ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1449/2022 от 21.03.2022 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело № 2а-1449/2022

УИД: 27RS0007-01-2022-000557-97

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2022 года г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе председательствующего судьи Капитоновой М.В.,

при секретаре судебного заседания Терешиной Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к старшему государственному инспектору РЭО ГИБДД УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре ФИО2, УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре о признании незаконным решения об отказе в производстве регистрационных действий транспортного средства, возложении обязанности произвести регистрационные действия,

УСТАНОВИЛ

ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения старшего государственного инспектора РЭО ГИБДД УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре ФИО2 от (дата) об отказе в проведении регистрационных действий в отношении транспортного средства. В обоснование своих доводов указал, что (дата) оратился в Госавтоинспекцию УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре с заявлением об оказании государственной услуги по регистрации транспортного средства (иные данные) государственный регистрационный знак (№). (дата) решением государственного инспектора было отказано в проведении регистрационных действий указанного транспортного средства со ссылкой на п. 32 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от (дата)(№). С указанным решением не согласен, поскольку оно нарушает его права на пользование транспортным средством. Полагает, что регистрационное подразделение могло по собственной инициативе внести исправления в неправильные регистрационные данные.

Определением суда от (дата) к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре.

Административный истец ФИО1 о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимал, в связи с чем в силу положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного истца.

Административный ответчик, представитель административного ответчика УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали, в связи с чем, в силу положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

От представителя УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре ФИО3 представлены письменные возражения по иску, согласно которым порядок регистрации автомототранспортных средств в Российской Федерации определен Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от (дата)(№) (далее - Правила) и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от (дата)(№) (далее - Административный регламент). (дата) с заявлением и документами о проведении регистрационных действий в РЭО ГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре обратился ФИО1 ч, которому на основании пункта 32 Административного регламента отказано в приеме заявления и документов, поскольку инспектором ФИО2 при изучении представленных документов установлено, что в договоре купли-продажи от (дата) между ФИО4 и ФИО5 продавцом указан ФИО4, но согласно Федеральной информационной системе Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации собственником автомобиля являлся ФИО4, а также в договоре купли-продажи от (дата) между ФИО5 и ФИО6 паспортные данные ФИО5, ранее указанные в договоре купли-продажи от (дата), принадлежат ФИО7, и эти же паспортные данные указаны в договоре купли-продажи от (дата), заключенного между ФИО7 и ФИО1 В иске просит отказать.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, административный истец ФИО1 на основании договора купли-продажи от (дата) купил у ФИО7 транспортное средство (иные данные)» государственный регистрационный знак (№).

(дата)ФИО1 обратился в РЭО ГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре с заявлением (№) о перерегистрации транспортного средства в связи с изменением собственника, сохранением гос.номеров и выдачей дубликата ПТС. К заявлению приложены ПТС, договор купли-продажи от (дата), договор купли-продажи от (дата), договор купли-продажи от (дата).

(дата) старшим государственным инспектором РЭО ГИБДД УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре ФИО2 выдано решение об отказе в проведении регистрационных действий на основании пункта 32 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от (дата)(№), так как имеются представлены документы, не соответствующие пункту 28 Административного регламента, а именно: фамилия продавца в договоре купли-продажи от (дата) не соответствует регистрационным данным, паспортные данные покупателя в договоре купли-продажи от (дата) не соответствуют его паспортным данным в договоре купли-продажи от (дата).

Полномочия по регистрации транспортных средств в Российской Федерации, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 3-Ф3 «О полиции» (п. 19 ч. 1 ст. 12), Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ч. 3 ст. 15), Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (подп. а, в п. 11, подп. з п. 12).

Правовую и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств определяет Федеральный закон от 03 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о государственной регистрации транспортных средств).

В силу статьи 5 Закона о государственной регистрации транспортных средств государственный учет транспортных средств является обязательным.

Государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа (далее - регистрационные подразделения) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 7 Закона о государственной регистрации транспортных средств).

