ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1452/2022 от 22.07.2022 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело № 2а-1452/2022

25RS0010-01-2022-001181-56

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июля 2022 года г. Находка Приморского края

Мотивированное решение составлено 22 июля 2022 года (в порядке статьи 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Находкинский городской суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Фёдоровой О.А.,

при секретаре Турчанович О.Л.,

с участием помощника прокурора г. Находки Быковой А.Е.,

представителя административного истца ФИО9,

представителя административного ответчика начальника отдела правового обеспечения земельных отношений правового управления администрации Находкинского городского округа ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к администрации Находкинского городского округа Приморского края о признании постановления от 25.11.2013 № 2404 недействующим в части, устанавливающей прохождение красной линии через границы объекта недвижимости - земельного участка, площадью 302 кв. м, кадастровый и части жилого дома, кадастровый , расположенных по адресу:о возложении обязанности,

установил:

ФИО1 в лице своего представителя – адвоката ФИО9 обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав в его обоснование, что ей на праве собственности принадлежит объект недвижимости - жилое помещение, квартира, общей площадью 58,7 кв.м., расположенная по адресу:, кадастровый . Соглашением о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ. ей переданы права и обязанности по договору аренды земельного участка от 25.07.2016 № 6375ф16, заключенного с администрацией Находкинского городского округа Приморского края. Административный истец является арендатором земельного участка площадью 461 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира:, кадастровый номер земельного участка , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: блокированные жилые дома с участками, цель использования земельного участка: эксплуатация части жилого дома. Срок аренды указанного земельного участка установлен с 29.06.2016 по 28.06.2065. С целью увеличения жилой площади, улучшения эксплуатационных показателей указанного объекта недвижимости ФИО1 произвела реконструкцию объекта недвижимости, в результате которого его технические характеристики были изменены. Техническим планом здания от 10.02.2021 установлено, что площадь объекта недвижимости в результате реконструкции была увеличена до 138,4 кв.м. Также техническим планом установлено, что реконструированный объект находится в пределах земельного участка с кадастровым номером который находится в аренде у административного истца. 07.12.2020 ответом исх. № 13.2-9-5616 начальника управления землепользования и застройки администрации Находкинского городского округа ФИО4 было принято решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность. Постановлением администрации Находкинского городского округа от 25.11.2013 № 2404 «Об утверждении документации по планировке территории» утверждены красные линии, в том числе и в отношении земельного участка с кадастровым номером , тем самым вышеуказанный земельный участок вошел в границы территории общего пользования: объекта улично-дорожной сети магистральная улица. Административный истец считает, что красная линия установлена без учета существующего объекта недвижимости и границ земельного участка, половина части жилого дома ФИО1 расположена в границах территории общего пользования за «красной линией», что создает препятствия в осуществлении прав собственника части жилого дома и лица, имеющего исключительное право в порядке пп. 5 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации на приобретение земельного участка в собственность без торгов. О том, что по земельному участку и жилому дому проходит красная линия, часть участка и жилого дома находятся на территории общего пользования, ФИО1 узнала в 2020 году, когда обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без торгов, на которое получила отказ. Правовое регулирование Российской Федерации не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий. Пересечения жилого дома, принадлежащего ФИО1 и земельного участка, на котором расположен жилой дом, красной линией, фактически являющейся границей территории общего пользования, в определенной степени ограничивает право собственности административного истца, и свидетельствует о нарушении её прав и законных интересов.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, о причинах неявки в суд не сообщила, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО9 административные исковые требования полностью поддержала, просила признать постановление администрации Находкинского городского округа от 25.11.2013 № 2404 недействующим в части, устанавливающей прохождение красной линии через границы объекта недвижимости – земельного участка, площадью 302 кв. м, кадастровый и части жилого дома, кадастровый , расположенных по адресу:момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Находкинского городского округа принять решении о корректировке красной линии относительно указанного объекта недвижимости в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Также пояснила, что реконструкция жилого дома заключалась в пристройке помещения прихожей и уборной комнаты, а также надстройке второго этажа.

