ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1452/18 от 19.11.2018 Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-1452/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 ноября 2018 г. г. Тверь

Пролетарский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Комаровой Е.С.,

при секретаре Артюховой О.В.,

с участием представителя административного истца и заинтересованного лица Администрации города Твери Снурницына А.Е.,

представителя административного ответчика Рыкова Ю.С.,

представителя заинтересованного лица ООО «ОКТАН» Зиньковского Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери к Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений законодательства,

установил:

Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений законодательства.

В обоснование своих требований административный истец указал, что 30 июля 2018 г. Главным управлением по государственной охране объектовкультурного наследия Тверской области (далее - Управление) в отношениидепартамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики истроительства администрации города Твери (далее - Департамент ЖКХ и строительства) составлено предписание № 3801/03 об устранении нарушений законодательства (вх. 03 августа 2018 г. № 28/1174). Предписанием Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 30 июля 2018 г. № 3801/03 (далее - Предписание) Департаменту ЖКХ и строительства предписано обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание казармы для рабочих, нач. ХХв.» по адресу: г. Тверь, ул. Двор Пролетарки, д. 119» в соответствии с пунктом 1 статьи 7 (гарантия обеспечения сохранности объектов культурного наследия), статьей 47.3 (требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия) Федерального закона № 73-ФЗ: в срок до 10 августа 2018 г. прекратить доступ на аварийные участки объекта культурного наследия; в срок до 31 августа 2018 г. силами специализированной проектной организации выполнить проектную документацию на первоочередные противоаварийные мероприятия на объекте культурного наследия, на основании инженерного обследования, в установленном законодательством порядке; в срок до 01 октября 2018 г. силами специализированной производственной организации выполнить первоочередные противоаварийные мероприятия в установленном законодательством порядке. Департамент ЖКХ и строительства не может согласиться с выданным Предписанием и считает его незаконным в связи со следующим. Предписание нарушает требования правовых актов, которые регулируют полномочия органа власти - Департамента ЖКХ и строительства. Постановлением администрации города Твери от 02 марта 2018 г. № 314 «О департаменте жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери» определены основные задачи Департамента ЖКХ и строительства. Учитывая то обстоятельство, что Департамент ЖКХ и строительства не наделен полномочиями по исполнению требований, указанных в Предписании, а жилой дом № 119 ул. Двора Пролетарки в городе Твери не находится в муниципальной собственности, Управлением обжалуемое предписание выдано неправомерно. Основания для выдачи предписания в Департамент ЖКХ и строительства отсутствуют. Согласно постановлению Правительства РФ от 21 января 2006 г. № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» наниматель (собственник) жилого помещения обязан поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в многоквартирном доме (квартире), соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования, обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования. Кроме того, согласно действующему законодательству помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд (кухни, санузлы и т.д.), расположенные на этажах бывшего общежития, получившего статус жилого дома, являются частью жилого помещения и не являются общим имуществом многоквартирного дома. С учетом наличия на этажах общих кухонь, туалетов и душевых, жилой дом приравнивается к коммунальной квартире, в которой в соответствии со статьей 41 ЖК РФ помещения, используемые для обслуживания более одной комнаты (общее имущество в коммунальной квартире), принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам комнат в данной квартире. Бремя содержания таких помещений возложено на собственников комнат и нанимателей в такой квартире. На основании изложенного, обязанность по содержанию в надлежащем состоянии и ремонту помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, возложена на собственников и нанимателей комнат в указанном доме. Жилой дом № 119 Двора Пролетарки является объектом культурного наследия регионального значения: «Здание казармы для рабочих, нач. XX в.», и не находится в муниципальной собственности. Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-Ф3) установлены полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. При этом, полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия шире полномочий органов местного самоуправления и включают в себя в том числе разработку и реализацию региональных программ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (статья 9.2 Закона № 73-ФЗ). У Департамента ЖКХ и строительства отсутствует информация о наличии утвержденного охранного обязательства в отношении дома № 119 Двора Пролетарки, а также о вручении или направлении заказным письмом с уведомлением о вручении копии охранного обязательства в адрес лиц, обязанных его исполнять. Содержание Предписания не отвечает правовым актам, которые регулируют спорные отношения. 