Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Шадринский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.Ю.
при секретаре Завьяловой Е.Э.,
с участием представителя административного истца - помощника Шадринского межрайонного прокурора Родионова А.С.,
представителя административного ответчика – председателя Шадринской городской Думы шестого созыва ФИО1,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области
12 ноября 2018 года
административное дело по исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Шадринской городской Думе шестого созыва о признании незаконными бездействия и решения,
у с т а н о в и л:
Шадринский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Шадринской городской Думе шестого созыва о признании незаконными бездействия и решения.
В заявлении указал, что прокуратурой на основании поступившего 24.07.2018г. обращения "БАО" проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности Шадринской городской Думы шестого созыва, в ходе которой выявлены нарушения, связанные с непринятием мер в отношении избранной на должность депутата ФИО2, которой не соблюдены обязанности, ограничения и запреты, предусмотренные законодательством для членов представительного органа местного самоуправления.
Проверка показала, что ФИО2 осуществляет полномочия депутата Шадринской городской Думы шестого созыва с 23.04.2018г. В нарушение ч.4.2 ст.12.1 ФЗ №273 «О противодействии коррупции», ч.7.1 ст.40 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.3 ФЗ №230 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» депутат ФИО2 не представила сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих, своего супруга и несовершеннолетнего ребенка в установленный срок, а именно не позднее 30.04.2018г. Каких-либо доказательств, подтверждающих уважительность причины невозможности представления вышеуказанных сведений в установленный срок, ФИО2 не представила.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 Шадринская городская Дума должна была принять не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, то есть до 30.05.2018г., однако, такое решение в указанный срок не было принято. О данном нарушении прокуратуре стало известно 24.07.2018г. в день поступления обращения "БАО"
В связи с выявленными нарушениями законодательства прокуратурой в адрес Шадринской городской Думы внесено представление об устранении нарушений закона, которое поступило в указанный орган 24.08.2018г.
На заседании Думы 24.09.2018г. принято решение №363, согласно которому в удовлетворении представления прокурора отказано, так как большинство депутатов проголосовало против прекращения полномочий депутата ФИО2 досрочно, что подтверждается протоколом №40 заседания Думы.
По настоящее время полномочия депутата ФИО2 не прекращены. Не принятие меры ответственности в отношении депутата ФИО2 нарушает права жителей г. Шадринска на законное решение вопросов местного значения, нарушает принцип равенства всех, в том числе независимо от должностного положения, перед законом, установленного ст.19 Конституции Российской Федерации, нарушает право неопределенного круга лиц на противодействие коррупции со стороны Шадринской городской Думы.
На основании изложенного прокурор просил признать незаконным бездействие Шадринской городской Думы шестого созыва по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 в срок до 30.05.2018г.; признать незаконным решение Шадринской городской Думы от 24.09.2018г. №383; возложить на Шадринскую городскую Думу обязанность в срок не позднее чем через 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2
В судебном заседании представитель административного истца помощник Шадринского межрайонного прокурора Родионов А.С. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Полагал, что не представление депутатом ФИО2 сведений о доходах в срок до 30.04.2018г. являлось основанием для рассмотрения Шадринской городской Думой в срок до 30.05.2018г. вопроса о досрочном прекращении ею полномочий депутата. Поскольку данный вопрос на заседании Думы не обсуждался, данный факт свидетельствует о бездействии Думы в решении данного вопроса. Кроме того, считает незаконным решение Думы от 24.09.2018г. об отказе в удовлетворении представления прокурора о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2, поскольку не представление депутатом сведений о доходах в срок до 30.04.2018г. является безусловным основанием для досрочного прекращения ею полномочий депутата. Поскольку решение Думы является незаконным, на Думу должна быть возложена обязанность по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 Исковые требования в судебном заседании изменил, исключив необходимость рассмотрения Думой данного вопроса в срок не позднее чем через 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика председатель Шадринской городской Думы ФИО1 исковые требования прокурора не признал в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п.5 ст.4 Закона Курганской области от 27.02.2018г. №2 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей глав местных администраций по контракту, муниципальных должностей в Курганской области, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» указанные сведения представляются в уполномоченный орган, на который указом Губернатора Курганской области возложены функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки. Исходя из указа Губернатора Курганской области от 19.05.2016г. №133, таким уполномоченным органом является отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Курганской области. Таким образом, все сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутаты Шадринской городской Думы обязаны предоставлять в указанный отдел, а не в Шадринскую городскую Думу, которая не наделена полномочиями по контролю за предоставлением таких сведений.
