Дело № 2а-30/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2024 года п. Чишмы
Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Галикеева Р.М.,
при секретаре Жуковой З.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Управление имуществом казны Республики Башкортостан», заместителю директора Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» ФИО2, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании решения незаконным и обязании принять новое решение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Управление имуществом казны Республики Башкортостан», заместителю директора Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» ФИО2, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании решения незаконным и обязании принять новое решение, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» с заявлением (вх. № Минземимущества РБ 2-Г от ДД.ММ.ГГГГ, вх. № ГКУ УИК РБ 5-Г от ДД.ММ.ГГГГ) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в аренду без проведения торгов сроком на 5 лет для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства).
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» направило ФИО1 отказ исх. № КС-10/941 от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из отказа:
- испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен сразу в двух территориальных зонах: специального назначения «СП» и сельскохозяйственной ‹С-1», что недопустимо согласно ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации;
- испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в границах земель общего назначения, через земельный участок проходит автомобильная дорога «Узытамак - Новомихайловка» с кадастровым номером <данные изъяты>.
В этой связи, ФИО1 обратился к кадастровому инженеру, который подготовил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой предусматривается образование земельного участка с условным номером 02:<данные изъяты>, площадью 84652 кв.м из земельного участка с условным номером <данные изъяты> таким образом, чтобы он с одной стороны находился только в одной сельскохозяйственной зоне «С-1» и с другой стороны не находился на территории общего пользования (не пересекал автомобильную дорогу «Узытамак - Новомихайловка» с кадастровым номером <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером <данные изъяты>, площадью 84652 кв. м, расположенного в административных границах МР Чишминский район Республики Башкортостан, который предстоит образовать, в аренду сроком на 5 лет, без проведения торгов.
В заявлении указал, что конфигурация и площадь земельного участка с условным номером <данные изъяты>, указанные в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приняты с учетом ранее изложенных ограничений, которые не позволяют предоставить земельный участок целиком, а также исключена территория в составе водоохранных зон.
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Управление имуществом казны РБ» направило ФИО1 ответ исх. № КС-23/4325 от ДД.ММ.ГГГГ (далее — Отказ), в соответствии с которым решением заместителя директора ГКУ «Управление имуществом казны РБ» ФИО3 в предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером <данные изъяты> ФИО1 было отказано.
Как следует из отказа, согласно п. 1 ст. 22 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 №59-3з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» минимальные размеры образуемых новых земельных участков, формируемых из земель сельскохозяйственного назначения с учетом целей их предполагаемого (разрешенного) использования, составляют для получения сельскохозяйственной продукции на открытых грунтах - 50 га. В представленной Схеме образуется земельный участок с условным кадастровым номером <данные изъяты> площадью 84652 кв.м. (8,5 га), что противоречит требованиям данной статьи.
Других оснований для отказа в предоставлении земельного участка ФИО1 уполномоченный орган в своем отказе не указал.
ДД.ММ.ГГГГ был принят Закон Республики Башкортостан «О внесении изменений в ст. 15 и 22 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 №59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» от 25.06.2023 года №753-3.
Как следует из п. 1 Закона Республики Башкортостан от 25.06.2023 года №753-з в Закон Республики Башкортостан «О внесении изменений в ст. 15 и 22 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 №59-з внесены следующие изменения:
1) в части 1 статьи 15 слова «размера среднерайонной земельной доли (пая)» заменить словами «2 га ;
2) в абзаце втором части 1 статьи 22 слова «50 га» заменить словами «2 га».
Таким образом, начиная с 25.06.2023 года минимальные размеры образуемых новых земельных участков‚ формируемых из земель сельскохозяйственного назначения с учетом целей их предполагаемого (разрешенного) использования, составляют для получения сельскохозяйственной продукции на открытых грунтах - 2 га (вместо 50 га, как было в предыдущей редакции закона).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» (вх.№-г от ДД.ММ.ГГГГ) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером <данные изъяты>, площадью 84 652 кв. м, расположенного в административных границах МР <адрес> Республики Башкортостан, который предстоит образовать, в аренду сроком на 5 лет, без проведения торгов.
В своем заявлении ФИО1 просил на основании п. 1. ст. 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 М 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ), ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, предварительно согласовать предоставление в аренду сроком на 5 лет, без проведения торгов земельного участка с условным номером (<данные изъяты>, площадью 84652 кв. м, расположенного в административных границах МР Чишминский район Республики Башкортостан, который предстоит образовать из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан.
