ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1459/20 от 22.01.2021 Апатитского городского суда (Мурманская область)

Гр. дело №2а-88/2021 Мотивированное решение

суда составлено 22.01.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2021 года город Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Коробовой О.Н.

при секретаре Шурукиной Е.Э.,

с участием представителя административного истца местной общественной молодежной организации «Совет молодежных организаций г.Апатиты» - ФИО1,

административного ответчика и представителя административного ответчика УФССП по Мурманской области – ведущего судебного пристава-исполнителя ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску местной общественной молодежной организации «Совет молодежных организаций г. Апатиты» к ведущему судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов г.Апатиты УФССП России по Мурманской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области об уменьшении размера исполнительского сбора или рассрочке его взыскания,

УСТАНОВИЛ:

Местная общественная молодежная организация «Совет молодежных организаций города Апатиты» (далее – МОМО «Совет молодежных организаций г.Апатиты», организация) обратилась в суд с административным иском к ведущему судебному приставу-исполнителю ОСП г.Апатиты УФССП по Мурманской области ФИО2 об уменьшении размера исполнительского сбора или предоставлении рассрочки по его уплате, указав в обоснование требования, что 8 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем по итогам рассмотрения материалов исполнительного производства №96176/20/51005-ИП вынесено постановление о взыскании с организации исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Исполнительное производство возбуждено на основании непредставления в установленный срок налоговой отчетности «Расчет по страховым взносам». Признавая ответственность по нарушению сроков сдачи налоговой отчетности, указывает на отсутствие деятельности организации в течение 2020 года; волонтеры организации являются активными деятелями г.Апатиты, помогающими находящимся на самоизоляции гражданам, положение которых пострадало в связи с эпидемиологической ситуацией. Урон бюджетам в виду «нулевой» налоговой отчетности не нанесен. МОМО «Совет молодежных организаций г.Апатиты является некоммерческой организацией, которая не получает прибыли по осуществляемой деятельности; денежные средства организации являются подотчетными, их реализация в соответствии с назначением способна привести к улучшению положения нуждающихся граждан. Просит уменьшить размер штрафа, установленного судебным приставом-исполнителем в постановлении ОСП г.Апатиты УФССП по Мурманской области от 8 декабря 2020 года или предоставить рассрочку по его уплате.

Определением суда от 28 декабря 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области.

Представитель административного истца МОМО «Совет молодежных организаций г.Апатиты» в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске; сообщила, что взыскиваемая в рамках исполнительного производства сумма исполнительского сбора является для организации существенной; собственного дохода от осуществляемой деятельности организация не имеет; при этом указала, что денежные средства на счете юридического лица имеются, однако их реализация должна соответствовать поставленным целям и задачам, к которым уплата исполнительского сбора не относится. Просила административный иск удовлетворить.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП г.Апатиты УФССП России по Мурманской области и представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области ФИО2 в судебном заседании указала, что постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено в установленный законом срок, получено административным истцом лично. Учитывая, что законность постановлений, вынесенных в рамках исполнительного производства, не оспаривается, оставила принятие решение по вопросу уменьшения исполнительского сбора либо рассрочке его взыскания на усмотрение суда.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее -Закон об исполнительном производстве), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Федерального закона (часть 11). Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено названным федеральным законом (часть 12).

Согласно части 1 статьи 64 Закон об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе; судебный пристав-исполнитель вправе, среди прочего, взыскивать с должника исполнительский сбор.

В силу частей 1 - 3 статьи 112 Закон об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа; исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом; исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (пункты 78) по смыслу части 1 статьи 112 названного Федерального закона исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании установлено, что решением Апатитского городского суда от 28 августа 2020 года по гражданскому делу №2-932/2020 иск прокурора города Апатиты в защиту интересов Российской Федерации в лице государственного учреждения – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Мурманской области к Местной общественной молодежной организации «Совет молодежных организаций города Апатиты» об обязании страхователя представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное страхование удовлетворен. Суд обязал ответчика в течение десяти дней с момента вступления данного решения суда в законную силу представить в Межрайонную ИФНС № 8 по Мурманской области расчет по страховым взносам за первый квартал 2020 года по форме по КНД 1151111 «Расчет по страховым взносам», утвержденной приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@.

На основании выданного по указанному решению исполнительного листа ОСП г.Апатиты УФССП по Мурманской области 20 ноября 2020 года возбуждено исполнительное производство №96176/20/51005-ИП, которым установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований (л.д.58).

Постановление направлено в адрес общественной организации 24 ноября 2020 года, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений (л.д.91) и получено должником 25 ноября 2020 года, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства представителем МОМО «Совет молодежных организаций г. Апатиты».

Поскольку в установленный законом пятидневный срок требования исполнительного документы исполнены не были, судебным приставом-исполнителем у представителя организации были взяты объяснения по данному факту; вынесено требование о необходимости исполнения решения суда, предъявлено предупреждение, которые были получены представителем общества лично 8 декабря 2020 года. Той же датой ОСП г.Апатиты УФССП по Мурманской области вынесено постановление о взыскании с МОМО «Совет молодежных организаций г. Апатиты» исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Согласно данным представителем организации ФИО1 по факту неисполнения требований исполнительного документа объяснениям, руководитель обязалась представить необходимую налоговую отчетность в течение 2 двух дней, не отрицала самого факта неисполнения требований исполнительного документа.

