ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1458/20 от 17.09.2020 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2а-1458/2020

Уникальный идентификатор дела 37RS0007-01-2020-002573-72

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Заволжск Ивановской области 17 сентября 2020 г.

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи И. Н. Беляковой,

при секретаре Н. Е. Кудряшовой,

с участием представителя административного истца Гордеева О. М.,

представителя административных ответчиков прокуратуры Ивановской области, Кинешемской городской прокуратуры Ивановской области – А. А. Румянцевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия в г. Заволжске Заволжского района Ивановской области административное исковое заявление акционерного общества «Наволокское коммунальное хозяйство» к Кинешемской городской прокуратуре Ивановской области, заместителю Кинешемского городского прокурора Ивановской области Ильину Андрею Борисовичу, Ивановской областной прокуратуре о признании незаконным представления прокурора,

установил:

акционерное общество «Наволокское коммунальное хозяйство» (далее – АО «НКХ», Общество, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействительным представление заместителя прокурора города юриста 2 класса Ильина А. Б. от 14 июля 2020 г. № 728ж-20, 727ж-20 об устранении нарушения закона и возложить на указанное должностное лицо обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца.

Административный иск мотивирован тем, что в обжалуемом представлении указано на допущенное АО «НКХ» нарушение в виде начисления оплаты за отопление за август, сентябрь 2019 года в отсутствие установленного органом регулирования тарифа на отопление, тогда как названные действия административного истца не могут быть признаны незаконными, потому что:

в целях предотвращения срыва отопительного сезона и на основании решения комиссии по чрезвычайным ситуациям Кинешемского района АО «НКХ» с 23 сентября 2019 г. было вынуждено начать оказание коммунальной услуги по теплоснабжению потребителям в границах района от котельной ООО «Приволжская коммуна», так как последняя фактически отказалась оказывать услугу теплоснабжения;

при действующем в Кинешемском муниципальном районе способе оплаты коммунальной услуги по отоплению – равномерно в течение календарного года - начисление населению оплаты за отопление за август, сентябрь 2019 года не является нарушением действующего законодательства.

В ходе судебного разбирательства судом в соответствии с ч. 2 ст. 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены заместитель Кинешемского городского прокурора Ивановской области Ильин А. Б. и прокуратура Ивановской области.

В судебном заседании представитель административного истца уточнил заявленные требования и просил признать незаконным представление заместителя прокурора города юриста 2 класса А. Б. Ильина от 14 июля 2020 г. № 728ж-20, 727ж-20 об устранении нарушений закона, дополнительно объяснил, что ООО «Теплоцентраль-1», которое до 30 мая 2019 г. являлось теплоснабжающей организацией от котельной ООО «Приволжская коммуна» и предоставляло услугу отопления, среди прочих, жителям домов №№ 16 и 18 по ул. Советская г. Наволоки, выставило счета за потреблённую тепловую энергию вплоть до июля 2019 года, закрыв тем самым отопительный сезон 2018-2019 годов. Поэтому АО «НКХ», начав отопительный сезон 2019-2020 годов 23 сентября 2019 г., выставило счета за потреблённую тепловую энергию, начиная с августа 2019 года. Несмотря на то, что услуга по теплоснабжению фактически оказывалась с начала отопительного сезона, то есть с 23 сентября 2019 г., плата за данную услугу должна рассчитываться исходя из утверждённых тарифа и норматива и распределяться на все 12 месяцев года, потому что дома №№ 16 и 18 по ул. Советской г. Наволоки не оборудованы приборами учёта тепловой энергии. С учётом того, что в период с января по июль 2019 года плату за теплоснабжение жителям этих домов начисляло ООО «Теплоцентраль-1», которое по окончании отопительного сезона 2018-2019 годов утратило статус единой теплоснабжающей организации, АО «НКХ» начислило плату жителям этих же домов начиная с августа 2019 года. При этом был применён тариф, утверждённый 25 октября 2019 г., потому что ранее такой же тариф был утверждён для ООО «Теплоцентраль-1» на второе полугодие 2019 года, при том, что ООО «Теплоцентраль-1» оказывало услугу теплоснабжения посредством тепловых сетей, арендуемых у АО «НКХ». Жалоб на качество оказанной услуги не поступало, если жители считают свои права нарушенными, то они могут обратиться в суд в индивидуальном порядке о взыскании спорных сумм с АО «НКХ», что некоторые собственники уже сделали. АО «НКХ», взяв на себя обязательства по теплоснабжению домов №№ 16 и 18 по ул. Советской г. Наволоки, фактически действовали в режиме чрезвычайной ситуации и в интересах населения, которое могло остаться без отопления. Действующим законодательством не установлен порядок расчёта платы за теплоснабжение в отсутствие установленного тарифа на тепловую энергию, поэтому сформулированное в обжалуемом представлении мнение прокурора о незаконности действий АО «НКХ» является ошибочным, вследствие чего само представление противоречит требованиям Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и подлежит отмене.