В заявлении указал цель использования земельного участка: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства).
В заявлении указал, что конфигурация и площадь земельного участка с условным номером <данные изъяты> указанные в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приняты с учетом ранее изложенных ограничений, которые не позволяют предоставить земельный участок целиком, а также исключена территория в составе водоохранных зон.
К заявлению приложил:
1. Схему расположения земельного участка с условным номером <данные изъяты>, площадью 84 652 кв. м на кадастровом плане территории;
2. Копию отказа ‚исх. № КС-10/941 от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан»;
3. Копию отказа исх. № КС-23/4325 от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Управление имуществом казны Республики Башкортостан»;
4. Копию Закона Республики Башкортостан «О внесении изменений в ст. 15 и 22 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 №59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» от 25.06.2023 года №753-3;
5. Копию паспорта ФИО1;
6. Копию ИНН ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Управление имуществом казны РБ» направило ФИО1 ответ исх. № КС23/8595 от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Отказ), в соответствии с которым решением заместителя директора ГКУ «Управление имуществом казны РБ» ФИО2 в предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером <данные изъяты> ФИО1 было отказано.
Как следует из ответа ГКУ «Управление имуществом казны РБ» исх. № КС23/8595 от ДД.ММ.ГГГГ: «Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» рассмотрев обращение исх. № б/н от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным кадастровым номером <данные изъяты> площадью 84652 кв.м. с последующим предоставлением земельного участка в аренду сроком на 5 (пять) лет без проведения торгов, сообщает следующее.
По сведениям Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, образуемый земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером №.593, учетный №.5ДД.ММ.ГГГГ, вид: Охотничьи угодья, наименование: «Региональная общественная организация «Ассоциация охотников и рыболовов Республики Башкортостан», основание: Указ Президента Республики Башкортостан «Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Башкортостан» № УП-87 от ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание вышесказанное, сообщаем, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан и Ассоциацией заключен, охотхозяйственное соглашение ОХС № сроком на 49 лет, в соответствии с которым охотпользователь Ассоциация обеспечивает проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создание охотничьей и инфраструктуры, а другая сторона — Минэкологии Республики Башкортостан предоставляет право на добычу охотничьих ресурсов в границах закрепленного охотничьего угодья в Чишминском районе Республики Башкортостан.
Исходя из этого следует, что в соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «0б охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» земли, расположенные в границах закрепленного за Ассоциацией охотничьего угодья, обременены правами Ассоциации для ведения охотничьего хозяйства, в целях исполнения Ассоциаций своих обязательств перед Республикой Башкортостан по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, ввиду недопущения нарушения ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», которая предусматривает, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Осуществление сельскохозяйственного производства в пределах охотничьего угодья может привести к нарушению ч. 6 ст. 11.9 Земельного Кодекса: образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и других, препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным Кодексом.
В рамках рассмотрения обращения гражданина ФИО1 о возможности заключения договора — аренды земельного — участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства с физическим лицом без проведения торгов после предварительного согласования предоставления земельного участка с условным кадастровым номером <данные изъяты> площадью 84652 кв.м. считаем возможным отметить следующее.
В соответствии спи. 12 ч. 2 ст. 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации, договор аренды земёльного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной Организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В силу ч. 5 ст. 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Государственная регистрация юридических лиц в форме крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, являющихся главами крестьянских (фермерских) хозяйств, в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Руководствуясь ч. 1 ст. 78 Земельного Кодекса земли сельскохозяйственного назначения подлежат использованию гражданами, ведущими крестьянское (фермерское) хозяйство для ведения сельскохозяйственного производства в соответствии с их целевым назначением в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, по информации, содержащейся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, которые являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-о3 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», гражданин ФИО1, ИНН: <данные изъяты> не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в качестве учредителя (участника) и (или) лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридических лиц.
