Дело № 2а-1458/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 30 мая 2022 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Митьковской А.В.
при секретаре Григорьевой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Волгоградской области к ФИО2 о взыскании налоговой недоимки по налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России № 10 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с ФИО2 недоимки по транспортному налогу в размере 720 рублей и начисленной на нее пени в размере 14 рублей 13 копеек по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования мотивирует тем, что ФИО2, являясь собственником транспортного средства, относящегося к объектам налогообложения, не исполнил установленную законом обязанность по уплате транспортного налога, в том числе в соответствии с выставленным налоговым уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ, что повлекло образование недоимки и начисление пени с выставлением должнику требования № от ДД.ММ.ГГГГ. В установленный в требовании срок денежная сумма в бюджет не поступила, что послужило основанием для обращения налогового органа за вынесением судебного приказа на взыскание налоговой недоимки и пени, однако определением мирового судьи судебного участка № № Волгоградской области от 12 ноября 2021 года в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано со ссылкой на то, что налоговым органом пропущен срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа, что послужило основанием для предъявления данных требований в общеисковом порядке.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения административного дела извещен своевременно и в установленном законом порядке, причину неявки не сообщил.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, возражений по существу заявленного административного иска не представил.
Причины неявки административного ответчика судом признаны неуважительными, что в соответствии с требованиями ст. 150 КАС РФ позволяет суду рассмотреть настоящее дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Публичная обязанность уплаты каждым законно установленных налогов прямо предусмотрена ст. 57 Конституции РФ и закреплена в ст. 3 НК РФ, в силу которой законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налоги являются составной частью доходов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, поэтому неуплата налогов в бюджет нарушает права государства или муниципального образования на формирование соответствующего бюджета, за счет которого исполняются публичные обязанности государства или муниципального образования, возложенные на них Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными актами.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (п. 2 ст. 44 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Порядок направления налогового уведомления предусмотрен ст. 52 НК РФ, согласно которой, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
При этом п. 1 ст. 70 НК предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 2 ст. 57 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно пункту второму настоящей статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
По смыслу ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Согласно утверждению административного истца и представленных им письменных доказательств ФИО2 является плательщиком транспортного налога с физических лиц, поскольку является собственником транспортного средства марки с государственным регистрационным знаком № регион, являющегося объектом налогообложения.
По утверждению административного истца полномочный налоговый орган направлял административному ответчику налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предлагал ФИО2 в установленные законом сроки уплатить транспортный налог за 2016 год.
В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога Межрайонная инспекция ФНС России № 10 по Волгоградской области направляла в адрес ФИО2 требование № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором устанавливался срок уплаты до 29 марта 2018 года.
Согласно утверждению налогового органа, настоящие требования ФИО2 были проигнорированы, в установленные требованиями сроки налоговая недоимка и пеня им погашены не были, что послужило основанием для обращения Межрайонной инспекции ФНС России № 10 по Волгоградской области за вынесением судебного приказа на взыскание налоговой недоимки и начисленной на нее пени на общую сумму 734 рубля 13 копеек.
При этом, в случае неисполнения указанных требований плательщиком, административный истец имел право обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа в течение шести месяцев, то есть до октября 2021 г.
Документально подтверждено, что Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № Ворошиловского судебного района г. Волгограда Волгоградской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с ФИО2 вышеуказанной налоговой недоимки и пени, и определением мирового судьи от 12 ноября 2021 года № в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано со ссылкой на то, что налоговым органом пропущен срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа.
Обращение с настоящими требованиями в общеисковом порядке последовало 20 апреля 2022 года.
Как установлено и следует из оценки представленных в материалы дела доказательств, административным истцом пропущен предусмотренный ст. 48 НК РФ срок на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с ФИО2 налоговой недоимки, поскольку указанное обращение последовало по истечении более шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ и по истечении более трех лет со дня истечения срока исполнения самого первого требования, принятого к учету в настоящем административном иске.
При этом доказательств уважительности причин пропуска указанных сроков налоговым органом не представлено и наличие оснований для признания уважительными причин пропуска сроков в ходе судебного разбирательства по делу не установлено.
В этой связи несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявление налоговой инспекцией подано с пропуском установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока, доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, препятствующих обратиться к мировому судье с требованиями в указанный срок и в районный суд не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
отказать Межрайонной ИФНС России № 10 по Волгоградской области в удовлетворении административного иска к ФИО2 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Митьковская
Мотивированное решение составлено 14 июня 2022 года.
Судья А.В. Митьковская