ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1453/2022 от 27.04.2022 Первореченского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-1453/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2022 года г. Владивосток Приморского края

Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Логиновой Е.В.

при секретаре Шиманове М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ольгинского района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к министерству транспорта и дорожного хозяйства Приморского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ольгинского района Приморского края в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с названным административным иском в интересах неопределенного круга лиц к министерству транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, указав в обоснование требований, что прокуратурой района совместно с сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Кавалеровский» при проверке соблюдения требований действующего законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности ДД.ММ.ГГГГ установлено, что мостовое сооружение, расположенное на 279+789 км автомобильной дороги общего пользования территориального (краевого) назначения «Находка - Лазо - Ольга - Кавалерово», имеет повреждения проезжей части, произошло разрушение несущих балок и перекрытий моста. ДД.ММ.ГГГГ в результате дорожно-транспортного происшествия на указанном мостовом сооружении образовались повреждения проезжей части и обрушение несущих балок, перекрытий моста, движение по нему стало невозможным и ДД.ММ.ГГГГ было закрыто. Организованный временный объезд данного мостового сооружения через реку «Минеральная» не может в полной мере обеспечить бесперебойное и безопасное движение транспортных средств, в том числе в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера. Кроме того, в рамках проверки выявлены повреждения на мостовом сооружении, расположенном на 226+659 км автомобильной дороги «Находка - Лазо - Ольга - Кавалерово», а именно, разрушение настила от 1 м до 2 м и опоры № 1, пролетное строение просело по высоте, бревна ряжевой опоры № 1 сгнили и разрушились, завалились в подмостовой габарит, перила качаются. На подъезде к мосту имеются дорожные знаки о действующих ограничениях максимальной скорости 30 км/ч и максимальной массы 10 т, организованный объезд отсутствует, большегрузный транспорт осуществляет объезд мостового сооружения через водный объект. По указанным фактам прокуратурой Приморского края ДД.ММ.ГГГГ председателю Правительства Приморского края внесено представление. Однако каких-либо действенных мер по приведению мостовых сооружений в надлежащее техническое состояние не принято. Названные автодороги являются единственными путями транспортного сообщения, соединяющими населенные пункты на территории Ольгинского муниципального района. Административный истец считает, что бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, может повлечь за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу. С учетом уточнения требований, заявитель просит признать незаконным бездействие министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, выражающееся в непринятии мер по приведению искусственных сооружений (мостов), расположенных на 279+789 км и 226+659 км автомобильной дороги «Находка - Лазо - Ольга - Кавалерово» (идентификационный номер 05 ОП РЗ 05Н-131), в надлежащее техническое состояние, которое будет соответствовать требованиям безопасности дорожного движения, а именно, в непроведении строительства (реконструкции) мостовых сооружений, обязать административного ответчика в течение года со дня вступления решения суда в законную силу привести перечисленные искусственные сооружения (мосты) в надлежащее техническое состояние, которое будет соответствовать требованиям безопасности дорожного движения, а именно, произвести строительство (реконструкцию) мостовых сооружений.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Первореченского района г. Владивостока Талаевская Ю.С. поддержала уточненные требования по изложенным в административном иске доводам.

Представитель административного ответчика – Кудряшова Е.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2020 г., возражала против удовлетворения административного искового заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве. При этом, не оспаривая аварийное состояние перечисленных в административном иске мостовых сооружений и необходимость выполнения работ по их строительству (реконструкции), ссылалась на недостаточность заявленного административным истцом срока для выполнения такого рода работ с учетом длительности процедур по получению проектно-сметной документации, сроков, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на заключение контрактов, отсутствие на настоящий момент необходимого финансирования. Просила в удовлетворении требований в заявленном объеме отказать.

В соответствии со ст.ст. 96, 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Правительства Приморского края и заинтересованных лиц – АО «Акционерное строительное общество № 1» и АО «Примавтодор», извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Заслушав доводы участников процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ) задачами названного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

Часть 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ возлагает обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются приведенной нормой закона (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ), в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В силу ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ).

К числу перечисленных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе, решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

В соответствии с Положением о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 22.10.2019 г. № 690-па (далее – Положение), министерство является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (п. 1.1 Положения).