Учитывая вышеизложенное, Учреждением принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным кадастровым номером <данные изъяты> площадью 84652 кв.м. с последующим предоставлением земельного участка в аренду сроком на 5 (пять) лет без проведения торгов на основании:
1) пп. 2 ч. 8 ст 39.15 Земельного Кодекса: земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основанию, указанном в ч. 14.1 ст. 9.16 Земельного Кодекса: испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка, а также, ч. 19 настоящей статьи: предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
2) ч. 1 ст. 39.16 Земельного Кодекса: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Административный истец ФИО1 считает решение Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 5 лет, без проведения торгов земельного участка с условным номером <данные изъяты>, площадью 84652 кв. м, расположенного в административных границах МР Чишминский район Республики Башкортостан, который предстоит образовать из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан, выраженном в ответе КС-23/8595 от ДД.ММ.ГГГГ (далее при упоминании — Отказ); незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы административного истца на приобретение права аренды на земельный участок. на основании нижеследующего.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Из буквального толкования содержания Отказа следует, что ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать из земель сельскохозяйственного назначения на основании:
1) ч. 14.1 ст. 39. 6 Земельного Кодекса: испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка
2) ч. 19 ст. 39.16 Земельного Кодекса: предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
3) ч. 1 ст. 39.16 Земельного Кодекса: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
По вопросу возможности предоставления земельного участка по заявлению гражданин (без статуса индивидуального предпринимателя – главы КФХ) на основании ст.10.1 от 24 июля 2002 года М 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения":
При принятии оспариваемого административным истцом — решения, Государственное казенное учреждение «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» не учло, что 14.07.2022 года был принят Федеральный закон от 14.07.2022 М 316-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому Федеральный закон от 24 июля 2002 года М 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" дополнен статьей 10.1 следующего содержания:
"Статья 10.1. Особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
1. Гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона и статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
2. Предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
3. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или — муниципальной — собственности, предоставляются гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в аренду на срок до пяти лет.
4. При предоставлении гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности подтверждение отсутствия на территориях иных субъектов Российской Федерации у таких гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства земельного участка не требуется.
5. Заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления.
6. Изменение целевого назначения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного в аренду гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, не допускается.
7. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, хотя бы одного из следующих оснований:
1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (далее - земельный участок, указанный в заявлении), или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйств м его деятельности;
2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.";
Изменения, принятые Федеральным законом от 14.07.2022 М 316-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступили в силу с 01.01 2023 года.
Таким образом, статья 10.1. Федерального закона от 24 июля 2002 года М 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" содержит особенности предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, которые применяются наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона и статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данной ситуации, ФИО1 пока не может заниматься предпринимательской деятельностью, у него нет (а может быть и никогда не будет) необходимого для такой деятельности земельного участка, ему постоянно отказывают в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по все новым и новым основаниям.
Сам по себе факт обращения ФИО1 с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка еще не означает, что ФИО1 уже занимается предпринимательской деятельностью в связи с чем и отсутствует необходимость его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя — главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
От обратного, если следовать логике Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан», то гр. ФИО1 должен был еще до своего самого первого обращения зарегистрироваться в качестве КФХ, то есть еще 2022 году.
Далее гр. ФИО1 оплачивал бы социальные платежи, вел бы бухгалтерию, сдавал бы нулевую отчетность, при этом, поскольку в предоставлении земельных участков ему отказывали, он не мог заниматься предпринимательской деятельностью как индивидуальный предприниматель — глава крестьянского (фермерского) хозяйства.
То есть в течении как минимум 10 месяцев гр. ФИО1 фактически не занимаясь предпринимательской деятельностью, должен был бы вести бухгалтерский учет, сдавать отчетность, оплачивать социальные платежи только для цели возможного предоставления ему земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
С такой позицией Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» согласиться нельзя, так как регистрация в качестве индивидуального предпринимателя — главы крестьянского (фермерского) хозяйства производится для цели ведения предпринимательской деятельности, которую ФИО1 в настоящее время не ведет и вести не может без наличия хотя бы одного земельного участка (негде пахать, негде сеять, негде получать урожай и пока что ему нечего продать, чтобы получить прибыль), есть только переписка с государственным учреждением, которое каждый раз находит все новые и новые основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов.
По вопросу возможности предоставления земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства в зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером №, учетный №.5ДД.ММ.ГГГГ, вид: Охотничьи угодья, наименование: «Региональная общественная организация «Ассоциация охотников и рыболовов Республики Башкортостан», основание: Указ Президента Республики Башкортостан «Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Башкортостан» № УП-87 от ДД.ММ.ГГГГ.