Представитель административного истца также указал на то, что оспариваемым представлением на АО «НКХ», в нарушение вышеуказанного закона, фактически возложена обязанность наказать виновных лиц.

Старший помощник Кинешемской городской прокуратуры Ивановской области А. А. Румянцева, действуя на основании поручения заместителя Кинешемского городского прокурора Ивановской области А. Б. Ильина, а также доверенности, выданной прокурором Ивановской области, возражала против удовлетворения административного иска, полагая, что обжалуемое представление является законным и обоснованным. Ссылалась на то, что:

довод административного истца о том, что оплата за отопление должна быть распределена равномерно в течение года, не может являться основанием для признания представления незаконным, поскольку в соответствии с п. 1.3 договора теплоснабжения № 1020 от 23 сентября 2020 г., заключённого между ООО «Приволжская коммуна» и АО «НКХ», тепловая энергия (мощность) и теплоноситель поставляются с 23 сентября 2019 г., а до этого услуги по поставке населению тепловой энергии административным истцом не оказывались;

постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 25 октября 2019 г. № 40-т/2, установившее тариф на тепловую энергию для потребителей АО «НКХ» на 2019 год, не имеет обратной силы;

механизм расчёта начисления платы, предлагаемый АО «НКХ», противоречит механизму, установленному Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

административным истцом осуществляется подмена правоотношений, вытекающих из его хозяйственной деятельности и связанных с предпринимательскими рисками, и правоотношений, регулируемых нормами жилищного законодательства;

данное дело относится к подведомственности арбитражного суда, поскольку оспариваемым представлением нарушаются права административного истца, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Представитель административных ответчиков, не отрицая факта оказания АО «НКХ» услуги по теплоснабжению домов №№ 16 и 18 по ул. Советской г. Наволоки с 23 сентября 2019 г. и права указанной организации требовать с жителей этих домов платы за оказанную услугу, полагала, что АО «НКХ» не имело права выставлять счета жителям в период до утверждения тарифа на тепловую энергию, то есть до 25 октября 2019 г. Именно в этом и заключалось допущенное АО «НКХ» нарушение, которое послужило основанием для внесения оспариваемого представления. Вместе с тем обязанность жителей оплачивать услугу теплоснабжения равномерно в течение всего календарного года представителем административных ответчиков также не оспаривалась. Поскольку в обращении жителей содержалась просьба проверить законность действий АО «НКХ» по начислению за теплоснабжение за август и сентябрь 2019 года, вывод о законности или незаконности начисления за октябрь прокурором не делался. Никаких актов прокурорского реагирования в отношении действий ООО «Теплоцентраль-1», связанных с начислением платы за услугу теплоснабжения за июнь-июль 2019 года, не выносилось. Содержащееся в представлении требование предпринять меры к устранению допущенных нарушений подразумевает самостоятельное определение административным истцом способа устранения такого нарушения, о чём он должен был сообщить прокурору. Место и время рассмотрения представления также определяет лицо, в адрес которого оно внесено.

Заместитель Кинешемского городского прокурора Ивановской области Ильин А. Б. извещён о месте и времени судебного разбирательства путём направления судебной повестки по месту работы. В судебное заседание не явился, об отложении слушания по делу не просил.

