Дело №2а-144/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2021 года город Симферополь
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым – Кучеренко Н.В.,
при секретаре – Налисник Е.В.,
с участием прокурора - Алескерова Д.А.,
представителя административного ответчика – ФИО1,
представителя заинтересованного лица – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Сакскому районному совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация Сакского района Республики Крым, Администрация Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым о признании недействующим решения внеочередной 79 сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 28 декабря 2018 года №225 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым» в части,
установил:
Решением Сакского районного совета Республики Крым от 28 декабря 2018 года №225 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым (далее – ПЗЗ).
25 августа 2021 года в Верховный Суд Республики Крым поступил административный иск ФИО3, в котором она просила признать недействующим со дня принятия решения внеочередной 79 сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 28 декабря 2018 года №225 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым» в части отнесения к территориальной зоне «Зоне территорий неурегулированных вопросов по генеральному плану» (Н-1) земельного участка административного истца с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения» на территории Сакского района, Молочненское сельское поселение, в районе с. Витино, с кадастровым номером №. Административный истец оспаривает решение Сакского районного совета Республики Крым от 28.12.2018 №225 в части отнесения данного земельного участка к Зоне территорий неурегулированных вопросов по генеральному плану (Н-1), в соответствии с содержанием которой: градостроительные регламенты устанавливать по фактическому землепользованию до урегулирования соответствующих разногласий в генеральном плане муниципального образования. Таким образом, оспариваемое решение в указанной части применено к административному истцу и он является субъектом указанных правоотношений в сфере градостроительного регулирования в части, касающейся объёма прав на вышеуказанный земельный участок. Решение административного ответчика в оспариваемой части нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку в силу неопределённости правового регулирования при наличии утвержденных правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка лишён возможности самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка, определять параметры использования земельного участка и объектов капитального строительства. Административный истец указывает, что оспариваемое решение в части не соответствует нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениям Генерального плана сельского поселения, нормам Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», каждые которых имеет большую юридическую силу по отношению к оспариваемому решению.
Так, несоответствие Правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно Решению внеочередной 72 сессии 1 созыва Сакского районного совета от 08.10.2018 №142 «Об утверждении Генерального плана Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым» утверждён Генеральный план, в соответствии с которым территория, на которой расположен земельный участок административного истца, отнесена к функциональной зоне малоэтажной жилой застройки, включена в границы населённого пункта. Таким образом, согласно положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, должен быть соблюдён принцип соответствия Правил землепользования и застройки генеральному плану, что в данном случае нарушено.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 54 Правил землепользования и застройки Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым «Градостроительные регламенты Том 2. Текстовая часть», в случае, если генеральный план принят с учётом разногласий, на территории неурегулированных вопросов (Зона Н-1) градостроительные регламенты устанавливать по фактическому землепользованию до урегулирования соответствующих разногласий в генеральном плане муниципального образования. Установление территориальной зоны Н-1 в отношении земельного участка административного истца нарушает принцип правовой определённости, поскольку не устанавливает перечень основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а отсылка к необходимости устанавливать градостроительные регламенты «по фактическому землепользованию» — не является регулированием в отсутствие перечня основных видов разрешенного использования, что свидетельствует об отсутствии градостроительного регламента на данной территории.
Также, отсутствие опубликования принятых Правил землепользования и застройки Молочненского сельского поселения в официальном печатном издании, по мнению административного истца, является основанием для признания их недействующими в части, которая затрагивает его права и законные интересы как собственника земельного участка.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 16 сентября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Сакского района Республики Крым, Администрация Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым (т. 1 л.д. 156-159).
В судебном заседании представитель административного ответчика Сакского районного совета Республики Крым по доверенности - ФИО1 административный иск не признал, считая его необоснованным.
Представитель заинтересованного лица Администрации Сакского района Республики Крым по доверенности - ФИО2 просил в удовлетворении административного иска отказать также ввиду его необоснованности.
Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Выслушав объяснения явившихся представителей административного ответчика и заинтересованного лица, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., считавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление №50 от 25 декабря 2018 года).
В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1, 2 статьи 12 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 года №15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым», муниципальное образование Сакский район наделён статусом муниципального района и определён его административным центром город Саки. В составе муниципального образования Сакский район образовано муниципальное образование - Молочненское сельское поселение (административный центр - село Молочное).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 43 Федерального закона №131-ФЗ, в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Статьёй 14 Федерального закона №131-ФЗ определены вопросы местного значения городского, сельского поселения, в пункте 20 части 1 которой указано, в том числе: утверждение правил землепользования и застройки.