Зона с особыми условиями использования территории с реестровым номером №, учетный №.5ДД.ММ.ГГГГ вообще не содержит установленных ограничений использования земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятель ости (для сельскохозяйственного производства).
Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> Региональной общественной организации «Ассоциация охотников и рыболовов Республики Башкортостан для охотохозяйственной деятельности не предоставлялся.
Сам по себе факт того, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по полностью расположен в Зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером №.593, учетный №.5ДД.ММ.ГГГГ, еще не означает, что имеются такие ограничения использования земельного участка, которые не позволяют его использовать для заявленной административным истцом цели - для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства).
Именно административным ответчикам необходимо доказать, что в зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером №.593, учетный №.5ДД.ММ.ГГГГ запрещено заниматься осуществлением крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (сельскохозяйственным производством),
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, выраженное в ответе исх. № КС-23/8595 от ДД.ММ.ГГГГ принято с нарушением действующего законодательства и одновременно нарушает право заявителя на доступ к приобретению земельного участка в аренду.
Истец ФИО1 просит суд признать незаконным решение Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» об отказе в предварительном согласовании предоставления ФИО1 в аренду сроком на 5 лет, без проведения торгов, земельного участка с условным номером <данные изъяты>, площадью 84652 кв.м., расположенного в административных границах МР <адрес> Республики Башкортостан, который предстоит образовать из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты> выраженное в ответе исх. № КС-23/8598 от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» принять решение о предварительном согласовании предоставления ФИО1 в аренду сроком на 5 лет без проведения торгов земельного участка с условным номером <данные изъяты>, площадью 84 652 кв.м., расположенного в административных границах МР <адрес> Республики Башкортостан, который предстоит образовать из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства) на основании заявления ФИО1 вх. №-г от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец ФИО1 на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Представитель административного ответчика ГКУ "Управление имуществом казны РБ", заместитель директора ГКУ "Управление имуществом казны Республики Башкортостан" ФИО2, представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, представитель заинтересованного лица Администрации сельского поселения Алкинский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, представитель заинтересованного лица Региональной общественной организации "Ассоциация охотников и рыболовов Республики Башкортостан", представитель заинтересованного лица Министерства природопользования и экологии РБ на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Судом принято определение в порядке ст.ст.150,151 КАС РФ о рассмотрении дела в отсутствие сторон.
Суд, изучив материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 обратился в Учреждение ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 5 лет без проведения торгов земельного участка с условным кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 84654 кв.м., расположенного в административных границах МР Чишминский район Республики Башкортостан, который предстоит образовать из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан. В обоснование своего заявления ФИО1 сослался на п. 1 ст. 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — ФЗ №) и ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ). Учреждение ДД.ММ.ГГГГ исх. № КС-23/6414 направило в Администрацию муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан (далее — Администрация) межведомственный запрос по земельному участку, испрашиваемому ФИО1
По сведениям, предоставленным Администрацией (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), образуемый земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории с реестровым номером №.593, учетный №.5ДД.ММ.ГГГГ, вид: Охотничьи угодья, наименование: «Региональная общественная организация «Ассоциация охотников и рыболовов Республики Башкортостан» (далее — Ассоциация), основание: Указ Президента Республики Башкортостан «Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Башкортостан» № УП-87 от ДД.ММ.ГГГГ.
Далее Учреждением направлен межведомственный запрос в Ассоциацию, на который ДД.ММ.ГГГГ исх. № Ассоциация сообщила, что полагает невозможным формирование земельного участка с условным кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 84 654 кв.м., расположенного в административных границах МР Чишминский район Республики Башкортостан, т.к. он находится в пределах границ охотничьего угодья, закрепленного за Ассоциацией до 2059 года.
Как следует из вышеуказанного ответа, между Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Минэкологии РБ) и Ассоциацией ДД.ММ.ГГГГ заключено охотхозяйственное соглашение ОХС № сроком на 49 лет, в соответствии с которым охотпользователь - Ассоциация обеспечивает проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона - Минэкологии РБ предоставляет право на добычу охотничьих ресурсов в границах закреплено о охотничьего угодья в Чишминском районе Республики Башкортостан.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» земли, расположенные в границах закрепленного за Ассоциацией охотничьего угодья, обременены правами Ассоциации для ведения охотничьего хозяйства, в целях исполнения Ассоциацией своих обязательств перед Республикой Башкортостан по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, ввиду недопущения нарушения ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», которая предусматривает, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Осуществление сельскохозяйственного производства в пределах охотничьего угодья может привести к нарушению ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, который устанавливает, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ.