Постановления о возбуждении исполнительного производства, о взыскании исполнительского сбора не были обжалованы организацией.

8 декабря 2020 года расчет по страховым взносам за 1 квартал 2020 года (наряду с расчетами за 2 и 3 кварталы 2020 года) был представлен должником в Межрайонную ИФНС России №8 по Мурманской области, о чем с достоверностью свидетельствуют соответствующие документы, представленные суду. Данное обстоятельство указывает на исполнение требований исполнительного документа, послужившего основанием к возбуждению исполнительного производства.

Постановлением от 14 декабря 2020 года исполнительное производство №96176/20/51005-ИП окончено; требование об уплате назначенного исполнительского сбора на сумму 50000 рублей выделено в отдельное производство №111773/20/51005-ИП от 8 января 2021 года.

Анализ постановления о возбуждении исполнительного производства от 20 ноября 2020 года, о взыскании исполнительского сбора от 8 декабря 2020 года показал, что постановления вынесены в соответствии с законом, размер исполнительского сбора определен судебным приставом-исполнителем верно; оба постановления своевременно доведены до сведения руководителя (представителя) организации, а потому оснований ставить под сомнение их законность у суда не имеется.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ МОМО «Совет молодежных организаций г.Апатиты» является действующим юридическим лицом, руководителем организации является ФИО1 Указанное подтверждается, в том числе, протоколом общего собрания организации от 12 марта 2020 года (л.д.80-81).

В соответствии с Уставом организации целями и задачами МОМО «Совет молодежных организаций г.Апатиты» являются: объединение усилий и координация совместной деятельности общественных организаций, объединений, движений; разработка перспективных проектов и участие в реализации государственных и международных программ для формирования здоровой среды и развития творческого потенциала; проведение научных исследований и конференций в области образования и культуры, экономики и молодежной политики, предоставление возможности развития интересов, способностей и талантов молодежи и другое.

Представитель административного истца объяснила, что размер санкции в виде исполнительского сбора в сумме 50000 рублей является для организации значительным, самостоятельного дохода (в виде прибыли от осуществляемой деятельности) организация не имеет, имеющиеся в распоряжении организации денежные средства являются подотчетными и должны быть направлены на реализацию поставленных перед организацией целей и задач.

Из справки о движении денежных средств по исполнительному производству №№111773/20/51005-ИП следует, что по состоянию на 18 января 2021 года денежные средства в размере 50000 рублей, удержанные со счета организации на основании постановления ОСП г.Апатиты от 8 января 2021 года в размере 50000 рублей, находятся на депозите ОСП г.Апатиты УФССП по Мурманской области.

Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

На основании изложенного, принимая во внимание приведенные законоположения и разъяснения вышестоящих судов, учитывая, что требования исполнительного документа, выданного на основании решения суда по гражданскому делу №2-932/2020, исполнены административным истцом в кратчайшие сроки (в течение 17 дней) и в полном объеме, учитывая реализуемые организацией при осуществлении деятельности социальные задачи, направленные в первую очередь на благосостояние общества и его развитие, а вместе с тем отсутствие самостоятельно формируемого бюджета, отсутствие негативных последствий, вызванных неисполнением требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, суд приходит к выводу о возможности уменьшения исполнительского сбора, подлежащего взысканию с организации в рамках исполнительного производства №111773/20/51005-ИП.

Приходя к данному выводу, суд принимает во внимание объяснение руководителя организации, данное в рамках исполнительного производства, и последующее за ним незамедлительное исполнение требований исполнительного документа по представлению налоговой отчетности, что свидетельствует об отсутствии в действиях административного истца умысла на неисполнение требований исполнительного документа, уклонение от его исполнения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве сумма исполнительского сбора может быть уменьшена, но не более чем на одну четверть.

Таким образом, подлежащий взысканию с МОМО «Совет молодежных организаций г. Апатиты» размер исполнительского сбора составляет 37500 рублей (50000 – (50000/4)).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным.

Учитывая, что судом удовлетворены требования административного истца об уменьшении размера исполнительского сбора, то правовых оснований для удовлетворения требований о рассрочке взыскания исполнительского сбора не имеется.

Руководствуясь статьями 227–228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск местной общественной молодежной организации «Совет молодежных организаций г. Апатиты» к ведущему судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов г.Апатиты УФССП России по Мурманской области ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области об уменьшении размера исполнительского сбора или рассрочке его взыскания удовлетворить частично.

Изменить постановление судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов г.Апатиты УФССП по Мурманской области от 8 декабря 2020 года о взыскании исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства №96176/20/51005-ИП, выделенного на основании постановления от 8 января 2021 года в отдельное производство №111773/20/51005-ИП, уменьшив размер подлежащего взысканию с местной общественной молодежной организации «Совет молодежных организаций г. Апатиты» исполнительского сбора с 50000 рублей до 37500 рублей.

В удовлетворении административных исковых требований о рассрочке уплаты исполнительского сбора отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд Мурманской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.


Председательствующий О.Н. Коробова