Вместе с тем, в соответствии с Законом Республики Крым от 19.01.2015 №71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения», решение вышеуказанного вопроса местного значения отнесено к компетенции органов местного самоуправления муниципального района.
Согласно части 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту, за исключением случаев, если утверждение правил землепользования и застройки осуществляется местной администрацией в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Решением Сакского районного совета от 19 ноября 2014 года №40 утверждён Устав муниципального образования Сакский район Республики Крым (далее - Устав).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Устава муниципального образования Сакский район Республики Крым, Сакский районный совет Республики Крым является представительным органом муниципального района.
В соответствии с частями 2, 3, 6, 7 статьи 30 Устава муниципального образования Сакский район Республики Крым, основной формой работы Сакского районного совета района являются его заседания (сессии), на которых решаются вопросы, отнесенные к компетенции Сакского районного совета. Заседания Сакского районного совета правомочны, если на ней присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов Сакского районного совета. На каждом заседании Сакского районного совета ведется протокол заседания. В протокол заседания включаются сведения о дате, месте и времени проведения сессии, перечисляются все рассматриваемые вопросы и фиксируются все принятые решения с указанием итогов голосования. После подписания протокола заседания Сакского районного совета председателем Сакского районного совета с ним может ознакомиться любой житель района. На заседаниях Сакского районного совета каждый депутат имеет один голос. Депутат Сакского районного совета осуществляет свое право на голосование лично. Голосование на заседаниях Сакского районного совета может быть открытым (в том числе поименным) и <данные изъяты> Случаи применения каждого вида голосования устанавливаются настоящим Уставом и регламентом Сакского районного совета
Организацию деятельности Сакского районного совета осуществляет председатель Сакского районного совета.
В силу пункта 3 части 1 статьи 38 Устава муниципального образования Сакский район Республики Крым, председатель Сакского районного совета подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты принятые Сакским районным советом.
Сакский районный совет осуществляет контроль за соблюдением на территории района положений настоящего Устава, принимаемых Сакским районным советом нормативных актов, исполнением бюджета района, использованием средств внебюджетных фондов, программ развития района, деятельностью администрации Сакского района и ее главы (часть 1 статьи 32 Устава муниципального образования Сакский район Республики Крым).
Порядок принятия муниципальных правовых актов Сакского районного совета регламентирован главой XI Устава муниципального образования Сакский район Республики Крым.
Частью 1 статьи 60 Устава муниципального образования Сакский район Республики Крым предусмотрено, что в систему муниципальных правовых актов района входят: Устав муниципального образования Сакский район Республики Крым; правовые акты, принятые на местном референдуме; нормативные и иные правовые акты Сакского районного совета; правовые акты председателя Сакского районного совета, администрации Сакского района, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.
Органы и должностные лица местного самоуправления района во исполнение возложенных на них полномочий издают следующие муниципальные правовые акты: Сакский районный совет – решения Сакского районного совета; Председатель Сакского районного совета - постановления и распоряжения председателя Сакского районного совета; Глава администрации Сакского района - постановления и распоряжения главы администрации Сакского района. Иные должностные лица местного самоуправления района издают распоряжения и приказы в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом, иными муниципальными правовыми актами, определяющими их статус (статья 62 Устава муниципального образования Сакский район Республики Крым).
Статьёй 63 Устава муниципального образования Сакский район Республики Крым установлено, что проекты муниципальных правовых актов могут вноситься председателем Сакского районного совета, депутатами Сакского районного совета, главой администрации Сакского района, Сакским межрайонным прокурором, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также Контрольно-счетной палатой Сакского района, иными органами местного самоуправления района по вопросам их ведения. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются соответственно регламентом Сакского районного совета, председателем Сакского районного совета, главой администрации Сакского района.
Сакский районный совет по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории района, решение об удалении председателя Сакского районного совета в отставку, регламент Сакского районного совета, иные решения по вопросам организации деятельности Сакского районного совета, а также решения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Крым, настоящим Уставом. Решения Сакского районного совета принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Сакского районного совета, за исключением случаев, установленных законодательством, настоящим Уставом. Решения Сакского районного совета, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств бюджета района, могут быть внесены на рассмотрение Сакского районного совета только по инициативе главы администрации Сакского района или при наличии его заключения. Указанное заключение представляется в Сакский районный совет в тридцатидневный срок со дня представления проекта решения в администрацию Сакского района. Решение Сакского районного совета подписываются председателем Сакского районного совета в трехдневный срок со дня их принятия и обнародуются им в порядке, установленном настоящим Уставом (статья 64 Устава муниципального образования Сакский район Республики Крым).
