ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1445/2016 от 11.04.2016 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2016 г. г. Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-1445/2016 по административному исковому заявлению Митиной Н.В. к администрации г. Иркутска, Комитету по градостроительной политике администрации г. Иркутска о признании незаконным решения Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ. ,

У С Т А Н О В И Л :

Митина Н.В. обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГг.

В обоснование административного искового заявления указано, что Митиной Н.В., принадлежит на праве собственности 1-этажное нежилое здание, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый . В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. за /з, земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., на котором находится данный объект, расположенный по адресу: <адрес>, предварительно согласован, а также утверждена схема расположения земельного участка. Также в соответствии с данным распоряжением, Митиной Н.В. разъяснено право обеспечить выполнение кадастровых работ в целях образования участка, обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, также изменения вида разрешенного использования земельного участка. Из информации Департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска, следует, что данный земельный участок, находиться в территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (3-5 этажей) (ЖЗ-103), в планировочном микрорайоне . ДД.ММ.ГГГГ., административный истец обратилась с заявлением в Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска, о внесении изменений в правила землепользования и застройки, в отношении данного земельного участка, с просьбой предусмотреть на данном земельном участке объект хранения автотранспорта (гараж) с предельными параметрами разрешенного строительства <данные изъяты> кв.м. На, что Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска, рассмотрев Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки, ответил отказом, мотивировав тем, что по итогам заседания от ДД.ММ.ГГГГ. Комиссией рекомендовано отказать в изменении градостроительных регламентов придельных параметров, в связи с предусмотренными вспомогательными видами разрешенного использования «объекты хранения автотранспорта» в данной зоне. Решение об отказе Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска о внесении изменений в правила землепользования и застройки, в отношении земельного участка с кадастровым , в ПМ в зоне ЖЗ-103 предусмотреть объекты хранения автотранспорта с предельными параметрами разрешенного строительства - <данные изъяты> кв.м., нарушает права Митиной Н.В., как пользователя земельного участка.

В судебном заседании стороны отсутствуют, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Административный истец Митина Н.В. о причинах неявки суд не уведомила. Ее представитель Рязанцева Е.Н. посредством телефонограммы сообщила о причинах задержки в судебное заседание в связи с нахождением в ином судебном заседании и о нахождении административного истца в лечебном учреждении. Ходатайств об отложении разбирательства по делу не заявила.

Административный ответчик Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска о причинах неявки суд не уведомил.

Административный ответчик администрация г. Иркутска в лице представителя Борисова А.А. ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Согласно ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что все стороны уведомлены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, их явка в судебное заседание не является обязательной, настоящее административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Как следует из материалов дела, Митина Н.В. является собственником 1-этажного нежилого здания, кадастровый , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» /з от ДД.ММ.ГГГГ Митиной Н.В. предварительно согласовано предоставление данного земельного участка. При этом на Митину Н.В. данным распоряжением было возложена обязанность по проведению кадастровых работ в отношении земельного участка и разъяснено право обратиться в администрацию г. Иркутска с заявлением для изменения разрешенного вида использования земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ. Митина Н.В. обратилась в Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Митиной Н.В. было направлено уведомление Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска , из которого следует, что рассмотрев ее заявление о внесении изменения в правила землепользования и застройки части территории города Иркутска в отношении земельного участка с кадастровым , в ПМ в зоне ЖЗ-103 предусмотреть объекты хранения автотранспорта с предельными параметрами разрешенного строительства - <данные изъяты> кв.м., комитет по градостроительной политике сообщает, что в соответствии со ст. 33 Градостроительного кодекса РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки части территории <адрес>, рассматриваются комиссией по подготовке правил землепользования и застройки. По итогам заседания от ДД.ММ.ГГГГ. Комиссией рекомендовано отказать в изменении градостроительных регламентов предельных параметров, в связи с усмотренными вспомогательными видами разрешенного использования «объекты хранения автотранспорта» в данной зоне. Отказать в изменении на зону ПЗ-305, в связи с несоответствием функциональному зонированию, предусмотренному генеральным планом города Иркутска.

Полагая, что отказ Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска не законен и нарушает ее права, административный истец обратилась в суд.

Так, статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 Кодекса, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.

В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ территория населенного пункта подразделяется на территориальные зоны. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки установлен ст. 33 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в том числе, физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

В силу ч. 2 ст. 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:

1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;

2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Как указано выше административный истец обратилась Комиссию по подготовке правил землепользования и застройки с заявлением о внесении изменений в ПЗЗ в целях проведения государственного кадастрового учета земельного участка, с последующим приобретением земельного участка в собственность.

Вместе с тем, перечень оснований для внесения изменений в ПЗЗ, предусмотренный ст. 33 ГрК РФ является исчерпывающим и данные обстоятельства не являются основанием для внесения изменений в ПЗЗ.

В соответствии с ч. 4 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Согласно проколу, заседания комиссии вопросу о внесении изменений в правила землепользования и застройки части территории города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ. комиссия пришла к выводу о необходимости отказа в изменении градостроительных регламентов предельных параметров, в связи с усмотренными вспомогательными видами разрешенного использования «объекты хранения автотранспорта» в данной зоне. Отказать в изменении на зону ПЗ-305, в связи с несоответствием функциональному зонированию, предусмотренному генеральным планом города Иркутска.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч. 4, 5 ст. 33 ГрК РФ).