Согласно п. 2.2 названного Положения министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в пределах своих полномочий, в числе прочего, осуществляет планирование в сфере транспорта и дорожного хозяйства; осуществляет деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; готовит предложения по формированию и использованию бюджетных ассигнований дорожного фонда Приморского края; выполняет в порядке, установленном действующим законодательством, функции ответственного исполнителя по разработке и реализации государственных программ, финансируемых за счет средств федерального и краевого бюджета, в пределах компетенции министерства; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ; осуществляет функции главного администратора и администратора доходов краевого бюджета бюджетной системы Российской Федерации; осуществляет региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Ольгинского района Приморского края с участием представителя ОГИБДД МО МВД России «Кавалеровский» проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на автодороге «Находка - Лазо - Ольга - Кавалерово» в Ольгинском муниципальном районе, которая согласно постановлению администрации Приморского края от 26.11.2012 г. № 357-па «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения» является дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящейся в ведении министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (идентификационный номер 05 ОП РЗ 05Н-131).

В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено аварийное состояние мостовых сооружений, расположенных на 279+789 км и 226+659 км автомобильной дороги «Находка - Лазо - Ольга - Кавалерово».

В обоснование заявленных требований прокурором представлены технические заключения об обследовании мостов в июле и сентябре 2020 г. на 226+659 км и 279+789 км автомобильной дороги «Находка - Лазо - Ольга - Кавалерово», составленные начальником отдела диагностики и приемки работ мостовых сооружений КГКУ «Примуправтодор», в которых содержатся выводы о крайне неудовлетворительном (предаварийном) и аварийном состоянии перечисленных мостов соответственно вследствие наличия опасных дефектов и необходимости их включения в государственную программу «Развитие транспортного комплекса Приморского края на 2020-2027 годы» для проведения работ по полной перестройке (реконструкции) мостовых сооружений под современные нагрузки транспортных средств.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Правительства Приморского края первым заместителем прокурора Приморского края внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

Вместе с тем каких-либо действенных мер в целях строительства (реконструкции) мостовых сооружений не принято.

Актами обследования мостовых сооружений от ДД.ММ.ГГГГ, составленными сотрудником прокуратуры Ольгинского района Приморского края совместно с представителем ОГИБДД МО МВД России «Кавалеровский», подтверждено ненадлежащее техническое состояние заявленных в административном иске мостов на дату рассмотрения дела судом.

Таким образом, совокупность представленных доказательств свидетельствует об изношенности конструкций мостовых сооружений, необходимости выполнения работ их строительству (реконструкции), данное обстоятельство стороной административного ответчика не оспаривается.

При этом доказательств инициирования и проведения мероприятий, направленных на приведение перечисленных в административном исковом заявлении мостовых сооружений в надлежащее техническое состояние, административным ответчиком суду не представлено. Данные объекты не внесены в государственную программу Приморского края «Развитие транспортного комплекса Приморского края на 2020-2027 годы».

Ссылка стороны административного ответчика на отсутствие в настоящее время необходимого финансирования для выполнения работ по строительству (реконструкции) мостов не может быть принята судом во внимание, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает административного ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей. Действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение ответственными лицами требований по обеспечению безопасности дорожного движения от их финансовых возможностей.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о непринятии административным ответчиком своевременных и полных мер по ликвидации условий, способных причинить вред жизни и здоровью граждан.

Оценивая представленные по административному делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о незаконном бездействии административного ответчика, выражающемся в невыполнении надлежащим образом обязанностей по приведению перечисленных в административном иске мостовых сооружений в надлежащее техническое состояние и, как следствие, о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

При определении срока исполнения министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края возлагаемой на него обязанности суд принимает во внимание объем подлежащих выполнению работ и необходимость соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и полагает целесообразным исходя из защиты интересов участников дорожного движения и обеспечения их безопасности установить срок для выполнения такого рода работ в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.

При этом следует отметить, что при возникновении обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение судебного акта в установленный срок, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 189 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Ольгинского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к министерству транспорта и дорожного хозяйства Приморского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, выразившееся в непринятии мер по приведению искусственных сооружений (мостов), расположенных на 279+789 км и 226+659 км автомобильной дороги «Находка - Лазо - Ольга - Кавалерово» (идентификационный номер 05 ОП РЗ 05Н-131), в надлежащее техническое состояние, которое будет соответствовать требованиям безопасности дорожного движения, а именно, в непроведении строительства (реконструкции) мостовых сооружений.

Обязать министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу привести искусственные сооружения (мосты), расположенные на 279+789 км и 226+659 км автомобильной дороги «Находка - Лазо - Ольга - Кавалерово» (идентификационный номер 05 ОП РЗ 05Н-131), в надлежащее техническое состояние, которое будет соответствовать требованиям безопасности дорожного движения, а именно, произвести строительство (реконструкцию) мостовых сооружений.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В. Логинова