ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1459/2021 от 04.06.2021 Тракторозаводского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-1459/2021

34RS0007-01-2021-002788-03

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ в составе:

председательствующего судьи Щелконоговой С.С.,

при секретаре ФИО3,

с участием старшего помощника прокурора АДРЕС ИЗЪЯТФИО4,

административного ответчика – ФИО1,

04 июня 2021 года рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ УФСИН России по АДРЕС ИЗЪЯТ» об установлении административного надзора в отношении ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ ИК-9 УФСИН России по АДРЕС ИЗЪЯТ обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного ФИО2 сроком по ДАТА ИЗЪЯТА, а также установлении административных ограничений в виде: обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 часов до 06.00 часов. В обосновании исковых требований указав, что ФИО2 отбывает наказание по приговору Советского районного суда АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТА, которым осужден за совершение преступлений, предусмотренных п.п. «б, в» ч.2 ст.158 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы сроком на 1 год 8 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Начало срока отбытия наказания осужденным – ДАТА ИЗЪЯТА, конец срока – ДАТА ИЗЪЯТА. Осужденный ФИО2 отбывает наказание в ФКУ ИК – 9 УФСИН России по АДРЕС ИЗЪЯТ с ДАТА ИЗЪЯТА, вину в совершенном преступлении признал в судебном заседании, за время отбывания наказания в местах лишения свободы имеет 8 взысканий, поощрений не имеет. Ранее решением АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТА в отношении ФИО2 установлен административный надзор сроком на 8 лет по ДАТА ИЗЪЯТА. В связи с тем, что ФИО2 в период нахождения под административным надзором совершил преступление, за которое был осужден к лишению свободы и направлен в места лишения свободы для отбывания наказания, просил установить в отношении ФИО2 административный надзор сроком по ДАТА ИЗЪЯТА с установлением вышеуказанных административных ограничений.

Представитель административного истца - ФКУ ИК-9 УФСИН России по АДРЕС ИЗЪЯТ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик – ФИО2 в судебном заседании возражал против установления в отношении него административного надзора и указанных в иске административных ограничений.

Выслушав административного ответчика – ФИО2, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования административного истца частично, установив в отношении ФИО2 административное ограничение в виде обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 раза в месяц, запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 часов до 06.00 часов, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от ДАТА ИЗЪЯТА №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Федеральным законом от ДАТА ИЗЪЯТА №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено установление административного надзора для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

На основании статьи 6 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи) административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Анализ указанного положения закона позволяет сделать вывод о том, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения лицом в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.

На основании части 1 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что приговором Советского районного суда АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТАФИО2 осужден по п.«а» ч.2 ст. 158, п. «а» ч.3 ст.158, ч.3 ст.69, ч.5 ст.69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 годам 2 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. То есть, ФИО2 осужден за совершение преступлений, одно из которых является тяжким, указанным приговором в его действиях установлен опасный рецидив преступлений, конец срока отбывания наказания по этому приговору – ДАТА ИЗЪЯТА.

Изложенные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Тракторозаводского районного суда АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТА, которым в отношении ФИО2 установлен административный надзор сроком на 8 лет по ДАТА ИЗЪЯТА, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23-00 часов до 06-00 часов; срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по выбранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Основанием для установления в отношении ФИО2 административного надзора послужило совершение им при опасном рецидиве тяжкого преступления, за которое он осужден приговором Советского районного суда АДРЕС ИЗЪЯТДАТА ИЗЪЯТА.

Из материалов дела усматривается, что ФИО2ДАТА ИЗЪЯТА был освобожден из ФКУ ИК-9 УФСИН России по АДРЕС ИЗЪЯТ, где отбывал наказание по названному приговору.

В период нахождения под административным надзором (с 07 по ДАТА ИЗЪЯТА) ФИО2 совершил преступление средней тяжести, предусмотренное п.п. «б, в» ч.2 ст.158 Уголовного кодекса Российской Федерации, за которое осужден приговором Советского районного суда АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТА к наказанию в виде 1 годя 8 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима; в его действиях установлен рецидив. Срок отбытия наказания по этому приговору истекает ДАТА ИЗЪЯТА.

