ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-14557/17 от 17.04.2018 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Решение

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород [ 00.00.0000 ]

Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе:

председательствующего судьи Бжезовской И.В.,

при секретаре Колмыковой М.П.,

с участием административного истца ФИО1., представителя административного ответчика, действующей на основании доверенности ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области, Главному управлению Министерства внутренних дел России по Нижегородской области, Комиссии Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, начальнику Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области ФИО3, Министерству внутренних дел России, заинтересованное лицо заместитель председателя комиссии Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области ФИО4, о признании решения незаконным, возложении обязанности по принятию решения о признании иностранного гражданина носителем русского языка,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском, в соответствии с которым просит: отменить решение комиссии Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от [ 00.00.0000 ] , признать ФИО1 носителем русского языка.

В ходе рассмотрения дела административный истец в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации уточнила исковые требования, в соответствии с которыми просит: признать незаконным и отменить решение комиссии Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от [ 00.00.0000 ] в части отказа ФИО1 в признании носителем русского языка; обязать Комиссию признать ФИО1 носителем русского языка.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ФИО1 является гражданкой Украины, с ноября [ 00.00.0000 ] г. проживает в Российской Федерации на основании свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Родилась в республике УССР, [ адрес ]. Мать административного истца является украинкой, отец русский. Административный истец указывает, что [ 00.00.0000 ] обратилась в УФМС России по Нижегородской области для прохождения собеседования о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, согласно федеральному закону от 31.05.2002 № 62- ФЗ (ред. От 29.07.2017) «О гражданстве Российской Федерации». [ 00.00.0000 ] состоялось заседание вышеуказанной комиссии. По результатам собеседования было вынесено решение, которым ФИО1 не признали носителем русского языка. С решением комиссии административный истец не согласна, считает, что русский язык является основным для нее языком с момента рождения, свободно изъясняется на русском языке в быту и официальной обстановке. По мнению административного истца, она правильно понимает смысл текстов любого жанра, передач, выступлений, фильмов, использует в речи и письме средства художественной выразительности. Административный истец ссылается на то, что окончила общеобразовательную школу [ № ][ адрес ] с русским языком обучения.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в порядке ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве административных ответчиков привлечены Главное управление Министерства внутренних дел России по Нижегородской области, Комиссия Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, начальник Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области ФИО3, Министерство внутренних дел России.

Также в ходе рассмотрения дела к участию в деле в порядке ст. 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованного лица привлечен заместитель председателя комиссии Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области ФИО4

В судебном заседании административный истец административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала по основаниям, изложенным в оспариваемом решении комиссии Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от [ 00.00.0000 ] .

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, представителей в суд не направили.

Суд в соответствии с положениями части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

По смыслу приведенных выше положений закона решение об удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается в случае, если будет установлено, что решение, действие (бездействие) противоречит закону и указанным решением, действием (бездействием) были нарушены права, свободы и законные интересы заявителя. При этом обязанность доказать факт нарушения прав, свобод и законных интересов в результате совершения оспариваемых действий (бездействия) и принятия оспариваемых решений возлагается на административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченны федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

В судебном заседании установлено и подтверждается из материалами административного дела, ФИО1, [ 00.00.0000 ] года рождения является гражданкой Украины, с [ 00.00.0000 ] года проживает на территории Российской Федерации на основании свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

[ 00.00.0000 ] ФИО1 обратилась в Комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дела России по Нижегородской области (далее по тексту ГУ МВД России по Нижегородской области) с заявлением, в котором просила признать ее носителем русского языка на основании ст.33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

[ 00.00.0000 ] постоянно действующей Комиссией Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка принято решение о непризнании ФИО1 носителем русского языка.

В оспариваемом решении Комиссии в качестве основания непризнания административного истца носителем русского языка указано, что ФИО1: не достигла постановленных целей коммуникации в ситуациях подготовленного и неподготовленного монологического и диалогического общения, в том числе публичного, демонстрируя различные тактики речевого поведения; не продемонстрировала понимание и умение адекватно интерпретировать оригинальные тексты любой тематики: неадаптированные тексты на любую тематику, включая абстрактно – философские, профессионально – ориентированные, публицистические и художественные тексты, обладающие подтекстными и концептуальными смыслами

Давая правовую оценку указанному решению Комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дела России по Нижегородской области, суд исходит из обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения настоящего дела, и требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ содержит принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации (статья 1).