Председатель Сакского районного совета в пределах своих полномочий, установленных законодательством, настоящим Уставом, решениями Сакского районного совета, издает правовые акты по вопросам организации деятельности Сакского районного совета, а также по иным вопросам, отнесенным к его компетенции, Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, законами Республики Крым, настоящим Уставом (статья 65 Устава муниципального образования Сакский район Республики Крым).
В силу части 1 статьи 66 Устава муниципального образования Сакский район Республики Крым, решения Сакского районного совета вступают в силу по истечении 10 дней со дня их подписания председателем Сакского районного совета, если иное не определено самим решением.
Частями 3, 4, 9, 10, 11 статьи 68 Устава муниципального образования Сакский район Республики Крым предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Каждый муниципальный правовой акт должен содержать его реквизиты: наименование, дату его подписания (для правовых актов, принятых Сакским районным советом – также дату его принятия Сакским районным советом), регистрационный номер, наименование должностного лица, подписавшего правовой акт, печать.
Официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется посредством:
- опубликования текста правового акта в печатных средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления района, либо иных печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории района. При опубликовании текста правового акта в иных печатных средствах массовой информации должна быть отметка о том, что данное опубликование является официальным;
- размещение текста правового акта или проекта правового акта на официальном сайте района в информационной телекоммуникационной сети «Интернет»;
- рассылки (раздачи) в централизованном порядке текста правового акта жителям района, в том числе в виде специального печатного издания;
- размещения текста правового акта на специальных информационных стендах на территории населенных пунктов района. Количество указанных стендов и места их расположения утверждаются Сакским районным советом и должны обеспечивать возможность беспрепятственного ознакомления с текстом муниципального правового акта жителями района.
При опубликовании (обнародовании) муниципального правового акта должны быть указаны дата выхода печатного средства массовой информации либо сведения о дате обнародования соответствующего акта, которые должны соответствовать дате начала рассылки (раздачи) акта или его размещения на информационном стенде.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, направляются председателем Сакского районного совета в Министерство юстиции Республики Крым для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Крым в установленные законодательством сроки.
Официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется посредством:
-опубликования текста правового акта в печатных средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления района, либо иных печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории района. При опубликовании текста правового акта в иных печатных средствах массовой информации должна быть отметка о том, что данное опубликование является официальным;
-размещение текста правового акта или проекта правового акта на официальном сайте района на Портале муниципальных образований Республики Крым в информационной-телекоммуникационной сети «Интернет» - (http://www.razdolnoe-rga.gov.ua);
-рассылки (раздачи) в централизованном порядке текста правового акта жителям района, в том числе в виде специального печатного издания;
-размещения текста правового акта на специальных информационных стендах на территории населенных пунктов района. Количество указанных стендов и места их расположения утверждаются Раздольненским районным советом и должны обеспечивать возможность беспрепятственного ознакомления с текстом муниципального правового акта жителями района.
Частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, который включает в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки регламентирован статьёй 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой, решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (часть 5).
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении (часть 6).
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть 7).
Данные, подлежащие указанию в приведенном в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, приведены в части 8 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (часть 9).
По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (часть 10).
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11).
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (часть 12).
Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырёх месяцев со дня опубликования такого проекта (часть 13).
Процедура и этапы проведения публичных слушаний регламентированы частью 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Порядок организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования Сакский район Республики Крым определяется соответствующим Положением, утверждённым решением внеочередной 69 сессии Сакского районного совета Республики Крым I созыва от 20 июля 2018 года №87 (т. 2 л.д.153-173).
Процедура и этапы проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности предусмотрены главой 1 Положения №87.
Пунктом 1.16 Положения №87 предусмотрено, что проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационные материалы к нему размещаются на официальном сайте муниципального образования Сакский район Республики Крым в информационно-телекоммунациональной сети «Интернет» (www.sakirs.ru) и на портале Правительства Республики Крым в разделе «Муниципальные образования» в подразделе «Сакский район» (sakimo.rk.gov.ru).