10 декабря 2017 г. на доме № 119 Двора Пролетарки произошло частичное обрушение облицовочной кирпичной кладки наружной стены между 1-м и 3-м этажами дома, где расположены нежилые помещения (умывальные и туалетные комнаты). С целью предотвращения возникновения аварийной ситуации на доме № 119 Двора Пролетарки проведены следующие мероприятия: управляющей организацией ООО «ОКТАН» огорожено место обрушения кирпичной кладки сигнальной лентой, ограничен доступ жителей указанного дома в места общего пользования (умывальные комнаты 3 и 4 этажа и туалет); Департаментом ЖКХ и строительства проведено экспертно-техническое обследование части северного фасада, ограждающих конструкций, разработана проектно-сметная документация для проведения первоочередных противоаварийных мероприятий, необходимых для безопасного проживания жителей в доме № 119 Двора Пролетарки. Жилой дом № 119 Двора Пролетарки включен в региональный краткосрочный план реализации в 2016 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы (далее региональная программа), утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 14 июня 2016 г. № 209-пп, в части капитального ремонта холодного, горячего водоснабжения и водоотведения. Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 г. № 690-пп «Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы» в целом по жилому дому № 119 Двора Пролетарки запланировано проведение следующих видов работ: в период с 2017 по 2019 гг. ремонт крыши, в том числе устройство выходов на кровлю, ремонт и утепление фасада, ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем холодного - водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения, ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения, разработка проектной документации; в период с 2026 по 2028 гг. ремонт фундамента многоквартирного дома, разработка проектной документации; в период с 2029 по 2031 гг. ремонт крыши, в том числе устройство выходов на кровлю, ремонт и утепление фасада, разработка проектной документации; в период с 2038 по 2040 гг. ремонт крыши, в том числе устройство выходов на кровлю, разработка проектной документации; в период с 2041 по 2043 гг. ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, разработка проектной документации. Кроме того, Департаментом ЖКХ в рамках осуществления муниципального жилищного контроля в отношении ООО «ОКТАН» 17 августа 2017 г. была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований действующего законодательства по содержанию общего имущества и контейнерной площадки многоквартирного дома № 119 Двора Пролетарки, в ходе которой установлено, что ООО «ОКТАН» нарушает требования действующего законодательства. 18 августа 2017 г. Департаментом ЖКХ в отношении ООО «ОКТАН» было выдано предписание № 98 о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований в срок до 16 октября 2017 г., а именно провести работы: по откачке воды из подвального помещения и обеспечению чистоты и доступности прохода ко всем элементам технического этажа; провести согласование места размещения существующей контейнерной площадки многоквартирного дома № 119 Двора Пролетарки в установленном порядке или ее переносе в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. 14 декабря 2017 г. мировым судом судебного участка № 6 Московского района города Твери за неисполнение предписания вынесено решение о привлечении ООО «ОКТАН» к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. 06 марта 2018 г. Московским районным судом г. Твери по делу № 2-246/2018 были удовлетворены исковые требования департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации города к ООО «ОКТАН» о возложении обязанности выполнить предписание отдела жилищного контроля Департамента ЖКХ от 18 августа 2017 г. № 98, а именно в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда провести вышеуказанные работы. Данное решение вступило в законную силу 03 июля 2018 г. На основании обращений, поступивших из Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от 11 и 12 октября 2017 г., в рамках осуществления муниципального жилищного контроля, в отношении ООО «ОКТАН» 26 октября 2017 г. была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований действующего законодательства по содержанию общего имущества указанного многоквартирного дома, в результате которой выявлены нарушения требований действующего законодательства. В этой связи 31 октября 2017 г. в Департаменте ЖКХ в отношении ООО «ОКТАН» было составлено предписание № 144 о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований в срок до 15 декабря 2017 г. По результатам проведенной внеплановой выездной проверки установлено, что предписание частично не исполнено. 14 марта 2018 г. постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Московского района города Твери ООО «ОКТАН» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, которое решением судьи Московского районного суда от 26 июня 2018 г. отменено с прекращением производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. 31 мая 2018 г. Московским районным судом г. Твери были удовлетворены исковые требования Департамента ЖКХ и строительства к ООО «ОКТАН» о возложении обязанности выполнить предписание отдела жилищного контроля Департамента ЖКХ от 31 октября 2017 г. № 144, а именно в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда провести работы: по восстановлению остекления на лестничной клетке с 1-го по 4-й этажи в местах нарушений; по восстановлению в местах отсутствия на кухне 4-го этажа отопительных приборов; по обеспечению исправного состояния дренажной системы в подвале дома; по откачке воды из подвального помещения; по предотвращению сырости и замачиванию грунтов оснований и конструкций фундамента; по уборке мусора в подвальном помещении; по проведению дезинфекции; по обеспечению проветривания подвального помещения. Данное решение вступило в законную силу 30 августа 2018 г. На основании изложенного административный истец просил суд: признать незаконным и отменить предписание Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 30 августа 2018 г. № 3801/03 об устранении нарушений законодательства.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «ОКТАН».

