№ 2а-1448/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2018 года Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего-
судьи Томского районного суда Томской области Куцабовой А.А.,
при секретаре Росинской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Томской области к ФИО1 о взыскании страховых взносов,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России /.../ по /.../ обратилась в суд с административным иском (с учетом уточнений) к ФИО2 о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 4088 рублей 71 коп., пени в размере 66 рублей 33 коп.,
в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за /.../ год в размере 802 рубля 02 коп., пени в размере 13 рублей 01 коп.,
в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 19356 рублей 48 коп., пени в размере 9762 рубля 66 коп.,
в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до /.../ в размере 3796 рублей 85 коп., пени в размере 1425 рублей 35 коп.,
в Пенсионный фонд Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до /.../ пени в размере 5887 рублей 37 коп.,
на общую сумму 45198 рублей 77 коп.
В обоснование заявленного требования указано, что что в связи с вступлением в силу с /.../ Федерального закона № 243-ФЗ от /.../ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» администрирование страховых взносов осуществляется налоговым органом. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, уплачиваемых плательщиками, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен ст. 431 Налогового кодекса Российской Федерации. В 2017 году в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от /.../ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» организации уплачивали соответствующие страховых взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере. На основании ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ расчет страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится плательщиками страховых взносов самостоятельно. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно. ФИО2 с /.../ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, прекратил предпринимательскую деятельность /.../. За ответчиком числится задолженность по уплате страховых взносов за /.../ год в размере 4890 рублей 73 коп., из которых страховые взносы на ОПС – 4088 рублей 71 коп.; в ФФОМС- 802 рубля 02 коп. За ответчиком числится задолженность по уплате страховых взносов за 2016 год в размере 23153 рубля 33 коп., из которых страховые взносы на ОПС – 19356 рублей 48 коп.; в ФФОМС- 3796 рублей 85 коп. У налогоплательщика имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 г. и ранее годы в размере 5887 рублей 37 коп., переданная в налоговый орган из Пенсионного фонда Российской Федерации /.../. Так как обязанности страхователя по своевременной уплате страховых взносов административным ответчиком не были выполнены своевременно, то в силу ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в случае просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начисляются пени за каждый была начислена пеня, равная одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Общая сумма пени составляет 11267 рублей 34 коп. На основании ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО2 были направлены требования: /.../ от /.../, содержащее предложение добровольно уплатить сумму страховых взносов в размере 130275 рублей 60 коп., пени в размере 12426 рублей 12 коп. в срок до /.../; /.../ от /.../, содержащее предложение добровольно уплатить сумму страховых взносов в размере 4890 рублей 73 коп., пени в размере 79 рублей 34 коп. в срок до /.../; /.../ от /.../, содержащее предложение добровольно уплатить сумму страховых взносов в размере 23153 рубля 33 коп., пени в размере 15243 рубля 00 коп. в срок до /.../. Требования налогоплательщиком оставлены без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца ФИО3 представил отказ от административного иска к ФИО2 в части требования о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за /.../ год в размере 0,03 рубля; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 г. в размере 0,01 рубля, просил взыскать с ФИО2
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за /.../ год – 4088 рублей 71 копейка, пени, начисленные в период с /.../ по /.../ – 66 рублей 30 копеек;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование за /.../ год – 802 рубля 02 копейки, пени, начисленные в период с /.../ по /.../ – 13 рублей 00 копеек;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за /.../ год – 19356 рублей 48 копеек, пени, начисленные в период с /.../ по /.../ – 9762 рубля 66 копеек;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование за /.../ год – 3796 рублей 85 копеек, пени, начисленные в период с /.../ по /.../ – 1425 рублей 35 копеек;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за /.../ год – 5887 рублей 37 копеек.
Определением Томского районного суда /.../ отказ Межрайонной ИФНС России /.../ по /.../ от административного иска к ФИО2 в части требования о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 0,03 рубля; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 г. в размере 0,01 рубля, принят судом, производство по делу в указанной части прекращено.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России /.../ по /.../, административный ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие сторон.