Пунктами 6.1, 6.2, 6.6, 6.7, 6.8 Положения №87 предусмотрено, что документами общественных обсуждений или публичных слушаний являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных или публичных слушаний, которые оформляются уполномоченным органом согласно требованиям, установленным настоящим Положением. Протокол общественных обсуждений оформляется в течение 5-ти рабочих дней со дня окончания приема предложений и замечаний по проекту, рассматриваемому на общественных обсуждениях, протокол публичных слушаний оформляется в течение 5-ти рабочих дней со дня окончания собрания участников публичных слушаний. Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливается в течение 3-х рабочих дней со дня оформления протокола общественных обсуждений или публичных слушаний. Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подписывается председателем общественных обсуждений или публичных слушаний. Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации и размещению на официальном сайте в срок не позднее 10 дней со дня принятия решения об утверждении проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях и публичных слушаниях.
Таким образом, порядок организации проведения публичных слушаний предполагает возможность обеспечить каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учёт мнения участников публичных слушаний, в том числе путём предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа своё мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.
Как следует из материалов дела, Администрацией Сакского района Республики Крым 22 сентября 2017 года принято постановление №457 «О подготовке проектов Правил землепользования и застройки сельских поселений Сакского муниципального района муниципального образования Сакский район Республики Крым», согласно которому утверждён Порядок подготовки проекта Правил землепользования и застройки сельских поселений Сакского муниципального района Республики Крым (приложение 2), утверждён состав комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Сакского муниципального района Республики Крым (приложение 3), утверждено Положение о комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Сакского муниципального района Республики Крым (приложение 4) (т. 7 л.д. 70-80).
Постановлением председателя Сакского районного совета №95 от 18 октября 2018 года «О проведении общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым» назначено проведение общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым. Определено, что продолжительность общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым составляет 2 месяца со дня опубликования такого проекта. Организатором общественных обсуждений определена Комиссия по подготовке Правил землепользования и застройки муниципального образования Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым (т. 4 л.д. 12).
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 5.1., 30 и 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования Сакский район Республики Крым, утвержденным решением Сакского районного совета от 20.07.2018 №87, Постановлениями Главы муниципального образования – председателя Сакского районного совета №№ 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105 от 18.10.2018 года о назначении общественных обсуждений по проектам Правил землепользования и застройки сельских поселений Сакского района, руководствуясь Уставом муниципального образования Сакский район Республики Крым, администрация Сакского района уведомила о проведении общественных обсуждений по проектам Правил землепользования и застройки сельских поселений Сакского района республики Крым (т. 6 л.д.189).
Согласно Информационному сообщению о проведении общественных обсуждений по проектам Правил землепользования и застройки сельских поселений Сакского района, общественные обсуждения проходили по проектам Правил землепользования и застройки сельских поселений и населенных пунктов, с соответствующим составом экспозиций, в том числе: наименование сельского поселения - Молочненское сельское поселение: населенный пункт – Молочное, Абрикосовка, Витино; состав экспозиции - Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений (текст); Градостроительные регламенты (текст); Карта градостроительного зонирования (графика).
Экспозиции с материалами по проектам Правил землепользования и застройки сельских поселений размещены с 26 октября 2018 года по адресам, в том числе: населённый пункт – Молочное; адрес - Здание администрации сельского поселения с. Молочное.
Проекты Правил землепользования и застройки сельских поселений Сакского района размещены на официальном сайте муниципального образования Сакский район Республики Крым – http://sakirs.ru раздел «Земельные отношения» и на портале Правительства Республики Крым в разделе «Муниципальные образования» в подразделе «Сакский район» (sakimo.rk.gov.ru). Замечания, предложения граждан, юридических лиц принимаются в письменном виде, по адресу <...> отдел архитектуры, градостроительства, земельных отношений и наружной рекламы, в письменной форме с указанием контактной информации (фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства, телефон, место работы или учебы, проекта генерального плана сельского поселения к которому вносятся замечания, или предложения), обоснования по замечаниям, в том числе выполненные лицензированными организациями, предложения по внесению изменений в виде таблицы разногласий, в том числе с приложением картографического материала. Замечания принимаются с 09:00 до 16:00 в рабочие дни, кроме выходных и праздничных дней. Посредством официального сайта администрации Сакского района с пометкой «общественные обсуждения». Прием предложений и замечаний заканчивается за 7 (семь) календарных дней до даты окончания проведения общественных обсуждений. Датой начала публичных обсуждений считается дата опубликования данного информационного сообщения в официальном печатном издании «Сакская газета». Публичные обсуждения проводятся с 20 октября 2018 года по 20 декабря 2018 года.
