ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1454/2022 от 12.04.2022 Братского городского суда (Иркутская область)

УИД 38RS0003-01-2022-000980-26

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 12 апреля 2022 года

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Орловой О.В.,

при секретаре судебного заседания Оняновой И.В.,

с участием помощника прокурора г. Братска Кайгородовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1454/2022 по административному исковому заявлению МУ МВД России «Братское» к ФИО4, ФИО5, действующих в интересах ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о помещении несовершеннолетнего ФИО3, в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей г. Иркутска на срок до 30 суток,

УСТАНОВИЛ:

МУ МВД России «Братское» обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО5, ФИО4, действующих в интересах ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о помещении несовершеннолетнего ФИО3, в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей <адрес> на срок до 30 суток.

В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ года на учет в отделение по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних ОПДН ОУУП и ПДН ОП *** МУ МВД РФ «Братское» поставлен несовершеннолетний ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающий по адресу: <адрес>, учащийся МБОУ «СОШ ***», на основании п. 49.1.6 приказа *** МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ, как совершивший общественно-опасного деяние и не подлежащий уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании ЦКДН и ЗП <адрес> несовершеннолетний ФИО3 поставлен на учет в Банк данных <адрес> о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении по <адрес>.

За период времени с октября 2021 г. по март 2022 г. несовершеннолетний ФИО3 допускал совершение административных правонарушений и общественно-опасных деяний.

Несовершеннолетний воспитывается в полной семье: мать - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., работает в магазине «Автолада» уборщиком производственных помещений, отец - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ИП «ФИО16», брат - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., МБОУ «СОШ ***», брат - ФИО16 Михаил, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, дочь ФИО5 - ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., БрИМТ, 1 курс. Несовершеннолетний проживает в трёхкомнатной благоустроенной квартире, где имеются необходимые условия для занятий и отдыха, чистая одежда, запасы продуктов питания в достаточном количестве.

Семья несовершеннолетнего ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 49.2 Приказа № 845-2013 г. МВД РФ поставлена на профилактический учет в ОПДН ОП № 1 МУ МВД России «Братское», т.к. родители ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей.

Проводимая профилактическая работа с несовершеннолетним ФИО3, его семьей, ОПДН, КДН и МБОУ «СОШ ***» <адрес>, систематические проводимые рейды по месту жительства, профилактические лекции и беседы, привлечение матери подростка - ФИО4 к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ положительного результата не имеют. Во время профилактических бесед, подросток не воспринимает в серьёз порицание в свой адрес. Несовершеннолетний ФИО3 жизненно-важные решения самостоятельно не принимает, по характеру является ведомым, общается с подростками, состоящими на профилактическом учете в отделении по делам несовершеннолетних, совершающими общественно опасные деяния и правонарушения; данные подростки вовлекают ФИО3 в противоправную деятельность и совершение антиобщественных действий. Старший брат ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. решением Братского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ был помещен в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по г. Иркутск, оказывает отрицательное влияние и плохой пример на несовершеннолетнего ФИО3

Поведение подростка остается устойчиво противоправным, на путь исправления ФИО3 не встает, нуждается в особых условиях воспитания, обучения и требует специального педагогического подхода.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО10, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просит административный иск удовлетворить.

В судебном заседании административный ответчик несовершеннолетний ФИО3 пояснил, что с административным иском он ознакомлен, не возражает против его удовлетворения. Дополнительно суду пояснил, школу посещает, уроки не пропускает, у него хорошие отношения с мамой, играет с младшим братом в машинки. Осознаёт, что совершает плохие поступки.

В судебном заседании законный представитель несовершеннолетнего ФИО4 не возражает против удовлетворения заявленных требований, дополнительно суду пояснила, что отношения с братом у него нормальные, кроме того ФИО6 посещает спортивную секцию СК «Металлург», греко-римская борьба.

Определением суда несовершеннолетнему ФИО3 назначен адвокат ФИО15

В судебном заседании адвокат ФИО15, действующая на основании ордера, не возражает против удовлетворения заявленных требований.

В судебном заседании социальный педагог ФИО11 оставила разрешение вопроса на усмотрение суда, дополнительно пояснила, что несовершеннолетний ФИО3 на уроках ведет себя активно, домашнее задания выполняет, прогулов без уважительных причин не имеет, посещает внеурочные занятия.