Привлечённый к участию в деле в качестве заинтересованного лица Департамент энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент), будучи извещённым о месте и времени судебного разбирательства, просил рассмотреть дело без участия своего представителя, оставив разрешение иска на усмотрение суда. В письменном отзыве на иск указал, что деятельность по поставке тепловой энергии является регулируемой, а тарифы на тепловую энергию подлежат формированию и установлению в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценоообразовании в сфере теплоснабжения», Методическими указаниями по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. № 760-э. Постановлением Департамента от 20 декабря 2018 г. № 239-т/10 для потребителей ООО «Теплоцентраль-1» (в системе от котельной ООО «Приволжская коммуна») были установлены тарифы на тепловую энергию с 1 июля по 31 декабря 2019 г., в том числе льготный тариф для потребителей категории «население» в размере 2169,99 руб./Гкал (с учётом НДС). Ввиду утраты в 2019 году со стороны ООО «Теплоцентраль-1» статуса единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) и расторжения ранее заключенного с АО «НКХ» договора аренды имущества, задействованного в регулируемой деятельности (тепловых сетей), ООО «Теплоцентраль-1» утратила основания для осуществления регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения. Постановлением Администрации Наволокского городского поселения от 7 мая 2019 г. № 207 статус единой теплоснабжающей организации был присвоен ООО «Приволжская коммуна», но последняя оспорила этот нормативно-правовой акт в Арбитражном суде Ивановской области. Постановлением Администрации Наволокского городского поселения от 25 сентября 2019 г. № 370 на период рассмотрения Арбитражным судом Ивановской области иска ООО «Приволжская коммуна» исполнение функций ЕТО в системе теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна» было возложено на АО «НКХ», которое владеет имуществом (тепловые сети) на праве собственности. На основании заявлений АО «НКХ» от 9 октября 2019 г. Приказом Департамента от 11 октября 2019 г. № 53-у/1 открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду на 2019 год, а постановлением Департамента от 25 октября 2019 г. № 40-т/2 для потребителей АО «НКХ» категории «население» с 25 октября по 31 декабря 2019 г. установлен льготный тариф на тепловую энергию в размере 2 169,99 руб./Гкал (с учётом НДС), одновременно с 25 октября 2019 г. отменены тарифы на тепловую энергию для организации-предшественника ООО «Теплоцентраль-1». В соответствии с п. 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075, решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы. Это значит, что тарифы вступают в силу не ранее даты проведения заседания Правления Департамента. Вместе с тем действующее законодательство в области ценообразования в сфере теплоснабжения не регламентируют порядок расчётов теплоснабжающих организаций с потребителями в условиях отсутствия установленных тарифов.

С учётом положений, содержащихся в ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), а также мнения участников судебного разбирательства, явившихся в судебное заседание, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные письменные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, среди прочего, надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре).

В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона (в том числе руководителями коммерческих организаций), вносит представление об устранении нарушений закона.

В силу норм, содержащихся в п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания (п. 2 ст. 24 Закона о прокуратуре).

Судом установлено, что 14 июля 2020 г. заместителем Кинешемского городского прокурора Ивановской области А. Б. Ильиным в адрес директора АО «НКХ» внесено представление № 728ж-20, 727ж-20 об устранении нарушений требований жилищного законодательства, законодательства о теплоснабжении, в котором прокурор требует безотлагательно рассмотреть настоящее представление; о времени и месте рассмотрения представления сообщить в Кинешемскую городскую прокуратуру для обеспечения участия прокурора в его рассмотрении; принять меры к устранению указанных нарушений, причин и условий, им способствующих, не допускать впредь подобных нарушений; решить вопрос о привлечении к установленной законом ответственности виновных лиц; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру города в установленный законом месячный срок (л. д. 30-31).

Как следует из содержания обжалуемого представления, поводом для его внесения явились результаты проверки, проведённой по обращениям жителей многоквартирных домов (далее – МКД) №№ 16 и 18 по ул. Советская г. Наволоки по вопросу несогласия в размером платы за отопление.