По результатам проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования Молочненского сельского поселения Председателем общественных обсуждений – заместителем главы администрации Сакского района Республики Крым – Главного архитектора Сакского района ФИО4 составлен и утверждён протокол №14/2018 от 18 декабря 2018 года, согласно которому, за период экспозиции по материалам проекта замечаний и предложений не поступало (т. 5 л.д. 5-6).
После проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования Молочненского сельского поселения подготовлено Заключение по результатам общественных обсуждений от 20 декабря 2018 года (т. 5 л.д. 7-8), согласно которому, в период с 20 октября 2018 года по 17 декабря 2018 года (включительно) принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений по адресу: с. Молочное, Здание администрации сельского поселения с. Молочного; с. Витино, Здание администрации сельского поселения с. Молочного; с. Абрикосовка по адресу: ул. Школьная, №8, заявлений и предложений от заинтересованных лиц не поступало.
Заключение о результатах общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым опубликовано в газете «Сакская газета» от 22 декабря 2018 года №51 (11002) (т. 6 л.д. 187).
Проект Правил землепользования и застройки проходил процедуру согласования с органами государственной власти.
24 декабря 2018 года за №729/02.1-07 в адрес Сакского районного совета Республики Крым поступило письмо главы Администрации Сакского района Республики Крым о вынесении на рассмотрение Сакского районного совета проект правил землепользования и застройки муниципального образования Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым, с приложением необходимых документов (т.5 л.д. 3).
Согласно пункту 6 раздела 2 Положения о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Сакского районного совета и председателя Сакского районного совета, утверждённого решением Сакского районного совета от 29.04.2016 №104, в случае, если в проекте нормативного правового акта, по результатам правовой экспертизы коррупциогенные факторы не выявлены, проект согласовывается сотрудниками юридического отдела без составления заключения.
Распоряжением председателя Сакского районного совета №29 от 25 декабря 2018 года «О созыве внеочередной сессии Сакского районного совета» созвана внеочередная сессия Сакского районного совета 28 декабря 2018 года в 10.00 часов по адресу: <...>, место проведение – зал заседаний Сакского районного совета. Внесены на рассмотрение совета вопросы, указанные в пункте 2 распоряжения (т. 4 л.д. 236-238).
28 декабря 2018 года состоялась 79 внеочередная сессия Сакского районного совета Республики Крым первого созыва, на которой из общего состава совета – 48 человек, избранных – 47 человек, присутствовало 29 депутатов.
На повестке дня указанной сессии (пункт 14) был поставлен вопрос об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым (т. 4 л.д. 1-11). По данному вопросу за принятие решения проголосовало 29 депутатов, против – нет, воздержались – нет, не голосовали – нет.
Таким образом, Сакским районным советом Республики Крым первого созыва на 79 внеочередной сессии 28 декабря 2018 года принято решение №225 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым» (т. 3 л.д. 1-287).
Пунктом 1 указанного решения утверждены соответствующие Правила землепользования и застройки, согласно пункту 2 – Администрации Сакского района Республики Крым: 1) в течение десяти дней со дня утверждения правил землепользования и застройки муниципального образования Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым разместить их на официальном сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования; 2) в течение четырнадцати дней со дня утверждения правил землепользования и застройки муниципального образования Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым разместить их в информационной системе градостроительной деятельности; 3) разместить настоящее решение на официальной странице муниципального образования Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.molochnoe-rk.ru). Согласно пункту 3-официально опубликовать (обнародовать) настоящее решение в газете «Сакская газета», а также на официальном сайте муниципального образования Сакский район Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.sakirs.ru). Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
Указанное решение опубликовано в газете «Сакская газета» от 12 января №1 (11004) (т. 6 л.д.190-191), размещено на официальном сайте муниципального образования Сакский район Республики Крым (http://sakirs.ru/sakskij-rajonnyj-sovet/documenty-rs/resheniya-rajonnogo-soveta/3606-resheniya-79-sessii-sakskogo-rajonnogo-soveta-i-sozyva-ot-28-12-2018-g) и на официальном Портале Правительства Республики Крым на странице Сакского района (https://sakimo.rk.gov.ru).
