68RS0002-01-2020-001632-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тамбов 21 сентября 2021 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре Шинкиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1447/2021 по административному иску ФИО1 к руководителю Тамбовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области ФИО3, Тамбовскому межрайонному следственному отделу следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области, следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области о признании незаконным отказа в предоставлении информации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с административным иском в суд, в котором просит признать незаконными действия руководителя Тамбовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области ФИО3 по отказу в предоставлении информации по запросам от 04.06.2020 и 10.06.2020 и перенаправлению данных запросов в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области; обязать предоставить указанную информацию.
В административном иске ФИО1 указал, что он указанные запросы направил в Тамбовский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области на основании п. 1 ст. 6.1. Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» для оказания квалифицированной юридической помощи обвиняемому ФИО4 в рамках уголовного дела ***. Полномочия и права ФИО1 регламентированы ст. 53 УПК РФ и действия по отказу в предоставлении информации на адвокатский запрос нарушают положения данной статьи уголовно-процессуального законодательства и препятствуют оказанию юридической помощи ФИО4 в полном объеме.
В рамках указанного уголовного дела были выявлены факты неправомерных действий следователей следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области ФИО5 и ФИО6
Согласно материалам уголовного дела эксперту ЭКЦ УМВД России по Тамбовской области ФИО7 было поручено участие в осмотре места преступления (происшествия) 05.02.2018 по адресу: *** использованием фотоаппарата. Для предоставления суду доказательств, проверки допустимости доказательств, а также формулировки ходатайств о допросе свидетелей ФИО1 и были направлены адвокатские запросы о предоставлении информации, связанной с уголовно - процессуальным действием – осмотром места происшествия.
В судебном заседании ФИО1 требования административного иска поддержал, указав, что до настоящего времени должную информацию по адвокатским запросам от 04.06.2020 и 10.06.2020 он не получил, тогда как такие сведения ему необходимы для оказания юридической помощи ФИО4 По мнению ФИО1, имеет место фальсификация доказательств по уголовному делу ***, и единственный способ подтвердить данный факт, это истребовать соответствующую информацию путем направления адвокатских запросов, в том числе в следственные органы. Однако адвокатские запросы не исполняются, необходимые сведения ФИО1 не представлены. В адвокатских запросах от 04.06.2020 и 10.06.2020 поставлены четкие вопросы, но ответы на них ФИО1 не даны. Данные запросы были адресованы руководителю Тамбовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области, между тем данное должностное лицо необоснованно перенаправило эти запросы в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области. Обращал внимание суда, что письма Тамбовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области от 19.08.2020, направленные в его адрес по результатам повторного рассмотрения адвокатских запросов от 04.06.2020 и 10.06.2020, он не получал. Считал, что эти письма административным ответчиком вообще не направлялись. Кроме того, содержание этих писем также не отвечает поставленным в адвокатских запросах вопросам.
Руководитель Тамбовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области ФИО3, представляющий также интересы следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области по доверенности, возражал против требований административного иска. Указал, что в производстве следователей Тамбовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области уголовное дело *** не находилось, в этой связи адвокатские запросы от 04.06.2020 и 10.06.2020 были перенаправлены в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области, так как какой-либо информации по данным запросам Тамбовский межрайонный следственный отдел представить не мог. 17.07.2020 в адрес следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области направлена прокурором области информация от 17.07.2020 № 86-24-2020 об устранении нарушений федерального законодательства. Прокурорской проверкой установлено, что по результатам осмотра места происшествия в рамках уголовного дела *** экспертом ЭКЦ УМВД России по Тамбовской области ФИО7 составлена фототаблица, которая нарочно была получена следователем Тамбовского межрайонного следственного отдела ФИО8 Органы прокуратуры пришли к выводу, что руководителем Тамбовского межрайонного следственного отдела должным образом не были изучены поставленные в адвокатских запросах вопросы и в нарушение п. 2 ст. 6.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» запросы направлены в полном объеме во второй отдел по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области, в который соответствующие фотоматериалы из ЭКЦ УМВД России по Тамбовской области не поступали и который не располагает запрашиваемыми сведениями. В этой связи руководителю Тамбовского межрайонного следственного отдела поручено вернуться к рассмотрению запросов адвоката ФИО1 Во исполнение данного поручения ФИО1 были направлены письма от 19.08.2020, в которых ему было сообщено, что в производстве Тамбовского межрайонного следственного отдела уголовное дело *** не находилось, сообщение о преступлении, явившееся поводом для его возбуждения, в следственный отдел не поступало, в Книге регистрации сообщений о преступлениях (КРСоП) не регистрировалось. В этой связи кем-либо из следователей Тамбовского межрайонного следственного отдела 05.02.2018 осмотр места происшествия не проводился. По указанным причинам не представляется возможным, сообщить, какие были основания для участия в осмотре места происшествия, составления протокола осмотра места происшествия, кто принимал участие в осмотре места происшествия, где хранится информация с фотоаппарата, которым проводилось фотографирование, кем именно проводилось фотографирование, когда был подписан протокол осмотра места происшествия, кто фотографировал место совершения преступления. Каких-либо сведений о регистрации в книге входящей корреспонденции Тамбовского межрайонного следственного отдела фотоматериалов с места происшествия не содержится, в связи с чем сообщить соответствующий номер и дату их поступления, а также когда и кому они были впоследствии перенаправлены, не представляется возможным.