Протокольным определением суда от 02 ноября 2018 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация города Твери, Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери.

В судебном заседании представитель административного истца и заинтересованного лица Администрации города Твери по доверенности Снурницын А.Е. исковые требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям. В ходе рассмотрения дела, представитель административного истца дополнительно пояснял, что в просительной части административного иска допущена опечатка в дате предписания, требования заявлены в отношении предписания от 30 июля 2018 г. № 3801/03. Обязанность по содержанию объектов культурного наследия несут собственники этих объектов. Данный дом находится в муниципальной собственности частично, наймодателем департамент не является. Частично работы по содержанию дома относятся к обязательствам управляющей организации. Муниципалитет вносит плату в Фонд капитального ремонта, дом включен в региональную программу капитального ремонта, бюджетного финансирования на цели, указанные в предписании, нет.

Представитель административного ответчика по доверенности Рыков Ю.С., возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним, суть которых сводится к следующему. В соответствии с постановлением Законодательного собрания Тверской области от 27 ноября 1997 г. № 647 здание, расположенное по адресу: г. Твери, Двор Пролетарки, д. 119 является объектом культурного наследия регионального значения. В ходе проведения контрольного мероприятия сотрудниками Главного управления установлено неудовлетворительное состояние указанного объекта культурного наследия. В связи с чем Главным управлением было выдано оспариваемое предписание. Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, иных лиц, создание препятствий к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В данном случае совокупность данных условий отсутствует. Полагал, что предписание выдано законно в соответствии с ч. 1 ст. 33, ст. 47.3, ст. 56.1, пп. 3 п. 6 ст. 11 Федерального закона № 73-Ф3, п. 1, пп. 2 п. 6 ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, пп. «г» п. 8 Положения о Главном управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 г. № 94-пп, п. 8, 9 Постановления Правительства Тверской области от 03 июня 2016 г. № 201-пп «Об утверждении порядка организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Тверской области». Бремя содержания объекта культурного наследия, включенного в реестр, несет собственник такого объекта. Однако, в соответствии с постановлением Администрации города Твери от 02 марта 2018 № 314 «О департаменте жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери», на истца возложены следующие функции: пунктом 3.1.1.1 координация деятельности организаций всех форм собственности, работающих в сфере жилищного хозяйства, при ликвидации неисправностей, аварий и чрезвычайных ситуаций на объектах жилищного фонда; пунктом 3.1.1.15 выполнение функций заказчика по капитальному ремонту общего имущества муниципальных многоквартирных и жилых домов в городе Твери, не включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Тверской области; пунктом 3.1.1.21 формирование краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах муниципального образования города Твери в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципального образования город Тверь; пунктом 3.2.7 выполнение функций заказчика по реставрации и консервации объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, финансируемых за счет бюджетных средств. Согласно имеющимся в Главном управлении выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости из 108 комнат, расположенных в здании по адресу: г. Тверь, ул. Двор Пролетарки, д. 119, только 23 комнаты находятся в частной собственности. Право собственности на остальные жилые помещения в Росреестре не зарегистрированы, что означает, что помещения находятся в муниципальной собственности. Главное управление полагает, что оспариваемым предписанием права истца не нарушены, поскольку обязанность организовывать противоаварийные первоочередные работы на объекте культурного наследия, расположенном по указанному адресу вытекает из вышеизложенных требований действующего законодательства. Вышеуказанное здание находится в аварийном состоянии, требующем капитального ремонта, в течение длительного периода времени (начиная с середины 1980-х гг.). Аварийная ситуация, в связи с которой Главным управлением было выдано оспариваемое предписание о срочном проведении противоаварийных работ, связана именно с длительным нахождением данного здания в состоянии, требующем капитального ремонта, и не проведения такого ремонта лицами, на которых обязанность по его проведению возложена законом. Статья 47.3 Федерального закона №73-ФЗ также обязывает собственников осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. При этом, большинство жилых помещений в доме находятся в муниципальной собственности. В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом, при чем за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации. Поскольку законодатель закрепил, что на граждан, приватизировавших жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, не может быть возложена обязанность по его проведению, то на данных граждан не может быть возложена и обязанность по устранению аварийной ситуации (в том числе в части общего имущества такого многоквартирного дома), возникшей в результате непроведения капитального ремонта в период до и после приватизации таких жилых помещений. Данной логике законодателя соответствуют и нормы ч. 2 ст. 47.3 Федерального закона №73-Ф3, и ст. 190.1 ЖК РФ, устанавливающей порядок проведения бывшим наймодателем капитального ремонта дома, пунктом 1 которой предусмотрено, что в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федераций, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем. В силу всех вышеперечисленных норм, обязанность по проведению как работ по капитальному ремонту, так и срочных противоаварийных, необходимость в которых возникла в результате непроведения капитального ремонта, несет муниципальное образование город Тверь - бывший наймодатель приватизированных жилых помещений и собственник (мажоритарный) всех остальных (неприватизированных) жилых помещений в данном доме. В соответствии со ст. 41 Федерального закона № 73-Ф3, консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия. Таким образом, Департамент обязан выполнять функции заказчика по консервации (которая в силу закона включает в себя комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение), в отношении указанного жилого дома, поскольку данный дом является объектом культурного наследия, большинство жилых помещений в данном доме находятся в муниципальной собственности, на момент приватизации жилых помещений в данном доме он уже требовал капитального ремонта, в связи с чем, на собственников данных жилых помещений не могут быть возложены обязанности ни по его капитальному ремонту, ни по устранению аварийной ситуации, вызванной не проведением в течение длительного периода времени капитального ремонта бывшим наймодателем. Оспариваемое предписание выдано в соответствии с действующим законодательством в соответствии с должностными обязанностями главного специалиста-эксперта Гусева Р.В. Доводы о том, что предписание выдано надлежащему лицу, подтверждает тот факт, что Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери за основании его заявления от 06 октября 2011 г. было выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 06 февраля 2012 г., в соответствии с которым данный департамент выступал в качестве заказчика работ. Также следует учесть, что имеется охранное обязательство от 02 сентября 2011 г. № 82/02-12. Следовательно, предусмотренные законом основания для признания предписания незаконным отсутствуют.