Указывая в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, что земельный участок испрашивается с целью использования: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (для сельскохозяйственного производства), ФИО1 не предоставил никаких документов, подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок будет использован заявителем именно в сельскохозяйственных целях.
Учреждением принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 84652 кв.м., с последующим предоставлением земельного участка в аренду сроком на 5 (пять) лет без проведения торгов на основании следующего:
1) пп. 2 ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ: земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основанию, указанном в ч. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ: испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка, а также, ч. 19 настоящей статьи: предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
2) ч. 1 ст. 39.16 ЗК РФ: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с пп. 12 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В силу ч. 5 ст. 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Государственная регистрация юридических лиц в форме крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, являющихся главами крестьянских (фермерских) хозяйств, в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Согласно ч. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения подлежат использованию гражданами, ведущими крестьянское (фермерское) хозяйство для ведения сельскохозяйственного производства в соответствии с их целевым назначением в целях осуществления предпринимательской деятельности.
В п. 34 Приказа Росреестра от 02.09.2020 № П/ОЗ21 (ред. от 23.11.2022) «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» указан список документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и прилагаемые к заявлению о приобретении прав на земельный участок, в соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ - выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке), выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем, выписка из ЕГРИП об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем.
Вместе с тем, по информации, содержащейся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, которые являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», гражданин ФИО1 (ИНН <данные изъяты>) не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в качестве учредителя (участника) и (или) лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридических лиц.
При этом ни Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) (далее - ФЗ № 74), ни иной действующий нормативно-правовой акт Российской Федерации не содержит нормы, исходя из которой крестьянское (фермерское) хозяйство может быть зарегистрировано в ЕГРЮЛ или ЕГРИП только при условии законного владения на каком-либо праве земельным участком сельскохозяйственного назначения.
Представитель истца в исковом заявлении указывает: «В данной ситуации гр. ФИО1 пока не может заниматься предпринимательской деятельностью, у него нет (а может быть никогда не будет) необходимого для такой деятельности земельного участка, ему постоянно отказывают в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по все новым и новым основаниям.»
При этом ни Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) (далее - ФЗ № 74), ни иной действующий нормативно-правовой акт Российской Федерации не содержит нормы, исходя из которой крестьянское (фермерское) хозяйство может быть зарегистрировано в ЕГРЮЛ или ЕГРИП только при условии законного владения на каком-либо праве земельным участком сельскохозяйственного назначения.
Ссылаясь на ст. 10.1 ФЗ № 101, ФИО1 не подтвердил свое отношение к субъектному составу указанной нормы. Из предъявленных ФИО1 одновременно с заявлением документов и из самого заявления информации, подтверждающей намерение использовать истребуемый земельный участок для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности не содержится.
Представитель ФИО1 в исковом заявлении указывает, что у ФИО1 отсутствует статус предпринимателя.
Обращение гражданина, как физического лица, само по себе не свидетельствует о наличии у указанного лица права на получение земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 10.1 ФЗ № 101.
ФИО1 не является ни главой, ни членом действующего КФХ. При этом в отсутствие указанного статуса вывод о возможности предоставления указанному лицу испрашиваемых земельных участков на основании статьи 10.1 ФЗ № 101 не может быть заключен.
Довод представителя ФИО1 о том, что в соответствии с указанной нормой земельный участок может быть предоставлен ФИО1, как гражданину, вне зависимости от осуществления деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве, суд считает основанным на ошибочном толковании положений статьи 10.1 ФЗ № 101, буквальный смысл которых обозначен выше.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Управление имуществом казны Республики Башкортостан», заместителю директора Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» ФИО2, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании решения незаконным и обязании принять новое решение.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Управление имуществом казны Республики Башкортостан», заместителю директора Государственного казенного учреждения «Управление имуществом казны Республики Башкортостан» ФИО2, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании решения незаконным и обязании принять новое решение отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Чишминский районный суд Республики Башкортостан.
Копия верна.
Судья Р.М. Галикеев