В судебном заседании представитель межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 по г. Братску Иркутской области ФИО12 суду пояснила, что помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП ГУ МВД России по Иркутской области на срок до 30 суток не принесен желаемых результатов, так как противоправному поведению несовершеннолетнего ФИО3, способствует попустительское отношение родителей к воспитанию и развитию сына. Данная процедура является кратковременной и не соответствует фактическим обстоятельствам прекращения совершения несовершеннолетним противоправных действий, а следовательно, не соответствует интересам ребенка.

В судебном заседании инспектор Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Центрального района г. Братска ФИО13 считает необходимым поместить несовершеннолетнего в ЦВСНП.

Выслушав участников процесса, заключение помощника прокурора, полагавшего, что имеются основания для удовлетворения административного иска, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск МУ МВД России "Братское" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по своему смыслу направлены на реализацию таких задач административного судопроизводства, как правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел (пункт 3 статьи 3 названного Кодекса), выступают процессуальной гарантией реализации прав граждан на судебную защиту, не дают оснований для их произвольного применения.

Оценка же доказательств осуществляется судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании совокупности и каждого в отдельности из имеющихся в административном деле доказательств; результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1, 3 и 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ:

1. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел:

1) обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;

2) проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения.

2. В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние: 4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

3. Основаниями помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел являются: 2) постановление судьи - в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2 - 6 пункта 2 настоящей статьи.

6. Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут находиться в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток.

В силу ст. 31.1 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ материалы о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел должны содержать: достаточные данные, подтверждающие совершение общественно опасного деяния несовершеннолетним, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, или правонарушения, влекущего административную ответственность, либо факт самовольного ухода из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа; указание на цели и мотивы помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел; данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего либо предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния.

Анализируя предоставленные доказательства, суд установил, что несовершеннолетний ФИО3 воспитывается в полной семье: мать - ФИО4 работает в магазине «Автолада» уборщиком производственных помещений, отец - ФИО5, ИП «ФИО16», братья – ФИО2 и Михаил, дочь ФИО5 - ФИО9 Несовершеннолетний проживает в трёхкомнатной благоустроенной квартире, где имеются необходимые условия для занятий и отдыха, чистая одежда, запасы продуктов питания в достаточном количестве.

Семья несовершеннолетнего ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 49.2 Приказа № 845-2013г. МВД РФ поставлена на профилактический учет в ОПДН ОП № 1 МУ МВД России «Братское», т.к. родители ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением ЦКДН и ЗП <адрес> семья ФИО4 признана находящейся в социально опасном положении.

ФИО3 допускал факт антиобщественного поведения. Так, по результатам проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ 12.02.2022г. инспектором ОПДН ОП *** МУ МВД России «Братское» вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в деянии состава преступления, предусмотренного пунктами «а, в» ч.2 ст.158 УК РФ.

Согласно характеристике МБОУ «СОШ ***» несовершеннолетний ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., учащийся 2 «б» класса, обучается в школе с ДД.ММ.ГГГГ по УМК «Школа России». ФИО6 показывает слабые знания по школьным предметам. На уроках старается отвечать, внимательно слушает учителя, но справляется не со всеми письменными заданиями. Домашние задания выполняет не в полном объёме. В I четверти ФИО6 показал удовлетворительные знания. Пропусков уроков без уважительной причины учащийся не имеет. Во внеурочное время дополнительным образованием ФИО6 занят в спортивной секции. В классный коллектив ребёнок влился, дети принимают его в общении и игре. Он не отказывается выполнить просьбы или поручения учителя.

Доказательств профилактирования с несовершеннолетним ФИО3 суду не представлено, а именно отсутствуют доказательства того, что администрацией школы совместно с сотрудниками полиции, инспекторами по делам несовершеннолетних проводились воспитательно-профилактические беседы не только с подростком, но и его законным представителем, что проводились рейды по месту жительства несовершеннолетнего ФИО3, где с ним проводились беседы профилактического характера в целях предотвращения противоправных деяний, административных правонарушений.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (ст. 64 СК РФ).

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 СК РФ).