Частью 2.1 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Порядок признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка регламентирован статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Так, в соответствии с указанной нормой, иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации. Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.

Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Заявление о признании временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее пятнадцати суток до истечения срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации. Заявление о признании проживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее чем за три месяца до истечения срока проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации. По результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка. Решение комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка выдается данному иностранному гражданину или лицу без гражданства для подачи заявления о выдаче вида на жительство или заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 14 настоящего Федерального закона, а в случае выезда иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации для решения вопроса о последующем въезде данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию. Срок действия решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка не ограничен. В случае признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка проведение повторного собеседования, указанного в части первой настоящей статьи, не допускается. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые не признаны носителями русского языка, вправе вновь обратиться с заявлением о признании носителем русского языка не ранее чем по истечении одного года после принятия в отношении данного иностранного гражданина или лица без гражданства предыдущего решения о непризнании носителем русского языка.

Во исполнение требований указанного федерального закона приказом Федеральной миграционной службы России от 26 мая 2014 года №379 утверждены Требования к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, Правила проведения собеседования комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с иностранным гражданином или лицом без гражданства, Требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и Требования к форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка; а Приказом ФМС России от 26 мая 2014 года №380 утвержден Порядок формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, действующие в период принятия оспариваемых решений комиссии от [ 00.00.0000 ] .

В соответствии с п.7, 12-13, 15-16, 19-20 Порядка формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, утвержденного Приказом ФМС России от 26 мая 2014 года №380, комиссии состоят из председателя, его заместителя, членов и секретаря. Число членов комиссий, включая председателя, заместителя председателя и секретаря (с правом голоса), должно быть нечетным. Состав территориальной комиссии ФМС России формируется из сотрудников соответствующего территориального органа ФМС России, представителей научных и образовательных организаций, кандидатуры которых определяет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования. Персональные составы комиссий утверждаются руководителем ФМС России и руководителем (начальником) территориального органа ФМС России соответственно. Заседания комиссий считаются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей от общего числа членов комиссий. Члены комиссий участвуют в их работе лично, делегирование полномочий не допускается. Решения принимаются комиссией открытым голосованием простым большинством голосов. Каждый член комиссии при голосовании имеет один голос. Решения комиссий оформляются протоколом, который подписывается членами комиссии и утверждается председателем комиссии. При несогласии с принятым решением член комиссии имеет право в письменной форме изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу.

Главным управление Министерства внутренних дел России по Нижегородской области в целях реализации вышеприведенных требований законодательства приказом от [ 00.00.0000 ] [ № ] принято решение о создании постоянно действующей комиссии управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина и лица без гражданства носителем русского языка и утверждено Положение о постоянно действующей комиссии управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина и лица без гражданства носителем русского языка.

Согласно пунктам 6, 8-10 Положения о постоянно действующей комиссии управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина и лица без гражданства носителем русского языка комиссия состоит из председателя, его заместителя, членов и секретаря. Число членов комиссии, включая председателя, заместителя председателя и секретаря (с правом голоса), должно быть нечетным. Основной формой деятельности комиссии являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал. Заседания комиссии считаются правомочным, если на них присутствуют не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Члены комиссии участвуют в ее работе лично, делегирование полномочий не допускается.

В свою очередь, приказом ГУ МВД России по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ], в редакции приказа от [ 00.00.0000 ] [ № ], также был утвержден персональный состав постоянно действующей комиссии управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина и лица без гражданства носителем русского языка (далее по тексту Комиссия), в количестве восьми человек: председатель комиссии ФИО3, заместитель председателя комиссии ФИО4, члены комиссии ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9, а также секретарь Комиссии ФИО10

Приказом ГУ МВД России по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] в указанный приказ внесены следующие изменения:

- из персонального состава постоянно действующей комиссии управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина и лица без гражданства носителем русского языка исключена ФИО8 и включена в названный персональный состав ФИО11

Вместе с тем, пунктом 7 Порядка, утвержденного Приказом ФМС России от [ 00.00.0000 ] [ № ], и пунктом 6 Положения, утвержденного приказом ГУ МВД России по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ], установлено, что количество членов комиссии должно быть нечетным.

