ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-144/2023 от 08.09.2023 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-144/2023

(УИД 91OS0000-01-2023-000116-38)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 сентября 2023 года г. Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Холодной Е.И.,

при секретаре Ищенко А.С.,

при участии представителя истца – Гафарова А.Ф.; представителя Феодосийского городского совета Республики Крым – Никоноровой И.Ю.; представителя Администрации города Феодосии Республики Крым – Французовой Д.А.; старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым – Алескерова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ДИМ» к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, Главе муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым Мусаеву Вячеславу Махмудовичу, заинтересованные лица на стороне административного ответчика: Администрация города Феодосии Республики Крым; МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым»; Общество с ограниченной ответственностью «Аналитик Центр», о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

ООО «ДИМ» обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

- Приложение 1 к «Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым», утвержденному решением Феодосийского городского совета Республики Крым № 569 от 29.12.2022г., в части установления процентной ставки в размере 6,89%, для земель с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» и «Магазины», находящихся на территории пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым, как противоречащее п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»;

- Приложение 1 к «Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым», утвержденному решением Феодосийского городского совета Республики Крым № 569 от 29.12.2022г., в части установления процентной ставки в размере 5,49% для земель с видом разрешенного использования «Общественное питание» находящихся на территории пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым как противоречащее п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»;

- Приложение 2 к «Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым», утвержденному решением Феодосийского городского совета Республики Крым № 569 от 29.12.2022г., в части установления минимального значения арендной платы за 1 кв.м. (Зmin) в размере 184,69 руб., для земель с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание», «Магазины», «Общественное питание», находящихся на территории пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым, как противоречащее п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- п. 2.3 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденного решением Феодосийского городского совета Республики Крым № 569 от 29.12.2022г., как противоречащий п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Исковые требования обоснованы тем, что по мнению истца, при принятии обжалуемого в части нормативного правового акта (далее – НПА), Феодосийским городским советом Республики Крым не учтены основные принципы определения арендной платы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582, а именно: принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, принцип экономической обоснованности. Ставки арендной платы 6,89% и 5,49% установлены произвольно, без учета доходности арендуемого истцом земельного участка, специфики вида и сезонности коммерческой деятельности. Установление минимального значения арендной платы за 1 кв.м. (Зmin) нивелирует значение арендной платы, рассчитанной от кадастровой стоимости и увеличивает годовую стоимость арендной платы за 1 кв.м. в разы, чем фактически ухудшает положение административного истца. Кроме того, обжалуемый в части НПА противоречит ч. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и положениям статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Принятие обжалуемого НПА повлияло на права истца, так как согласно договору аренды земельного участка, арендуемого истцом, размер арендной платы составляет 222872,16руб. в год, тогда как арендная плата, насчитанная в соответствии с оспариваемым НПА составила 2788819,00 руб. в год.

В судебном заседании 08.09.2023г. представитель истца настаивал на удовлетворении административного исковогозаявления, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Феодосийского городского совета Республики Крым – Никонорова И.Ю. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Ответчик считает, что обжалуемое решение принято в пределах компетенции, в соответствии с установленной законом процедурой. Доводы истца о несоблюдении принципа экономической обоснованности опровергаются представленным суду экономическим обоснованием. Установленная в оспариваемой части Порядка формула расчета арендной платы является четко определенной и недвусмысленной, ее содержание исключает возможность не единообразного понимания порядка расчета этого показателя, допущения какого-либо злоупотребления при расчете. В обоснование законности установления в формуле расчета арендной платы показателя (Зmin) ответчик ссылается на п.10 и п.21 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. №582, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 29.12.2017г. №710. Согласно Отчету ООО «Аналитик-Центр» №6171/22 от 30.09.2022г. минимальное значение арендной платы за 1 кв.м земельного участка было определено путем анализа рыночной стоимости земельных участков. При установлении минимального значения арендной платы был соблюден принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, а также принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки.

Представитель Администрации города Феодосии Республики Крым – Французова Д.А. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Пояснила, что полностью поддерживает доводы ответчика. Оспариваемым в части НПА установлен такой подход к расчету платежа, который учитывает не только кадастровую стоимость земельного участка, но и экономико-планировочную зону нахождения земельного участка, градостроительную ценность территории его расположения, что свидетельствует о том, что размер арендной платы определяется в соответствии с функциональным зонированием территории муниципального образования на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.

Иные лица явку представителей в судебное заседание 08.09.2023 г. не обеспечили, о дате, времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом.

