Дело № 2а-1456/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2016 года г. Сосновый Бор
Судья Сосновоборского городского суда Ленинградской области Колотыгина И.И.
ознакомившись с материалами административного дела по административному иску прокурора г. Сосновый Бор Ленинградской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области об обязании провести конкурсные процедуры на заключение муниципальных контрактов на оказание услуг по содержанию мест захоронения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, а также на содержание и благоустройство мест захоронения (общественных кладбищ, воинских, мемориальных комплексов),
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Сосновый Бор Ленинградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к административному ответчику с названными требованиями. В обоснование иска указано, что по заданию прокуратуры Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области. В соответствии с постановлением администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ от ДД.ММ.ГГГГ№ Сосновоборское муниципальное унитарное предприятие «Эзра» преобразовано в Сосновоборское муниципальное бюджетное учреждение «Эзра» (далее СМБУ «Эзра»), основной деятельностью которого является оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории муниципального образования. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области проведена проверка по обращению индивидуального предпринимателя ФИО1 о несоответствии требованиям антимонопольного законодательства решения о наделении СМБУ «Эзра» полномочиями по транспортировке тел умерших (погибших) из внебольничных мест в морг и содержанию мест захоронения, в т.ч. умерших, не имеющих родственников. Решением УФ АС по Ленинградской области по делу № от ДД.ММ.ГГГГ в действиях администрации Сосновоборского городского округа по включению в Устав СМБУ «Эзра» таких видов основной деятельности, как транспортировка тел умерших (погибших) из внебольничных мест в морг, содержание мест захоронения умерших (погибших), не имеющих родственников, содержание и благоустройство мест захоронения установлен факт нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» и выдано предписание об устранении указанных нарушений. Данное решение и предписание были обжалованы администрацией Сосновоборского округа в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по указанному делу, постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных требований администрации Сосновоборского городского округа отказано. ДД.ММ.ГГГГ Определением Верховного суда Российской Федерации отказано в передаче кассационной жалобы администрации Сосновоборского городского округа для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации Между тем, до настоящего времени администрацией Сосновоборского городского округа нарушения законодательства о защите конкуренции не устранены, конкурсные процедуры на заключение муниципальных контрактов на оказание услуг по содержанию мест захоронения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, а также на содержание и благоустройство мест захоронения (общественных кладбищ, воинских, мемориальных комплексов) не проведены. Таким образом, денежные средства, выделяемые бюджетному учреждению на виды работ, которые в силу действующего законодательства бюджетное учреждение выполнять не может, распределяются не на основе публичных процедур, вследствие чего устраняется конкуренция на рынке услуг по содержанию и благоустройств территорий захоронений, а также услуг по содержанию и уходу за могилами безродных. Отказ от конкурсных процедур при организации содержания мест захоронения умерших (погибших), не имеющих родственников, содержания и благоустройства мест захоронения создает условия для коррупционных проявлений. На основании изложенного истец просит суд обязать администрацию муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области провести конкурсные процедуры на заключение муниципальных контрактов на оказание услуг по содержанию мест захоронения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, а также на содержание и благоустройство мест захоронения (общественных кладбищ, воинских, мемориальных комплексов) в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В связи с тем, что от сторон поступили заявления о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, суд, в соответствии со ст.292 КАС РФ рассмотрел административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства с надлежащим извещением сторон.
В силу ч.3 ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлены требования, направленные на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в соответствии с постановлением администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ от ДД.ММ.ГГГГ№ Сосновоборское муниципальное унитарное предприятие «Эзра» преобразовано в Сосновоборское муниципальное бюджетное учреждение «Эзра», основной деятельностью которого является оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории муниципального образования.
Постановлением администрации Сосновоборского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями, внесенными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№) утверждено муниципальное задание СМБУ «Эзра» на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» (л.д.25).
Согласно муниципальному заданию СМБУ «Эзра» осуществляет работы по уборке общественных кладбищ и мемориалов, организации благоустройства и озеленению общественных кладбищ, содержание и уход за могилами безродных (л.д.26-28).
Между тем деятельность СМБУ «Эзра» как специализированной службы по вопросам похоронного дела по содержание и благоустройств общественных кладбищ, воинских, мемориальных комплексов противоречит требованиям ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
В соответствии с указанной нормой закона специализированные службы по вопросам похоронного дела осуществляют погребение умершего и оказывают услуги по погребению.Статья 3 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» под погребением понимает обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям, и не предусматривает уборку и благоустройство общественных кладбищ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Таким образом, бюджетное учреждение обладает специальной правосубъектностью.