Представитель заинтересованного лица ООО «ОКТАН» по доверенности Зиньковский Л.В., возражал против удовлетворения заявленных требований, полагал, что оспариваемое предписание является законным. В ходе рассмотрения дела пояснил, что работы по сохранению объекта культурного наследия не могут быть возложены на управляющую организацию, суммы, необходимые на данные работы значительно отличаются от сумм на содержание общего имущества многоквартирного дома. Программа капитального ремонта по данному дому не выполняется. Капитальный ремонт был необходим дому еще на момент приватизации в нем помещений, поэтому выполнять его должен административный истец.

Представитель заинтересованного лица - Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что постановлением Законодательного собрания Тверской области от 27 ноября 1997 г. № 647 «Здание казармы для рабочих, нач. XX в.» по адресу: г. Тверь, ул. Двор Пролетарки, д.119 объявлено памятником истории и культуры местного значения и включено в Государственный список недвижимых памятников истории и культуры Тверской области (приложение № 1 Государственный список недвижимых памятников архитектуры местного значения г. Твери).

Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области оформлен паспорт данного объекта культурного наследия.

На основании задания Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 05 апреля 2018 г. № 19 проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Здание казармы для рабочих, нач. XX в.» по адресу: г. Тверь, ул. Двор Пролетарки, д.119.

05 апреля 2018 г. составлен акт осмотра объекта культурного наследия, приложением к акту являются материалы фотофиксации.

