ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1449/20 от 29.12.2020 Кетовского районного суда (Курганская область)

Дело № 2а-1449/2020

УИД45RS0008-01-2020-002215-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Тренихиной Т.В.,

при секретаре Чуевой Е.А.,

рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства в с. Кетово Кетовского района Курганской области 29 декабря 2020 г. административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области (далее – МИФНС России № 7 по Курганской области) обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей. В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик, являясь налогоплательщиком, имел в собственности следующее имущество, являющееся объектом налогообложения: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 196000 кв.м., дата регистрации права 17.12.2008, дата утраты права 22.10.2018. Также физическим лицом – резидентом ФИО1 05.07.2013 открыт счёт в банке за пределами Российской Федерации, страна местонахождения банка – США, при этом им не представлен в налоговый орган по месту своего учёта за 2017 г. отчёт о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, по сроку представления до 01.06.2018, т.е. не позднее 31.05.2018. ФИО1 за совершённое административное правонарушение вынесено постановление от 13.06.2019 о наложении административного штрафа в размере 2 500 руб., по сроку уплаты 23.08.2019. Указанный штраф административный ответчик не уплатил. ФИО1 имел задолженность по налогам, сборам, пеням, штрафам за 2015 г., по сроку уплаты 01.12.2016, за 2016 г., 2017 г., 2018 г. в сумме 41 733 руб. 40 коп. О наличии задолженности административному ответчику направлялись уведомления и требования. Мировым судьёй 15.04.2020 выносился судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности в сумме 41 733 руб. 40 коп., который определением мирового судьи от 22.06.2020 был отменён. На день предъявления настоящего административного искового заявления сумма задолженности административного ответчика составляет 4 095 руб. 15 коп., состоит из: земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 1 581 руб. за 2018 г. по сроку уплаты 02.12.2019, в размере 14 руб. за 2018 г. по сроку уплаты 02.12.2019 и пени в размере 15 коп. за период с 03.12.2019 по 21.01.2020; доходов от денежных взысканий (штрафов), поступающих в счёт погашения задолженности, образовавшейся до 01.01.2020, подлежащие зачислению в федеральный бюджет по нормативам, действующим в 2019 г. (за исключением доходов, направляемых на формирование Федерального дорожного фонда: штрафа в размере 2 500 руб. по сроку уплаты 23.08.2019. Разница суммы взыскания задолженности между заявлением о вынесении судебного приказа и формированием административного иска обусловлена погашением транспортного налога и пени по транспортному налогу 14.07.2020.

От административного ответчика возражения против административного иска не поступили.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что по данным МИФНС России № 7 по Курганской области, имеются сведения о следующих объектах недвижимости, принадлежавших административному ответчику: земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес> площадью 196000 кв.м., в период с 17.12.2008 по 22.10.2018.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Исходя из ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии с ч. 1, ч. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговая база установлена п. 1 ч. 1 ст. 394 НК РФ.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Статьёй 397 НК РФ предусмотрено, что земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 1).

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (ч. 4).

Согласно ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Кроме того, постановлением заместителя начальника МИФНС России № 7 по Курганской области от 13.06.2019 № , ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 руб.

Указанное решение ФИО1 не обжаловано.

На основании ч. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

При этом, срок на бесспорное взыскание сумм налога начинает течь с момента истечения срока на добровольную его уплату, исчисляемого с момента окончания срока, в течение которого, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику по правилам статьи 70 НК РФ.

Из материалов рассматриваемого дела следует, что налоговым органом в адрес ФИО1 направлялось налоговое уведомление № 62256941 от 23.06.2018 об уплате земельного налога за 2017 г. в размере 33 960 руб. по сроку уплаты 03.12.2018, помимо этого также указан транспортный налог в сумме 141 604 руб. и налог на имущество физических лиц в сумме 198 628 руб. 86 коп.

Также налоговым органом в адрес ФИО1 направлялось налоговое уведомление № 38226400 от 22.08.2019 об уплате земельного налога за 2018 г. в размере 1 595 руб. по сроку уплаты 02.12.2019, помимо этого также указан транспортный налог в сумме 3 395 руб.

Налоговым органом в адрес ФИО1 направлялось налоговое уведомление № 89364255 от 29.10.2019 о перерасчёте транспортного налога за 2016 г. в сумме 33 881 руб. по сроку уплаты 19.12.2019.

15.01.2020 в адрес административного ответчика направлено требование № 114 об уплате денежных взысканий (штрафов) за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля в размере 2 500 руб. по сроку уплаты 23.08.2019. По состоянию на 15.01.2020 за ФИО1 ичслится общая задолженность в сумме 79 743 руб. 66 коп., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 75 245 руб., которая подлежит уплате до 31.01.2020.

Административным ответчиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок, обязанность по уплате недоимки не была выполнена.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно пункту 3 этой же статьи, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций; пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 НК РФ и указанной нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пени, штрафов. При пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, установленный факт несоблюдения налоговым органом установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пеням со дня истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога и пеней, является основанием для вынесения на обсуждение обстоятельств, связанных с причинами пропуска этого срока и основаниями для его восстановления.

В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Определением мирового судьи судебного участка № 12 Кетовского судебного района Курганской области от 22.06.2020 отменён судебный приказ от 15.04.2020 о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу в размере 41 733 руб. 40 коп.

Недоимка ФИО1 уплачена частично 14.07.2020 в сумме 37 638 руб. 25 коп., что следует из карточек расчётов с бюджетом.

Административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 05.11.2020, т.е. в срок, установленный ч. 3 ст. 48 НК РФ.

Таким образом, оставшаяся неуплаченной сумма недоимки в размере 4 095 руб. 15 коп. подлежит взысканию с ФИО1

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд на основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, с ФИО1 подлежит взысканию сумма государственной пошлины в доход муниципального образования Кетовский район (ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в размере 400 руб. (подп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ).

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 291-294.1 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Курганской области задолженность в размере 4 095 (четыре тысячи девяносто пять) рублей 15 копеек, состоящую из: земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 1 581 руб. за 2018 г. по сроку уплаты 02.12.2019; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 14 руб. за 2018 г. по сроку уплаты 02.12.2019 и пени в размере 15 коп. за период с 03.12.2019 по 21.01.2020; доходов от денежных взысканий (штрафов), поступающих в счёт погашения задолженности, образовавшейся до 01.01.2020, подлежащие зачислению в федеральный бюджет по нормативам, действующим в 2019 г. (за исключением доходов, направляемых на формирование Федерального дорожного фонда: штрафа в размере 2 500 руб. по сроку уплаты 23.08.2019.

Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход муниципального образования Кетовский район в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путём подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощённого (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощённого (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.

Судья: Т.В. Тренихина