ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1451/20 от 14.12.2020 Рузаевского районного суда (Республика Мордовия)

Дело№2а-1451/2020

УИД:13RS0019-01-2020-003102-98

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Егород Рузаевка 14 декабря 2020 г.

Рузаевский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Абаевой Д.Р.,

при секретаре Илькаевой И.А.,

с участием в деле:

административного истца - Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, его представителя Посеевой М.М.

административного ответчика – Кокошина А.Ю.,

прокурора - старшего помощника Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия Капкаевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства внутренних дел по Республике Мордовия о помещении лица без гражданства, подлежащего депортации, в специальное учреждение,

установил:

Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (далее - МВД по Республике Мордовия) обратилось в суд с административным иском о помещении лица без гражданства, подлежащего депортации, в специальное учреждение, ссылаясь на то, что МВД по Республике Мордовия на основании распоряжения Минюста России от 23 декабря 2019 -рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства Кокошина А.Ю. принято решение о его депортации из Российской Федерации. Подлежащий депортации Кокошин А.Ю. после отбытия наказания, назначенного по приговору суда, 11 декабря 2020 помещен в специальное учреждение на основании решения МВД по Республике Мордовия на срок, не превышающий сорока восьми часов. Кокошин А.Ю. не имеет документов, удостоверяющего личность, необходимых для завершения процедуры депортации за пределы Российской Федерации.

Просит принять решение о помещении лица без гражданства Кокошина А.Ю.ДД.ММ.ГГГГ, в специальное учреждение с 11 декабря 2020 г. на срок до трех месяцев, то есть до 11 марта 2021 г.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Посеева М.М. административный иск поддержала, просила его удовлетворить.

Административный ответчик Кокошин А.Ю. не признал, поскольку считает себя лицом без гражданства.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации регулируется положениями Федерального закона N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Данным нормативным актом также регулируются сроки временного пребывания или проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации и последствия их несоблюдения.

Так статья 5 названного Федерального закона N 115-ФЗ обязывает временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан самостоятельно выехать из Российской Федерации по истечении срока действия их визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением перечисленных в приведенной норме случаев.

В соответствии с пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии.

Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 названной статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

В силу пункта 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о депортации.

Судом установлено, что приговором Преображенского районного суда г. Москвы от 05.02.2018 Кокошин А.Ю. осужден за совершение шести преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 2 ст.161 Уголовного кодекса Российской Федерации к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

23 декабря 2019 г. Минюст России, рассмотрев документы осужденного Кокошина А.Ю., находившегося в местах лишения свободы, распоряжением -рн в соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» признала пребывание (проживание) в Российской Федерации Кокошина А.Ю., являющегося лицом без гражданства, нежелательным.

16 ноября 2020 г. МВД по Республике Мордовия принято решение о депортации из Российской Федерации Кокошина А.Ю., являющегося лицом без гражданства, ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Кокошина А.Ю., являющегося лицом без гражданства, и решение о его депортации не отменены и не признаны незаконными.

11 декабря 2020 г. Кокошин А.Ю. освобожден из исправительного учреждения по отбытии срока наказания, назначенного по приговору суда, и на основании решения МВД по Республике Мордовия помещен в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов.

Определением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 11 декабря 2020 года продлен до 15 декабря 2020 года включительно срок пребывания административного ответчика в специализированном учреждении.

Подлежащий депортации Кокошин А.Ю. не имеет действительных документов, удостоверяющих личность, необходимых для пересечения государственной границы Российской Федерации.

По заключению ОВМ ОМВД России по Зубово-Полянскому муниципальному району от 20.02.2020 г. установлена личность гражданина Кокошина А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>.

22 октября 2020 г. уполномоченным органом в сфере внутренних дел направлен запрос в посольство <данные изъяты> в Российской Федерации о оказании содействия в оформлении свидетельства на возвращение в <данные изъяты>Кокошина А.Ю.<данные изъяты>

Посольство <данные изъяты> в Российской Федерации от 17.11.2020 г. сообщило, что по результатам проверки, представленной Главным управлением государственной миграционной службы по Львовской области, информация о документировании Кокошина А.Ю.ДД.ММ.ГГГГ, паспортом гражданина <данные изъяты> отсутствует, зарегистрированным или снятым с регистрационного учета не числится. Учитывая отсутствие информации о регистрации Кокошина А.Ю., на территории <данные изъяты> подтвердить его принадлежность к гражданству <данные изъяты> не представляется возможным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства».

