Мотивированное решение составлено 30.03.2022
66RS0006-01-2022-000760-21
2а-1459/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30.03.2022
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Хабаровой О.В., при секретаре Тибатиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Автономной некоммерческой организации Федеральный некоммерческий научно-исследовательский Центр о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Главное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области обратилось в суд с административным иском к Автономной некоммерческой организации Федеральный некоммерческий научно-исследовательский Центр о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц мотивируя свои требования тем, что ответчик в нарушение установленного законом порядка не предоставляет в уполномоченный орган сведения, содержащие данные о своей деятельности, не информирует об изменении сведений об адресе в пределах места нахождения, не предоставляет соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, а также отчет или сообщение о продолжении своей деятельности, не представляет сведения об объеме денежных средств и имущества, полученных от иностранных источников.
Представитель административного истца Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании признал требования административного искового заявления, указав, что не возражает против ликвидации Автономной некоммерческой организации Федеральный некоммерческий научно-исследовательский Центр в судебном порядке.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без своего участия.
Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о времени и месте рассмотрения административного дела о приостановлении деятельности извещаются уполномоченные орган или должностное лицо, обратившиеся в суд, руководящий орган политической партии и другого общественного объединения, руководитель некоммерческой организации, в отношении которых решается вопрос о приостановлении деятельности или о ликвидации, представитель общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, в отношении которых решается вопрос о запрете деятельности, учредитель и главный редактор средства массовой информации, а также заинтересованные лица. Если место нахождения указанных руководящего органа, руководителя, представителя, учредителя или главного редактора неизвестно, извещение о времени и месте рассмотрения административного дела не позднее десяти дней до дня судебного заседания размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере регистрации некоммерческих организаций или средств массовой информации, а также публикуется в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.
Как следует из представленных сведений, Главное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области разместило на своем официальном сайте 02.03.2022 информацию о судебном заседании 30.03.2022 в 10:00 по указанному административному делу.
Суд определил, рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Автономная некоммерческая организация Федеральный некоммерческий научно-исследовательский Центр зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области 14.09.2015, ведомственный < № >, ОГРН <***>.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций. Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций. Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Главное управление Министерства юстиции РФ по Свердловской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области, в рамках исполнения контрольной функции в отношении некоммерческих организаций, проведен анализ материалов учетного дела организации, в результате которого установлены нарушения действующего законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Между тем согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» утверждены новые формы отчетов для некоммерческих организаций и о персональном составе ее руководящих органов (по форме ОН0001), а также отчета о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (по форме ОН0002).
В нарушение п.п. 1, 3, 3.1, 4, 5, 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», организацией не представлена информация о своей деятельности, отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, либо заявление, подтверждающее ее соответствие п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», за 2019 год; не информировала Управление об изменении сведений об адресе в пределах места нахождения, не представила документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган; не представила средствам массовой информации для опубликования отчеты о своей деятельности, представляемые в уполномоченный орган, за 2017, 2018 годы в 2018, 2019 годах; печать Организации не содержит ее полного наименования; Организация использует эмблему, описание которой не содержится в ее уставе.
По данному факту в адрес Организации вынесено письменное предупреждение от 26.03.2021 < № >, обязывающее устранить допущенные нарушения в срок до 17.05.2021 (включительно).
Письменное предупреждение от 26.03.2021 < № > возвращено в Управление в связи с неудачной попыткой вручения.
До настоящего времени нарушение законодательства Российской Федерации, указанные в предупреждениях Организацией не устранены.
Таким образом, Организация неоднократно не представляла сведения, предусмотренные ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996г. N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что установленные выше нарушения действующего законодательства со стороны административного ответчика последним не опровергнуты, заявленные требования о ликвидации стороной административного ответчика признаются, в связи с чем, имеются правовые основания для его ликвидации, в связи с чем требования Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области к Автономной некоммерческой организации Федеральный некоммерческий научно-исследовательский Центр о ликвидации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 263-265, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области удовлетворить.
Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию Федеральный некоммерческий научно-исследовательский Центр, зарегистрированную 14.09.2015, ведомственный < № >, ОГРН <***>.
Исключить Автономную некоммерческую организацию Федеральный некоммерческий научно-исследовательский Центр из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда с подачей жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья О.В. Хабарова