Как следует из указанного акта, объект культурного наследия регионального значения на момент осмотра эксплуатируется, используется в качестве многоквартирного жилого дома, в результате проведения мероприятий по контролю за состоянием названного объекта культурного наследия, установлено следующее:

- отмостка вдоль южного фасада паронепроницаемая асфальтовая, повреждена трещинами и сколами, имеет недостаточный вынос от стен здания. Вдоль других фасадов отмостка не просматривается. Вдоль стен здания проросла трава, которая способствует намоканию цоколя и стен здания, препятствует их проветриванию. В уровне сопряжения цоколя с отмосткой наблюдается деструкция кирпичной кладки цоколя, выпадение кирпича, поражение поверхности грибком. Данные негативные факторы способствуют ускоренному разрушению конструкций стен, цоколя и фундаментов здания, ускоряя их разрушение. Отмостка в неудовлетворительном состоянии;

- цоколь кирпичный на известково-песчаном растворе. Отмечаются деструктивные разрушения лицевого слоя кирпичной кладки на отдельных участках. Большинство подвальных продухов заложено силикатным кирпичом, что препятствует проветриванию подвальных помещений, негативно отражается на состоянии фундаментов. Состояние цоколя - не вполне удовлетворительное;

- стены здания со следами намокания. Отливы, установленные вдоль междуэтажных карнизов, деформированы частично утрачены. Вдоль северного фасада утрачен массив кирпичной кладки на всю высоту стены здания и на глубину до 3 - 5 рядов, что составляет 1/2 толщины стены. В результате утраты массива кладки внешние рамы столярного заполнения оконных проемов оказались смещены со своих посадочных мест и грозят обрушением. Данный участок является аварийным и грозит обрушением всему зданию (балки междуэтажного перекрытия опираются на кирпичную кладку, массив которой утрачен на 1/2 толщины стены). Отсутствующие отливы, поврежденные водосточные трубы, разрушение кирпичной кладки и кладочного раствора способствуют интенсивному намоканию стен и ускоренному их разрушению. Кроме того, на данном аварийном участке оконные проемы частично заложены силикатным кирпичом с устройством меньших по размеру оконных проемов внутри первоначальных. На фасадах здания так же отмечаются участки с разрушением лицевого слоя массива кладки на глубину 1/2 - 1 кирпичных ряда. Стены в неудовлетворительном состоянии. Участок северной стены в аварийном состоянии;

- крыша здания не обследовалась – нет доступа;

- во внутренних помещениях отмечаются следы многочисленных протечек, деструктивное разрушение покрасочного и штукатурного отделочных слоев, коррозия металлических балок сводов «Монье», трещины вдоль стен и перекрытий, отдельные со следами ремонта;

- столярное заполнение оконных проемов деревянное ветхое, отдельные оконные рамы без остекления. Заполнение отдельных оконных проемов заменено на пластиковые стеклопакеты. Оконные рамы на аварийном участке стены северного фасада в результате обрушения кирпичной кладки находятся без опоры. Грозят обрушением. Столярное заполнение в неудовлетворительном состоянии;

- отдельные водосточные трубы фрагментарно разрушены и деформированы;

- вдоль фасадов здания отмечаются повреждения декоративных элементов, выполненных из красного кирпича, местами полностью разрушены. Отмечаются деструктивные разрушения массива кирпичной кладки декоративных элементов на глубину 1-3 кирпичных ряда, карниз над первым этажом на северном фасаде практически полностью утрачен. Окрытия карнизов и элементов декора фасадов крайне ветхое, местами отсутствует. Декоративные элементы в неудовлетворительном состоянии.

Согласно выводам, изложенным в указанном акте осмотра, здание объекта культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии с локальными участками аварийного и предаварийного состояния; необходимо срочное обследование и проведение срочных противоаварийных работ на аварийном участке стены дворового северного фасада; необходимо проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Предписанием Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 30 июля 2018 г. № 3801/03 Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери предписано: обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание казармы для рабочих, нач. XX в.» по адресу: г. Тверь, ул. Двор Пролетарки, д. 119 в соответствии с п. 1 ст. 7 (гарантия обеспечения сохранности объектов культурного наследия), статьей 47.3 (требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия) Федерального закона № 73-ФЗ, а именно:

1. В срок до 10 августа 2018 г. прекратить доступ на аварийные участки объекта культурного наследия.

2. В срок до 31 августа 2018 г. силами специализированной организации выполнить проектную документацию на первоочередные противоаварийные мероприятия на объекте культурного наследия, на основании инженерного обследования, в установленном законодательством порядке.

3. В срок до 01 октября 2018 г. силами специализированной производственной организации выполнить первоочередные противоаварийные мероприятия в установленном законодательством порядке.