Положение пункта 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» подлежит применению во взаимосвязи с положениями главы 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении, а в резолютивной части - конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении.

Таким образом, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого принято решение о депортации, в специальном учреждении, и лицо, в отношении которого принято решение о депортации, не может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специальном учреждении.

Подлежащий депортации Кокошин А.Ю. не имеет документа, удостоверяющего его личность, является лицом без гражданства, гражданином <данные изъяты> не является.

Таким образом, доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства административного ответчика в отношении которого принято решение о депортации, не имеется.

Сведений о том, в какое иностранное государство подлежит депортации административный ответчик, и какие действия еще необходимо совершить административному истцу для исполнения решения о депортации, а также сведений о возможности оформления документов, необходимых для депортации административного ответчика в страну исхода и исполнения решения о депортации, суду не представлено.

Помещение и содержание лица без гражданства в специальном учреждении в целях обеспечения исполнения решения о его депортации в ситуации, когда сама возможность его депортации ставится под сомнение, не может считаться допустимой. В противном случае содержание в специальном учреждении как необходимая мера по обеспечению исполнения решения о депортации превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного, законных оснований для помещения Кокошина А.Ю. в специальное учреждение суд не усматривает, поскольку в судебном заседании не доказана цель такого помещения.

Наличие распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) административного ответчика на территории Российской Федерации и решения о его депортации из Российской Федерации, а также наличие у административного ответчика судимости за совершение умышленного преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, не могут служить достаточным основанием для его помещения в специальное учреждение.

Пребывание административного ответчика в специальном учреждении, разумную и обоснованную продолжительность которого определить невозможно, противоречит приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из положений, закрепленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 333.35, подпункте 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы внутренних дел освобождены от уплаты государственной пошлины по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение.

Руководствуясь статьей 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска о помещении лица без гражданства Кокошина А.Ю.ДД.ММ.ГГГГ, подлежащего депортации, в центр временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району на срок до трех месяцев – до 11 марта 2021 года, Министерству внутренних дел по Республике Мордовия, отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия судом решения.

Судья Рузаевского районного суда

Республики Мордовия Абаева Д.Р.

Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2020 г.

Дело№2а-1451/2020

УИД:13RS0019-01-2020-003102-98

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Егород Рузаевка 14 декабря 2020 г.

Рузаевский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Абаевой Д.Р.,

при секретаре Илькаевой И.А.,

с участием в деле:

административного истца - Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, его представителя Посеевой М.М.

административного ответчика – Кокошина А.Ю.,

прокурора - старшего помощника Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия Капкаевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства внутренних дел по Республике Мордовия о помещении лица без гражданства, подлежащего депортации, в специальное учреждение,

установил:

Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (далее - МВД по Республике Мордовия) обратилось в суд с административным иском о помещении лица без гражданства, подлежащего депортации, в специальное учреждение, ссылаясь на то, что МВД по Республике Мордовия на основании распоряжения Минюста России от 23 декабря 2019 -рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства Кокошина А.Ю. принято решение о его депортации из Российской Федерации. Подлежащий депортации Кокошин А.Ю. после отбытия наказания, назначенного по приговору суда, 11 декабря 2020 помещен в специальное учреждение на основании решения МВД по Республике Мордовия на срок, не превышающий сорока восьми часов. Кокошин А.Ю. не имеет документов, удостоверяющего личность, необходимых для завершения процедуры депортации за пределы Российской Федерации.

Просит принять решение о помещении лица без гражданства Кокошина А.Ю.ДД.ММ.ГГГГ, в специальное учреждение с 11 декабря 2020 г. на срок до трех месяцев, то есть до 11 марта 2021 г.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Посеева М.М. административный иск поддержала, просила его удовлетворить.

Административный ответчик Кокошин А.Ю. не признал, поскольку считает себя лицом без гражданства.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации регулируется положениями Федерального закона N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Данным нормативным актом также регулируются сроки временного пребывания или проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации и последствия их несоблюдения.

Так статья 5 названного Федерального закона N 115-ФЗ обязывает временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан самостоятельно выехать из Российской Федерации по истечении срока действия их визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением перечисленных в приведенной норме случаев.

В соответствии с пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии.

Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 названной статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

В силу пункта 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о депортации.