В ходе данной проверки было установлено, что:

собственниками дома № 18 по ул. Советская г. Наволоки было принято решение о заключении с 1 ноября 2018 г. договора о предоставлении коммунальной услуги по отоплению с ООО «Приволжская коммуна»;

постановлением администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района от 29 марта 2019 г. № 169 ООО «Теплоцентраль-1» утратило статус ЕТО в системе теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна» (в том числе, по ул. Советская);

решением комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Кинешемского муниципального района от 16 сентября 2019 г. в связи с существующей угрозой срыва отопительного сезона АО «НКХ» и ООО «Приволжская коммуна» предписано обеспечить отпуск и поставку тепловой энергии потребителям на территории Наволокского городского поселения в границах системы теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна» (в том числе, по ул. Советская);

23 сентября 2019 г. между ООО «Приволжская коммуна» и АО «НКХ» заключён договор теплоснабжения № 1020, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется с 23 сентября 2019 г. и до вынесения Арбитражным судом Ивановской области решения по делу № А17-5766/2019 поставить АО «НКХ» тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, а последний обязуется оплачивать принятую тепловую энергию (мощность) и соблюдать предусмотренный договором режим её потребления;

постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 25 октября 2019 г. № 40-т/2 для потребителей АО «НКХ» от котельной ООО «Приволжская коммуна» с 25 октября 2019 г. установлен льготный тариф на тепловую энергию в размере 2 169,99 руб./Гкал с одновременным признанием утратившим силу тарифа на тепловую энергию в размере 2 169,99 руб./Гкал, ранее установленного для потребителей ООО «Теплоцентраль-1»;

АО «НКХ» не является правопреемником ООО «Теплоцентраль-1»;

в выставленных АО «НКХ» жителям МКД №№ 16 и 18 по ул. Советская г. Наволоки платёжных документах – счетах-квитанциях за октябрь 2019 года включена плата за отопление за август и сентябрь 2019 года, рассчитанная с применением тарифа, равного 2169 руб. 99 коп. (по дому № 18 она выделена в графе «перерасчёт»).

Установив вышеназванные обстоятельства и основываясь на положениях ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), п.п. 3, 7 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075, прокурор пришёл к выводу о том, что АО «НКХ», не имея законных оснований выставлять счета в отсутствие установленного органом регулирования тарифа на отопление, произвело начисление платы за отопление за август, сентябрь 2019 года.

Суд не может согласиться с указанным выводом прокурора в силу нижеследующего.

В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Одним из таких случаев, в силу норм ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", является регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которое осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: 1) обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; 2) обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; 3) обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; 4) стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения; 5) обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счёт установления долгосрочных тарифов.

Понятие тарифов в сфере теплоснабжения содержится в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно которой такими тарифами является система ценовых ставок, по которым осуществляются расчёты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" государственная политика в сфере теплоснабжения направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, таких как соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.

Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в том числе за тепловую энергию, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с п.п. 3, 4, 7 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее – Основы ценообразования), регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся, среди прочего, тарифы: на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов; на тепловую энергию (мощность), поставляемую другим теплоснабжающим организациям теплоснабжающими организациями; на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя.

Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении", настоящим документом, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения (п. 7 Основ ценообразования).

Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" размер платы за коммунальную услугу рассчитывается в установленном законодательством Российской Федерации порядке по тарифам (ценам), устанавливаемым законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Из материалов дела следует, что в соответствии с Уставом АО «НКХ», утверждённым решением единственного акционера от 13 ноября 2018 г., одними из видов деятельности АО «НКХ» являются производство, распределение и передача пара и горячей воды (тепловой энергии), торговля паром и горячей водой (тепловой энергией), обеспечение работоспособности котельных и тепловых сетей (л. д. 16-21), что также отражено в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (л. д. 22-29).

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28 сентября 2018 г. N 222-н/1 "О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории муниципальных образований Ивановской области" установлено, что на территории муниципальных образований Ивановской области, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, (в том числе на территории Кинешемского муниципального района) сохраняется действующий способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года (л. д. 35).

По постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2018 г. N 239-т/10 "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов для ООО "Теплоцентраль-1" на 2019 - 2021 годы" для ООО "Теплоцентраль-1" (Кинешемский район) установлен тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую для населения от котельной ООО "Приволжская коммуна" на 1 полугодие 2019 года в размере 2 137,92 руб./Гкал, на 2 полугодие 2019 года в размере 2 169,99 руб./Гкал.

29 марта 2019 г. администрацией Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района принято решение № 169, в соответствии с которым ООО "Теплоцентраль-1" утратило статус единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна».

Постановлением администрации Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района от 7 мая 2019 г. № 207 статус единой теплоснабжающей организации на территории Наволокского городского поселения в границах системы теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна», в том числе на ул. Советская г. Наволоки, присвоен ООО «Приволжская коммуна».

В протоколе заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Кинешемского муниципального района от 16 сентября 2019 г. зафиксировано, что в связи с утратой ООО "Теплоцентраль-1" статуса ЕТО и расторжением договора аренды имущества с АО «НКХ», а также оспариванием в судебном порядке со стороны ООО «Приволжская коммуна» постановления администрации Наволокского городского поселения от 7 мая 2019 г. № 207 о присвоении статуса ЕТО ООО «Приволжская коммуна», с 1 июля 2019 г. прекращена подача ГВС потребителям и существует угроза срыва начала отопительного сезона 2019-2020 годов. Для АО «НКХ» не может быть установлен тариф на передачу тепловой энергии в отсутствие договора с ООО «Приволжская коммуна» на транспортировку тепловой энергии.На основании чего принято решение: до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ивановской области по иску ООО «Приволжская коммуна» об оспаривании нормативных правовых актов администрации Наволокского городского поселения ООО «Приволжская коммуна» и АО «НКХ» утвердить в Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области необходимые тарифы в целях поставки тепловой энергии потребителям, а с началом отопительного сезона обеспечить отпуск и поставку тепловой энергии потребителям на территории Наволокского городского поселения Кинешемского муниципального района в границах системы теплоснабжения от котельной ООО «Приволжская коммуна» (в том числе, по ул. Советская) (л. д. 37-38).

В соответствии с постановлением администрации Кинешемского муниципального района от 20 сентября 2019 г. № 310 отопительный сезон объектов жилищной сферы, расположенных на территории Кинешемского муниципального района, предписано начать 23 сентября 2019 г. (л. д. 36).

23 сентября 2019 г. между ООО «Приволжская коммуна» и АО «НКХ» заключён договор теплоснабжения, согласно которому с момента заключения договора ООО «Приволжская коммуна» обязалось до вынесения Арбитражным судом Ивановской области решения по делу А17-5766/2019 поставить АО «НКХ» тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, а последний обязался оплачивать принятую тепловую энергию (мощность) (л. д. 39-47).

Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 25 октября 2019 г. N 40-т/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду для потребителей АО "Наволокское коммунальное хозяйство" (Кинешемский район) на 2019 год" установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей АО "Наволокское коммунальное хозяйство" (Кинешемский район) на 2019 год, в том числе льготные. В частности на тепловую энергию (мощность), поставляемую для населения, в период с 25 октября по 31 декабря 2019 г. установлен льготный тариф в размере 2 169,99 руб./Гкал (л. д. 32-34). Этим же постановлением с 25 октября 2019 г. признан утратившим силу установленный постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 октября 2018 г. N 239-т/10 на 2 полугодие 2019 года для ООО "Теплоцентраль-1" (Кинешемский район) тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую для населения от котельной ООО "Приволжская коммуна" в размере 2 169,99 руб./Гкал.

В счетах-квитанциях, выставленных ООО "Теплоцентраль-1" за отопление квартир в многоквартирных домах 16 и 18 по ул. Советская, расчёт платы за отопление произведён с учётом тарифа в размере 2 137,92 руб./Гкал в мае и июне 2019 года и в размере 2 169,99 руб./Гкал в июле 2019 года.