Копия данного решения Сакского районного совета Республики Крым направлена председателем Сакского районного совета в Министерство юстиции Республики Крым для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Крым, решение включено в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов и зарегистрировано (регистрационный номер RU93007714201800150 от 08.02.2019).
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, при наличии кворума, в надлежащем порядке доведён до всеобщего сведения. Каких-либо существенных нарушений порядка принятия оспариваемого акта, влекущих его безусловную отмену, судом не установлено.
Проверкой соответствия оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам большей юридической силы, а также выясняя вопрос о том, нарушены ли права административного истца, установлено следующее.
Как следует из материалов дела, согласно архивной выписки из распоряжения Сакской районной государственной администрацией АР Крым от 27 февраля 2004 года №165-р «О выдаче гражданам разрешения на составление проектов отвода земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства на территории Молочненского сельского совета» дано разрешение на составление проектов отвода земельных участков, расположенных на землях запаса за границами населенных пунктов на территории Молочненского сельского совета в аренду для ведения личного крестьянского хозяйства гражданам Украины: 2.1. В поле №6, расположенном восточнее села Витино, в 2-х километровой прибрежной полосе Черного моря: 2.1.21. ФИО5 – 2,0 га пашни. Возложена обязанность на граждан в срок до 01.10.2004 года предоставить проекты отвода земельных участков на утверждение в райгосадминистрацию (т. 1 л.д. 208-209).
Согласно пункту 2 архивной выписки из распоряжения Сакской районной государственной администрацией АР Крым от 07 февраля 2007 года №193-р «Об отводе земельных участков гражданам бесплатно в частную собственность для ведения личного крестьянского хозяйства на территории Молочненского сельского совета» утверждён проект землеустройства по отводу земельных участков бесплатно в собственность гражданам Украины, в том числе, ФИО5 для ведения личного крестьянского хозяйства на территории Молочненского сельского совета Сакского района АР Крым общей площадью 2,0 га пашни, расположенных на землях запаса за границами населенных пунктов восточнее села Витино на расстоянии 0,65 – 2,0 км. от уреза воды Чёрного моря на территории Молочненского Сакского района (т. 1 л.д. 206-207).
Решением о разделе земельного участка от 27 мая 2019 года, ФИО5 разделил земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 20000 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный по адресу: <адрес>. В результате раздела вышеуказанного земельного участка образовано 20 земельных участков (т. 1 л.д. 200-205).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от23.09.2021 №КУВИ-002/2021-127024134, земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи земельного участка от 03 февраля 2020 года, заключенного между ФИО5 и ФИО3, перешёл в собственность административного истца (т. 1 л.д. 196).
Право собственности административного истца на указанный земельный участок зарегистрировано 03 февраля 2020 года за номером 90:11:150501:3603-90/090/2020-3.
Таким образом, административный истец ФИО3 с 03 февраля 2020 года является правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 600 кв.м., с кадастровым номером №, что подтверждается выпиской из ЕГРН о зарегистрированных правах на указанный земельный участок с видом разрешённого использования: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения (т. 1 л.д. 189-193).
Решением Сакского районного совета Республики Крым от 08 октября 2018 года №142 утверждён Генеральный план Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым.
Земельный участок административного истца указанным Генеральным планом включён в границы населенного пункта, и согласно карты функциональных зон отнесён к функциональной зоне: жилая зона - подзона индивидуальной и малоэтажной застройки, что подтверждается фрагментом карты в увеличенном масштабе и цветном варианте (т. 7 л.д. 4, 12).
Решением Сакского районного совета Республики Крым от 28 декабря 2018 года №225 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым».
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Молочненского сельского поселения, земельный участок административного истца отнесён к территориальной зоне неурегулированных вопросов по Генеральному плану «Н-1», с возможностью использования по фактическому землепользованию (т. 7 л.д. 4, 11).
В соответствии со статьёй 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительной деятельностью является деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Согласно пунктам 6-8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Как следует из статей 1, 30, 31, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки, так же как и документы территориального планирования, разрабатываются в целях обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, сохранения объектов культурного наследия. Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты, предусматривающие нормативные ограничения градостроительной деятельности в зависимости от целей использования земельных участков, их размеров, а также предельных параметров разрешенного строительства, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьёй 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
Согласно части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий.
Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, действие которого распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны (статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны.
Вместе с тем, согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (пункт 1 части 1).
Земли, указанные в части 1 статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (часть 2).
Землями сельскохозяйственного назначения, как указано в части 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (часть 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по правилу, согласно которому земли сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, относятся к землями сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов (пункт 2 части 1).
Согласно части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Согласно части 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Иные земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (часть 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и пункт 1 части 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, предусматривающий особую охрану таких земель, которая выражается в недопущении выведения данных земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (части 1 и 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Изучив обстоятельства административного дела, суд приходит к выводу, что установление градостроительного регламента для зоны «Н-1» по фактическому землепользованию до урегулирования соответствующих разногласий в генеральном плане, само по себе, не противоречит вышеуказанным нормам, поскольку допускает изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
С учётом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам и их объединениям для ведения личного подсобного хозяйства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - земли населенных пунктов. До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
При разрешении данного спора следует учитывать, что особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа регламентированы статьёй 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 2 части 2 которой, проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно Положению о Министерстве строительства и архитектуры Республики Крым, утверждённому постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №156 (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее - Положение), Министерство строительства и архитектуры Республики Крым (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию в сфере градостроительства и архитектуры, жилищной политики, строительства, промышленности строительных материалов, реализации жилищных программ, формирования региональной политики в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, сейсмобезопасности, инженерной защите территории Республики Крым от оползневых и абразивных процессов, и управляющим государственным имуществом, которое отнесено к его ведению, организации проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, участвующим в формировании федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, выполняющим функции заказчика по проектированию и строительству объектов, а также осуществляющим координацию деятельности в указанных сферах исполнительных органов государственной власти Республики Крым в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 1.1).
В целях выполнения поставленных задач, согласно пункту 3.1 Положения, Министерство в установленном законодательством порядке: согласовывает генеральные планы, правила землепользования и застройки, документацию по планировке территорий, местные нормативы градостроительного проектирования, предельные параметры строительства, рассматривает проектную документацию на предмет ее соответствия градостроительным и техническим регламентам в границах установленных зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории (подпункт 3.1.14-1); обеспечивает соблюдение процедур по подготовке и утверждению документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (подпункт 3.1.15).
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014г. №146, Министерство осуществляет реализацию государственной аграрной политики в Республики Крым, направленной на рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, государственное управление и нормативное правовое регулирование в установленных сферах деятельности (п.1.2 Положения).
В области земельных отношений Министерство сельского хозяйства Республики Крым участвует в проведении государственного мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения (п.3.4 Положения).
Согласно Порядку осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, утвержденному приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.12.2015 №664, государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения представляет собой систему оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений за изменением качественного и количественного состояния земель сельскохозяйственного назначения, в том числе мониторинг их использования (п.3 Порядка).
В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением (п.5 Порядка).
Таким образом, Министерство сельского хозяйства Республики Крым осуществляет разработку и реализацию в Республике Крым государственную аграрную политику, направленную на рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, и наблюдение за использованием земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением, в связи с чем, проект генерального плана, предусматривающий включение в границы населенных пунктов городского округа земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, подлежит согласованию с Министерством сельского хозяйства Республики Крым.
Из материалов дела усматривается, что письмом от 15.03.2018 № 08/1316-17/1 Министерство сельского хозяйства Республики Крым сообщало, в том числе, чтот проектом генерального плана Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым, предусмотрено расширение существующих границ населенных пунктов указанного сельского поселения, в том числе, за счет земель сельскохозяйственного назначения. После включения земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов предполагается их использовать для развития туристко-рекреационного комплекса, жилищного строительства либо цели предполагаемого использования таких земельных участков не указаны. При этом проект генерального плана не содержит обоснованных данных о потребности в новых территориях для их застройки и развития населенных пунктов. В Министерство не представлены обоснования о необходимости и обоснованности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли указанных населенных пунктов в предлагаемых проектом генерального плана площадях. Учитывая изложенное, в целях предотвращения сокращения площади земель сельскохозяйственного назначения, недопущения выведения их из сельскохозяйственного оборота, Министерство считает возможным согласование, в том числе, проекта генерального плана Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым при условии включения в границы населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения исключительно с разрешенным видом использования «ведение огородничества», «ведение дачного хозяйства», а также земельных участков с целью уточнения границ населенных пунктов по фактическим границам существующей жилой застройки и не пригодных для ведения сельского хозяйства.
