ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1456/2023 от 19.12.2023 Свободненского городского суда (Амурская область)

№2а-1456/2023

УИД 28RS0017-01-2023-001984-30

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 декабря 2023 года г. Свободный

Судья Свободненского городского суда Амурской области Гордельянова Н.В.,

с участием старшего помощника Свободненского городского прокурора Гундаревой К.В.,

при секретаре судебного заседания Фроловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации, к Обществу с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство», администрации Шимановского муниципального округа Амурской области об обязании разработать и представить в Министерство природных ресурсов Амурской области план внедрения систем раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Шимановского муниципального округа Амурской области и обеспечить его реализацию

у с т а н о в и л:

Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации, обратился с исковым заявлением к ООО «Спецавтохозяйство», администрации Шимановского муниципального округа Амурской области об обязании разработать и представить в Министерство природных ресурсов Амурской области план внедрения систем раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Шимановского муниципального округа Амурской области и обеспечить его реализацию, указывая на следующее.

Согласно п.1.3 соглашения от 14.05.2018 года об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер -- (--, ЗАТО Циолковский)» --, заключенному между Министерством жилищно-коммунального хозяйства -- и ООО «Спецавтохозяйство», последнее обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с действующей на территории -- Региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами и органы местного самоуправления разрабатывают план внедрения системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов, который предоставляется в региональное министерство природных ресурсов, а затем обеспечивают его реализацию.

Однако данные полномочия ООО «Спецавтохозяйство» и администрацией Шимановского муниципального округа реализован ненадлежащим образом, указанный план не разработан, в министерство природных ресурсов Амурской области не представлен, его реализация не обеспечена.

Внедрение раздельного накопления ТКО предусматривается либо детализированным способом, при этом первый этап должен быть завершен 31.12.2022 года, либо упрощенным до 31.12.2022 года.

Внедрение раздельного накопления твердых коммунальных отходов детализированным способом осуществляется поэтапно, при этом на первом этапе с 01.01.2020 года по 31.12.2022 года региональному оператору необходимо осуществить установку контейнеров на контейнерных площадках: с оранжевой цветовой индикацией – для складирования отходов, классифицируемых в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов как отходы продукции из пластмасс, не содержащих галогены, незагрязненные; с серой цветовой индикацией – для складирования отходов, в отношении которых не осуществляется раздельное накопление. Внедрение раздельного накопления твердых коммунальных отходов упрощенным способом осуществляется с 01.01.2021 года по 31.12.2022 года.

На территории Шимановского муниципального округа внедрение раздельного накопления ТКО в предусмотренные сроки не осуществлено.

19.04.2023 года и.о. Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в адрес ООО «Спецавтохозяйство» внесено представление. 25.05.2023 года ООО «Спецавтохозяйство» сообщило, что план внедрения системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов не разработан, поскольку отсутствуют условия для раздельного накопления данных отходов ввиду неготовности контейнерных площадок для установки дополнительных контейнеров, отсутствия пунктов приема, обработки и утилизации отходов.

21.06.2023 года главе Шимановского муниципального округа внесено представление. Согласно ответу 14.07.2023 года меры по разработке плана внедрения системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов не приняты в связи с несогласованностью с ООО «Спецавтохозяйство» перечня мероприятий, которые необходимо включить в названный план.

По мнению административного истца, наличие системы раздельного сбора отходов является необходимым условием обработки и дальнейшей утилизации отходов. Вовлечение отходов в хозяйственный оборот приведет к уменьшению объема отходов, захоронение которого осуществляется на объектах размещения отходов, а также складируемого в местах накопления отходов. Следовательно, реализация системы раздельного накопления отходов повлечет снижение негативного их воздействия на окружающую среду, что обеспечит благоприятные условия жизнедеятельности жителей Шимановского муниципального округа Амурской области.

В связи с чем, Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор просит возложить обязанность на ООО «Спецавтохозяйство», администрацию Шимановского муниципального округа Амурской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу разработать и представить в Министерство природных ресурсов Амурской области план внедрения систем раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Шимановского муниципального округа Амурской области и обеспечить его реализацию.

Определением Свободненского городского суда от 03.10.2023 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУ Амурской области «Экология».

Определением Свободненского городского суда от 22.11.2023 года рассмотрение данного дела подлежит в порядке административного судопроизводства.

