ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-144/18 от 22.11.2018 Кесовогорского районного суда (Тверская область)

Дело № 2 а - 144/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22.11.2018 пос. Кесова Гора Тверской области

Кесовогорский районный суд Тверской области в составе судьи Магомедовой З.И., рассмотрев административное дело по административному иску прокурора Кесовогорского района в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Феневского сельского поселения о признании незаконным бездействия, допущенного администрацией Феневского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, и обязании администрации Феневского сельского поселения разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги в двухмесячный срок после вступления решения суда в законную силу,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кесовогорского района Тверской области обратился в суд с административным иском к Администрации Феневского сельского поселения о признании незаконным бездействия, допущенного администрацией Феневского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, и обязании администрации Феневского сельского поселения разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги в двухмесячный срок после вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований указано, что прокуратурой района в рамках проведения мониторинга соблюдения органами местного самоуправления налогового законодательства было установлено, что в деятельности администрации Феневского сельского поселения Кесовогорского района Тверской области требования действующего налогового законодательства не выполняются. В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» этим законом регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг. В силу статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставами муниципальных образований. Исходя из смысла приведённых выше норм, следует, что административный регламент – это нормативный правовой акт исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов местного самоуправления, уполномоченных на оказание (исполнение) муниципальной услуги, а муниципальная услуга представляет собой юридически-значимую услугу, результатом оказания которой является совершение юридически-значимого действия. Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона, административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу этого федерального закона. При этом, исходя из части 3 указанной статьи, сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 01.07.2011. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право получать от финансовых органов муниципальных образований письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Согласно пункту 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Пунктом 3 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. В связи с тем, что на территории Феневского сельского поселения длительное время не принимаются требуемые законом нормативные правовые акты, прокурор Кесовогорского района Тверской области просит удовлетворить заявленные им административные исковые требования (л.д. 2-5).

Из материалов дела усматривается, что копия административного искового заявления была направлена административным истцом в адрес административного ответчика 02.11.2018 по электронной почте (л.д. 7).

При подаче административного искового заявления административным истцом было заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства (л.д. 8).

В соответствии с п. 2 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

Учитывая, что 11.11.2018 представитель административного ответчика получил копию определения о принятии дела к производству и подготовке административного дела к рассмотрению, в котором ему было предложено представить свои возражения по поводу рассмотрения дела в упрощённом порядке, а также возражения по существу заявленных требований в срок до 19.11.2018, что подтверждается уведомлением о вручении (л.д. 15), возражения административного ответчика в течение 10 дней с момента получения вышеуказанных документов не поступили, судом принято решение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив доводы административного искового заявления, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.

Судом установлено, что 30.10.2018 прокуратурой района в рамках проведения мониторинга соблюдения органами местного самоуправления налогового законодательства было установлено, что в деятельности администрации Феневского сельского поселения Кесовогорского района Тверской области требования действующего налогового законодательства не выполняются. Данное обстоятельство подтверждается доводами административного искового заявления, не оспоренного ответчиком (л.д. 2-5), и актом проверки от 30.10.2018 (л.д. 6).

С административным исковым заявлением в суд Кесовогорского района Тверской области прокурор Кесовогорского района Тверской области обратился 02.11.2018, что подтверждается штампом входящей корреспонденции (л.д. 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, судом установлена своевременность обращения прокурора Кесовогорского района Тверской области с административным исковым заявлением, основания для отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения отсутствуют.

На основании ч. 2 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 14 указанного закона, к вопросам местного значения сельского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.

Феневское сельское поселение Кесовогорского района Тверской области является муниципальным образованием, уполномоченным устанавливать местные налоги и сборы, соответственно, обязано осуществлять нормативно-правовое регулирование данной деятельности. Данное обстоятельство подтверждается доводами административного искового заявления (л.д. 2) и выпиской из ЕГРЮЛ.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав. В силу п. 4 указанной статьи, административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Из акта проверки от 30.10.2018 следует, что в администрации Феневского сельского поселения Кесовогорского района Тверской области на момент проверки отсутствует регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах. Указанное обстоятельство не оспаривалось административным ответчиком, подтверждается Реестром муниципальных услуг Феневского сельского поселения и принимается судом в качестве доказанного.

Таким образом, в ходе судебного заседания нашло своё подтверждение незаконное бездействие, допущенное администрацией Феневского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

С учётом изложенного, требования прокурора Кесовогорского района Тверской области об обязании администрации Феневского сельского поселения разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги в двухмесячный срок после вступления решения суда в законную силу также подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175 -180, 291- 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кесовогорского района в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Феневского сельского поселения о признании незаконным бездействия, допущенного администрацией Феневского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, и обязании администрации Феневского сельского поселения разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги в двухмесячный срок после вступления решения суда в законную силу удовлетворить.

Признать незаконным бездействие, допущенное администрацией Феневского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Обязать администрацию Феневского сельского поселения разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах в двухмесячный срок после вступления решения суда в законную силу, о чём в этот же срок сообщить в суд и прокуратуру Кесовогорского района Тверской области.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кесовогорский районный суд Тверской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий З.И.Магомедова