В соответствии п.7.3 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при выявлении в результате проверки фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
В адрес Шадринской городской Думы такого обращения от Губернатора Курганской области не поступало.
В соответствии с п.7 ст.2 Закона Курганской области от 27.02.2018г. №2, в случае непредставления по объективным причинам лицом, замещающим муниципальную должность в Курганской области, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, данный факт подлежит рассмотрению Комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Курганской области. В адрес Шадринской городской Думы также не поступала информация о заседании данной Комиссии по факту непредставления ФИО2 сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
На основании изложенного у Шадринской городской Думы отсутствовали основания для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий депутата ФИО2 В связи с чем, требования прокурора о признании незаконным бездействия Думы о рассмотрении в срок до 30.05.2018г. вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 необоснованны.
Полагает решение Думы от 24.09.2018г. №383 об отказе в удовлетворении представления прокурора об устранении нарушений закона законным и обоснованным, поскольку процедура рассмотрения представления Думой не нарушена, большинство депутатов высказались против удовлетворения представления прокурора. Поскольку на заседании Думы уже был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2, законных оснований для повторного рассмотрения данного вопроса не имеется. В связи с чем, просил в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать в полном объеме.
Определением суда от 22.10.2018г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО2, которая в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Определением суда от 31.10.2018г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Курганской области. Представитель Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, просили рассмотреть дело без их участия. Рассмотрение дела оставили на усмотрение суда.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Шадринским межрайонным прокурором требований по следующим основаниям.
Из материалов дела судом установлено, что ФИО2 решением избирательной комиссии города Шадринска №57/268-4 от 23.04.2018г. избрана депутатом Шадринской городской Думы шестого созыва (л.д....).
23.07.2018г. "БАО" на имя Шадринского межрайонного прокурора направлено заявление о принятии меры прокурорского реагирования в виде досрочного прекращения полномочий депутата ФИО2 в связи с непредставлением ею сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (л.д...).
Аналогичное обращение 11.07.2018г. направлено "БАО". председателю Шадринской городской Думы (л.д....
Письмом от 12.07.2018г. председателем Шадринской городской Думы ФИО1 был дан ответ ФИО3, согласно которому ФИО2 была разъяснена обязанность выполнения требований законодательства, устава МО – город Шадринск о предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в срок до 30.04.2018г. (л.д....).
Решением от 31.01.2017г. №178 Шадринской городской Думой утверждено Положение «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании – город Шадринск, и иных лиц их доходам» (л.д....). Согласно п.2 Положения, к лицам, замещающим муниципальные должности, относятся Глава города Шадринска – глава Администрации города Шадринска и депутаты Шадринской городской Думы. Указанные лица, в соответствии с п.3 Положения, обязаны ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
10.08.2018г. Шадринским межрайонным прокурором "ДМВ". председателю Шадринской городской Думы ФИО1 направлено представление № об устранении нарушений закона, в котором требовалось безотлагательно рассмотреть представление и принять меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших, в том числе на ближайшем заседании Думы рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 (л.д....).
Для рассмотрения представления прокурора депутатам было направлено два проекта решения: удовлетворить представление Шадринского межрайонного прокурора от 10.08.2018г. и прекратить полномочия депутата ФИО2 в связи с несоблюдением ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; в удовлетворении представления Шадринского межрайонного прокурора об устранении нарушений закона отказать (л.д....
Решением Шадринской городской Думы от 24.09.2018г. №363 в удовлетворении представления Шадринского межрайонного прокурора отказано, ФИО2 предоставлена возможность в судебном порядке, установленном правилами главы 22 КАС РФ обжаловать представление прокурора, как затрагивающее ее права и законные интересы (л.д....). Из протокола № заседания Шадринской городской Думы следует, что процедура рассмотрения представления прокурора не нарушена, присутствовали 21 депутат, за отказ в удовлетворении представления прокурора проголосовало 18 депутатов, один депутат против, 2 воздержались.
21.09.2018г. ФИО2 обратилась в Правительство Курганской области с обращением по поводу необходимости представления ею сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Письмом заместителя Губернатора Курганской области "ШВО" от 26.09.2018г. ФИО2 разъяснено о необходимости руководствоваться в данном вопросе Методическими рекомендациями, утвержденными письмом Минтруда России от 28.12.2017г. №18-2/10/В-10452 (л.д....