В письменных пояснениях на иск МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» указало, что расчет арендной платы истцу произведён с применением пп 2.3 п. 2 обжалуемого Порядка. Минимальное значение арендной платы за 1 кв.м (Зmin) земельного участка было определено путем анализа рыночной стоимости земельных участков расположенных в МОГО Феодосия Республики Крым, с учетом категории, разрешенного использования, государственного регулирования тарифов, субсидий предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, в соответствии с экономической оценкой территории и градостроительной ценности земельных участков, соответствующих коммерческой привлекательности и потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, а также основываясь на анализе и оценке экономических, природных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, путем применения к удельной рыночной стоимости земельного участка за 1 кв.м. ставки арендной платы, установленной на 2023г.

В письменных пояснениях на иск ООО «Аналитик Центр» указано, что минимальное значение арендной платы за 1 кв.м. Зmin в размере 184,69 руб., для земель с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание», «Магазины», «Общественное питание», находящихся на территории пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым, определено путем анализа рыночной стоимости земельных участков, расположенных на территории п.г.т. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, в соответствии с экономической оценкой территории и градостроительной ценности земельных участков, соответствующих коммерческой привлекательности и потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, а также основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, путем применения к удельной рыночной стоимости земельного участка за 1 кв.м. ставки арендной платы, установленной в процентах на 2023 год.

Суд, с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично, только в части установления такого значения как Зmin (минимальное значение арендной платы за 1 кв.м), суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, истцом срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемые в части заявленных требований акты являются нормативными.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее - Постановление Пленума ВС РФ № 50 от 25 декабря 2018 г.).

Как следует из подпункта 3 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16, частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 17.11.2014 г. № 65 утвержден Устав муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (далее – Устав), в силу пункта 5 части 1 статьи 27 которого в компетенции Феодосийского городского совета находятся полномочия по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (т.1 л.д.181-223).

Порядок проведения первой сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва, порядок созыва очередной и внеочередной сессий Феодосийского городского совета Республики Крым, порядок подготовки и внесения на рассмотрение Феодосийского городского совета Республики Крым проектов решений, порядок обсуждения и принятия решений по вопросам, рассматриваемым на сессиях, порядок избрания должностных лиц Феодосийского городского совета Республики Крым, порядок формирования и полномочия постоянных комиссий, иных органов Феодосийского городского совета Республики Крым, права и обязанности депутатов Феодосийского городского совета Республики Крым и иные вопросы организации работы Феодосийского городского совета Республики Крым, связанные с осуществлением Феодосийским городским советом Республики Крым и депутатами Феодосийского городского совета Республики Крым своих полномочий определяется Регламентом Феодосийского городского совета, утвержденным решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 16 марта 2015 года № 271 (т.1 л.д. 153-179).

Статьей 87 Регламента установлено, что решения Городского совета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

Решением Феодосийского городского совета от 20 апреля 2015 года № 318 официальным сайтом Феодосийского городского совета Республики Крым признан сайт feo.rk.gov.ru на официальном Портале Правительства Республики Крым.

26.12.2022 г. проект решения «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» (далее - Проект решения) направлен в прокуратуру города Феодосии для проведения антикоррупционной экспертизы (т. 2 л.д. 126).

26.12.2022 г. Проект решения размещён на официальном сайте Феодосийского городского совета (https://feo.rk.gov.ru/ru/document/show/15968).

28.12.2022 г. отделом муниципальной службы, наград и юридической работы Феодосийского городского совета Республики Крым проведена антикоррупционная экспертиза Проекта решения, по результатам которой коррупциогенные факторы не выявлены (т. 2 л.д. 130-131).

28.12.2022 г. в адрес Феодосийского городского совета Республики Крым поступило заключение Контрольно-счетной палаты муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым от 28.12.2022 г. №01-19/157 о результатах проведенного экспертно-аналитического мероприятия экспертиза проекта решения Феодосийского городского совета «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым». В Заключении указано, что представленный Проект решения может быть рассмотрен Феодосийским городским советом Республики Крым с учетом информации указанной в данном заключении (т.2 л.д.133-134).

Согласно Заключению об оценке регулирующего воздействия публичные консультации проводились в соответствии с «Порядком проведения регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской деятельности и инвестиционной деятельности», утвержденным решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 30.11.2017 г. № 895. Поступило 3 предложения (ООО Алисон», ООО «ДИМ», ООО «Крымское приморье»). Согласно выводам о достаточности оснований для принятия решения, о введении предлагаемого разработчиком НПА варианта правового регулирования: «по результатам анализа проекта НПА и сводного отчета, с учетом предоставленных предложений, у уполномоченного органа отсутствуют основания для принятия решения о введении предлагаемого разработчиком нормативного правового акта варианта правового регулирования» (т. 3 л.д. 75-76).

