ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-144/2022 от 22.06.2022 Газимуро-заводского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-144/2022

Строка 3.207

УИД 75RS0009-01-2022-000239-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Газимурский Завод 22 июня 2022 года

Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Ефимикова Р.И.,

при секретаре Алексеевой О.В.,

с участием административного истца – заместителя прокурора ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Трубачевское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не размещении на федеральном портале государственных и муниципальных услуг сведений об оказываемых муниципальных услугах, о возложении обязанности разместить информацию обо всех оказываемых муниципальных услугах, организовать оказание муниципальной услуги в электронной форме,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Газимуро-Заводского района Забайкальского края обратился в суд с вышеназванными административными исковыми требованиями.

Прокуратурой Газимуро-Заводского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об оказании муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации» в администрации сельского поселения «Трубачевское», по результатам которой установлено следующее. Администрация осуществляет оказание муниципальных услуг, указанных в перечне услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления, в соответствии с решением, принятым представительным органом местного самоуправления. При этом оказание услуг в электронной форме не осуществляется посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг - www.gosuslugi.ru. Информация о перечне оказываемых услуг также не размещена на указанном сайте, что нарушает положения законодательства, установленные Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и в Паспорте национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждённом президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г., а также положения Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ. Не предоставление муниципальных услуг в электронной форме не только нарушает указанные положения законодательства, но и нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц, в том числе предпринимателей, на получение услуг в электронной форме посредством Федерального портала государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. Административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Трубачевское», выразившееся в не размещении на федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru сведений об оказываемых муниципальных услугах, обязать администрацию сельского поселения «Трубачевское» разместить информацию обо всех оказываемых муниципальных услугах на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru, и организовать оказание муниципальной услуги - присвоение адреса объекту адресации, изменение и аннулирование такого адреса в электронной форме в срок до 31.12.2022 года.

Административный истец - заместитель прокурора Газимуро-Заводского района Балданов Р.Д. административные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - администрации сельского поселения «Трубачевское» ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о признании административных исковых требований и просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

В силу положений ч. 1 и 2 ст. 157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным ответчиком, его представителем. Изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. Если по данной категории административных дел не допускается признание административного иска, суд поясняет это административному ответчику. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия признания административного иска.

Согласно ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Представитель административного ответчика ФИО3 административные исковые требования признала в полном объеме, письменное заявление о признании административного иска приобщено к материалам административного дела, последствия признания административного иска, предусмотренные ст.157 КАС РФ, ей разъяснены и понятны.

Суд принимает признание административного иска административным ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» определены пути реализации в России мероприятий по становлению и развитию цифровой экономики. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. утвержден Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» являются предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.

Реализация Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» неизбежно затрагивает вопросы деятельности органов местного самоуправления, оказывающих муниципальные услуги гражданам, организациям и требует, прежде всего, приведения нормативных правовых актов в соответствие с существующим нормативным регулированием в сфере цифровой экономики.

Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (далее - Закон) настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Согласно ст. 2 Закона портал государственных и муниципальных услуг - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона, органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В части 1 статьи 10 Закона указано, что при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме предусмотрено, в том числе подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Статьей 11 Закона определено, что государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

При этом, реестр муниципальных услуг содержит сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.

Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» утверждены Положение о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»; Правила ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»; Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»; требования к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций).

В силу п.п. 1, 2, 5 Положения о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» создается для обеспечения ведения в электронной форме реестра государственных и муниципальных услуг, а также функций по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Федеральный реестр состоит, в том числе, из раздела «реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления», который содержит сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления; об услугах, предоставляемых участвующими в предоставлении муниципальных услуг учреждениями (организациями) и включенных в утверждаемые представительными органами местного самоуправления перечни услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления; об услугах, предоставляемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), и включенных в утверждаемые представительными органами местного самоуправления перечни таких услуг; о функциях, исполняемых органами местного самоуправления.

В силу п. 4 Требований, сведения, размещаемые исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на региональных порталах, должны быть тождественны сведениям, представляемым ими для размещения в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде.

Согласно Распоряжению № 1993-р предельный срок переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде V этапа должен был быть окончен до 01 января 2014 года.

В судебном заседании установлено, что администрация сельского поселения «Трубачевское» оказывает муниципальные услуги по выдаче документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов); по присвоению или изменению наименования улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, а также присвоение адреса объекту недвижимости; по заключению, изменению или расторжению договоров социального найма с малоимущими гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий; по передаче муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, возмездное пользование.

Как следует из пояснений главы сельского поселения ФИО3, оказание муниципальных услуг посредством электронной формы не осуществляется, но на сегодняшний день ведется перевод социально значимых муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с дорожной картой, информация об оказываемых муниципальных услугах на Едином портале государственных и муниципальных услуг в настоящее время размещается (л.д.12).

Вышеуказанные муниципальные услуги входят в сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, оказание данных услуг в электронном виде действующим законодательством Российской Федерации не запрещено.

Судом установлено, что администрацией сельского поселения «Трубачевское» не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме. На федеральном портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) отсутствует информация о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией сельского поселения «Трубачевское» в электронной форме.

До настоящего времени выявленные нарушения, связанные с неисполнением администрацией сельского поселения «Трубачевское» обязанности по обеспечению возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, не устранены, обстоятельств, препятствующих реализации мероприятий по оказанию услуг в электронном виде судом не установлено, доказательств обратного в судебное заседание не представлено.

Несоблюдение вышеуказанных требований ограничивает доступность получения муниципальных услуг в электронной форме, препятствует реализации гарантии равной защиты прав, интересов граждан на получение муниципальных услуг в электронной форме.

Таким образом, на основании вышеизложенного, учитывая, что в период с начала действия Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» до настоящего времени администрацией сельского поселения «Трубачевское» не организованы действия по предоставлению муниципальных услуг в электронном виде, что лишает заявителей возможности дистанционного получения необходимых муниципальных услуг, противоречит основным целям и принципам государственной политики направленной на перевод в электронный формат массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора в полном объеме.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

Исходя из положений ст. 178 КАС РФ, а также необходимости временных затрат, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда в срок до 31.12.2022 года.

Руководствуясь ст. 175 - 180, 226 - 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Газимуро-Заводского района в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Трубачевское», выразившееся в не размещении на федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru сведений об оказываемых муниципальных услугах.

Обязать администрацию сельского поселения «Трубачевское» разместить информацию обо всех оказываемых муниципальных услугах на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru и организовать оказание муниципальной услуги: присвоение адреса объекту адресации, изменение и аннулирования такого адреса в электронной форме в срок до 31.12.2022 года

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края.

Судья Р.И. Ефимиков

Решение в окончательной форме принято 22 июня 2022 года.