Не согласившись с указанным предписанием, административный истец просит признать его незаконным и отменить, по изложенным в административном иске основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее также – Закон, Федеральный закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно п. 1 ст. 40 названного Закона, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 4 ст. 40 указанного Закона).

Статьей 41 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определено, что консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны (ст. 42 названного Закона).

Реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия (ст. 43 указанного Закона).

Согласно ст. 43.7 Федерального закона № 73-Ф3, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 1 ст. 56.1 Федерального закона № 73-ФЗ обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства.

Охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ, в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

Согласно сведениям, представленным Администрацией Пролетарского района в городе Твери 01 ноября 2018 г., по данным архива приватизации администрации района в доме 119 во дворе Пролетарки приватизировано 25 комнат, первое жилое помещение в данном доме было приватизировано в ноябре 2009 года.

Как следует из указанного ответа от 01 ноября 2018 г., а также из выписок из ЕГРН и не оспаривалось сторонами, большинство помещений в спорном многоквартирном доме находятся в муниципальной собственности.

Судом установлено, что решением Тверской городской Думы от 11 октября 2005 г. № 90 была утверждена городская целевая программа «Двор Пролетарки» на 2005-2010 годы.

В данной программе указано, что необходимость реконструкции муниципальных общежитий, расположенных во Дворе Пролетарки, обусловлена следующими обстоятельствами. Общежития в количестве 7 зданий (дома №№ 17, 47, 48, 118, 119, 122, 156) построены в конце XIX (1893 г.) - начале XX века (до 1917 г.) и являются памятниками архитектуры, стоящими на местной категории охраны (решение облисполкома от 08 февраля 1989 г. № 32; Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 27 ноября 1997 г. № 647). Все указанные здания входят в состав историко-архитектурного комплекса середины XIX - начала XX веков, получившего название «Морозовский городок». На основании результатов технического обследования, проведенного в 1998 году проектным институтом «Тверьжилкоммунпроект», все 7 зданий общежитий в соответствии с ВСН 58-88р Госкомархитектуры подлежат капитальному ремонту, а отдельные участки наружных и внутренних стен зданий общежитий находятся в предаварийном состоянии и требуют прекращения эксплуатации прилегающих к ним помещений.

Как следует из охранного обязательства № 82/02-12 от 02 сентября 2011 г., заключенного между Комитетом по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, именуемый далее «Госорган», в лице заместителя председателя Смирнова М.Ю., с одной стороны и Департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери в лице и.о. начальника департамента Спажевой О.В., именуемый в дальнейшем «Собственник», собственник в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» взял на себя обязательства по сохранению, содержанию и использованию нежилого помещения общей площадью 147,8 кв.м, находящегося в здании, являющемся объектом культурного наследия регионального значения: «Здание казармы для рабочих нач. XX в.» г. Тверь, Двор Пролетарки, 119.

Из карты обследования недвижимого памятника истории и культуры «Здание казармы для рабочих нач. XX в.» г. Тверь, Двор Пролетарки, 119, составленной в октябре 2008 года, усматривается, что состояние здания неудовлетворительное. В акте осмотра от ноября 2008 года, являющегося приложением к Предмету охраны выявленного объекта культурного наследия культуры «Здание казармы для рабочих нач. XX в.» г. Тверь, Двор Пролетарки, 119, отражено в том числе, что стены северного и западного фасадов находятся в аварийном состоянии, наблюдается разрушение массива кладки стены по всей высоте здания с первого по четвертый этаж; требуется выполнить ремонтно-реставрационные работы по северному фасаду памятника и осуществить капитальный ремонт подъездов.

Согласно вышеуказанному охранному обязательству, собственник обязуется, в том числе, осуществлять работы по сохранению объекта культурного наследия, в соответствии с выданным заданием, разрешением и согласованной проектной документацией Госорганом или Федеральным органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с разграничением полномочий согласно статьи 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (п.1.1); производить работы по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с планом ремонтно-реставрационных работ, являющимся неотъемлемой частью охранного обязательства (п.1.2); обеспечить соответствие выполняемых работ нормам и правилам проведения ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия (п.1.7); осуществлять расходы по содержанию объекта культурного наследия и поддерживать его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (п.2.3); не производить работы, изменяющие предмет охраны (внешний облик, интерьер) объекта культурного наследия (п.2.4).