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п.1 ч.2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу статей 39, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения такими решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Таким образом, при недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.
Согласно положениям ст.ст.8, 8.1 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 03.12.2012г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Непредставление указанными лицами, или представление ими неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим освобождение лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, от замещаемой (занимаемой) должности, в том числе от должностей финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, увольнение в установленном порядке с государственной или муниципальной службы, из Центрального банка Российской Федерации, с работы в государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Федеральным законом от 03.11.2015г. №303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» ч.7.1 ст.40 изложена в новой редакции, предусматривающей, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013г. №79-ФЗ № «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В соответствии с ч.10.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон) полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.11 ст.40 Закона решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Таким образом, решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата должно быть принято при наличии к тому основания.
Из пояснений председателя Шадринской городской Думы ФИО1 следует, что Дума не рассматривала в срок до 30.05.2018г. вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2, поскольку для этого не имелось законных оснований. Информация из Правительства Курганской области о непредставлении ФИО2 сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Думу не поступала.
В соответствии с п.7.3 ст.40 Закона, при выявлении в результате проверки факта непредставления депутатом указанных сведений с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата должно обратиться высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Обращение Губернатора Курганской области в Шадринскую городскую Думу о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 не поступало.
В соответствии с п.14 Методических рекомендаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2018 году (за отчетный 2017 год), разработанных в соответствии с п.25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013г. №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» служащий (работник) не представляет сведения, если он назначен на должность, включенную в соответствующий перечень должностей, или временно замещает указанную должность после 31 декабря отчетного года.
В соответствии с п.2 раздела 4 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 24.03.2015г. №47 федеральным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным корпорациям (компаниям), фондам и иным организациям, созданным Российской Федерацией на основании законов, а также организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, поручено при реализации требований законодательства о противодействии коррупции руководствоваться издаваемыми Минтрудом России методическими рекомендациями и другими инструктивно-методическими материалами.
Таким образом, учитывая избрание ФИО2 депутатом Шадринской городской Думы 23.04.2018г., у нее не было обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год.
В связи с этим, у Шадринской городской Думы не было оснований для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 в срок до 30.05.2018г. и, таким образом, бездействие Шадринской городской Думы по данному факту отсутствует.
Прокурором заявлены требования о признании незаконным решения Шадринской городской Думы от 24.09.2018г. №383, которым отказано в удовлетворении представления Шадринского межрайонного прокурора об устранении нарушений закона и рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2
Судом исследован протокол №40 заседания Шадринской городской Думы от 24.09.2018г., на котором рассматривалось представление прокурора. Установлено, что депутатам до заседания Думы было выдано два проекта решения: 1) удовлетворить представление Шадринского межрайонного прокурора от 10.08.2018г. и прекратить полномочия депутата ФИО2 в связи с несоблюдением ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; 2) в удовлетворении представления Шадринского межрайонного прокурора об устранении нарушений закона отказать.
Решением Шадринской городской Думы от 24.09.2018г. №363 в удовлетворении представления Шадринского межрайонного прокурора отказано, ФИО2 предоставлена возможность в судебном порядке, установленном правилами главы 22 КАС РФ обжаловать представление прокурора, как затрагивающее ее права и законные интересы. Протокол заседания Думы свидетельствует, что процедура рассмотрения представления прокурора не нарушена, присутствовали 21 депутат, за отказ в удовлетворении представления прокурора проголосовало 18 депутатов, один депутат против, 2 воздержались.
Суд, учитывая установленные по делу обстоятельства, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решения Шадринской городской Думы от 24.09.2018г. № 363 незаконным, поскольку процедура принятия решения депутатами Думы не нарушена, за отказ в удовлетворении представления прокурора проголосовало большинство депутатов. Кроме того, правовых оснований для удовлетворения представления прокурора по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 в силу вышеуказанных положений закона не имелось.
На основании изложенного, учитывая, что Шадринской городской Думой вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 уже был рассмотрен на заседании 24.09.2018г., оснований для возложения на Думу обязанности повторно рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 не имеется.
В связи с чем, исковые требования Шадринского межрайонного прокурора удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175,178,180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Шадринского межрайонного прокурора Курганской области, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, к Шадринской городской Думе шестого созыва о признании незаконным бездействия Шадринской городской Думы по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 в срок до 30 мая 2018 года; о признании незаконным решения Шадринской городской Думы от 24 сентября 2018 года №383; о возложении на Шадринскую городскую Думу обязанности рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Шадрина