Представитель административного ответчика – администрации Находкинского городского округа Приморского края ФИО5 в судебном заседании с административным иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные в ранее представленных администрацией Находкинского городского округа письменных возражениях на иск, просила отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 в полном объеме. В письменных возражениях администрация Находкинского городского округа указала, что в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории относятся к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности, в рассматриваемом случае - администрации Находкинского городского округа. В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе сфере обеспечения благоприятных условий жизни. Функциональные зоны – зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5 ст. 1 ГрК РФ). В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (ч. 1 ст. 35 ГрК РФ). В соответствии с ч. 5 ст. 45 ГрК РФ органа местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Из положений ч. 14 ст. 45 ГрК РФ следует, что документация по планировке территории, представленная органами местного самоуправления, утверждается главой местной администрации. Тем самым, принятие решения об утверждении документации по планировке территории относится к полномочиям администрации Находкинского городского округа. Из содержания ч. 1 ст. 18 ГрК РФ следует, что генеральный план городских округов является одним из документов территориального планирования муниципального образования. Генеральные планы содержат: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (ч. 3 ст. 23 ГрК РФ). Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (ч. 1 ст. 41 ГрК РФ). Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (ч. 2 ст. 41 ГрК РФ). Согласно ч. 3 ст. 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, проходы к водных объектам общего пользования или их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального назначения, объектов местного значения. Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (ст. 26 ГрК РФ). В силу ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, к которым в том числе относятся автомобильные дороги (ст. 1 ГрК РФ). Согласно ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристики и очередности планируемого развития территории. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории. Таким образом, проект планировки должен разрабатываться в полном соответствии с нормами правил землепользования и застройки и генерального плана муниципального образования. При этом по смыслу, утвержденных постановлением администрации Находкинского городского округа от 26.12.2018 № 324-НПА Правил землепользования и застройки Находкинского городского округа предполагается, что правила землепользования и застройки соответствуют генеральному плану, как основному документу территориального планирования городского округа. Административный истец в нарушение ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) не обосновала в своем заявлении нарушение её прав и законных интересов. При обращении в суд с настоящим заявлением ФИО1 ссылается на то, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы, ограничивает её право собственности. Однако каких-либо доказательств, подтверждающих указанные доводы, не представлено. Доводы ФИО1 о возможном нарушении её прав в будущем не являются основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. Напротив, из текста заявления следует, что ФИО1 является собственником части жилого дома с кадастровым номером и арендатором земельного участка с кадастровым номером срок аренды установлен с 29.06.2016 по 28.06.2065. Спорным постановлением утверждена документация по планировке территории, в составе проекта планировки территории, в том числе в отношении данного земельного участка. Сам факт утверждения рассматриваемого проекта планировки территории не влечет прекращения прав заявителя на земельный участок с кадастровым номером и часть жилого дома с кадастровым номером . Просила отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика – Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В ранее представленных в суд возражениях на иск указывал, что спорный земельный участок с кадастровым номером (и дом) по документам территориального планирования Находкинского городского округа размещены в красных линиях автомобильной дороги регионального значения Душкино-Ливадия-Анна с подъездом к Южно-Морскому, которая находится в оперативном управлении министерства и внесена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденный постановлением администрации Приморского края от 26.11.2012 № 357-па «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения». Общая протяженность дороги 22 км. Идентификационный номер О5 ОП РЗ 05К-468. Согласно сведениям из публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером площадью 461 кв. м поставлен на кадастровый учет: категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для иных видов жилой застройки. Указанная автомобильная дорога Душкино-Ливадия-Анна с подъездом к Южно-Морскому относится к категории – магистральных улиц, ширина которых в красных линиях принимается от 40 до 100 метров (примечание к таблице 11.2 ст. 11 СП 42.13330.201 1 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»). Модернизация (реконструкция) вышеуказанной дороги и искусственных сооружений на ней предусмотрена на перспективу. В связи с отсутствием финансирования, сроки реконструкции в настоящее время не определены. Вместе с тем, развитие транспортной инфраструктуры на транспортных магистралях Приморского края, связывающих места массового отдыха у воды с крупными населенными пунктами, находится на контроле в Правительстве Приморского края. Оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав административного истца.

В данном суду заключении помощник прокурора г. Находки Быкова А.Е. полагала, что административный иск обоснован и подлежит удовлетворению, оспариваемое постановление администрации Находкинского городского округа Приморского края следует признать недействующим в части, устанавливающей прохождение красных линий через границы земельного участка с кадастровым номером , поскольку красные линии утверждены без учета границ земельного участка, находящегося в аренде у истицы, а также существующего объекта недвижимости – части жилого дома, принадлежащего административному истцу на праве собственности, чем, несомненно, нарушены права последней.

Изучив требования административного истца, позицию административного ответчика, представленные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 8 статьи 213 КАС РФ).

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 КАС РФ).

Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 ГрК РФ), предусматривает необходимость соотнесения законных интересов граждан, основанных, в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что утверждение документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно части 4 статьи 3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (части 1 и 4 статьи 41 ГрК РФ).