Согласно сводному отчету о проведении оценки регулирующего воздействия, степень регулирующего воздействия проекта НПА: низкая степень регулирующего воздействия(т. 3 л.д. 93-100).

Контрольно-счетная палата муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в Заключении «О результатах проведенного экспертно-аналитического мероприятия экспертиза проекта решения Феодосийского городского совета «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым»» от 28 декабря 2022 года №01-19/157 пришла к выводу, что представленный проект решения Феодосийского городского совета Республики Крым 2 созыва «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» может быть рассмотрен Феодосийским городским советом Республики Крым с учётом информации, указанной в заключении (т. 2 л.д. 133-134).

29.12.2022 г. в адрес Феодосийского городского совета Республики Крым поступило письмо прокуратуры города Феодосии Республики Крым №Исорг-5913-22, в котором сообщено, что по результатам изучения Проекта решения установлено, что нарушений требований федерального и регионального законодательства не допущено, юридико-технические требования соблюдены, коррупциогенные факторы не установлены, в связи с чем, замечания не вносились (т. 2 л.д. 135).

29.12.2022 г. состоялась очередная 59 сессия Феодосийского городского совета Республики Крым второго созыва, на которой из общего количества, составляющего 28 депутатов, присутствовали 18 депутата. На повестке дня указанной сессии (пункт 1) поставлен вопрос «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участка, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым», по которому за принятие решения проголосовало - 17 депутатов, против - 0, воздержались – 1 (т.3 л.д.43-44).

Таким образом, Феодосийским городским советом Республики Крым второго созыва на очередной 59 сессии 29.12.2022 г. принято решение №569 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым».

Решение Феодосийского городского совета Республики Крым от 29.12.2022 г. №569 обнародовано на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым на официальном Портале Правительства Республики Крым (https://feo.rk.gov.ru/ru/document/show/16072) и опубликовано в газете «Победа» Феодосийского городского совета Республики Крым (№144 от 31.12.2023) (т. 2 л.д. 136-137,140).

Правомочность органа, принявшего решение № 569 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» от 29.12.2022г., порядок введения его в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято Феодосийским городским советом Республики Крым в пределах полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме принимаемого нормативного правового акта, порядка его принятия, подписания и официального опубликования.

Проверяя оспариваемый в части НПА на соответствие содержания акта, НПА, имеющим большую юридическую силу, судом установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка, в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, размер годовой арендной платы определяется в зависимости от размера арендной платы за 1 кв.м. земельного участка, рассчитанного по формуле:

РАП 1 кв. м - размер арендной платы за 1 кв.м. земельного участка;

КС - кадастровая стоимость земельного участка;

САП% - ставка арендной платы, установленная в процентах, согласно Приложению 1 к настоящему Порядку;

S - площадь земельного участка.

В случае, если РАП 1 кв.м. находится в диапазоне от минимального значения арендной платы за 1 кв. м до максимального значения арендной платы за 1 кв. м, приведенных в Приложении 2 к настоящему Порядку, то годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:

АП = КС x САП% x КИ, где:

АП - годовой размер арендной платы;

КС - кадастровая стоимость земельного участка;

САП% - ставка арендной платы, установленная в процентах, согласно Приложению 1 к настоящему Порядку;

КИ - индекс инфляции, предусмотренный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года. В случае изменения кадастровой стоимости земельных участков (проведение переоценки земельных участков) индексация арендной платы на размер уровня инфляции в год изменения кадастровой стоимости не производится.

В случае если РАП 1 кв. м меньше либо равен минимальному значению арендной платы за 1 кв. м, приведенному в Приложении 2 к настоящему Порядку, то годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:

АП = Зmin x S x КИ, где:

АП - годовой размер арендной платы;

Зmin - минимальное значение арендной платы за 1 кв.м., приведенное в Приложении 2 к настоящему Порядку;

S - площадь земельного участка;

КИ - индекс инфляции, предусмотренный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года. В случае изменения кадастровой стоимости земельных участков (проведение переоценки земельных участков) индексация арендной платы на размер уровня инфляции в год изменения кадастровой стоимости не производится.