Содержание мест захоронения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего; содержание и благоустройство мест захоронения (общественных кладбищ, воинских, мемориальных комплексов) относятся к конкурентным видам деятельности и образуют товарные рынки.
Аналогичные работы по содержанию и благоустройству мест захоронения в 2014 году выполнял предприниматель ФИО1
По смыслу приведенных положений Законов N 135-ФЗ «О защите конкуренции», № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» при наличии конкурентного рынка и хозяйствующих субъектов в равной мере способных предлагать товары, выполнять работы, оказывать услуги, в которых заинтересовано публично-правовое образование (в данном случае в лице администрации), создание последней учреждения может быть обусловлено возложением на него лишь услуг по погребению умерших. В таких условиях (в отношении иных отмеченных управлением услуг) надлежит развивать конкурентные механизмы (путем, в частности, осуществления соответствующих закупок при наличии муниципальной нужды), позволяющие как эффективно расходовать бюджетные средства, так и обеспечивать соответствующее качество услуг.
Денежные средства, выделяемые учреждению на виды работ, которые в силу действующего законодательства бюджетное учреждение выполнять не может, распределяются не на основе публичных процедур, вследствие чего устраняется конкуренция на рынке услуг по содержанию и благоустройству территорий кладбищ, а также услуг по содержанию и уходу за могилами безродных (л.д.23-24).
В силу ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» законность является одним из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации.
Статьей 13.3 указанного федерального закона организации обязаны принимать меры по предупреждению коррупции.
Противодействие коррупции включает в себя деятельность организаций по выявлению и последующему устранению причин коррупции (ст.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
Из ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» следует, что повышение эффективности противодействия коррупции обеспечивается в том числе посредством добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, поскольку любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Передача в ведение СМБУ «Эзра» содержания и благоустройства мест захоронений умерших, не имеющих родственников, а также общественных кладбищ, воинских, мемориальных комплексов ограничивает право иных хозяйствующих субъектов претендовать на оказание услуг в указанной сфере в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Также судом установлено, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области проведена проверка по обращению индивидуального предпринимателя ФИО1 о несоответствии требованиям антимонопольного законодательства решения о наделении СМБУ «Эзра» полномочиями по транспортировке тел умерших (погибших) из внебольничных мест в морг и содержанию мест захоронения, в т.ч. умерших, не имеющих родственников.
Решением УФАС по Ленинградской области по делу № от ДД.ММ.ГГГГ в действиях администрации Сосновоборского городского округа по включению в Устав СМБУ «Эзра» таких видов основной деятельности, как транспортировка тел умерших (погибших) из внебольничных мест в морг, содержание мест захоронения умерших (погибших), не имеющих родственников, содержание и благоустройство мест захоронения установлен факт нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» и выдано предписание об устранении указанных нарушений (л.д.13-17).
Данное решение и предписание были обжалованы администрацией Сосновоборского округа в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по указанному делу, постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных требований администрации Сосновоборского городского округа отказано.
30.09.2016 г. Определением Верховного суда Российской Федерации отказано в передаче кассационной жалобы администрации Сосновоборского городского округа для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации
Между тем, до настоящего времени администрацией Сосновоборского городского округа нарушения законодательства о защите конкуренции не устранены, конкурсные процедуры на заключение муниципальных контрактов на оказание услуг по содержанию мест захоронения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, а также на содержание и благоустройство мест захоронения (общественных кладбищ, воинских, мемориальных комплексов) не проведены.
Таким образом, денежные средства, выделяемые бюджетному учреждению на виды работ, которые в силу действующего законодательства бюджетное учреждение выполнять не может, распределяются не на основе публичных процедур, вследствие чего устраняется конкуренция на рынке услуг по содержанию и благоустройств территорий захоронений, а также услуг по содержанию и уходу за могилами безродных.
Отказ от конкурсных процедур при организации содержания мест захоронения умерших (погибших), не имеющих родственников, содержания и благоустройства мест захоронения создает условия для коррупционных проявлений.
Из отзыва административного ответчика следует, что в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ№, будет проведен электронный аукцион на право оказания услуг для муниципальных нужд и заключен муниципальный контракт с победителем торгов, чем ответчик фактически признал заявленные прокурором требования.
Таким образом, по мнению суда, заявленные требования прокурора г. Сосновый Бор законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Сосновый Бор Ленинградской области удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области провести конкурсные процедуры на заключение муниципальных контрактов на оказание услуг по содержанию мест захоронения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, а также на содержание и благоустройство мест захоронения (общественных кладбищ, воинских, мемориальных комплексов) в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Сосновоборский городской суд Ленинградской области в течение 15 дней с момента получения копии решения суда.
Судья: Колотыгина И.И.