Органы местного самоуправления городского округа уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 4 части 3 статьи 8 ГрК РФ), а именно: согласно части 5 статьи 45 ГрК РФ принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 статьи 45 ГрК РФ, с учетом особенностей, изложенных в части 5.1 статьи 45 ГрК РФ.

Из положений части 14 статьи 45 ГрК РФ следует, что документация по планировке территории, представленная органами местного самоуправления, утверждается главой местной администрации.

Из содержания части 1 статьи 18 ГрК РФ следует, что Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования.

Генеральные планы содержат: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Исходя из положений статьи 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.

Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30 «РДС 30-201-98» (далее - Инструкция), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации либо в виде отдельного документа. При этом вне зависимости от способа его утверждения проект красных линий выполняется в виде отдельного чертежа, после утверждения которого, красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоподосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий. В том случае, если красные линии установлены до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий, чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункты 3.8, 4.1, 4.2, 4.3, 4.7 и 4.8 Инструкции).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2016 года № 242-О, разъяснил, что порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий.

Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции).

Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий.

Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Статья 1 Протокола № 1 от 20.03.1952 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 определяет, что ограничение права собственности по основаниям, установленным законом, допускается, если этим преследуются общественные интересы, и при установлении ограничений права собственности будет соблюден баланс публичных и частных интересов.

Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

При этом, в соответствии с п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно п. 3.3 Инструкции красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.

Пунктом 3.4 названной Инструкции предусмотрено, что красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

Пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией таких объектов государственного или местного значения, как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.

Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

Пунктом 8 статьи 27 и пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (в границах территорий общего пользования).

Анализ приведенных норм федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям, и к таким землям не могут быть отнесены земли, переданные в частную собственность. Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки.

Данный вывод согласуется с положениями пункта 2 части 1 статьи 56.3 ЗК РФ, согласно которым изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.

Пунктами 2 и 3 статьи 70.1 ЗК РФ предусмотрено, что резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, при этом по общему правилу земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года.

Таким образом, отнесение земельных участков к территории общего пользования свидетельствует о необходимости решения вопроса о резервировании и (или) об изъятии таких земельных участков для муниципальных нужд.

23.11.2013 администрацией Находкинского городского округа принято постановление № 2404 «Об утверждении документации по планировке территории», которым утверждена документация по планировке территории. Указанным актом утверждены красные линии, в том числе и в отношении земельного участка с кадастровым номером , тем самым вышеуказанный земельный участок и расположенный на нем объект недвижимости – жилое помещение, квартира, с кадастровым номером вошел в границы территории общего пользования.

По результатам изучения представленных административным ответчиком документов, с учетом требований законодательства суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в предусмотренной форме, с соблюдением процедуры его принятия и введения в действие.

Проверяя соответствие части оспариваемого акта нормативным правовым документам, имеющим большую юридическую силу, а также на предмет нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, суд приходит к следующим выводам.

Согласно представленным фрагментам карты градостроительного зонирования территории Находкинского городского округа из Правил землепользования и застройки Находкинского городского округа земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами городского типа.

Из представленного фрагмента карты функционального зонирования территории Находкинского городского округа из Генерального плана Находкинского городского округа следует, что участок расположен в жилой зоне.

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником жилого помещения, квартиры, общей площадью 58,7 кв.м., расположенной по адресу:, кадастровый , которое было приобретено ФИО1 по договору купли-продажи от 26.04.2017.

Согласно выписки № 3252 из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности на часть жилого дома усадебного типа, жилой дом, расположенный по адресу: введен в эксплуатацию в 1950 году.

На основании ордера № 704 от 16.09.1994 квартира № 1 в <...> предоставлена ФИО2

13.08.2005 между администрацией города Находки и ФИО7 заключен договор № 50749 передачи жилого помещения в собственность граждан, согласно которого часть жилого дома (квартира ) , по в , общей площадью 55,3 кв.м. передана в собственность ФИО7

Таким образом, жилой дом усадебного типа, в котором расположено жилое помещение административного истца, введен в эксплуатацию в 1950 году, регистрация права собственности прежнего собственника жилого помещения ФИО7 произведена в 2005 году.

На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 24.06.2015 № 25 АА 1621341 часть жилого дома площадью 55,3 кв.м., расположенная по адресу: перешла по наследству в собственность ФИО8

26.04.2017 между ФИО8 и ФИО1 заключен договор купли-продажи части жилого дома по указанному адресу.