Судом установлено, что приговором Преображенского районного суда г. Москвы от 05.02.2018 Кокошин А.Ю. осужден за совершение шести преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 2 ст.161 Уголовного кодекса Российской Федерации к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

23 декабря 2019 г. Минюст России, рассмотрев документы осужденного Кокошина А.Ю., находившегося в местах лишения свободы, распоряжением -рн в соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» признала пребывание (проживание) в Российской Федерации Кокошина А.Ю., являющегося лицом без гражданства, нежелательным.

16 ноября 2020 г. МВД по Республике Мордовия принято решение о депортации из Российской Федерации Кокошина А.Ю., являющегося лицом без гражданства, ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Кокошина А.Ю., являющегося лицом без гражданства, и решение о его депортации не отменены и не признаны незаконными.

11 декабря 2020 г. Кокошин А.Ю. освобожден из исправительного учреждения по отбытии срока наказания, назначенного по приговору суда, и на основании решения МВД по Республике Мордовия помещен в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов.

Определением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 11 декабря 2020 года продлен до 15 декабря 2020 года включительно срок пребывания административного ответчика в специализированном учреждении.

Подлежащий депортации Кокошин А.Ю. не имеет действительных документов, удостоверяющих личность, необходимых для пересечения государственной границы Российской Федерации.

По заключению ОВМ ОМВД России по Зубово-Полянскому муниципальному району от 20.02.2020 г. установлена личность гражданина Кокошина А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>.

22 октября 2020 г. уполномоченным органом в сфере внутренних дел направлен запрос в посольство <данные изъяты> в Российской Федерации о оказании содействия в оформлении свидетельства на возвращение в <данные изъяты>Кокошина А.Ю.<данные изъяты>

Посольство <данные изъяты> в Российской Федерации от 17.11.2020 г. сообщило, что по результатам проверки, представленной Главным управлением государственной миграционной службы по Львовской области, информация о документировании Кокошина А.Ю.ДД.ММ.ГГГГ, паспортом гражданина <данные изъяты> отсутствует, зарегистрированным или снятым с регистрационного учета не числится. Учитывая отсутствие информации о регистрации Кокошина А.Ю., на территории <данные изъяты> подтвердить его принадлежность к гражданству <данные изъяты> не представляется возможным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства».

Положение пункта 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» подлежит применению во взаимосвязи с положениями главы 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении, а в резолютивной части - конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении.

Таким образом, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого принято решение о депортации, в специальном учреждении, и лицо, в отношении которого принято решение о депортации, не может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специальном учреждении.

Подлежащий депортации Кокошин А.Ю. не имеет документа, удостоверяющего его личность, является лицом без гражданства, гражданином <данные изъяты> не является.

Таким образом, доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства административного ответчика в отношении которого принято решение о депортации, не имеется.

Сведений о том, в какое иностранное государство подлежит депортации административный ответчик, и какие действия еще необходимо совершить административному истцу для исполнения решения о депортации, а также сведений о возможности оформления документов, необходимых для депортации административного ответчика в страну исхода и исполнения решения о депортации, суду не представлено.

Помещение и содержание лица без гражданства в специальном учреждении в целях обеспечения исполнения решения о его депортации в ситуации, когда сама возможность его депортации ставится под сомнение, не может считаться допустимой. В противном случае содержание в специальном учреждении как необходимая мера по обеспечению исполнения решения о депортации превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного, законных оснований для помещения Кокошина А.Ю. в специальное учреждение суд не усматривает, поскольку в судебном заседании не доказана цель такого помещения.

Наличие распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) административного ответчика на территории Российской Федерации и решения о его депортации из Российской Федерации, а также наличие у административного ответчика судимости за совершение умышленного преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, не могут служить достаточным основанием для его помещения в специальное учреждение.

Пребывание административного ответчика в специальном учреждении, разумную и обоснованную продолжительность которого определить невозможно, противоречит приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из положений, закрепленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 333.35, подпункте 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы внутренних дел освобождены от уплаты государственной пошлины по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение.

Руководствуясь статьей 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска о помещении лица без гражданства Кокошина А.Ю.ДД.ММ.ГГГГ, подлежащего депортации, в центр временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району на срок до трех месяцев – до 11 марта 2021 года, Министерству внутренних дел по Республике Мордовия, отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия судом решения.

Судья Рузаевского районного суда

Республики Мордовия Абаева Д.Р.

Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2020 г.

1версия для печатиДело № 2а-1451/2020 ~ М-1579/2020 (Решение)