Статья 10 Закона о государственной регистрации транспортных средств определяет, что регистрационное действие - действие регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство. К регистрационным действиям относятся: 1) постановка транспортного средства на государственный учет - включение в государственный реестр транспортных средств записи, содержащей регистрационные данные транспортного средства и иные данные; 2) внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства - изменение содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесение соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство; 3) прекращение государственного учета транспортного средства - включение в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств информации о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении; 4) возобновление государственного учета транспортного средства - отмена ранее принятого решения о прекращении государственного учета транспортного средства; 5) снятие транспортного средства с государственного учета - перенос записи о транспортном средстве в архив государственного реестра транспортных средств; 6) восстановление государственного учета транспортного средства - отмена переноса записи о транспортном средстве в архив государственного реестра транспортных средств в случае признания действий по снятию транспортного средства с государственного учета незаконными или необоснованными; 7) оформление документа, идентифицирующего транспортное средство, взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего; 8) оформление регистрационного документа на транспортное средство (в том числе на базовое транспортное средство и шасси транспортного средства), перегоняемое в связи с его вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемое к месту продажи или к конечному производителю и являющееся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность.

В соответствии со статьей 11 указанного Закона, регистрационные данные транспортного средства - данные транспортного средства, подлежащие государственному учету и вносимые в регистрационные документы.

Регламент предоставления государственных услуг разрабатывается и утверждается органом, предоставляющим государственные услуги, если иное не установлено федеральными законами (пункт 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 года № 373).

Порядок регистрации автомототранспортных средств в Российской Федерации определен Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2019 года № 1764 (далее - Правила государственной регистрации транспортных средств) и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21 декабря 2019 года № 950 (далее - Административный регламент).

В соответствии с п. 27 Административного регламента для получения государственной услуги заявители представляют документы, предусмотренные статьей 15 Закона о государственной регистрации транспортных средств, в том числе документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, основные компоненты транспортных средств (кузов, кабину, раму). Представленные для совершения регистрационных действий документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, основные компоненты транспортных средств, должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать транспортные средства (основные компоненты транспортных средств) и быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 28 Административного регламента текст документов должен быть написан разборчиво. Фамилии, имена и отчества (при наличии) физических лиц должны быть написаны полностью, а наименования (фирменные наименования) юридических лиц - без сокращений.

В соответствии с п. 32 Административного регламента основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является невыполнение требований пункта 28 Административного регламента.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в представленном ФИО1 договоре купли-продажи от (дата), заключенноо между ФИО4 и ФИО5, продавцом указан ФИО4, при этом, согласно Федеральной информационной системе Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации собственником автомобиля являлся ФИО4, в договоре купли-продажи от (дата) между ФИО5 и ФИО6 паспортные данные ФИО5, ранее указанные в договоре купли-продажи от (дата), принадлежат ФИО7, и эти же паспортные данные указаны в договоре купли-продажи от (дата), заключенного между ФИО7 и ФИО1

Тем самым, при обращении в РЭО ГИБДД УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре административному истцу отказано во внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца на основании пункта 32 Административного регламента. Указанные обстоятельства объективно не позволяют регистрирующему органу произвести регистрационные действия по государственному учету транспортного средства, поскольку такие обстоятельства являются основанием для отказа в приеме заявления и документов, не соответствующим требованиям п. 28 Административного регламента. Таким образом, у административного ответчика отсутствовали правовые основания для осуществления заявленных регистрационных действий.

Доводы истца о том, что регистрирующий орган по собственной инициативе может внести исправления в неправильные регистрационные данные, судом не принимаются во внимание, поскольку он основан на неправильном толковании действующего законодательства.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 3-Ф3 от 07 февраля 2011 года «О полиции», на полицию возлагаются обязанности осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 ча к старшему государственному инспектору РЭО ГИБДД УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре ФИО2, УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре о признании незаконным решения об отказе в производстве регистрационных действий транспортного средства, возложении обязанности произвести регистрационные действия - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Капитонова

Решение суда в окончательной форме принято (дата).