Поводом для возбуждения надзорных производств № 727ж-2020 и № 728ж-2020, в рамках которых в адрес АО «НКХ» было внесено обжалуемое представление прокурора, послужили обращения жителей многоквартирных домов №№ 16 и 18 по ул. Советская, а также дома № 1 по ул. Вилкова от июня 2020 года, в которых заявители просили проверить на предмет законности действия директора АО «НКХ», связанные с взиманием платы за отопление за август и сентябрь 2019 года, и высказали мнение о том, что плату за указанные периоды могло взимать ООО "Теплоцентраль-1", а не АО «НКХ».

На основании названных обращений граждан заместителем прокурора города А. Б. Ильиным 23 июня 2020 г. принято решение № 837 о проведении проверки в АО «НКХ» на предмет исполнения требований жилищного законодательства, законодательства о теплоснабжении, Правил предоставления коммунальных услуг.

В счетах-квитанциях, выставленных АО "НКХ" за отопление квартир в многоквартирных домах 16 и 18 по ул. Советская за октябрь 2019 года, расчёт платы за отопление произведён с учётом тарифа в размере 2 169,99 руб./Гкал.

В судебном заседании представитель АО «НКХ» объяснил, что в счетах за октябрь 2019 года, выставленных для дома № 16, в графе «размер платы» начислена плата за период с августа по октябрь 2019 года, а в счетах, выставленных для дома № 18, начисления за август и сентябрь 2019 года выделены в графу «перерасчёт».

Проанализировав вышеприведённые нормы права в их совокупности, а также применительно к установленным обстоятельствам дела, суд приходит к убеждению в том, что вышеуказанные действия административного истца, связанные с начислением жителям домов №№ 16 и 18 по ул. Советской г. Наволоки платы за теплоснабжение в августе-сентябре 2019 года, не противоречат нормам действующего законодательства.

Вопреки мнению прокурора, суд полагает, что действия АО «НКХ» не являлись причиной возникновения бестарифного периода оказания услуги теплоснабжения, и не может согласиться с мнением прокурора о том, что АО «НКХ» имело возможность заключить договор с ООО «Приволжская коммуна» и сформировать тариф ранее октября 2019 года, потому что ситуация со сменой ЕТО была предсказуема ещё в июне 2019 года.

Наоборот, при тех обстоятельствах, которые сложились к началу отопительного сезона 2019-2020 годов, АО «НКХ», по мнению суда, предприняло все возможные меры к тому, чтобы обеспечить население теплоснабжением и чтобы тариф на оказываемую услугу теплоснабжения был утверждён в кратчайшие сроки.

Между тем, как следует из протокола заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Кинешемского муниципального района от 16 сентября 2019 г., указанный тариф не мог быть установлен без заключения договора на транспортировку тепловой энергии с ООО «Приволжская коммуна», при том, что последнее отказывалось заключать этот договор, игнорируя предложения АО «НКХ».

Довод административного ответчика о том, что АО «НКХ» могло не исполнять рекомендацию чрезвычайной комиссии взять на себя обязанность по осуществлению теплоснабжения населения взамен ООО «Приволжская коммуна», которая отказалась исполнять решение органа местного самоуправления о признании её единой теплоснабжающей организацией, а согласившись с рекомендацией чрезвычайной комиссии, административный истец должен принять на себя возможные риски оказания услуги без тарифа, отвергается судом, поскольку указанный довод направлен на необоснованное освобождение потребителей коммунальной услуги от обязанности по оплате оказанной услуги.

Судом установлено, что в случае сохранения статуса ЕТО для ООО "Теплоцентраль-1" во втором полугодии 2019 года население должно было оплачивать услугу по теплоснабжению этой организации на тех же условиях (равномерно в течение года) и по тому же тарифу (2169,99 руб./Гкал), что указало в платёжных документах для жителей домов №№ 16 и 18 по ул. Советская г. Наволоки АО «НКХ». При этом факт поставки тепловой энергии в указанные дома теплоснабжающей организацией АО «НКХ», а не ООО "Теплоцентраль-1", а также факт принадлежности АО «НКХ» имущества (тепловых сетей), посредством которого обеспечивалась поставка тепловой энергии, не оспаривается административным ответчиком и подтверждается материалами дела.