В письменных пояснениях, в заявлении об уменьшении исковых требований представитель административного истца ФИО3 указал, что с /.../ Федеральный закон от /.../ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который до указанной даты регламентировал порядок уплаты страховых взносов, утратил силу. В Налоговый кодекс Законом от /.../ № 243-ФЗ включена новая гл. 34 «Страховые взносы». В ней установлены объект и база по страховым взносам, суммы, не подлежащие обложению взносами, тарифы, в том числе пониженные, единая форма и сроки представления отчетности, порядок и сроки уплаты страховых взносов, начиная с /.../. Федеральным законом от /.../ № 250-ФЗ от /.../ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» внесены изменения в ряд законов, которые также связаны с передачей полномочий по администрированию страховых взносов налоговым органам. В соответствии с пунктом 20 Закона № 250-ФЗ от /.../ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до /.../, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
от судебных приставов по исполнительным документам поступают два платежа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере:
18610.80 руб. по ИД /.../ от /.../
17328.48 руб. по ИД /.../ от /.../.
от судебных приставов по исполнительным документам поступают четыре платежа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (пени) в размере:
9792.84 руб. по ИД /.../
2713.10 руб. по ИД /.../
7647.85 руб. по ИД /.../ от /.../
600.51 руб. по ИД /.../ от /.../.
Поступление данных платежей подтверждаются выпиской по данным налогового обязательства с лицевого счета.
/.../ в налоговый орган из Пенсионного фонда Российской Федерации передана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 79793,93 руб.; /.../ передана недоимка по страховым взносам в размере 130275,6 руб. и сумма недоимки в размере 19356, 48 руб. сторнирована, в связи с чем итоговая сумма недоимки, переданная из Пенсионного фонда Российской Федерации по состоянию на /.../ составила 190713,05 руб. (79793,93 руб. + 130275,60 руб. – 19356,48 руб.). /.../ в счет уплаты задолженности административного ответчика поступили платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 18610,8 руб. и 17328,48 руб. Данные платежи были зачтены в итоговую сумму недоимки, переданной из Пенсионного фонда Российской Федерации. Итоговая сумма недоимки составила 154773,77 руб. (190713,05 – 18610,80 руб. – 17328,48 руб.). На основании положений п.1 ст. 11 Федерального закона от /.../ № 436-ФЗ задолженность в размере 148886,40 (8 МРОТ) /.../ списана. С учетом изложенных обстоятельств у административного ответчика определена задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, переданная в налоговый орган из Пенсионного фонда РФ на /.../ за 2015 г. в размере 5887,37 руб. (154773,77 руб. – 148886,40 руб.).
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из п.1 Типового положения об Инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и Инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от /...//.../н, следует, что инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от /...//.../, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Из Приказа ФНС России от /.../ № ММВ-7-22/847@ «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы» следует, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России /.../ по /.../ наделена полномочиями, в том числе по взысканию задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, в связи с чем является надлежащим административным истцом по рассматриваемой категории административных дел.
С /.../ вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от /.../ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», при рассмотрении настоящего административного дела о взыскании страховых взносов и пени за 2016 год подлежат применению положения Федерального закона от /.../ № 212-ФЗ, за 2017 год – нормы главы 43 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что /.../ мировым судьей был вынесен судебный приказ /.../а-482/2017 о взыскании с ФИО2 задолженности по страховым взносам в размере 186068 рублей 12 копеек. Определением мирового судьи судебного участка /.../ Томского судебного района /.../ от /.../ данный судебный приказ, в связи с поступившими возражениями ФИО2, отменен.
В силу ст. 3 Федерального закона от /.../ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляли Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от /.../ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели.
Обязанность индивидуальных предпринимателей, как плательщиков страховых взносов, правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы установлена ст. 28 Федерального закона от /.../ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Таким образом, исходя из вышеназванных положений закона, на лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, возложена обязанность по уплате страховых взносов, эта обязанность возникает в силу факта приобретения ими статуса индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно положениям ст. 16 Федерального закона от /.../ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В случае прекращения предпринимательской либо иной профессиональной деятельности плательщикам страховых взносов следует представить в Инспекцию Федеральной налоговой службы сведения о доходах от деятельности, так как право определять величину доходов плательщиков, необходимую для определения фиксированного размера страховых взносов, и передавать сведения о ней из территориальных органов Федеральной налоговой службы России в территориальные органы Пенсионного фонда принадлежит налоговым органам.
В силу ст. 18 Федерального закона от /.../ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от /.../ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч.ч.1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от /.../ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, определяется в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Тариф страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет 26 процентов, в Фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента (п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от /.../ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
В соответствии с ч. 1.2 ст. 14 Федерального закона от /.../ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Как следует из положений Федерального закона от /.../ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации» расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (ч. 1 ст. 10).
