ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1456/2021 от 10.01.2022 Няганского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №2а-80/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2022года г.Нягань, ул.Сибирская, д.12, пом.1

Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Басковой Л.В.

С участием представителя административного истца Патракова Е.В., действующего на основании доверенности от дата

Представителя административного ответчика ОМВД России по г.Нягани Щербо И.Г., действующей на основании доверенности от дата

При секретаре Бисеровой О.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального казенного предприятия муниципального образования города Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» к Управлению Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Отделу Министерства внутренних дел России по городу Нягани об оспаривании решения государственного органа

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное казённое предприятие муниципального образования города Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Отделу Министерства внутренних дел России по городу Нягани об оспаривании решения государственного органа.

Просит признать незаконным решение административного ответчика, выразившееся в отказе возврата излишне уплаченного штрафа в сумме 50 000руб.

Взыскать с Управления МВД России по ХМАО-Югре в пользу муниципального казенного предприятия муниципального образования город Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000руб.

Свои требования мотивировали тем, что постановлением заместителя начальника ОГИБДД ОМВ России по г.Нягани от дата. Муниципальное казенное предприятие муниципального образования город Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» (МКП МО г.Нягань «НРК») признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

Согласно пункту 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

МКП МО г.Нягань «НРК» в целях исполнения вышеуказанного постановления в двадцатидневный срок с момента вынесения постановления платежным поручением от дата ошибочно перечислило сумму штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

дата МКП МО г.Нягань «НРК» направило в адрес Управления МВД России по ХМАО-Югре письмо с просьбой осуществить возврат излишне уплаченного штрафа в сумме 50 000 рублей (50% от 100 000 рублей).

Однако письмом начальника ОГИБДД по г.Нягань от дата исх. административному истцу было отказано в возврате излишне уплаченного штрафа в сумме 50 000 рублей.

Считаю такой отказ нарушающим право административного истца на уплату половины суммы наложенного административного штрафа согласно пункту 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме этого интерпретация нормы пункта 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложенная в письме начальника ОГИБДД по г.Нягань от дата исх., противоречит общеправовому принципу равенства всех перед законом. Факт уплаты административным истцом ошибочно 100 000 рублей вместо 50 000 рублей не должен приводить к невозможности вернуть половину денежных средств.

Согласно пункту 5.3 Приказа МВД России от 18 декабря 2019 г. №955 «Об осуществлении Министерством внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и федеральными казенными учреждениями системы Министерства внутренних дел Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов, администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» МВД России, а также территориальным органам МВД России и федеральным казенным учреждениям системы МВД России предписано осуществлять в отношении закрепленных за ними источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в том числе такие бюджетные полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации как принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним и представление в территориальный орган Федерального казначейства поручений (сообщений) для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Решение административного ответчика надлежит проверить на соответствие пункту 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель административного истца на требованиях настаивал.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против исковых требований административного истца, представила возражения.

В судебное заседание представитель административного ответчика Управления МВД России по ХМАО-Югре не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено, что дата постановлением заместителя начальника ОГИБДД ОМВД России по г.Нягань Муниципальное казенное предприятие Муниципального образования города Нягани «Няганская ресурсоснабжающая компания» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 12.32 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей. Постановление вступило в законную силу, административным истцом не обжаловалось.

дата МКП МО г.Нягань «НРК» согласно платежного поручения оплачен административный штраф в размере 100 000 рублей.

дата. МКП МО г.Нягань «НРК» направлено письмо начальнику УМВД России по ХМАО-Югре о возврате излишне уплаченного штрафа в размере 50 000 рублей.

Данное письмо с приложением документов и конвертом, врио заместителем УГИБДД УМВД России по ХМАО-Югре С.В.Блашаневич, в соответствии с требованиями приказа УМВД России по ХМАО-Югре от дата «О порядке осуществления бюджетных полномочий администраторов доходов бюджетов РФ подразделениями системы УМВД России по ХМАО-Югре и федеральными казенными учреждениями находящимися в ведении МВД России» направлено начальнику ОГИБДД УМВД России по ХМАО-Югре О.В.Рвачеву для принятия решения по существу (исх. от дата). Согласно резолюции на документе от дата исполнение поручено ФИО9

Как видно из ответа начальника ОГИБДД по <адрес> от дата исх. административному истцу было отказано в возврате излишне уплаченного штрафа в сумме 50 000 рублей.

Возврат денежных средств физическим и юридическим лицам в случаях осуществления ими платежей, предусмотренных частью 1 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ, за исключением платежей, порядок возврата которых устанавливается федеральными законами, производится получателем денежных средств в соответствии с общими требованиями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК) решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, принимает администратор доходов бюджета и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Администратором доходов бюджета согласно статье 6 БК является орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено БК.

Согласно положениям пункта 5 Приказа Минфина России от 13 апреля 2020 г. N 66н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации осуществляет орган Федерального казначейства. Одновременно орган Федерального казначейства оформляет расчетные документы на возврат средств плательщикам на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджет.

Пунктом 28 предусмотрено, что возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (далее - возврат сумм поступлений), осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней, следующих за днем их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с настоящим Порядком.

Для возврата ошибочно списанных денежных средств необходимо обратиться в Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации, предоставив подлинный платежный документ, подтверждающий перечисление средств, и документ, удостоверяющий личность.

УМВД России по ХМАО-Югре от 30.10.2014 №1041 «О порядке осуществления бюджетных полномочий администраторов доходов бюджетов РФ подразделениями системы УМВД России по ХМАО-Югре и федеральными казенными учреждениями находящимися в ведении МВД России».