Таким образом, суд приходит к выводу, что у законного представителя ФИО4 имеется возможность достаточного контроля за несовершеннолетним, а у ФИО3 имеются возможности исправления без изоляции от общества. Так, в судебном заседании установлено, что у ФИО3 с мамой доверительные отношения, несовершеннолетний помимо учебы в школке занят дополнительными спортивными занятиями, как ученик зарекомендовал себя со средними способностями.

Направление в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей является крайней мерой, если другие меры воздействия оказались неэффективными, и по мнению суда может оказать негативное воздействие на несовершеннолетнего. Сам по себе факт совершения общественно опасного деяния в данном случае не является основанием для направления несовершеннолетнего административного ответчика в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

В соответствии с положениями ст. 2, 4 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

В соответствии со ст. 20, ст. 21 Закона органы внутренних дел и подразделения по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, а также их родителей; выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию; рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних.

Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 года) устанавливает основополагающий принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, в статье 3 которой закреплено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (пункт 1). Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры (пункт 2); принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в данной Конвенции (пункт 1 статьи 4), и обеспечивают право каждого лишенного свободы ребенка на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать законность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия (пункт "d" статьи 37).

Минимальными стандартными правилами Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятыми резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН 40/33 от 10 декабря 1985 года, определено, что система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена, в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения (правило 3). Основные процессуальные гарантии, такие как презумпция невиновности, право быть поставленным в известность о предъявленном обвинении, право на отказ давать показания, право иметь адвоката, право на присутствие родителей или опекуна, право на очную ставку со свидетелями и их перекрестный допрос и право на апелляцию в вышестоящую инстанцию, должны быть гарантированы на всех этапах судопроизводства (правило 7.1). Правилом 17.1 предписано, что при выборе мер воздействия компетентный орган должен руководствоваться следующими принципами: решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса, и ограничение должно быть по возможности сведено до минимума; лишение личной свободы не должно применяться к несовершеннолетнему, если только он не признан виновным в совершении тяжкого деяния с применением насилия в отношении другого лица или в неоднократном совершении других тяжких правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия. Согласно части 1 статьи 45 и части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод. Будучи одним из основных прав человека, неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения, право на судебную защиту одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод человека и гражданина, которые признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и обеспечиваются правосудием (статьи 17 и 18 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 г. N 1 отмечается, что судебное разбирательство необходимо организовать таким образом, чтобы были учтены интересы ребенка, его процессуальные права обеспечены, а его виновность или невиновность установлены в соответствии с принципами правосудия в результате проведения надлежащей процедуры с учетом специфики противоправного деяния, которое он предположительно совершил.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 ноября 2019 года N 38-П, исходя из утвержденных Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), система правосудия в отношении несовершеннолетних должна быть направлена прежде всего на обеспечение их благополучия и того, чтобы любые меры воздействия на них были всегда соизмеримы с особенностями личности правонарушителя и с обстоятельствами правонарушения. Названные Правила включают следующие принципы, применимые при выборе компетентным органом мер воздействия: такие меры всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, с потребностями общества; при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его благополучии должен служить определяющим фактором.

Таким образом, суд считает, что должностными лицами не в полной мере выполнены основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в отношении ФИО3, а именно: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним.

Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» допускает принятие решения о помещении в Центр только в строго определенных случаях: если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние.

Суду не представлено доказательств в обоснование доводов иска, что направление в ЦВСНП является крайней мерой, и другие меры воздействия оказались неэффективными, а также доказательств того, что несовершеннолетний ФИО3 полностью вышел из-под контроля законного представителя, не в полной мере устранены причины негативного поведения подростка, в частности фактически работа с подростком по коррекции поведения не велась, доказательств работы психолога должным образом с несовершеннолетним суду не представлено.

В материалах дела отсутствуют доказательства о наличии либо отсутствии возможности скорректировать поведение несовершеннолетнего с помощью индивидуальной профилактической работы. Таким образом, материал не содержит достаточных данных, подтверждающих обоснованность помещения ФИО3 в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях предупреждения совершения им повторного общественно-опасного деяния.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для помещения несовершеннолетнего ФИО3 в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь нормами Федерального закона № 120-ФЗ, ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление МУ МВД России «Братское» Иркутской области к ФИО4, ФИО5, действующих в интересах ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о помещении несовершеннолетнего ФИО3, в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей г. Иркутска на срок до 30 суток – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья О.В. Орлова