В судебном заседании старший помощник Свободненского городского прокурора Гундарева К.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные административные исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика ООО «Спецавтохозяйство» Афанасьева Д.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административных исковых требований в полном объеме. Из письменных возражений следует, что обязанность по разработке проекта плана мероприятий по ведению раздельного сбора твердых коммунальных отходов на территории Амурской области возложена на Минприроды Амурской области со сроком исполнения до 01.04.2020 года. Письмом Минприроды Амурской области от 27.03.2020 года в адрес регионального оператора проект дорожной карты направлен. Согласно представленному проекту обязанность внедрения раздельного сбора твердых коммунальных отходов на территории области предложено возложить на органы местного самоуправления со сроком исполнения до 01.12.2024 года. Кроме того, в нормативно-правовых актах Амурской области, регулирующих раздельный сбор, отсутствует комплекс мероприятий, которые необходимо включить в план.

Административный ответчик администрация Шимановского муниципального округа Амурской области, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направила, согласно письменному заявлению просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из письменных возражений следует, что с заявленными исковыми требованиями Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Администрация Шимановского муниципального округа Амурской области не согласна, поскольку денежных средств на установку контейнеров с цветовой индикацией не имеется. В адрес ООО «Спецавтохозяйство» направлено письмо с просьбой предоставить на согласование план внедрения системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Шимановского муниципального округа Амурской области, на которое получен ответ, что в условиях отсутствия на территории Шимановского округа объектов практической реализации программы «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» у регионального оператора нет понимания какие мероприятия в рамках тарифа оператора могут быть предусмотрены в плане внедрения системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области.

У администрации Шимановского муниципального округа Амурской области также нет понимания, какие мероприятия могут быть предусмотрены в плане внедрения системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов, т.к. место временного накопления твердых коммунальных отходов общее для всех отходов, складирование твердых коммунальных отходов производится нераздельно. Специальная техника по вывозу твердых коммунальных отходов осуществляет общий сбор твердых коммунальных отходов.

Администрацией Шимановского муниципального округа Амурской области в адрес Министерства природных ресурсов Амурской области направлено письмо с просьбой инициировать внесение изменений в постановление Правительства Амурской области от 24.08.2017 года №408 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Амурской области» по увеличению срока исполнения раздельного накопления твердых коммунальных отходов детализированным и упрощенным способами до приобретения региональным оператором специальной техники для вывоза раздельного накопления твердых коммунальных отходов, а также введения в эксплуатацию мусороперерабатывающих комплексов, оснащенных техническими линиями по сортировке ТКО.

Ответ от министерства природных ресурсов Амурской области в адрес администрации Шимановского муниципального округа не поступал.

Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов Амурской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направило.

Заинтересованное лицо ГБУ Амурской области «Экология», надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направило.

Выслушав стороны, изучив материалы дела и нормы материального права, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1.3 Соглашения от 14.05.2018 года об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер -- (--, ЗАТО Циолковский)» --, заключенному между министерством жилищно-коммунального хозяйства -- и ООО «Спецавтохозяйство», последнее обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с действующей на территории -- Региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением --, нормативными правовыми актами Российской Федерации, -- и Соглашением.

На основании абзаца пятого статьи 6 Федерального закона от -- № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» постановлением -- от ---- утверждены Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и контроля за их исполнением на территории --.

В силу подпункта 5 пункта 9 Правил -- в задачи регионального оператора входит участие в организации и внедрении системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов в зоне его деятельности. В этой связи, как указано в подпункте 8 пункта 10 Правил --, региональный оператор разрабатывает во взаимодействии с муниципальными образованиями -- и представляет в уполномоченный орган план внедрения системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории --.

Согласно Положения о министерстве природных ресурсов --, утвержденного постановлением -- от ----, уполномоченным органом является министерство природных ресурсов --.

Пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от -- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Таким образом, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами и органы местного самоуправления разрабатывают план внедрения системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов, который представляется в региональное министерство природных ресурсов, а затем обеспечивают его реализацию.

Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка, в результате которой установлено, что ООО «Спецавтохозяйство» и администрацией Шимановского муниципального округа план внедрения системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов не разработан, в министерство природных ресурсов -- не представлен, его реализация не обеспечена.

На основании абзаца семнадцатого статьи 6 Закона № 89-ФЗ постановлением -- от ---- утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории --, который предусматривает внедрение раздельного накопления ТКО: либо детализированным способом, при этом первый этап должен быть завершен -- (абзац второй пункта 3.5), либо упрощенным - до -- (абзац одиннадцатый пункта 3.5).

Внедрение раздельного накопления твердых коммунальных отходов детализированным способом осуществляется поэтапно, при этом на первом этапе с -- по -- региональному оператору необходимо осуществить установку контейнеров на контейнерных площадках: с оранжевой цветовой индикацией - для складирования отходов, классифицируемых в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов как отходы продукции из пластмасс, не содержащих галогены, незагрязненные; с серой цветовой индикацией - для складирования отходов, в отношении которых не осуществляется раздельное накопление. Внедрение раздельного накопления твердых коммунальных отходов упрощенным способом осуществляется с -- по --.