Пунктом 5 вышеназванного приказа УМВД предусмотрено, что для непосредственного исполнения бюджетных полномочий администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, закрепленных приказами УМВД России по ХМАО-Югре, а также за федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении МВД России, назначить должностных лиц по направлениям деятельности с закреплением полномочий по контролю за исчислением, своевременной уплатой наложенных штрафов, по начислению и учету платежей в разрезе плательщиков, по подготовке заключений о принятии решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.

Согласно, пункта 1.2 приказа ОМВД России по г.Нягань от 12.01.2021 № 7 «О наделении функциями администраторов поступлений в бюджеты РФ подразделений ОМВД России по г.Нягани и организации документооборота» возложено исполнение функций администратора поступлений в бюджеты РФ по суммам штрафов за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения на начальника отделения по исполнению административного законодательства ОГИБДД ОМВД России по г.Нягани майора полиции Доба В.П.

В соответствии с пунктами 19-20 Инструкции о порядке осуществления бюджетных полномочий администраторов доходов в бюджеты бюджетной системы РФ ОМВД России по г.Нягань утвержденной приказом УМВД излишне уплаченные (взысканные) платежи в бюджет, в том числе пени и штрафы, подлежат возврату плательщику по решению руководителя (начальника) администратора доходов. Ответственное должностное лицо (в случае его отсутствия лицо временно исполняющее его обязанности) или руководитель структурного подразделения рассматривает обращение, поступившее от плательщика, проверяет факты уплаты указанной в обращении суммы в сроки, установленные законодательством РФ, и по итогам рассмотрения составляет заключение, которое утверждается начальником структурного подразделения (приложение №13).

Согласно статьи 12.32 КоАП РФ, допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

На основании части 1.3 статьи 32.2 Ко АП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

Из содержания указанных положений КоАП РФ следует, что, по общему правилу, при применении к физическому или юридическому лицу административного наказания в виде административного штрафа оно обязано уплатить наложенный административный штраф в полном объеме (размере) в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления о его наложении в законную силу; одновременно для случаев привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ), за исключением прямо упомянутых в оспариваемом законоположении составов административных правонарушений, и назначения за их совершение административного штрафа имеется возможность уплаты наложенного штрафа в размере половины от назначенной в постановлении по делу об административном правонарушении суммы при условии, что такая уплата будет произведена не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.

Возможность льготной, т.е. в размере пятидесяти процентов от указанной в постановлении по делу об административном правонарушении суммы, уплаты административного штрафа, назначенного за совершение административного правонарушения в области дорожного движения, была установлена Федеральным законом от 22.12.2014 N 437-Ф3 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения".

Согласно пояснительной записке к проекту названного Федерального закона такое законодательное решение (введение в статью 32.2 данного Кодекса части 1.3, содержащей оспариваемые законоположения) было рассчитано на увеличение собираемости административных штрафов за один из наиболее массовых видов административных правонарушений, стимулирование привлеченных к административной ответственности лиц к добровольной уплате назначенного административного штрафа, исключение случаев формального обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, совершаемых в области дорожного движения, снижение нагрузки на должностных лиц полиции и судей, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, а также сокращение количества направляемых для принудительного исполнения постановлений, административный штраф по которым не был уплачен добровольно, и тем самым уменьшение нагрузки на судебных приставов-исполнителей, что не расходится с задачами производства по делам об административных правонарушениях, состоящими, помимо прочего, в обеспечении исполнения вынесенного постановления о наложении административного наказания (статья 24.1 КоАП РФ).

Таким образом, в отличие от общего порядка исполнения постановления о привлечении к административной ответственности, осуществляемого со дня его вступления в законную силу, право на уплату штрафа в размере половины назначенной суммы может быть реализовано в двадцатидневный срок со дня вынесения постановления, в том числе и до его вступления в законную силу. И хотя реализация этого права не лишает лицо, привлеченное к ответственности, возможности обжалования данного постановления, как вышестоящему должностному лицу, так и в судебном порядке, результаты рассмотрения жалобы имеют значение только в случае признания постановления незаконным и его отмены, либо в случае снижения размера наказания до уровня ниже уже уплаченной суммы.

Возможность вернуть деньги за административный штраф распространяется, если он был взыскан незаконно или ошибочно.

Как видно из материалов дела административный истец не воспользовался своим правом на отплату штрафа в размере 50 %, а оплатил штраф в полном размере, таким образом, нет оплаты штрафа ошибочно, нет оплаты штрафа в двойном размере, штраф оплачен законно.

Согласно правовой позиции ГУ ОБДД (исх. от дата) поддержанной ФЭД МВД России (исх. от дата) уплата штрафа «со скидкой» в течении льготного периода не является обязательным условием - в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ она является возможностью, которой лицо привлеченное к ответственности может воспользоваться, а может не воспользоваться. Оплата в полном размере штрафа, корректная уплата, а постановление по делу об административном правонарушении исполнено. Возврат сумм административных штрафов плательщикам в случае их уплаты в течение льготного периода в полном объеме неправомерен.

Требования административного истца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Муниципальному казенному предприятию муниципального образования города Нягань «Няганская ресурсоснабжающая компания» к Управлению Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Отделу Министерства внутренних дел России по городу Нягани об оспаривании решения государственного органа – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Няганский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 17.01.2022г.

Судья Баскова Л.В.