ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1456/2017 от 22.06.2017 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-1456/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июня 2017 года г. Златоуст Челябинская область

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего Руновой Т.Д.

при секретаре Мельниковой А.В.,

с участием

помощника прокурора г.Златоуста Козловой С.Г.,

представителя административного ответчика Администрации Златоустовского городского округа Балыкова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Златоустовского городского округа о признании недействующим нормативного правового акта,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Златоуста обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Златоустовского городского округа (далее Администрация ЗГО) с административным иском, в котором просит признать постановление Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении платы за пользование жилым помещением (плата за наем) муниципального жилищного фонда Златоустовского городского округа» (в редакции постановлений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) не действующим с момента вступления в законную силу решения суда (л.д. 2-3, 19-20).

В обоснование заявленных требований сослался на то, что в ходе изучения постановления Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении платы за пользование жилым помещением (плата за наем) муниципального жилищного фонда Златоустовского городского округа» (в редакции постановлений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что указанное постановление является незаконным и подлежит приведению в соответствие с законодательством. В соответствии с ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за наем жилого помещения устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 668/пр утверждены Методические указания установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Приказ вступил в законную силу с 01 января 2017 года. Полагает, что с момента вступления в законную силу Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 668/пр, оспариваемое постановление пришло в противоречие с ним, поскольку методическими рекомендациями установлен иной порядок определения платы за наем жилого помещения.

Помощник прокурора г. Златоуста Козлова С.Г. на удовлетворении заявленных требований с учетом их уточнений настаивала по основаниям, изложенным административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Балыков М.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-17), в судебном заседании против удовлетворения требований прокурора г. Златоуста возражал, указав на то, что Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 668/пр не содержит каких-либо норм, обязывающих орган местного самоуправления разработать Методику установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Кроме того, одной из составляющих формулы расчета платы за наем является размер базовой платы за наем жилого помещения, который рассчитывается исходя из средней цены 1 кв.м. на вторичном рынке жилья в муниципальном образовании, в котором находится жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, предоставляемое по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений. Однако, информация о средних ценах 1 кв.м. общей площади на первичном и вторичном рынках жилья отсутствует, поэтому решение суда может быть не исполнимо.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г. Златоуста подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ).

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ЗГО вынесено постановление «Об установлении платы за пользование жилым помещением (плата за наем) муниципального жилищного фонда Златоустовского городского округа» (л.д. 21).

Данное постановление Администрации ЗГО издано в пределах компетенции принявшего его органа местного самоуправления, опубликовано в официальном печатном издании органа местного самоуправления газете «Златоустовский рабочий», выпуск от ДД.ММ.ГГГГ () (л.д. 23-24).

Постановлениями Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в постановление Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении платы за пользование жилым помещением (плата за наем) муниципального жилищного фонда Златоустовского городского округа» внесены изменения (л.д. 27, 28).

Постановлением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении платы за пользование жилым помещением (плата за наем) муниципального жилищного фонда Златоустовского городского округа» (в редакции постановлений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Порядок установления платы за пользование жилым помещением (платы за наем) муниципального жилищного фонда (далее Порядок) и Методика определения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) муниципального жилищного фонда Златоустовского городского округа (далее Методика).

Согласно вышеуказанному Порядку размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения и определяется по формуле:

Рпн = Спн x Sобщ, где

Спн - ставка платы за наем;

Sобщ - общая площадь жилого помещения.

Согласно Методике, ставка платы за наем определяется по формуле: Спн = В x Кк x Кб x Км, где

В - базовая ставка платы за пользование жилым помещением (платы за наем);

Кк - коэффициент, учитывающий качество жилого помещения;

Кб - коэффициент, учитывающий благоустройство жилого помещения;

Км - коэффициент, учитывающий местоположение дома.

Базовая ставка платы за пользование жилым помещением (платы за наем) муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и договорам найма жилого помещения определяется по формуле:

В = Кс x Цр / (Т x 12), где

Кс - коэффициент соответствия платы для нанимателей средней рыночной стоимости жилья;

Цр - средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в Златоустовском городском округе;

Т - срок полезного использования здания (дома).

Средняя рыночная стоимость жилья определяется на основании постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области "Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Челябинской области".

В соответствии с ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно методических указаний установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, утвержденных Приказом Минстроя России от 27.09.2016 N 668/пр "Об утверждении методических указаний установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда", размер платы за наем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, определяется по формуле: Пнj = Нб * Кj * Кс * Пj, где

Пнj - размер платы за наем j-ого жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;

Нб - базовый размер платы за наем жилого помещения

Кj - коэффициент, характеризующий качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома;

Кс - коэффициент соответствия платы, который устанавливается органом местного самоуправления исходя из социально-экономических условий в данном муниципальном образовании, в интервале [0;1].

Пj - общая площадь жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (кв. м).

Базовый размер платы за наем жилого помещения определяется по формуле: НБ = СРс * 0,001, где

НБ - базовый размер платы за наем жилого помещения;

СРс - средняя цена 1 кв. м на вторичном рынке жилья в муниципальном образовании, в котором находится жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, предоставляемое по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений.

Средняя цена 1 кв. м на вторичном рынке жилья определяется по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики.

Интегральное значение Кj для жилого помещения рассчитывается как средневзвешенное значение показателей по отдельным параметрам по формуле 3, где

Кj - коэффициент, характеризующий качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома

К1 - коэффициент, характеризующий качество жилого помещения;

К2 - коэффициент, характеризующий благоустройство жилого помещения;

К3 - коэффициент, месторасположение дома.

Значения показателей К1 - К3 оцениваются в интервале [0,8; 1,3].

Из изложенного следует, что Методическими указаниями установлен иной порядок определения размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, в связи с чем, суд приходит к выводу о признании постановления Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении платы за пользование жилым помещением (плата за наем) муниципального жилищного фонда Златоустовского городского округа» (в редакции постановлений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) недействующим.

Доводы представителя административного ответчика о том, что Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 668/пр не содержит каких-либо норм, обязывающих орган местного самоуправления разработать Методику установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с ч.3 ст. 156 ЖК РФ плата за наем должна быть установлена в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Доводы административного ответчика об отсутствии официальной информации о средней цене 1 кв. м на вторичном рынке жилья муниципального образования, не могут быть основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку согласно п.3.2 Методических указаний данная информация должна иметься у территориального органа Федеральной службы государственной статистики.

Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Заявление прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать не действующим Постановление Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении платы за пользование жилым помещением (плата за наем) муниципального жилищного фонда Златоустовского городского округа» (в редакции постановлений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления газете «Златоустовский рабочий».

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий: Т.Д. Рунова