими на объем изложенной в них информации.

Казаковой Ю.Е. и Финогеновым В.В. представлены справки о расходах кандидата, а также о расходах его супруги и несовершеннолетнего ребенка по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка и справки о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетнему ребенку недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации – на всех членов семьи, в данных справках отражена вся необходимая информация.

Указанные справки судом проверены, нарушений требований законодательства к их форме и заполнению не установлено.

По мнению суда, указание Казаковой Ю.Е. в справке «о расходах по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка» об отсутствии сделок в форме «отсутствует», не предусмотренной Указом Президента РФ № 546 от 06.06.2013 - не может расцениваться, как нарушение требований Федерального Закона № 67-ФЗ при предоставлении информации, так как содержит необходимую информацию, которая должна быть представлена с уведомлением о выдвижении кандидата, на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии о рассмотрении вопроса о регистрации кандидата в порядке, предусмотренном п. 22 ст. 33 Федерального Закона № 67-ФЗ.

В силу п. 1, 8 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность Президента Российской Федерации, форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов и выдвижения (самовыдвижения) кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок заполнения и заверения подписных листов, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются федеральным законом.

Пунктом 11 указанной статьи установлено также, что избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов.

После окончания сбора подписей кандидат, уполномоченные представители избирательного объединения, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума подсчитывают общее число собранных подписей избирателей, участников референдума и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Протокол подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. Листы поддержки кандидата представляются кандидатом в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата. Одновременно в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации представляется подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, содержащий сведения о кандидате и поддержавших его лицах, предусмотренные пунктом 18 настоящей статьи. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение трех дней со дня представления указанного списка публикует его в региональном государственном периодическом печатном издании или размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 15, 19 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ).

В соответствии с п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются в том числе подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист; подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума не собственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума

В поддержку Степаненко Р.И. представлено 59 подписных листов, всего 293 подписи. Все они признаны достоверными.

В поддержку Казаковой Ю.Е. подано 59 подписных листов, содержащих 293 подписи, 3 из них признаны ТИК недостоверными.

В поддержку Грудинина В.И.представлено 80 подписных листов, содержащих 293 подписи.

В поддержку кандидата Финогенова В.В. представлено 60 подписных листов, содержащих 299 подписи избирателей.

Административный истец и его представитель заявили о недействительности подписей избирателей, так как они сделаны одним подчерком: по Казаковой Ю.Е.: папка 1 л. 2 стр. 2,3; папка 1 лист 4 стр. 1,2; папка 1 л. 2 стр. 3,5; папка 2 лист 3 стр. 1,4; папка 3 лист 2 стр. 1-5; папка 3 лист. 3 стр. 4,5; папка 3 лист 4 стр. 2,3; папка 3 лист 5 стр. 1,5; папка 3 лист 6 стр. 1-5; папка 3 лист 7 стр. 1-5; папка 3 лист 8 стр. 1-5; папка 3 л. 9 стр. 1-5; л. 10 стр. 1-5; л.11 стр. 2-5; л. 14 стр. 1,2. По Финогенову В.В. папка 1 лист 1 стр. 1-5; папка 1 лист 2 стр. 1-5; папка 1 лист 3 стр. 1-5; папка 1 лист 4 стр. 1-5; папка 1 лист 5; папка 1 лист 8 стр. 4,5; папка 1 лист 9 стр. 1-5; папка 1 лист 12 стр. 4-5; папка 1 лист 16 стр. 2,3; папка 1 лист 17 стр. 2,3; папка 1 лист 18 стр. 1,2; папка 1 лист 20 стр. 3,4; папка 2 лист 6 стр. 3,4, папка 2 лист 8 стр. 2,3, папка 2 лист 18 стр. 1-4; папка 3, лист 3 стр. 1,2; папка 3 лист 5 стр. 2,3; папка 3 лист 11 стр. 2,3; папка 3 лист 15 стр. 4,5. По Грудинину В.И. папка 1 лист 3 стр. 1-5; папка 1 лист 6 стр. 1,2; папка 1 лист 7 стр. 1-2; папка 1 лист 3 стр. 1-5; папка 1 лист 11 стр. 1-2, папка 1 лист 13 стр. 1-2, папка 1 лист14 стр. 1,4, папка 1 лист 17 стр. 1-4; папка 1 лист 20 стр. 1-2; папка 1 л. 21 стр. 2-3; папка 1 лист 29 стр. 1-2; папка 2 лист 3 стр. 2,4; папка 2 лист 8 стр. 3,4; папка 2 лист11 стр. 1,2; папка 2 лист 19 стр. 3,4; папка 2 лист 21 стр. 1-2; папка 2 лист 23 стр. 4,5; папка 3 лист 14 стр. 1,2; папка 4 лист 2 стр. 1-4.