При таких обстоятельствах, исполняя требования о правомочности состава Комиссии, обязательность которого установлена пунктом 15 Порядка, утвержденного Приказом ФМС России от [ 00.00.0000 ] [ № ], и пунктом 9 Положения, утвержденного приказом ГУ МВД России по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ], на заседании должно присутствовать не менее двух третей от общего числа членов Комиссии, т.е. не менее шести человек.

Из протокола заседания Комиссии, а также совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, судом установлено, что [ 00.00.0000 ] в работе заседания Комиссии принимали участие пять человек, а именно: заместитель председателя комиссии ФИО4, секретарь комиссии ФИО10, члены комиссии ФИО9, ФИО5 и ФИО7, которые по результатам голосования единогласно приняли решение против признания ФИО1 носителем русского языка.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что заседание Комиссии было неправомочным принимать решение, поскольку отсутствовал необходимый кворум.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что принятое неправомочным составом Комиссии решение в отношении ФИО1 нельзя признать законным и обоснованным.

Также для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, с целью оценки результатов произведенного административным ответчиком собеседования на предмет уровня владения ФИО1 русским языком, судом была назначена по делу судебная лингвистическая экспертиза, проведение которой было поручено обществу с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы и оценки «ЕСИН».

По поставленным вопросам были проведены экспертные исследования и составлено заключение, согласно выводам которого ФИО1: понимает и умеет интерпретировать неадаптированные тексты на любую тематику, включая абстрактно-философские, профессиональной ориентации, публицистические и художественные, а также тексты, обладающие подтекстовыми и концептуальными смыслами, на удовлетворительном уровне; максимально полно понимает содержание, в частности, радио- и телепередач, кинофильмов, телеспектаклей, пьес, записей публичных выступлений, свободно воспринимая социально-культурные и эмоциональные особенности речи говорящих, интерпретируя фразеологизмы, известные высказывания и скрытые смыслы; не обладает достаточным умением достигать поставленные цели коммуникации в ситуациях подготовленного и неподготовленного монологического и диалогического общения, в том числе публичного, демонстрируя различные тактики речевого поведения; продемонстрировала знание языковой системы и свободное владение средствами выразительности языка во всем многообразии лексико-грамматических, стилистических, синонимических и структурных отношений на удовлетворительном уровне.

Эксперты считают необходимым обратить внимание на то, что речь ФИО1, несмотря на некоторые речевые ошибки, свойственные в т.ч. носителям просторечия, в целом понятна, логична, стройна, лексически достаточно богато наполнена, грамматически адекватна и практически не отличается от повседневной неподготовленной речи среднестатистического носителя русского языка.

К указанным выводам эксперты пришли на основании собеседования с ФИО1 проведенного с учетом требований Правил проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, утвержденных Приказом МВД России от 28.09.2017 N 738, с привлечением в качестве экспертов представителей организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки "Филология" и (или) "Лингвистика" или дополнительные образовательные программы, касающиеся изучения русского языка как иностранного, из числа профессорско-преподавательского состава.

Экспертиза проведена лицами, обладающими специальными познаниями в области, подлежащей применению по настоящему делу, а именно: ФИО12, имеющей высшее образование по специальности «Филология», квалификацию филолог, преподаватель по направлению подготовки «Языкознание и литературоведение»; ФИО13, имеющей высшее образование по направлению «Филология», степень магистра с отличием по направленности «Прикладная филология», квалификацию судебного эксперта по специальностям «Исследование голоса и звучащей речи», «Исследование продуктов речевой деятельности»; Х., имеющей высшее образование по специальности «Филология», специализацию «Лингвокриминалистика», степень магистра по специальности «Прикладная математика и информатика», специализацию «Компьютерная лингвистика», квалификацию судебного эксперта по специальностям «Исследование голоса и звучащей речи», «Исследование продуктов речевой деятельности», являющейся преподавателем факультета гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики», Нижний Новгород.

На основании изложенного, оснований не доверять заключению экспертизы у суда не имеется, эксперты, проводившие судебную лингвистическую экспертизу, предупреждены об ответственности, заключение соответствует установленным требованиям.