В случае если РАП 1 кв.м. больше либо равен максимальному значению арендной платы за 1 кв. м, приведенному в Приложении 2 к настоящему Порядку, то годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:

АП = Зmax x S x КИ, где:

АП - годовой размер арендной платы;

Зmax - максимальное значение арендной платы за 1 кв.м., приведенное в Приложении 2 к настоящему Порядку;

S - площадь земельного участка;

КИ - индекс инфляции, предусмотренный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года. В случае изменения кадастровой стоимости земельных участков (проведение переоценки земельных участков) индексация арендной платы на размер уровня инфляции в год изменения кадастровой стоимости не производится.

Согласно Приложению № 1 к Порядку определения размера арендной платы (далее - Приложение № 1) размер ставки платы в отношении земельных участков в пгт. Коктебель с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» (код 4.7) и «Магазины» (код 4.4) составляет 6,89%, для земель с видом разрешенного использования «Общественное питание» (код 4.6) составляет 5,49%.

Согласно Приложению № 2 к Порядку определения размера арендной платы (далее - Приложение № 2) минимальное значение арендной платы за 1 кв.м (Зmin) в отношении указанных земельных участков - составляет 184,69.

Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером площадью 15100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> имеет основной вид разрешенного использования «Гостиничное обслуживание», что подтверждается выпиской из ЕГРН (т.1 л.д.23).

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 14.12.2022г. № 4218 вышеуказанному земельному участку был присвоен условно-разрешенный вид использования: Магазины» (код 4.4); «Общественное питание» (код 4.6).

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что вышеуказанный земельный участок находится в аренде у административного истца на основании договора аренды земельного участка от 18.03.2016 г. (с учетом дополнительного соглашения от 13.03.2023 г.) (т.1 л.д. 19-21, л.д.29).

Пунктом 3.1 договора аренды от 18.03.2016 г. предусмотрено, что размер арендной платы за использование земельного участка устанавливается в процентном соотношении (к кадастровой стоимости земельного участка) к нормативной денежной оценке земельного участка согласно Договору о внесении изменений в договор аренды земли от 17.12.2012 регистрационный № (с учетом коэффициента 3,8 и коэффициента индексации платы за землю) согласно расчету, являющемуся неотъемлемой частью данного Договора (Приложение №4).

Судом установлено, что арендная плата за использование земельного участка, до принятия обжалуемого НПА, была рассчитана из расчета нормативной цены земельного участка (7429072,19 руб.) и составляла 222872,16 руб. в год, что не оспаривалось сторонами.

Годовой размер арендной платы за вышеуказанный земельный участок, рассчитанный на основании обжалуемого НПА, составляет 2 788 819,00 руб., что свидетельствует о правовой заинтересованности административного истца в оспаривании обжалуемого НПА.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части установления ставки арендной платы в размере 6,89 % для земель с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» (код 4.7), «Магазины» (код 4.4), а также ставки арендной платы в размере 5,49% для земель с видом разрешенного использования «Общественное питание» (код 4.6), исходя из следующего.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации №582 от 16.07.2009 (далее - Постановление №582), утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Данное постановление в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

К числу основных принципов определения арендной платы, установленных Постановлением №582, в том числе относятся:

- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя. При этом составные части формулы, в соответствии с которой определяется размер арендной платы (за исключением показателя уровня инфляции и кадастровой стоимости), могут изменяться в большую сторону не чаще одного раза в 3 года;

- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Исходя из принципа экономической обоснованности, соответствующий орган местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Соблюдением указанного принципа является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28.02.2017 года №424-О, указал, что государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

При принятии нормативного правового акта, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путём представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Материалами дела подтверждается, что 30.09.2022г. ООО «Аналитик-Центр» утвержден «Отчет о финансовом экономическом обосновании размера ставок арендной платыот кадастровой стоимости земельных участков в разрезе населенных пунктов и видов разрешенного использования, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» (т. 2 л.д.29-114).

В финансово-экономическом обосновании к Проекту решения (т.2 л.д. 14-16) указано, что финансово-экономическое обоснование и расчет ставок арендной платы за земельные участки, отражены в вышеуказанном отчете ООО «Аналитик-Центр» № 6171/22.

Изучив вышеуказанные документы, суд приходит к выводу, что предоставленное ответчиком финансово-экономическое обоснование является документом, подтверждающим соблюдение при расчете ставок арендной платы (в том числе для земель с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» (код 4.7), «Магазины» (код 4.4) -6,89 %, для земель с видом разрешенного использования «Общественное питание» (код 4.6) - 5,49%) принципа экономической обоснованности. Размер ставок арендной платы рассчитан с учетом доходности земельных участков, а также с учетом оценочных характеристик земельных участков.

