ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1453/2023 от 20.07.2023 Бугурусланского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-1453/2023

56RS0007-01-2023-00213/-77

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Бугуруслан 20 июля 2023 г.

Бугурусланский районный суд Оренбургской области в составе судьи Панчихиной Т.К., при секретаре Корежиной О.В., с участием административного истца прокурора Бугурусланской межрайонной прокуратуры Сумской Натальи Михайловны,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бугурусланского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации муниципального образования «Елатомский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства,

установил:

Бугурусланский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Елатомский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области, указывая на то, что Бугурусланской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Елатомский сельсовет» законодательства в сфере градостроительства, землепользования и застройки.

В ходе проверки установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования «Елатомский сельсовет» от 29.12.2016 № 54 утверждены Правила землепользования и застройки данного муниципального образования, согласно которым на территории муниципального образования расположены 3 населенных пункта: <адрес>, границы которых должны быть отображены на карте градостроительного зонирования. При этом, в каждом населенном пункте установлены территориальные зоны, общее количество которых составляет <адрес> из них только <данные изъяты> территориальных зон внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Сведения об остальных границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, не подготовлены. Администрацией не обеспечено формирование необходимой документации о границах территориальных зон населенных пунктов для их последующего внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

Несоблюдение администрацией требований закона по представлению необходимых сведений влечет нарушение прав неопределенного круга лиц: граждан, субъектов предпринимательской деятельности и других заинтересованных лиц, поскольку не позволяет определить соответствует ли выбранный ими вид использования земельного участка разрешенному, установить возможность его использования в выбранных целях; препятствует устойчивому развитию и функционированию социально-экономического процесса, расширению улучшению спектра коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность.

Просили обязать администрацию муниципального образования «Елатомский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ. принять меры по подготовке сведений о границах <данные изъяты> территориальных зон населенных пунктов муниципального образования (<адрес>) для дальнейшего их направления в орган кадастрового учета для внесения их в Единый государственный реестр недвижимости.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор Сумская Н.М. заявленные требования уточнила, просила суд обязать администрацию муниципального образования «Елатомский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по подготовке сведений о границах <данные изъяты> территориальных зон населенных пунктов муниципального образования (<адрес>) для дальнейшего их направления в орган кадастрового учета для внесения их в Единый государственный реестр недвижимости.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования «Елатомский сельсовет» в суд не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд в соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав объяснения административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Из части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование является зонированием территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

На основании пунктов 7 и 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны представляют собой зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Зонирование территории в пределах населенного пункта осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления (статья 30 Градостроительного кодекса РФ).

Частями 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

На основании статьи 7 ЗК РФ земли подразделяются на категории, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно-разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования согласно частям 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ.

Между тем при поступлении документов для постановки на государственный кадастровый учет либо учет изменений, орган кадастрового учета из-за отсутствия границ территориальных зон, не может достоверно определить к какой территориальной зоне должен быть отнесен земельный участок и установить виды разрешенного использования.

Из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 7, п. 20 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ч. 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что утверждение правил землепользования и застройки и внесение изменений в них относятся к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 1 января 2024 года.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 32 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Федеральный закон № 218-ФЗ) органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.

В силу ч. 18.1 ст. 32 Федерального закона № 218 обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.12.2019 №1036-пп «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по улучшению инвестиционного климата в Оренбургской области в соответствии с показателями Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на 2020 год» утвержден План мероприятий (дорожная карта) по улучшению инвестиционного климата в Оренбургской области в соответствии с показателями Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на 2020 год (далее по тексту – План).

Пунктами 111, 113, 114 Плана мероприятий предусмотрено обеспечение внесения в Единый государственный реестр недвижимости территориальных зон, сведения о границах которых содержатся в правилах землепользования и застройки, утвержденных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, о границах муниципальных образований, о границах населенных пунктов.

Ответственными за выполнение мероприятий, предусмотренных п.п 111, 113, 114 Плана мероприятий являются, в том числе, органы самоуправления муниципальных образований.

Таким образом, исходя из анализа положений вышеуказанного законодательства, следует, что на органы местного самоуправления сельских поселений возложена обязанность обеспечить формирование необходимой документации о территориальных зонах сельских поселений для их последующего внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования «Елатомский сельсовет» от 29.12.2016 № 54 утверждены Правила землепользования и застройки данного муниципального образования, согласно которым на территории муниципального образования расположены 3 населенных пункта: с. Елатомка, с. Лобовка, с. Октябрьский, границы которых должны быть отображены на карте градостроительного зонирования. При этом, в каждом населенном пункте установлены территориальные зоны, общее количество которых составляет 28 (с. Елатомка – 11, <...>, с. Октябрьский – 7), из них только 17 территориальных зон внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Как следует из материалов дела (ответ администрации муниципального образования «Елатомский сельсовет» от 22 мая 2023 г.), администрацией указанного муниципального образования не обеспечено формирование необходимой документации о границах остальных 11 территориальных зон для их последующего внесения в Единый государственный реестр недвижимости. Сведения о границах указанных территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, не подготовлены.

Несоблюдение административным ответчиком требований закона по представлению необходимых сведений влечет нарушение прав неопределенного круга лиц: граждан, субъектов предпринимательской деятельности и других заинтересованных лиц, поскольку не позволяет определить соответствует ли выбранный ими вид использования земельного участка разрешенному, установить возможность его использования в выбранных целях; препятствует устойчивому развитию и функционированию социально-экономического процесса, расширению улучшению спектра коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административный иск Бугурусланского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации муниципального образования «Елатомский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Елатомский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области в срок до 1 января 2024 г. принять меры по подготовке сведений о границах 11 территориальных зон населенных пунктов муниципального образования (с. Елатомка, с. Лобовка, с. Октябрьский) для дальнейшего их направления в орган кадастрового учета для внесения их в Единый государственный реестр недвижимости.

Обязать администрацию муниципального образования «Елатомский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области сообщить об исполнении данного решения суда в Бугурусланский районный суд Оренбургской области и Бугурусланскому межрайонному прокурору в течение месяца со дня окончания срока исполнения данного решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Бугурусланский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 21 июля 2023 г., что является датой принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 298 КАС РФ).

Судья: ТК. Панчихина