Из характеристики осужденного ФИО2 следует, что он ранее судим, отбывает наказание в ФКУ ИК – 9 УФСИН России по АДРЕС ИЗЪЯТ с ДАТА ИЗЪЯТА; за время отбывания наказания в местах лишения свободы зарекомендовал себя с отрицательной стороны; по прибытию в ИК-9 был приобщен к общественно-полезному труду, к труду относится отрицательно, требует постоянного контроля со стороны администрации; вину в совершенном преступлении в судебном заседании признал; мероприятия воспитательного характера не посещает; из проводимых с ним бесед выводы делает для себя не всегда правильные; не участвует в общественной жизни колонии; дружеские отношения поддерживает с осужденными отрицательной направленности поведения; с уголовной субкультурой и преступным сообществом порвать не желает; после освобождения из мест лишения свободы о твердых жизненных целях и планах порвать с преступным прошлым и честно трудиться на свободе, не высказывался; протоколом дисциплинарной комиссии исправительного учреждения от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания за хранение запрещенных предметов.

Представленная в материалах дела характеристика подписана должностными лицами исправительного учреждения и оснований не доверять сведениям, изложенным в характеристике, у суда не имеется.

Из справки о взысканиях и поощрениях усматривается, что осужденный ФИО2 за время отбывания наказания в местах лишения свободы имеет 8 взысканий, поощрений не имеет.

Таким образом, судом установлено, что ФИО2 является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений; в период нахождения под административным надзором совершил преступления средней тяжести, за которые осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Административный ответчик относится к числу лиц, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и в отношении него должен быть установлен административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 26 Постановления Пленума от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).

При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.

С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.

В соответствии с пунктами «в, г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести по истечении трех лет после отбытия наказания; в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Исходя из этого, согласно пунктам «в, г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость ФИО2 за совершение указанного выше тяжкого преступления (по приговору Советского районного суда АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТА) должна быть погашена по истечении 8 лет после отбытия наказания, то есть ДАТА ИЗЪЯТА; за совершение преступления средней тяжести (по приговору Советского районного суда АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТА) – по истечении 3 лет после отбытия наказания, то есть ДАТА ИЗЪЯТА.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм закона, в целях предупреждения совершения преступлений в дальнейшем, принятия индивидуальных мер профилактического воздействия к ФИО2, учитывая, что срок погашения судимости по приговору Советского районного суда АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТА погашается по истечении 8 лет после отбытия наказания – ДАТА ИЗЪЯТА, суд считает возможным установить ему административный надзор по ДАТА ИЗЪЯТА, исчисляя срок административного надзора со дня постановки на учет в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

В силу части 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела об установлении административного надзора суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

В соответствии с частью 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.

Согласно статье 4 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного могут устанавливаться следующие административные ограничения:

запрещение пребывания в определённых местах;

запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определённое время суток;

запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5)обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

При таких обстоятельствах, суд считает заявленные ФКУ ИК-9 УФСИН России по АДРЕС ИЗЪЯТ требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части обязания ФИО2 являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица с 23.00 часов до 06.00 часов.

В части установления административного ограничения в виде возложения на ФИО2 обязанности в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации более двух раз в месяц, суд считает необходимым отказать, так как, принимая во внимание личность ФИО2, его поведение в период отбывания наказания, а также в целях предупреждения преступлений и правонарушений суд приходит к выводу о том, что профилактическое воздействие на осужденного ФИО2 может быть обеспечено его обязательной явкой 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также запретом пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица с 23.00 часов до 06.00 часов, поскольку назначение данного вида ограничения не влияет на надзор в отношении определенной категории лиц, к которой относится ФИО2

Вопреки положениям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязывающей лиц, участвующих в деле, доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, административным истцом не предоставлено доказательств, обосновывающих необходимость установления ФИО2 всех указанных в иске административных ограничений, а именно: обязательной явки в орган внутренних дел для регистрации 4 раза в месяц.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным не устанавливать иные ограничения, поскольку положения части 3 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от ДАТА ИЗЪЯТА №64-ФЗ, позволяют при необходимости установить дополнительные ограничения осужденному.

Руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ УФСИН России по АДРЕС ИЗЪЯТ» об установлении административного надзора в отношении ФИО2 – удовлетворить частично.

Установить административный надзор в отношении ФИО2, ДАТА ИЗЪЯТА года рождения, на срок погашения судимости по приговору Советского районного суда АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТА - по ДАТА ИЗЪЯТА

Установить в отношении ФИО2, ДАТА ИЗЪЯТА года рождения в период срока административного надзора административные ограничения:

- обязать являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения два раза в месяц для регистрации;

- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 часов до 06.00 часов.

В удовлетворении административных исковых требований об установлении ФИО2 административного ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации свыше двух раз в месяц – отказать.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в АДРЕС ИЗЪЯТ областной суд через Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ в течение 10 дней со дня вынесения решения.

Судья: С. С. Щелконогова