Оснований для вывода о выполнении данных подписей одним почерком административный истец суду не представил, тогда, как у него была возможность ознакомиться с данными подписными листами до обращения в суд с административным иском и поставить перед ТИК вопрос о проверки данных подписей экспертом, входящим в состав рабочей группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения.

Кроме того экспертом подчерковедом Э.Э.Э. в ходе рассмотрения данного дела судом, выборочно проведена проверка заявленных к недействительности подписей избирателей в подписных листах в поддержку Грудинина В.И., Казаковой Ю.Е. и Финогегнова В.В., и не установлено фактов выполнения данных подписей одним подчерком.

Таким образом, суд находит доводы административного истца и его представителя о выполнении подписей в подписных листах одним и тем же лицом – не состоятельными.

Суд не принимает во внимание доводы административного истца и его представителя о недействительности подписей в подписных листах Казаковой Ю.Е. Степаненко Р.И. и Финогенова В.В. и Грудинина В.И. в связи с наличием в них сокращения наименования субъекта Российской Федерации Республики Хакасия - РХ.

В силу ст. 38 п. 5 Федерального Закона № 67-ФЗ не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. По мнению суда, такое сокращение не препятствует восприятию сведений о месте жительства избирателей и исключает любое иное прочтение наименования субъекта Российской Федерации, кроме Республики Хакасия.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований.

В силу пункта 24 статьи 38 этого же федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата, в том числе является в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административных исковых требований в отношении Казаковой Ю.Е. и Финогенова В.В. не имеется, поскольку указанными кандидатами соблюдены все установленные законодательством требования к порядку и форме представления документов, необходимых для регистрации в качестве кандидата на должность Главы г. Черногорска.

Суд учитывает, что допущенные Степаненко Р.И. и Грудининым В.И. нарушения в форме заполнения документов об имуществе и расходах, регламентированных Указом Президента РФ от 06.06.2013 N 546, и сведений о размере и источниках доходов, регламентированных Федеральным Законом № 67-ФЗ, повлекли сокращение объема содержащейся в них информации, на момент подачи уведомления.

Поскольку среди документов, представленных кандидатом Степаненко Р.И. и Грудининым В.И. для регистрации, имелись документы, оформленные с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ и Указа Президента РФ от 06.06.2013 N 546, в силу подпункта «в» и "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ постановление Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска от 07.08.2020 № 123/642-4 и от 07.08.2020 № 123/643-4 подлежит признанию недействительным, а регистрация кандидатов Степаненко Р.И. и Грудинина В.И. – отмене.

Срок обращения в суд, установленный ч. 2 статьи 240 КАС РФ, административным истцом не пропущен, поскольку оспариваемые постановления ТИК г. Черногорска приняты 07.08.2020, административные исковые заявления направлены в суд 17.08.2020, то есть в пределах установленного законом десятидневного срока.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования административного истца Молостова Е.В. удовлетворить частично.

Признать недействительным постановление Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска от 07.08.2020 № 124/642-4 о регистрации Степаненко Р.И. кандидатом на должность Главы муниципального образования г. Черногорск и отменить регистрацию Степаненко Р.И. на должность Главы муниципального образования г. Черногорск.

Признать недействительным постановление Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска от 07.08.2020 № 124/643-4 о регистрации Грудинина В.И. кандидатом на должность Главы муниципального образования г. Черногорск и отменить регистрацию Грудинина В.И. на должность Главы муниципального образования г. Черногорск.

В удовлетворении требований административного истца Молостова Е.В. о признании недействительными постановлений Территориальной избирательной комиссии г. Черногорска о регистрации кандидатами на должность Главы муниципального образования г. Черногорск Казаковой Ю.Е.Финогенова В.В. и отмене указанных постановлений – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю.С. Ключикова

Справка: мотивированное решение составлено 21.08.2020.