Принимая во внимание, что на территории муниципального образования городской округ Феодосия РК для всех земельных участков с видами разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» (код 4.7) и «Магазины» (код 4.4) установлен единый размер ставки (независимо от форм собственности) - 6,89 %, как и для земель с видом разрешенного использования «Общественное питание» (код 4.6) - 5,49%, суд приходит к выводу, что порядок расчета размера арендной платы, с применением вышеуказанных ставок арендной платы, соответствует действующему законодательству. В данном случае при определении размера ставки арендной платы учтено отнесение к одной категории земель, использование или предназначение для одних и тех же видов деятельности и предоставление по одним и тем же основаниям.

Оспариваемый административным истцом размер ставки арендной платы дифференцирован исходя из конкретного вида разрешенного использования земель.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что при расчете ставки арендной платы принцип запрета необоснованных предпочтений, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. №582, а также законодательство в сфере защиты конкуренции, в частности, статья 15 Федерального закона № 135-ФЗ соблюдены. Таким образом, в части установления размера ставок арендной платы для земельного участка, арендованного истцом, ни пункт 2.3 Порядка, ни Приложение №1 к Порядку, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права административного истца не нарушают.

Предусмотренные законом основания для признания, оспариваемого в данной части нормативного правового акта недействующим, отсутствуют, в связи с чем, в удовлетворении заявленных исковых требований в данной части надлежит отказать.

Исковые требования, в частипризнания недействующим обжалуемого НПА, в части установления минимального значения арендной платы за 1 кв.м (Зmin) в размере 184,69 руб., для земель с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» (код 4.7), «Магазины» (код 4.4), «Общественное питание» (код 4.6), суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Судом установлено, что для расчета истцу арендной платы, насчитанной на основании решения Феодосийского городского совета Республики Крым от 29.12.2022г. №569 использовались следующие расчётные показатели:

РАП 1 кв.м = КС х САП%, где

РАП 1 кв.м - размер арендной платы за 1 кв.м земельного участка;

КС - кадастровая стоимость земельного участка;

САП% - ставка арендной платы, установленная в процентах, согласно Приложению 1 к вышеуказанному Порядку (6,89%);

S - площадь земельного участка.

К земельному участку с кадастровым номером при расчете арендной платы значение Зmin применялось, применялся абзац третий пункта 2.3. Расчета.

Кадастровая стоимость земельного участка составляет 38 655 577,57 руб. Стоимость 1 кв.м, составляет 176,38 руб. (РАП 1 кв.м, меньше минимального значения арендной платы за 1 кв.м (184.69 руб.), приведенный в Приложении 2 к настоящему Порядку).

В случае если РАП 1 кв.м меньше либо равен минимальному значению арендной платы за 1 кв.м, приведенному в Приложении 2 к настоящему Порядку, то годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:

АП = Зmin * S * КИ, где

АП - годовой размер арендной платы;

Зmin - минимальное значение арендной платы за 1 кв.м, приведенное в Приложении 2 к настоящему Порядку; S - площадь земельного участка;

КИ - индекс инфляции, предусмотренный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года. В случае изменения кадастровой стоимости земельных участков (проведение переоценки земельных участков) индексация арендной платы на размер уровня инфляции в год изменения кадастровой стоимости не производится.

Таким образом, годовой размер арендной платы за земельный участок с кадастровым номером рассчитывался по формуле:

АП = Зmin * S

АП = 184,69 х 15100 = 2 788 819,00 руб.

Из содержания Порядка, утвержденного решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 29.12.2022г. №569, следует, что основная формула расчета размера арендной платы определена в п. 2.3 Порядка. Вместе с тем п. 2.3 Порядка содержит указание на то, что в случае, если расчет арендной платы 1 кв.м, меньше либо равен минимальному значению арендной платы за 1 кв.м, приведенному в Приложении 2 к настоящему порядку, то годовой размер арендной платы определяется с учетом значения Зmin.

Из вышеуказанного усматривается, что само по себе применение значения Зmin исключает применение формулы РАП 1 кв.м = КС х САП% для расчета арендной платы, что фактически нивелирует роль такого показателя как кадастровая стоимость конкретного земельного участка.

В представленных суду документах, в том числе Отчете ООО «Аналитик-Центр» и Финансово-экономическом обосновании к Проекту решения, формула расчета значения Зmin не указана, подтверждающие данные по расчету указанного коэффициента отсутствуют.