Данное жилое помещение расположено на земельном участке с кадастровым номером , площадью 461 кв.м., предоставленном под эксплуатацию части жилого дома и находящимся в пользовании у административного истца на основании договора аренды от 25.07.2016 № 6375ф16, заключенного прежним собственником (ФИО8) с администрацией Находкинского городского округа Приморского края, соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 26.04.2017, на срок до 28.06.2065.

Согласно договору аренды часть земельного участка, площадью 302 кв.м. расположена в пределах территории общего пользования.

Административным истцом была произведена реконструкция, принадлежащего ей жилого помещения, в результате чего его площадь была увеличена до 138,4 кв.м.

23.08.2021 управлением землепользования и застройки администрации Находкинского городского округа ФИО1 отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность за плату для эксплуатации части жилого дома, поскольку часть земельного участка расположена в пределах территории общего пользования (автомобильной дороги регионального значения).

Факт пересечения красной линией земельного участка и жилого помещения отражен на схеме расположения земельного участка, предоставленной административным ответчиком в суд вместе с возражениями на административное исковое заявление. При этом, визуально, путем сравнения плана на часть жилого дома, имеющегося в выписке № 3252 от 03.08.2005 из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности на часть жилого дома усадебного типа и представленной административным ответчиком схемой видно, что красная линия проходит по части жилого дома в его первоначальных границах.

Таким образом, представленными материалами дела объективно подтверждается факт прохождения красной линии по жилому помещению, принадлежащему ФИО1 на праве собственности, что свидетельствует об их утверждении без учета границ существующего объекта недвижимости, что недопустимо.

Какого-либо правового обоснования правомерности отнесения к территории общего пользования земельного участка под жилым домом, построенным в 1950 году и находящимся в собственности граждан, административным ответчиком в материалы дела не представлено, как не представлено и доказательств, свидетельствующих о том, что жилой дом построен на земельном участке общего пользования.

Действующее законодательство не допускает произвольного отнесения земельных участков, находящихся под жилыми домами к землям общего пользования.

При этом, расположение земельного участка на территории общего пользования препятствует его предоставлению в собственность, поскольку передача такого объекта в единоличное владение и пользование исключает возможность реализации гражданами права на свободное нахождение на таком участке и противоречит правовому режиму земель общего пользования.

Приведенные положения в своей совокупности свидетельствуют о том, что пересечение жилого помещения, принадлежащего ФИО1 и земельного участка, на котором расположена часть жилого дома, красной линией, фактически являющейся границей территории общего пользования, в определенной степени ограничивает право собственности истицы, препятствует оформлению прав на земельный участок под частью жилого дома, а также проведению работ по строительству или реконструкции объекта, ввиду невозможности получения разрешения на строительство и свидетельствует о нарушении ее прав и законных интересов.

Согласно информации МКУ «Находка ДАГИЗ» от 24.05.2022, предоставленной по запросу суда, сведения о разработке, согласовании и утверждении проекта по строительству дороги, на основе Генерального плана и проекта планировки территории, проходящей по территории земельного участка и части жилого дома, расположенных по адресу:, отсутствуют. В оспариваемом правовом акте указаний на необходимость изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка и объекта недвижимости, находящихся на территории планируемого строительства дороги не имеется. Решения о резервировании и (или) изъятии вышеуказанных земельного участка и объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд в сроки, установленные ст. 45 ГрК РФ не принимались.

Доказательств, достоверно подтверждающих наличие публичного интереса в установлении красной линии на соответствующем участке именно в такой конфигурации, при которой данная красная линия пересекает жилое помещение, принадлежащее ФИО1 на праве собственности и земельный участок, на котором располагается часть жилого дома, административным ответчиком не представлено.

Доводы ответчика, который обосновывает установление красных линий и отнесение земельного участка к землям общего пользования Генеральным планом не могут быть приняты во внимание, поскольку в оспариваемом правовом акте отсутствует указание на необходимость изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, отнесенных к территории планируемого строительства автодороги.

Принимая во внимание изложенное выше, а именно нарушение утвержденной красной линией прав и законных интересов административного истца, отсутствие достаточных доказательств наличия публичного интереса в установлении красной линии в утвержденной конфигурации, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать постановление администрации Находкинского городского округа от 25.11.2013 № 2404 «Об утверждении документации по планировке территории» недействующим в части, устанавливающей прохождение красной линии через границы объектов недвижимости - земельного участка, общей площадью 461 кв. м, кадастровый и жилого помещения, квартиры, кадастровый , расположенных по адресу:, с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Находкинского городского округа принять решении о корректировке красной линии относительно указанных объектов недвижимости в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Находкинского городского округа опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Приморский краевой суд, с подачей жалобы через Находкинский городской суд Приморского края.

Судья О.А. Фёдорова