Согласно п. 21 Основ ценообразования в отношении источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей теплоснабжающей (теплосетевой) организации, которая в порядке правопреемства в полном объёме приобрела права и обязанности организации, осуществлявшей регулируемые виды деятельности, применяются тарифы, установленные для реорганизованной организации, до утверждения для организации-правопреемника цен (тарифов) в установленном порядке.

Несмотря на то, что АО «НКХ» не является правопреемником ООО «Теплоцентраль-1»,фактически оно исполняло обязанности этой организации по обеспечению потребителей тепловой энергией по тем же сетям и на тех же условиях, что и ранее действующая ЕТО, что нашло своё подтверждение установлением аналогичного тарифа для оплаты этой услуги с одновременным признанием утратившим силу тарифа на тепловую энергию, ранее установленного для потребителей ООО «Теплоцентраль-1».

Исходя из приведённых фактических обстоятельств, того, что факт оказания коммунальной услуги со стороны АО «НКХ» не оспаривался административными ответчиками, доказательств того, что эта услуга оказывалась некачественно или не в полном объёме, в материалах дела не имеется (более того, как следует из материалов надзорного производства № 727ж-2020, обратившиеся в Кинешемскую городскую прокуратуру жители МКД №№ 16 и 18 по ул. Советская г. Наволоки выражали согласие на оплату услуги теплоснабжения в адрес ООО «Теплоцентраль-1»), а также того обстоятельства, чтотариф на тепловую энергию для населения в течение второго полугодия 2019 года равнялся 2 169,99 руб./Гкал и был одинаковым как для ООО «Теплоцентраль-1», так и для АО «НКХ»; при отсутствии законодательного регулирования вопроса об оплате услуги в период, когда тариф на неё не был установлен, суд полагает возможным применение в данном случае в отношении АО «НКХ» тарифа, установленного на 2 полугодие 2019 года (включая август-сентябрь) для ООО «Теплоцентраль-1».

При этом суд отмечает, что, несмотря на позицию прокурора о необоснованном начислении платы за тепловую энергию в бестарифный период, обоснованность начисления платы за теплоснабжение в период с 1 по 24 октября 2019 г. административными ответчиками не ставится под сомнение.

Кроме того, такая позиция прокурора ставит возникновение обязанности по оплате оказанной коммунальной услуги в зависимость от действий Департамента энергетики и тарифов, принимавшего решение об утверждении тарифа, а не от факта оказания услуги. При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что Департамент, в силу п. 30 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075, был вправе вынести решение об утверждении тарифа в срок до 9 ноября 2019 г., при таких обстоятельствах вплоть до указанной даты АО «НКХ» должен был оказывать услугу теплоснабжения в отсутствие установленного тарифа.

Следовательно, мнение прокурора о том, что АО «НКХ» не могло начислять оплату за услугу теплоснабжения до утверждения тарифа на эту услугу (25 октября 2019 г.), противоречит его же выводу о том, что незаконным является начисление оплаты только за август и сентябрь, при том, что до 25 октября 2019 г. услуга поставлялась тоже в отсутствие утверждённого тарифа.

Высказанное представителем административных ответчиков суждение о том, что механизм расчёта начисления платы, предлагаемый АО «НКХ», противоречит механизму, установленному Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», по мнению суда, является ошибочным, так как размер платы за коммунальную услугу рассчитан АО «НКХ» в точном соответствии с указанным нормативным правовым актом, предусматривающим возможность расчёта как с учётом отопительного периода, так и равномерно в течение календарного года, тогда как распространение насчитанной платы на периоды, когда услуга не оказывалась, обусловлено порядком, установленным Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28 сентября 2018 г. N 222-н/1 "О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории муниципальных образований Ивановской области".

При таких обстоятельствах суд приходит к заключению о том, что вывод прокурора о незаконности действий АО «НКХ» ошибочен, основан на неверном толковании закона, в силу чего у прокурора не имелось достаточных оснований для внесения в адрес АО «НКХ» представления об устранении нарушений требований жилищного законодательства, законодательства о теплоснабжении.