Включение в формулу расчета арендной платы за земельные участки такого показателя, как Зmin, не может служить экономическим критерием в сфере земельно-имущественных отношений. Само значение Зmin никак не связано с факторами, влияющими на доходность земельного участка и ставит в неравное положение субъектов хозяйствования, являющихся пользователями земельных участков с одними и теми же видами разрешенного использования, в зависимости от площади земельного участка.

Статьей 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления установлен запрет принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий, к которым статьей 4 этого же закона относятся условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Сам факт установления такого значения как Зmin для арендаторов земельных участков, расположенных в пгт. Коктебель, с ВРИ: Гостиничное обслуживание» (код 4.7), «Магазины» (код 4.4), «Общественное питание», приводит к тому, что истец поставлен в не равное положение с арендаторами земельных участков, распложенных в том же поселке городского типа, с таким же видом разрешенного использования, размер арендной платы которых рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Применение положений об определении размера арендной платы с использованием указанного показателя Зmin экономически не обосновано и нивелирует роль такого показателя при определении размера аренды, как кадастровая стоимость конкретного земельного участка.

Установленная дифференциация минимального значения арендной платы, не имеет под собой разумного оправдания, принята без анализа и оценки экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, и обеспечивающих справедливый баланс интересов арендодателя и арендаторов земельных участков, фактически приводит к установлению различного размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, отнесенных к одной категории земель, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставляемых по одним и тем же основаниям, в зависимости только значения стоимости 1 кв.м., что свидетельствует о создании дискриминационных условий и нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений, что противоречит положениям ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Осуществляемое законодателем правовое регулирование в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. № 11-П, от 27 июня 2013 г. №15-П, от 23 декабря 2013 г. № 29-П и др.).

Механизм исчисления арендной платы, предусмотренный п.2.3 Порядка с применением значения Зmin не отвечает принципам экономической обоснованности, предельно допустимой простоты расчета арендной платы и запрета необоснованных предпочтений.

Довод ответчика о том, что значение Зmin было установлено на основании п.10 и п.21 «Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009г. №582», утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 29.12.2017г. №710, не принимается судом во внимание, так как вышеуказанные Рекомендации не освобождают ответчика от обязанности соблюдать требования ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ и принципы определения размера арендной платы, установленные на основании постановления Правительства РФ от 16.07.2009г. №582.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что, в частиустановления (Зmin) - минимального значения арендной платы за 1 кв.м., для земель находящихся на территории пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым, с видом разрешенного использования: «Гостиничное обслуживание» (код 4.7), «Магазины» (код 4.4), «Общественное питание» (код 4.6), и пункт 2.3. Порядка и Приложение №2 к данному Порядку противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, подлежат признанию не действующими в указанной части.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого п. 2.3 Порядка и Приложения № 2 к указанному Порядку, в части установления Зmin для земель находящихся на территории пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым, с видом разрешенного использования: «Гостиничное обслуживание» (код 4.7), «Магазины» (код 4.4), «Общественное питание» (код 4.6), должны быть признаны недействующими, суд полагает, что поскольку они до вынесения решения суда применялись, и на их основании реализовывались права граждан и организаций, они подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению в официальном печатном издании Феодосийского городского совета Республики Крым.

Руководствуясь статьями 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца сумму уплаченной при подаче административного иска государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «ДИМ» к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, Главе муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым Мусаеву Вячеславу Махмудовичу, о признании нормативного правового акта недействующим в части - удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

- пункт 2.3 «Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» утвержденного решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 29.12.2022 г. № 569, в части установления (Зmin) - минимального значения арендной платы за 1 кв.м., приведенного в Приложении 2 к настоящему Порядку, для земель с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» (код 4.7), «Магазины» (код 4.4), «Общественное питание» (код 4.6) находящихся на территории пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым.

- Приложение № 2 к «Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» утвержденному решением Феодосийского городского совета Республики Крым от 29.12.2022 г. № 569, в части установления минимального значения арендной платы за 1 кв.м. (Зmin) в размере 184,69 руб., для земель с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание» (код 4.7), «Магазины» (код 4.4), «Общественное питание» (код 4.6) находящихся на территории пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республики Крым.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «ДИМ» - отказать.

Взыскать с Феодосийского городского совета Республики Крым в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ДИМ» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Феодосийского городского совета Республики Крым.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым Е.И. Холодная

Решение изготовлено в окончательной форме 21.09.2023 года.