ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ДД.ММ.ГГГГ года | Дело № № |
город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Кириленко Е.А.,
секретарь судебного заседания Рудюк М.Р.,
при участии представителя административного истца – Ковалевской В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Гагаринского района в интересах Российской Федерации к Следственному отделу по Гагаринскому району Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю, о признании бездействия руководителя незаконным,
у с т а н о в и л:
в ДД.ММ.ГГГГ года Прокурор Гагаринского района в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к Следственному отделу по Гагаринскому району Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю, о признании бездействия руководителя незаконным. Просит: признать бездействие руководителя Следственного отдела по Гагаринскому району Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю, выразившееся в невыполнении законного требования прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Обязать руководство Следственного отдела по Гагаринскому району Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю устранить допущенные нарушения путем предоставления сотруднику прокуратуры района возможности ознакомиться с обращениями граждан, должностных и юридических лиц, поступившими в СО по Гагаринскому району СУ СК РФ по городу Севастополю в период с ДД.ММ.ГГГГ согласно алфавитной картотеке и данным АИК “Надзор”, ответами на них, контрольными производствами по обращениям, поступившим в указанный период, книгой учета контрольных производств по обращениям, уголовным и другим делам, сопроводительными письмами к обращениям, направленным в иные органы для разрешения. При необходимости предоставить заверенные копии запрашиваемых документов и пояснения должностных лиц по сути возникающих в ходе проверки вопросов.
В обоснование исковых требований истец ссылается на бездействие руководителя Следственного отдела по Гагаринскому району Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю, выразившемся в невыполнении законного требования прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заслушав доводы представителя истца, установив обстоятельства в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что Прокуратурой Гагаринского района города Севастополя во исполнение п. 6.2 решении коллегии прокуратуры города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ года “О практике рассмотрения и разрешения обращений в органах прокуратуры города, а также о состоянии законности при рассмотрении обращений граждан органами государственной власти и местного самоуправления” организована проверка соблюдения порядка рассмотрения обращений граждан Следственным отделом по Гагаринскому району Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю (далее – СО по Гагаринскому району СУ СК РФ по городу Севастополю).
ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года Прокуратурой Гагаринского района города Севастополя в адрес руководителя СО по Гагаринскому району СУ СК РФ по городу Севастополю направлены требования о предоставлении сотруднику прокуратуры района возможности ознакомиться с необходимыми документами на основании ст. ст. 6, 22 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”.
Как следует из ответов руководителя СО по Гагаринскому району СУ СК РФ по городу Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ года № №, от ДД.ММ.ГГГГ года № №, прокуратуре района отказано в ознакомлении с запрашиваемыми документами и проведении проверки по следующим основаниям.
Так, руководитель СО по Гагаринскому району СУ СК РФ по городу Севастополю в своих ответах ссылается на ст.ст. 1, 4, 21, 26 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” согласно которых проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором; основания и поводы для проверки исполнения законов не могут определяться произвольно и должны быть обусловлены конкретными сведениями, указывающими на наличие в деятельности следственного органа Следственного комитета Российской Федерации и его должностных лиц признаков нарушения законов; в случаях, когда инициируемые органами прокуратуры проверки исполнения законов имеют плановый характер, объем и сроки проведения проверочных мероприятий предварительно согласовываются с руководителем следственного органа; требования прокурора о предоставлении необходимых документов, материалов статистических и иных сведений не могут носить общий характер и должны распространяться лишь на те документы, материалы и сведения, ознакомление с которыми необходимо для подтверждения или опровержения имеющихся у органов прокуратуры и послуживших основанием для проведения проверки сведений о нарушении законов.
Также руководитель следственного отдела указывает, что в рассматриваемом требовании прокурора сведений о конкретных фактах нарушения следственным отделом норм Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” не имеется.
Кроме того, руководитель следственного органа в своих ответах ссылается на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 2-П согласно которого признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 18,19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 Закона о прокуратуре, в той мере, в какой эти положения - в нарушение требования формальной определенности закона - не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов некоммерческими организациями, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.
В соответствии с частью первой статьи 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Статьями 1, 21 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства на прокуратуру Российской Федерации возложено осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации.
Полномочия прокурора установлены в статье 22 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”. В частности, прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Пунктом 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 09.02.2012 года № 39 “Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы” заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписано обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом и его должностными лицами вне уголовно-процессуальной сферы, то есть деятельностью данного государственного органа, не связанной с осуществлением им полномочий в сфере уголовного судопроизводства, в том числе за исполнением законодательства о порядке рассмотрения в следственных органах и учреждениях Следственного комитета заявлений, обращений и жалоб граждан и организаций (за исключением тех, порядок рассмотрения которых установлен уголовно-процессуальным законодательством), в том числе в части направления руководителями следственных органов Следственного комитета соответствующих материалов в уполномоченные органы, должностным лицам для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности, если в ходе проверки обращения о правонарушении установлено отсутствие в деянии состава преступления, но наличие в нем признаков административного правонарушения.
В силу части первой статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 года 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Согласно пункту 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 года № 195 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина”, проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь – для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.
Поводом для прокурорских проверок являются материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.
Согласно статье 44 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ “О следственном комитете Российской Федерации” надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
Как следует из указанных норм Следственный комитет Российской Федерации отнесен к федеральным государственным органам и какие-либо ограничения при осуществлении надзора со стороны органов прокуратуры в отношении Следственного комитета действующим законодательством не установлены. Прокуратура является уполномоченным Российской Федерацией органом по надзору за исполнением всех действующих на территории Российской федерации законов.
Статья 6 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” предусматривает, что требования прокурора, вытекающее из его полномочий перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30, 33 настоящего Закона подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Установленные обстоятельства по делу свидетельствуют о незаконном бездействии руководителя Следственного отдела по Гагаринскому району Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю, выразившемся в невыполнении законного требования прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года.
При таких обстоятельствах и с учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 178, 179, 227, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать бездействие руководителя Следственного отдела по Гагаринскому району Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю, выразившееся в невыполнении требования прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ года и от ДД.ММ.ГГГГ года незаконным.
Обязать Следственный отдел по Гагаринскому району Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю устранить допущенные нарушения путем предоставления прокуратуре Гагаринского района города Севастополя возможности ознакомиться с обращениями граждан, должностных и юридических лиц, поступившими в Следственный отдел по Гагаринскому району Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю с ДД.ММ.ГГГГ года согласно алфавитной картотеке и данным АИК “Надзор”, ответами на них, контрольными производствами по обращениям, поступившим в указанный период, книгой учета контрольных производств по обращениям, уголовным и другим делам, сопроводительными письмами к обращениям, направленным в иные органы для разрешения.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Судья | (подпись) | Е.А. Кириленко |
Мотивированное решение составлено
10 мая 2017 года
Копия верна
Судья Е.А. Кириленко