Из акта осмотра технического состояния памятника архитектуры от 25 августа 2011 г. следует, что состояние объекта культурного наследия регионального значения «Здание казармы для рабочих нач. XX в.» г. Тверь, Двор Пролетарки, 119 (нежилое помещение 147,8 кв.м) неудовлетворительное, казарма № 119 построена после 1906 года, за время своего существования здание не подвергалось серьезным перестройкам, ремонтно-реставрационные работы не производились. В данном акте также отмечено состояние внешних архитектурно-конструктивных элементов памятника, в том числе, что стены северного и западного фасадов находятся в неудовлетворительном, местами предаварийном состоянии. Согласно данному акту, собственник обязан в том числе выполнить производство первоочередных противоаварийных работ по результатам комплексного обследования в 2012 году, ремонтно-реставрационные работы – в 2012-2014 годах.

06 октября 2011 г. Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери обращался в Комитет по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области с просьбой выдать задание, в том числе на объект по адресу: г. Тверь, Двор Пролетарки, д.119, с целью изготовления сметной документации с последующим проведением экспертного обследования перечисленных в заявлении домов.

06 февраля 2012 г. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Твери было выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по адресу г. Тверь, Двор фабрики «Пролетарка», 119, который, как указано в задании используется под жилье. В данном задании отражены сроки выполнения проектно-изыскательских работ 2012-2014 годы – комплексные научно-исследовательские и проектно-сметные работы по заданию; сроки производства первоочередных противоаварийных работ 2013-2014 годы, сроки производства ремонтно-реставрационных работ – по мере поступления финансовых средств.

Сведения о фактическом проведении работ по сохранению указанного объекта культурного наследия на основании данного задания в материалах дела отсутствуют.

В отношении указанного многоквартирного дома заключен договор управления от 15 декабря 2016 г. с ООО «ОКТАН».

Как следует из копии ответа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери от 12 ноября 2018 г. в 2013 году управляющей организации выделялась субсидия за проведенные работы капитального характера (ремонт крыши) с целью устранения аварийной ситуации в спорном жилом доме.

Жилой дом 119 Двора Пролетарки включен в региональный краткосрочный план реализации в 2016 году региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 14 июня 2016 г. № 209-пп, в части капитального ремонта холодного, горячего водоснабжения и водоотведения.

Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 г. № 690-пп «Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы» в целом по жилому дому 119 Двора Пролетарки запланировано проведение следующих видов работ: в период с 2017 по 2019 гг. капитальный ремонт фасада, внутридомовых систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, разработка проектной документации; в период с 2026 по 2028 гг. капитальный ремонт фундамента многоквартирного дома, разработка проектной документации; в период с 2029 по 2031 гг. капитальный ремонт крыши, фасада, разработка проектной документации; в период с 2038 по 2040 гг. капитальный ремонт крыши, разработка проектной документации; в период с 2041 по 2043 гг. капитальный ремонт подвальных помещений, разработка проектной документации.

В соответствии с постановлением Администрации города Твери от 02 марта 2018 г. № 314 «О департаменте жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери», на Департамент возложены следующие функции:

- координация деятельности организаций всех форм собственности, работающих в сфере жилищного хозяйства, при ликвидации неисправностей, аварий и чрезвычайных ситуаций на объектах жилищного фонда (п. 3.1.1.1);

- выполнение функций заказчика по капитальному ремонту общего имущества муниципальных многоквартирных и жилых домов в городе Твери, не включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Тверской области (пунктом 3.1.1.15);

- выполнение функций заказчика по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, финансируемых за счет бюджетных средств, в пределах компетенции Департамента; по реставрации и консервации объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, финансируемых за счет бюджетных средств (п. 3.2.7).

Судом установлено, что на момент приватизации жилых помещений в указанном многоквартирном доме истекли сроки эффективной эксплуатации жилого здания, установленные Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (вместе с «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения».

Из материалов дела следует, что дом 119 по Двору Пролетарки г. Твери нуждался в капитальном ремонте на момент приватизации жилых помещений в нем, капитальный ремонт спорного многоквартирного дома не проводился. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.

На момент приватизации жилых помещений в многоквартирном доме обязанность по капитальному ремонту дома - объекта культурного наследия бывшим наймодателем исполнена не была.