Принимая во внимание ответы от 19.08.2020, административный ответчик считал, что права ФИО1 не нарушены, в связи с чем просил в административном иске отказать.
ФИО4 в судебном заседании просил удовлетворить требования административного истца, считая их обоснованными. Также полагал, что по уголовному делу *** сфальсифицированы доказательства, а следственные органы, не предоставляя информацию по адвокатским запросам, в частности, относительно фототаблицы, препятствуют установлению данного факта.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам, на которого законом возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе по назначению судов); он осуществляет деятельность, имеющую публично-правовой характер, реализуя тем самым гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи (постановления от 17 декабря 2015года N33-П и от 18 июля 2019года N29-П; определения от 11 мая 2012года N838-О, от 20 февраля 2014года N426-О, от 27 марта 2018года N627-О и др.). Государство, призванное гарантировать данное право, в силу статей 45 (часть 1) и 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации обязано создавать надлежащие условия эффективного осуществления деятельности лицам, оказывающим юридическую помощь, в том числе адвокатам (постановления от 23 декабря 1999года N18-П и от 29 ноября 2010года N20-П; определения от 8 ноября 2005года N439-О, от 15 января 2016года N76-О, от 11 апреля 2019года N863-О и др.).
Пунктами 2, 9-11 ч. 1 ст.53 УПК РФ предусмотрено, что с момента вступления в уголовное дело защитник вправе собирать и представлять доказательства, необходимые для оказания юридической помощи, в порядке, установленном ч. 3 ст.86 настоящего Кодекса; участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй, кассационной и надзорной инстанций, а также в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда и участвовать в их рассмотрении судом; использовать иные не запрещенные настоящим Кодексом средства и способы защиты.
В соответствии с ч. 3 ст.86 УПК РФ защитник вправе собирать доказательства путем: получения предметов, документов и иных сведений; опроса лиц с их согласия; истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.
Подпунктом 1 п. 3 ст.6 Федерального закона от 31 мая 2002года N63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" также установлено, что адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей6.1 названного федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном данным федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (п. 1 ст.6.1 указанного закона).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса (п. 2 ст.6.1).
Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти (п. 3 ст. 6.1).
Такие требования утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 декабря 2016года N288.
В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:
1)субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;
2)нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;
3)запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом (п. 4 ст. 6.1).
В случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений (п. 6 ст. 6.1).
Из материалов дела следует, что 16.06.2020 в Тамбовский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области поступили адвокатские запросы ФИО1 от 04.06.2020 № 256, от 10.06.2020 № 260 о предоставлении информации, связанной с уголовно - процессуальным действием – осмотром места происшествия, в целях оказания квалифицированной юридической помощи обвиняемому ФИО4 в рамках уголовного дела ***.
В адвокатских запросах ФИО1 были поставлены вопросы сообщить:
- какие были основания для участия в осмотре места происшествия, составления протокола осмотра места происшествия;
- какое должностное лицо принимало участие в осмотре места происшествия;
- где хранится информация с фотоаппарата, которым производилась фотографирование места происшествия следователем и экспертом;
- когда был подписан протокол осмотра места происшествия (место совершения преступления);
- какое лицо осуществляло фотографирование место совершения преступления;
- передавались ли в Тамбовский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области фотоматериалы с места происшествия. Если да, то проинформировать номер входящей корреспонденции и дату поступления фототаблицы (фотоматериала). Кому и когда впоследствии перенаправлена фототаблица;
- под каким номером 05.02.2018 зарегистрировано в КРСоП сообщение о совершении ФИО4 преступления;
- под каким номером зарегистрировано в КРСоП заявление ФИО2 о совершении преступления;
- выслать копию журнала КРСоП за 05.02.2020, а также копию документа о передаче материала проверки в другое подразделение (сопроводительного письма и др.);
- когда был подписан протокол осмотра места происшествия (места совершения преступления).