Указанные выводы судебной экспертизы, оцененные в совокупности с другими доказательствами, свидетельствуют о том, что решение Комиссии в отношении ФИО1 о непризнании ее носителем русского язык принято при несоблюдении Правил, устанавливают порядок организации проведения собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка в случае подачи им заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Настоящими Правилами установлено, собеседование с иностранным гражданином проводится в целях подтверждения уровня владения русским языком как иностранным.

В представленном протоколе заседания Комиссии от [ 00.00.0000 ] собеседование с иностранным гражданином ФИО1 не отражены в полной мере сведения о продолжительности собеседования, которая не может составлять более 30 минут на одного гражданина, в протоколе не в достаточной точности фиксированы все вопросы членов комиссии. Также не отражены сведения о том, была ли ФИО1 до проведения собеседования предоставлена возможность получить консультации по вопросам проведения собеседования. Из пояснений представителя административного ответчика следует, что во время собеседования не были использованы аудио-, видео- и мультимедийные материалы путем их воспроизведения и демонстрации, что также влияет на объективность выводов Комисиии.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии решения Комиссией в отношении ФИО1 не в полной мере определена ее способность: понимать и уметь интерпретировать неадаптированные тексты на любую тематику, включая абстрактно-философские, профессиональной ориентации, публицистические и художественные, а также тексты, обладающие подтекстовыми и концептуальными смыслами; максимально полно понимать содержание, в частности, радио- и телепередач, кинофильмов, телеспектаклей, пьес, записей публичных выступлений, свободно воспринимая социально-культурные и эмоциональные особенности речи говорящих, интерпретируя фразеологизмы, известные высказывания и скрытые смыслы; уметь достигать поставленных целей коммуникации в ситуациях подготовленного и неподготовленного монологического и диалогического общения, в том числе публичного, демонстрируя различные тактики речевого поведения; уметь демонстрировать полное знание языковой системы и свободное владение средствами выразительности языка во всем многообразии лексико-грамматических, стилистических, синонимических и структурных отношений.

В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Учитывая тот факт, что судом установлено существенное нарушение порядка принятия оспариваемого решения и несоответствие принятого решения вышеприведенным установленным требованиям закона, а также принимая во внимание соблюдение административным истцом срока на обращение за судебной защитой, суд находит подлежащими удовлетворению заявленные требования о признании незаконным решения постоянно действующей комиссии управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от [ 00.00.0000 ] о непризнании ФИО1 носителями русского языка.

Приказом МВД России от [ 00.00.0000 ] [ № ] признаны не подлежащими применению приказы ФМС России от [ 00.00.0000 ] [ № ] и от [ 00.00.0000 ] [ № ]. Указанным приказом утверждены новые Порядок формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, требования к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, Правила проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и к форме решения комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка».

В свою очередь, приказом ГУ МВД России по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] признан утратившим силу приказ ГУ МВД России по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] и утверждены новое Положение о комиссии ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и ее персональный состав, к полномочиям которой в настоящее время относится разрешение вопроса о признании (непризнании) иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

На основании изложенного суд считает необходимым возложить на вновь созданную комиссию ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о признании носителем русского языка в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Суд приходит к выводу, что при принятии указанного решения нарушенные права и законные интересы административного истца ФИО14 будут в полной мере восставнолены, поскольку признание оспариваемых решений незаконными устраняет (нивелирует) все негативные правовые последствия, наступившие для административного истца в связи с их вынесением.

Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворения заявленных требований ФИО1 в части возложения на ГУ МВД России по Нижегородской области обязанности по признанию ФИО1 носителем русского языка, поскольку вопрос о признании (непризнании) иностранного гражданина носителем русского языка относится к исключительной компетенции Комиссии ГУ МВД России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1 к Управлению по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области, Главному управлению Министерства внутренних дел России по Нижегородской области, Комиссии Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, начальнику Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области ФИО3, Министерству внутренних дел России о признании решения незаконным, возложении обязанности по принятию решения о признании иностранного гражданина носителем русского языка, удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение постоянно действующей Комиссии Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от [ 00.00.0000 ] о непризнании ФИО1 носителем русского языка.

Обязать постоянно действующую Комиссию Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка повторно рассмотреть заявление ФИО1 о признании ее носителем русского языка в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО1 отказать.

Обязать Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел России по Нижегородской области сообщить об исполнении решения суда по административному делу № [ № ] в Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья И.В. Бжезовская