В силу ст. 22 Федерального закона от /.../ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (ч. 2). Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (ч. 4). Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч. 5). Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (ч. 7).
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от /.../ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от /.../ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Аналогичные положения содержатся в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст.ст. 69, 70, 75, пп. 2 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 423, ст. 425, 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 57 Налоговом кодексе Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статьей 1 Федерального закона от /.../ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с /.../ был установлен в сумме 6204 рубля в месяц, на /.../ – 7500 рублей.
Судом установлено, что в период с /.../ по /.../ ФИО2 имел статус индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на /.../, в связи с чем на основании ст. 5 Федерального закона от /.../ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком страховых взносов.
Согласно представленному административным истцом расчету за период осуществления предпринимательской деятельности ФИО2 надлежало произвести уплату страховых взносов:
в /.../ году (с /.../ по /.../)
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование: 19356 рублей 48 коп. (МРОТ 6204 руб. х 26%=1613 руб. 04 коп. х 12),
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: 3796 рублей 85 коп. (МРОТ 6402 руб. х 5,1%=316.4 х 12 (2016 г.),
в /.../ году (с /.../ по /.../)
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование:
3900 рублей 00 коп. (МРОТ 7500 руб. х 26%=1950 х 2 (январь-февраль 2017 г.),
188 рублей 71 коп. (МРОТ 7500 руб. х 26%=1950/31 х 3 (март 2017 г.),
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
765 рублей 00 коп. (МРОТ 7500 руб. х 5,1%=385,2 х 2 (январь-февраль 2017 г.),
37 рублей 02 коп. (МРОТ 7500 руб. х 5,1%=382,50/31 х 3 (март 2017 г.).
Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 г. и ранние годы – 5887 рублей 37 коп., переданная в налоговый орган из Пенсионного фонда РФ /.../.
Из материалов дела следует, что административным ответчиком обязанность по уплате страховых взносов за периоды с /.../ по /.../, с /.../ по /.../ в установленные законом сроки не исполнена, в связи с чем образовалась задолженность.
Поскольку ФИО2 обязанность по уплате страховых взносов в установленный законом срок не была исполнена, ему были начислены пени
за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за /.../ год – 13 рублей 01 копейка;
за неуплату страховых взносов на пенсионное страхование за 2017 год – 66 рублей 33 копейки;
за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемых в ПФ РФ – 9762 рубля 65 коп.;
за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет федерального фонда ОМС – 1425 рублей 35 коп.;
за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ – 5887 рублей 37 коп.
Межрайонной ИФНС России /.../ по /.../ в адрес ФИО2 направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов
/.../ от /.../, содержащее предложение добровольно уплатить сумму страховых взносов в размере 130275 рублей 60 коп., пени в размере 12426 рублей 12 коп. в срок до /.../;
/.../ от /.../, содержащее предложение добровольно уплатить сумму страховых взносов в размере 4890 рублей 73 коп., пени в размере 79 рублей 34 коп. в срок до /.../;
/.../ от /.../, содержащее предложение добровольно уплатить сумму страховых взносов в размере 23153 рубля 33 коп., пени в размере 15243 рубля 00 коп. в срок до /.../.
Факт направления требований ФИО2 подтверждается представленным в материалы дела списком заказных отправлений с документами, поданных в отделение связи. Данные требования административным ответчиком оставлены без удовлетворения. Доказательств уплаты страховых взносов в указанном размере административным ответчиком в суд не представлено.
Оценив исследованные доказательства в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проверив представленный административным истцом расчет задолженности по страховым взносам пени, суд находит требования Межрайонной ИФНС России /.../ по /.../ подлежащими удовлетворению.
При этом судом учтено, что при рассмотрении дела административным ответчиком в суд представлены чек-ордера о погашении задолженности в размере 67685 руб. 80 коп., постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по постановлениям ГУ УПФ РФ по /.../ в размере 8913, 52 руб., 11493,17 руб., 22979,68 руб., 27948,24 руб., квитанция о внесении на счет службы судебных приставов 11913,52 руб.
Из ответа Управления ПФР в /.../ от /.../ следует, что при определении размера задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам ФИО2 на /.../ для передачи в налоговые органы не учитывались поступления денежных средств в счет погашения задолженности за периоды до /.../, поступившие в ИФНС после /.../.