17.06.2020 руководителем Тамбовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области ФИО3 адвокатские запросы были перенаправлены для рассмотрения руководителю второго отдела по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики) следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области, так как расследование уголовного дела *** осуществлялось указанным отделом.
О направлении запросов в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области ФИО1 уведомлен письмом от 17.06.2020 № 03-51-2020.
Приказом Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19.09.2007 N17 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее - Инструкция).
Инструкция издана в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах и учреждениях Следственного комитета обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, запросов и обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, членов Общественной палаты Российской Федерации, работников иных организаций и должностных лиц.
Согласно п. 3.2 Инструкции обращение (запрос), разрешение которого не входит в компетенцию подразделения Следственного комитета, в который оно поступило, в 7-дневный срок с момента регистрации направляется руководителю соответствующего подразделения Следственного комитета с одновременным уведомлением об этом заявителя.
С учетом указанных норм, суд не находит оснований для признания незаконными действия руководителя Тамбовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области ФИО3, направившим адвокатские запросы ФИО1 во второй отдел по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики) следственного управления Следственного комитета Российской Федерации, которому постановлением о возбуждении уголовного дела от 06.02.2018 (п. 4) поручена организация расследования.
При этом следует принять во внимание следующие обстоятельства.
ФИО1, полагая, что его адвокатские запросы были рассмотрены не надлежащим образом, обратился с соответствующим заявлением в прокуратуру области.
По результатам прокурорской проверки в адрес следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области направлена прокурором области информация от 17.07.2020 № 86-24-2020 об устранении нарушений федерального законодательства.
Установлено, что 05.02.2018 следователем ОВД второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области ФИО6 в рамках уголовного дела *** с участием эксперта ЭКЦ УМВД России по Тамбовской области ФИО7 проведен осмотр места происшествия по адресу: ***.
Данный эксперт осуществлял фотосъемку.
По результатам осмотра составлена фототаблица, которая 08.02.2018 за исходящим номером 16/203 направлена в Тамбовский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области.
Нарочно фототаблица была получена следователем Тамбовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области ФИО8 Однако в материалах уголовного дела она отсутствует, ее местонахождение не установлено.
Органы прокуратуры пришли к выводу, что руководитель Тамбовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области ФИО3 должным образом не изучил поставленные в адвокатском запросе вопросы и в нарушение п. 2 ст. 6.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» направил адвокатский запрос ФИО1 в полном объеме во второй отдел по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области, в который соответствующие фотоматериалы из ЭКЦ УМВД России по Тамбовской области не поступали и который не располагает запрашиваемыми сведениями.
В этой связи перед следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области поставлены вопросы устранить нарушения, в установленном законом порядке рассмотреть адвокатский запрос ФИО1
По результатам рассмотрения информации прокуратуры области от 17.07.2020 № 86-24-2020 следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации в органы прокуратуры письмом от 19.08.2020 сообщено, что приведенные в информации факты нарушения ФИО3 порядка рассмотрения адвокатского запроса нашли свое объективное подтверждение. Данное должностное лицо не разрешило адвокатский запрос в части, касающейся деятельности возглавляемого им отдела, перенаправил его руководителю другого следственного отдела.
ФИО3 поручено принять меры, направленные на устранение выявленных недостатков, вернуться к рассмотрению запроса адвоката ФИО1, разрешив его в части касающейся в соответствии с действующим законодательством.
19.08.2020 руководителем Тамбовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области ФИО3 в адрес ФИО1 направлены два письма на его адвокатские запросы от 04.06.2020 № 256, от 10.06.2020 № 260.
Поскольку предметом настоящего административного иска указанные ответы от 19.08.2020 не являются, судебной оценке на предмет законности эти ответы не подлежат.
В судебном заседании ФИО3 не оспаривал выявленные прокуратурой области нарушения.
Суд также не находит оснований не согласиться с выводами прокуратуры области и, с учетом изложенного, приходит к выводу, что перенаправление адвокатских запросов во второй отдел по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области в части вопросов относительно фототаблицы является незаконным.
Ввиду того, что на адвокатские запросы от 04.06.2020 № 256, от 10.06.2020 № 260 были предоставлены дополнительные ответы от 19.08.2020, в требованиях административного иска об обязании руководителя Тамбовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области ФИО3 предоставить запрашиваемую информации по указанным запросам следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным действия руководителя Тамбовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области ФИО3 по перенаправлению адвокатских запросов от 04.06.2020 № 256, от 10.06.2020 № 260 в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области в части вопросов относительно фототаблицы.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.С. Воронцова
Решение в окончательной форме принято 24.09.2021
Судья: Е.С. Воронцова