На основании имеющихся в деле доказательств установлено, что на Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери возложены функции по реставрации и консервации (которая в силу закона включает в себя комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение) объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, финансируемых за счет бюджетных средств. То есть от имени бывшего наймодателя - органа местного самоуправления, в качестве заказчика указанных работ выступает Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери.

На основании изложенного, вышеприведенных норм действующего законодательства, в том числе положений ст. 56.1 Федерального закона № 73-ФЗ, учитывая, что на собственников помещений в многоквартирном доме обязанности по капитальному ремонту и проведению противоаварийных работ не могут быть возложены по причине того, что аварийная ситуация возникла в результате не проведения капитального ремонта бывшим наймодателем в период до и после приватизации жилых помещений, суд отвергает доводы административного истца о том, что предписание выдано ненадлежащему органу, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, и полагает, что предписание о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия правомерно выдано указанному органу.

Доводы административного истца об отсутствии обязанности по проведению указанных в предписании работ ввиду отсутствия охранного обязательства в отношении вышеуказанного многоквартирного дома в целом, суд отвергает, как противоречащие вышеприведенным нормам действующего законодательства, поскольку отсутствие охранного обязательства, не освобождает от обязанности по его сохранению как объекта культурного наследия. Кроме того, предусмотренная статьей 56.1 названного Закона обязанность бывшего наймодателя по производству капитального ремонта жилого дома, и соответственно противоаварийных работ, в соответствии с нормами жилищного законодательства не обусловлена наличием охранного обязательства.

Проверяя законность оспариваемого предписания, суд учитывает, что в полномочия Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области входит выдача предписаний.

Так, в соответствии с п. 4.1 ст. 9.2 Федерального закона № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия).

Согласно пп. 3 п. 6 ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия.

В обоснование своих доводов о незаконности оспариваемого предписания, административный истец также ссылается на то, что им предпринимались меры, направленные на надлежащее содержание указанного многоквартирного дома, понуждение управляющей организации к совершению действий по содержанию спорного многоквартирного дома, в том числе путем обращения в суд.

Так, административным истцом указано, что решением Московского районного суда г. Твери от 28 декабря 2017 г. ООО «ОКТАН» обязано в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить предписание отдела жилищного контроля департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г. Твери от 06 сентября 2017 г. № 108: обеспечить ограждение по периметру дома сигнальной лентой, устранить видимые повреждения строительной части фасада здания (разрушения); убрать коридоры; ликвидировать захламление бытовыми вещами лестничных клеток и коридоров; обустроить электропроводку с использованием металлических труб или защитных оболочек кабелей, установить светильники на лестничных клетках и коридорах, конструкция которых исключает возможность доступа к лампе без специальных приспособлений; произвести косметический ремонт в коридорах, обеспечить в коридорах ограждение сигнальной лентой мест, где фрагменты отделочного материала, потеряли связь со стеной, снять фрагменты отделочного материала, потерявшего связь со стеной; восстановить штукатурный и побелочный слои стен и потолка, окрасить стены в коридорах многоквартирного дома 119 по ул. Двор Пролетарки в г. Твери.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 12 апреля 2018 г. указанное решение оставлено без изменения и вступило в законную силу.

Вместе с тем, представитель административного ответчика в судебном заседании указал, что 07 ноября 2018 г. был осуществлен выход к спорому многоквартирному дому, в ходе которого выявлено, что ограждения сигнальной летной по периметру дома нет, при этом, ограждения сигнальной лентой недостаточно, поскольку это не препятствует доступу к аварийным участкам объекта.

Кроме того, понуждение административным истцом управляющей организации к выполнению обязанности по содержанию многоквартирного дома не заменяет выполнение первоочередных противоаварийных работ на данном объекте культурного наследия.

С учетом приведенных выше требований закона и установленных судом обстоятельств, суд приходит к убеждению, что оспариваемое административным истцом предписание выдано уполномоченным органом, обладающим полномочиями на его выдачу; содержание оспариваемого предписания соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения; оспариваемое предписание, не нарушает права и законные интересы административного истца.

На основании изложенного, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери к Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области о признании незаконным и отмене предписания от 30 июля 2018 г. № 3801/03 об устранении нарушений законодательства, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.С. Комарова

Решение в окончательной форме принято 26 ноября 2018 г.

Судья Е.С. Комарова