Из письменных пояснений Министерства сельского хозяйства усматривается, что Министерство не согласовывало расширение существующих границ населенных пунктов указанного сельского поселения, в том числе, за счет земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым, что подтверждается письмами от 14.09.2018 года № 08/5245-17/1, от 03.07.2019 года № 08/3128-17/3.
Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве с нормами законодательства, о противоречии которых поставлен вопрос административным истцом, следует, что с учётом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования определяют стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержат в себе долгосрочные ориентиры их развития, и призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий, сохранением окружающей среды, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Как установлено судом, земельный участок, принадлежащий истцу, был отнесён к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с градостроительной документацией, действовавшей до утверждения действующего генерального плана Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым, указанный земельный участок находился за границами населенного пункта. При утверждении действующего генерального плана поселения, в соответствии с которым указанные земли вошли в границы населённого пункта, не было учтено требование действующего законодательства о согласовании включения земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов с Министерством сельского хозяйства Республики Крым.
При этом, включение согласно Правилам землепользования и застройки Молочненского сельского поселения Сакского района спорных земельных участков в Зону территорий неурегулированных вопросов по генеральному плану (Н-1) осуществлено с целью не допустить реализацию проектных решений генерального плана Молочненского сельского поселения Сакского района, не согласованного с Министерством сельского хозяйства, и предусматривающего в дальнейшем перевод в другую категорию и изменение вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка с целью легализации размещения зданий, строений, сооружений для отдыха и развлечения, устройства мест общественного питания, противоречащего градостроительному и земельному законодательству.
Отнесение территорий (участки зоны Н-1) к несогласованным вопросам носит в данном случае временных характер - до внесения соответствующих изменений в генеральный план, а право заинтересованных лиц, в том числе административного истца, на выражение свей позиции в отношении предполагаемых градостроительных решений может быть реализовано при внесении изменений в Генеральный план.
Из пояснений представителей Администрации Сакского района Республики Крым и Министерства сельского хозяйства Республики Крым усматривается, что в настоящее время готовится проект о внесении изменений в Генеральный план Молочненского сельского поселения Сакского района с учётом замечаний Министерства сельского хозяйства Республики Крым, которые послужили поводом для образования нерегулируемых вопросов, так как земли сельскохозяйственного назначения были включены в границы населенного пункта необоснованно.
Наличие в утверждённых Правилах землепользования и застройки территорий с несогласованными вопросами носит временный характер, так как несогласованные вопросы подлежат дальнейшему урегулированию.
Поскольку территории, отнесённые к Зоне территорий неурегулированных вопросов по генеральному плану» (Н-1), временно исключены до внесения соответствующих изменений в генеральный план, в отношении земельного участка не подлежит применению информация, указанная в генеральном плане, и на него не распространяется действия установленных нормативов.
При этом, используемое в оспариваемом нормативном правовом акте понятие «Зона территорий неурегулированных вопросов по генеральному плану» (Н-1), исходя из буквального значения содержащихся в нём слов, заложенного смысла и целей, не создает правовую неопределённость в урегулированных отношениях, не свидетельствует о противоречии оспариваемого нормативного правового акта нормам, имеющим большую юридическую силу.
С учётом установленных по делу обстоятельств, приведённых выше норм права, суд приходит к выводу об отсутствии противоречия оспариваемых положений решения от 28.12.2018 №225 нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административного истца, поскольку не лишают его использования земельного участка по фактическому назначению в соответствии со сведениями об этом объекте недвижимости, имеющимися в ЕГРН.
Доводы о наличии оснований для признания недействующим оспариваемого в части нормативного правового акта, приведённые в административном исковом заявлении, основаны на неверном толковании норм материального права, не нашли своего подтверждения и признаются судом несостоятельными.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что принятое компетентным органом оспариваемое в части решение нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, права административного истца не нарушает, вследствие чего отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО3 к Сакскому районному совету Республики Крым о признании недействующим решения внеочередной 79 сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 28 декабря 2018 года №225 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Молочненское сельское поселение Сакского района Республики Крым» в части отнесения к территориальной зоне «Зоне территорий неурегулированных вопросов по генеральному плану» (Н-1) земельного участка административного истца с кадастровым номером 90:11:150501:3603 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко
Решение суда составлено в окончательной форме 03 ноября 2021 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>