Дело №2а-1447/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 15 июля 2019 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе судьи Королева А.Н.
при секретаре Алфимовой Виктории Андреевне,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 о признании незаконным утвержденный администрацией г. Коврова градостроительный план, отказ администрации г. Коврова в выдаче разрешения на строительство жилого дома.
установил:
ФИО3 обратилась в Ковровский городской суд Владимирской области с административным исковым заявлением о признании незаконным утвержденный администрацией г. Коврова градостроительный план, отказ администрации г. Коврова в выдаче разрешения на строительство жилого дома.
В обоснование административного иска указала, что 19.03.2018 года приобрела недвижимое имущество: жилой дом (кадастровый номер <№>), расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., земельный участок (кадастровый номер <№>), расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование – под индивидуальную жилую застройку. В связи с тем, что жилой дом, расположенный на земельном участке, находится в ветхом состоянии, ею было принято решение о постройке нового дома. В целях получения разрешения на строительство дома, ФИО3 обратилась в администрацию города Коврова за получением градостроительного плана земельного участка. Согласно п. 2.1 градостроительного плана, разработанного администрацией г. Коврова 23.04.2018 г., земельный участок, принадлежащий ФИО3 на праве собственности, расположен на территории общего пользования, на которую действие градостроительного плана не распространяется. В дальнейшем она обратилась в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство. 26.03.2019 г. ей было отказано в выдаче разрешения на строительство, поскольку земельный участок, расположенный по адресу <адрес> находится в территории общего пользования, действие градостроительного регламента на которую не распространяется. Указывает, что земельный участок и дом находятся в частной собственности более 90 лет, оба объекта недвижимости передавались в порядке наследования по завещанию, подлежали нотариальной проверке на предмет наличия ограничений и обременений, которые выявлены не были. Считает, что разработанный администрацией г. Коврова градостроительный план земельного участка с указанием незаконного и несуществующего вида разрешенного использования земельного участка, нарушает ее права на получение градостроительного плана земельного участка, соответствующего требованиям законодательства. Отказ администрации г. Коврова в выдаче ей разрешения на строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, со ссылкой на отнесение земельного участка к территориям общего пользования, также является незаконным. Просит признать незаконным утвержденный администрацией г. Коврова градостроительный план земельного участка, разработанный 23.04.2018 г., в части указания вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№> как «территории общего пользования, на которую градостроительный регламент не распространяется», обязании выдать новый градостроительный план земельного участка с указанием вида разрешенного использования: «под жилую застройку». Просит признать незаконным отказ администрации г. Коврова в выдаче разрешения на строительство жилого дома на данном земельном участке, обязать выдать разрешение на строительство жилого дома.
При рассмотрении дела административный истец уточнила исковые требования, указала, что уведомление администрации г. Коврова №39 от 26.03.2019 г. о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, со ссылкой на отнесение земельного участка к территориям общего пользования, и не распространение на него градостроительного плана, является незаконным, нарушает права собственника. Просит признать незаконным уведомление администрации г. Коврова №39 от 26.03.2019 г.
В судебное заседание административный истец, будучи извещенной надлежащим образом, не явилась. Представитель административного истца ФИО1 поддержала административные исковые требования по тем же основаниям.
Представитель административного ответчика ФИО2 просила в удовлетворении административного иска отказать, так как оспариваемый градостроительный план земельного участка был получен ФИО3 24.04.2018 г., в суд административный истец обратилась 29.04.2019 г., таким образом она пропустила трехмесячный срок обращения в суд без уважительных причин. Кроме этого, действующим законодательством РФ выдача разрешений на строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрена. ФИО3 не обращалась в администрацию г. Коврова с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома. Указала, что 18.06.2019 г. согласован новый генеральный план города Коврова.
Суд, выслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частями 2, 17 указанной статьи предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.
Частями 1, 3 статьи 511 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Частью 10 указанной статьи предусмотрено, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Из материалов административного дела следует, что административный истец 19.03.2018 года приобрела недвижимое имущество: жилой дом (кадастровый номер <№>), расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., земельный участок (кадастровый номер <№>), расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование – под индивидуальную жилую застройку.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
сли иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Земельный участок административного истца принадлежит ей на праве собственности и относится к категории земель населенных пунктов. Разрешенное использование земельного участка — под жилую застройку.
Из материалов административного дела следует, что уведомление администрации города Коврова от 26.03.2019 обосновано тем, что земельный участок находится на территории общего пользования, а Правилами землепользования и застройки города Коврова не предусмотрено распространение действия градостроительного регламента не распространено на такие участки.
Однако частью 10 статьи 511 Градостроительного кодекса Российской Федерации такого основания для выдачи уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке не предусмотрено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение администрации города Коврова является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО3 удовлетворить.
Признать незаконным уведомление администрации города Коврова от 26.03.2019 №39 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: г<адрес>, кадастровый номер <№>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья А.Н. Королев