В соответствии с распоряжением администрации города Иркутска от 01.07.2014 № 031-10-444/14 «О делегировании полномочий» заместителю мэра - председателю комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска делегированы полномочия по принятию с учетом рекомендаций комиссии решения о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации в уполномоченный орган поступило обращение административного истца с предложением о внесении изменений в документы градостроительного зонирования, которое было рассмотрено комиссией по землепользованию и застройке и рекомендовано: отказать в изменении градостроительных регламентов предельных параметров, в связи с усмотренными вспомогательными видами разрешенного использования «объекты хранения автотранспорта» в данной зоне. Отказать в изменении на зону ПЗ-305, в связи с несоответствием функциональному зонированию, предусмотренному генеральным планом города Иркутска.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, срок обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Статья 36 ГрК РФ устанавливает, что правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом. При этом градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Виды территориальных зон регламентированы ст. 24 Правил, а именно, границы территориальных зон, отображаемые на карте градостроительного зонирования, их наименования устанавливаются индивидуально, с учетом

- возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

- функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом г. Иркутска, утвержденным решением Городской Думы от 28.06.2007г., № 004-20-390583/7;

- определенных ГрК РФ территориальных зон;

- сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

- планируемых изменений границ земель различных категорий;

- предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

Как следует из документов территориального планирования г. Иркутска (Генеральный план г. Иркутска, утвержденный решением Думы г. Иркутска от 28.06.2007 г. № 004-20-390583/7; Проект планировки Октябрьского округа г. Иркутска, утвержденные постановлением администрации г. Иркутска № 031-06-002585/11 от 16.11.2011 г.; Правила землепользования и застройки части территории г. Иркутска, утвержденные решением Думы г. Иркутска от 23.11.2012 г. № 005-20-400654/2), спорный земельный участок расположен территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (3-5 этажей) (ЖЗ-103), что подтверждается информационной справкой начальника отдела территориального планирования управления архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска.

В планировочном микрорайоне , градостроительный регламент которой не содержит вида разрешенного использования земельного участка «объекты хранения автотранспорта».

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий, в том числе сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц (ч. 1). Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (ч. 2).

Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (ч. 3 ст. 31 ГрК РФ).

Пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом.

Статья 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит требования к порядку утверждения правил землепользования и застройки (документ градостроительного зонирования). Данная норма права носит императивный характер и подлежит безусловному исполнению на территории Российской Федерации.

Применение правил землепользования и застройки осуществляется после утверждения данной документации представительным органом местного самоуправления и официального опубликования в порядке, установленном законом законодательством.

Как установлено судом, на момент возникновения административного спора правила землепользования и застройки утвержденные Решением Думы г. Иркутска от 23.11.2013г. № 005-20-400654/2, включающие в себя градостроительные регламенты, были приняты и введены в действие в установленном законом порядке, при этом спорный земельный участок, находится в территориальной зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (3-5 этажей) (ЖЗ-103), в планировочном микрорайоне , не предусматривающей такой вид разрешенного использования земельных участков, как «объекты хранения автотранспорта». В данном случае, спорные правоотношения возникли ввиду желания административного истца инициировать изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка, на иной вид, допускающий объекты объекты хранения автотранспорта.

Кроме того, соответствии со статьей 33 ГрК РФ проект изменений в правила землепользования и застройки подготавливается в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

При этом само по себе такое предложение гражданина не влечет обязанности органов местного самоуправления внести изменения в Правила.

Иное ведет к возможности одностороннего изменения зоны градостроительных регламентов по усмотрению собственников отдельных земельных участков без соблюдения процедуры такого изменения, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Доказательств того, что в результате применения правил землепользования и застройки, земельный участок заявителя не используются эффективно, либо ему причиняется вред, или снижается стоимость этого земельного участка, как и того, что в результате применения Правил не реализуются права и законные интересы административного истца, в материалах дела не имеется.

Более того, помимо вышеуказанных условий внесения изменений в правила землепользования и застройки возможно при условии, если эти правила противоречат генеральному плану г. Иркутска. Таких доказательств материалы дела также не содержат.

Обжалуемым решением не было отказано административному истцу в предоставлении земельного участка в собственность, доказательств невозможности приобретения в собственность земельного участка в связи с принятием обжалуемого решения материалы дела не содержат, в связи с чем административный истец, в нарушение ст. 226 КАС РФ не доказала нарушение своих прав обжалуемым решением.

При указанных обстоятельствах совокупности обстоятельств, предусмотренных ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения незаконным нет.

Согласование Министерством имущественных отношений Иркутской области предварительного предоставление в собственность земельного участка не может являться основанием для признания оспариваемого решения незаконным. При этом следует учесть, что административный истец не лишена возможности, в целях осуществления своих прав на земельный участок, обратиться в администрацию г. Иркутска с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, о чем ей было разъяснено Министерством имущественных отношений Иркутской области.

Поскольку обжалуемое решение Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска вынесено ДД.ММ.ГГГГ, административный истец обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ., срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, ею не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Митиной Н.В. к администрации г. Иркутска, Комитету по градостроительной политике администрации г. Иркутска о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в установлении территориальной зоны «объекты хранения автотранспорта» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г<адрес> незаконным – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий Н.Н.Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 11.04.2016г. Н.Н.Исакова

Копия верна

Судья Н.Н. Исакова

Решение суда на 11.04.2016г. не вступило в законную силу

Судья Н.Н. Исакова

Подлинник решения находится в материалах административного дела № 2а–1445/2016

в Кировском районном суде г.Иркутска

Секретарь с/з