Судом также установлено, что в рамках надзорного производства № 1652ж-19, возбуждённого на основании заявления жителя <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО5, которой в состав платы за отопление за октябрь 2019 года АО «НКХ» была включена плата за август и сентябрь 2019 года, исполняющим обязанности заместителя прокурора города А. Б. Ильиным директору АО «НКХ» внесено представление № 1652ж-19 от 10 января 2020 г., по содержанию аналогичное обжалуемому представлению.

Во исполнение указанного представления генеральный директор АО «НКХ» произвёл перерасчёт за отопление потребителю ФИО5, сминусовав начисления за август, сентябрь и часть октября 2019 года в счёте, выставленном за февраль 2020 года, а также вынес приказ от 11 февраля 2020 г. № 2 о применении в отношении генерального директора АО «НКХ» дисциплинарного взыскания в виде замечания.

Однако данное обстоятельство не является основанием для признания оспариваемого представления законным, поскольку наличие у коммерческой организации права самостоятельно определить возможность предоставления тому или иному абоненту индивидуальных условий оплаты оказанной услуги не связано с обязанностью этой организации распространить эти индивидуальные условия на всех потребителей такой услуги.

Кроме того, суд приходит к выводу о признании не соответствующим требованиям Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца представления заместителя прокурора Кинешемской городской прокуратуры Ивановской области в части требования решить вопрос о привлечении к установленной законом ответственности виновных лиц.

В судебном заседании представитель административных ответчиков пояснила, что имеющаяся в представлении формулировка «решить вопрос о привлечении к ответственности виновного лица» означает право работодателя привлечь работника к дисциплинарной ответственности.

Между тем, суд соглашается с доводом представителя административного истца о том, что в той формулировке, которая содержится в представлении, требование прокурора решить вопрос о привлечении к установленной законом ответственности виновных лиц не соответствует положениям Закона о прокуратуре и трудовому законодательству, поскольку, по смыслу ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации, применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке.

С учётом того, что пунктом 2 ст. 24 Закона о прокуратуре предусмотрена необходимость сообщения прокурору о дне заседания лишь в случае рассмотрения представления коллегиальным органом, а оспариваемое представление было адресовано директору АО "НКХ", т.е. единоличному исполнительному органу предприятия, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о необходимостисообщить в Кинешемскую городскую прокуратуру о времени и месте рассмотрения представления для обеспечения участия прокурора в его рассмотрении также является незаконным.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона о прокуратуре прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесённых ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Однако с учётом совокупного анализа приведённых норм в их взаимосвязи суд приходит к выводу о том, что участие прокурора в рассмотрении внесённого им представления возможно только при его рассмотрении коллегиальном органом, в том числе коллегиальным органом коммерческой организации, то есть в случае, когда в рассмотрении представления участвуют несколько членов этого коллегиального органа, каждый из которых может высказаться, а их мнение, а также результаты голосования и принятое решение фиксируются в протоколе заседания этого коллегиального органа. Тогда как решение единоличного исполнительного органа юридического лица принимается без соблюдения указанных процедур.

С учётом вышеизложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения предъявленных исковых требований.

Вопреки мнению административных ответчиков о подсудности данного дела арбитражному суду, суд полагает, что административный иск АО «НКХ» о признании незаконным представления прокурора подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, поскольку предметом судебного разбирательства является представление прокурора, которое внесено по результатам рассмотрения заявлений жителей многоквартирных домов и направлено на защиту их интересов, связанных с начислением платы за коммунальную услугу.

На основании Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 180, 226-227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Наволокское коммунальное хозяйство» удовлетворить.

Представление заместителя Кинешемского городского прокурора Ивановской области А. Б. Ильина от 14 июля 2020 г. № 728ж-20, 727ж-20 об устранении нарушений требований жилищного законодательства, законодательства о теплоснабжении признать незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья И. Н. Белякова

В окончательной форме решение изготовлено 1 октября 2020 г.