Из выписки из лицевого счета страховых взносов, представленной в суд налоговым органом следует, что денежные средства, поступившие в счет погашения задолженности в ИФНС после /.../, при расчете истребуемой задолженности были учтены, расчет представлен, проверен судом и признан не нарушающим права административного ответчика (неверно определен размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2016 года в размере 3796,85 руб., так как 6402 руб. х 5,1% = 326,5 х 12 = 3918,02 руб.), административным ответчиком расчет задолженности не оспорен.
При проверке в судебном заседании вопроса соблюдения истцом срока обращения в суд установлено следующее.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд также выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений п. п. 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Административному ответчику направлены налоговые уведомление и требования с указанием сроков уплаты страховых взносов.
В сроки, указанные в уведомлении, требованиях, административный ответчик обязанность по уплате страховых взносов, санкций не исполнил.
Административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье.
Определением мирового судьи судебного участка /.../ Томского судебного района /.../ от /.../ судебный приказ /.../а/.../ от /.../ отменен.
С учетом изложенного шестимесячный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО2 обязательных платежей, пени в соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации истекал /.../. Настоящее административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России /.../ по /.../ поступило в суд /.../, то есть в пределах срока, предусмотренного ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации до подачи искового заявления в суд общей юрисдикции плательщики уплачивают государственную пошлину.
Частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно пп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Как указано выше Межрайонная ИФНС России /.../ по /.../ является федеральным органом исполнительной власти, и соответственно в силу пп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины при предъявлении данного иска в суд освобождена.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
Оснований для освобождения административного ответчика ФИО2 от подлежащей уплате по делу государственной пошлины суд не усматривает.
Поскольку исковые требования имущественного характера, предъявленные Межрайонной ИФНС России /.../ по /.../ к ФИО2 удовлетворены в размере 45198 рублей 74 копейки, на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1555 рублей 96 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Томский районный суд /.../
решил:
административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России /.../ по /.../ к ФИО1 о взыскании страховых взносов удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, дата рождения: /.../, место рождения: /.../ Азербайджанская ССР, место регистрации: /.../, /.../, /.../2, задолженность в размере 45198 рублей 74 копейки, из которых:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за /.../ год – 4088 рублей 71 копейка, пени, начисленные в период с /.../ по /.../ – 66 рублей 30 копеек;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование за /.../ год – 802 рубля 02 копейки, пени, начисленные в период с /.../ по /.../ – 13 рублей 00 копеек;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за /.../ год – 19356 рублей 48 копеек, пени, начисленные в период с /.../ по /.../ – 9762 рубля 66 копеек;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование за /.../ год – 3796 рублей 85 копеек, пени, начисленные в период с /.../ по /.../ – 1425 рублей 35 копеек;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за /.../ год – 5887 рублей 37 копеек.
Взысканные суммы подлежат перечислению согласно следующих реквизитов:
получатель УФК по /.../ (Межрайонная ИФНС России /.../ по /.../, ИНН /.../,
КБК (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 г.) в размере 4088 рублей 71 копейка – 18/.../
КБК (пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 г., начисленные с /.../ по /.../) в размере 66 рубля 30 копеек -18/.../
КБК (страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 г.) в размере 802 рубля 02 копейки – 18/.../
КБК (пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 г., начисленные с /.../ по /.../) в размере 13 рублей 00 копеек - 18/.../
КБК (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2016 г.) в размере 19356 рублей 48 копеек – 18/.../
КБК (пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016 г., начисленные с /.../ по /.../) в размере 9762 рубля 66 копеек) - 18/.../
КБК (страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2016 г.) в размере 3796 рублей 85 копеек - 18/.../
КБК (пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 г., начисленные с /.../ по /.../) в размере 1425 рублей 35 копеек - 18/.../
КБК (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2015 г.) в размере 5887 рублей 37 копеек – 18/.../,
ОКАТО/ОКТМО /.../.
Взыскать с ФИО1, дата рождения: /.../, место рождения: /...//.../, место жительства: /.../, /.../, /.../ доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1555 рублей 96 копеек.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Томский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья Томского районного суда Томской области (подпись) А.А. Куцабова
Копия верна.
Судья: А.А. Куцабова
Секретарь: А.С. Росинская