Постановлением -- от ---- в Правила -- внесены изменения. Так, подпункт 8 пункта 10 Правил -- изложен в следующей редакции: в целях осуществления своей деятельности региональный оператор разрабатывает (актуализирует) во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований -- и представляет в уполномоченный орган, в том числе ежегодно, в срок не позднее 1 декабря года, предшествующего году реализации мероприятий плана план внедрения системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории --; план информирования, просвещения и воспитания жителей -- по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами.

Кроме того, постановлением -- Правила -- дополнены пунктом 10.1 из которого следует, что порядок взаимодействия регионального оператора и органов местного самоуправления при разработке (актуализации) документов, указанных в подпункте 8 пункта 10 настоящих Правил, определяется приказом уполномоченного органа, если иной порядок такого взаимодействия (актуализации) не определен отдельным соглашением, заключенным между региональным оператором и органом местного самоуправления. В случае заключения Соглашения о взаимодействии с региональным оператором орган местного самоуправления направляет его копию в уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня заключения такого соглашения.

В настоящее время порядок взаимодействия регионального оператора и органов местного самоуправления при разработке (актуализации) документов, указанных в подпункте 8 пункта 10 настоящих Правил -- уполномоченным органом не принят, официально опубликован не был.

Таким образом, на органы местного самоуправления и региональных операторов по-прежнему возложена обязанность по разработке и представлению в уполномоченный орган плана внедрения системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов, но с указанием конкретного срока - не позднее 1 декабря года, предшествующего году реализации мероприятий плана.

С учетом изложенного, в настоящее время ни органом местного самоуправления, ни региональным оператором вышеуказанная обязанность, установленная действующими требованиями федерального и регионального законодательства, не исполнена, тогда как Порядком -- предусматривался конкретный срок исполнения первого этапа внедрения раздельного накопления ТКО на территории -- - --.

Согласно статье 15 Федерального закона от -- № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства является основой для определения стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определения направления достижения указанных целей, важнейших задач, подлежащих решению, а также для разработки других документов стратегического планирования. Во исполнение ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы, в которых определяются стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направления достижения указанных целей и решения важнейших задач в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также документы стратегического планирования, подлежащие разработке.

В целях обеспечения реализации в -- основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от -- постановлением -- от ---- утвержден План мероприятий по реализации в -- основных положений Послания Президента, пунктом 5.2 которого предусматривалось, что министерству природных ресурсов -- в срок до -- необходимо разработать проект плана мероприятий («дорожной карты») по введению раздельного сбора твердых коммунальных отходов на территории --. Разработанный проект предусматривал возложение соответствующей обязанности на органы местного самоуправления, со сроком их исполнения до --.

Данный документ разработан в качестве проекта, обязательность его исполнения не предусмотрена положениями законодательства. Кроме того, указанный проект предусматривал мероприятия и сроки их реализации, планируемые на территории Благовещенского и Белогорского муниципальных округов, тогда как ООО «Спецавтохозяйство» осуществляет деятельность на территории «Кластер -- (--, ЗАТО Циолковский)» --.

Наличие системы раздельного сбора отходов рассматривается в пункте 1 раздела II Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от -----р, в качестве необходимого условия обработки и дальнейшей утилизации отходов.

Принятие Стратегии направлено на формирование и перспективное развитие новой отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.

В свою очередь, вовлечение отходов в хозяйственный оборот приведет к уменьшению объема отходов, захоронение которого осуществляется на объектах размещения отходов, а также складируемого в местах накопления отходов. Следовательно, реализация системы раздельного накопления отходов повлечет снижение негативного их воздействия на окружающую среду, что обеспечит благоприятные условия жизнедеятельности жителей Шимановского муниципального округа -- и тем самым будут защищены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, заявленные административные исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора являются исполнимыми, поскольку требованиями законодательства не предусмотрен перечень мероприятий, необходимых для включения в соответствующий план, ответчики вправе сами определить и предоставить утвержденный план в уполномоченный орган.

В связи с чем, административные исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации, к Обществу с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство», администрации Шимановского муниципального округа Амурской области об обязании разработать и представить в Министерство природных ресурсов Амурской области план внедрения систем раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Шимановского муниципального округа Амурской области и обеспечить его реализацию, удовлетворить.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу разработать и представить в Министерство природных ресурсов Амурской области план внедрения систем раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Шимановского муниципального округа Амурской области и обеспечить его реализацию.

Возложить на администрацию Шимановского муниципального округа Амурской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу разработать и представить в Министерство природных ресурсов Амурской области план внедрения систем раздельного накопления твердых коммунальных отходов на территории Шимановского муниципального округа Амурской области и обеспечить его реализацию.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 10 января 2024 года.

Судья Свободненского городского суда Н.В. Гордельянова