ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-145/17 от 24.05.2017 Степновского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2017 года село Степное

Степновский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Котлярова М.Е.

с участием помощника прокурора Павшенко А.Г.,

при секретаре Корнеевой В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Степновского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер к оценке эффективности реализации муниципальных целевых программ: «Противодействие преступности, терроризму и экстремизму на территории муниципального образования Варениковского сельсовета на 2015 – 2017 годы», «Противодействие коррупции в муниципальном образовании Варениковского сельсовета на 2016 – 2018 годы», «Комплексное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования Варениковского сельсовета на 2016 – 2021 годы и на период до 2031 года», «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования Варениковского сельсовета на 2016 – 2031 годы», «Комплексное развитие жилищно–коммунального хозяйства муниципального образования Варениковского сельсовета на 2014 – 2020 годы»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Степновского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в Степновский районный суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер к оценке эффективности реализации муниципальных целевых программ: «Противодействие преступности, терроризму и экстремизму на территории муниципального образования Варениковского сельсовета на 2015 – 2017 годы», «Противодействие коррупции в муниципальном образовании Варениковского сельсовета на 2016 – 2018 годы», «Комплексное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования Варениковского сельсовета на 2016 – 2021 годы и на период до 2031 года», «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования Варениковского сельсовета на 2016 – 2031 годы», «Комплексное развитие жилищно–коммунального хозяйства муниципального образования Варениковского сельсовета на 2014 – 2020 годы», указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства при реализации муниципальных целевых программ: «Противодействие преступности, терроризму и экстремизму на территории муниципального образования Варениковского сельсовета на 2015 – 2017 годы», «Противодействие коррупции в муниципальном образовании Варениковского сельсовета на 2016 – 2018 годы», «Комплексное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования Варениковского сельсовета на 2016 – 2021 годы и на период до 2031 года», «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования Варениковского сельсовета на 2016 – 2031 годы», «Комплексное развитие жилищно–коммунального хозяйства муниципального образования Варениковского сельсовета на 2014 – 2020 годы», в ходе которой выявлены нарушения законов.

Проверкой установлено, что администрацией муниципального образования в 2016 году не приняты меры к оценке эффективности реализации программ.

Отсутствие правовой регламентации порядка проведения и критерии оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ на муниципальном уровне создает условия для неэффективного, незаконного, нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых в рамках реализации конкретных целевых программ, и может способствовать коррупционным проявлениям, что недопустимо.

Неисполнение администрацией муниципального образования требований бюджетного законодательства не позволяет выбрать наиболее эффективные пути достижения результатов при реализации муниципальных программ, препятствует принятию объективных решений по их составу и финансированию, а также выявлению недостатков в их реализации, своевременному внесению в них изменений в целях повышения эффективности бюджетных расходов в программной структуре.

Просит суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края по непринятию мер к оценке эффективности реализации муниципальных целевых программ: «Противодействие преступности, терроризму и экстремизму на территории муниципального образования Варениковского сельсовета на 2015 – 2017 годы», «Противодействие коррупции в муниципальном образовании Варениковского сельсовета на 2016 – 2018 годы», «Комплексное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования Варениковского сельсовета на 2016 – 2021 годы и на период до 2031 года», «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования Варениковского сельсовета на 2016 – 2031 годы», «Комплексное развитие жилищно–коммунального хозяйства муниципального образования Варениковского сельсовета на 2014 – 2020 годы».

Обязать администрацию муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края провести оценку эффективности реализации муниципальных целевых программ: «Противодействие преступности, терроризму и экстремизму на территории муниципального образования Варениковского сельсовета на 2015 – 2017 годы», «Противодействие коррупции в муниципальном образовании Варениковского сельсовета на 2016 – 2018 годы», «Комплексное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования Варениковского сельсовета на 2016 – 2021 годы и на период до 2031 года», «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования Варениковского сельсовета на 2016 – 2031 годы», «Комплексное развитие жилищно–коммунального хозяйства муниципального образования Варениковского сельсовета на 2014 – 2020 годы».

В судебном заседании помощник прокурора Павшенко А.Г. поддержал доводы административного искового заявления и просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме. Последствия признания исковых требований ему разъяснены и понятны.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Степновского района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства при реализации муниципальных целевых программ: «Противодействие преступности, терроризму и экстремизму на территории муниципального образования Варениковского сельсовета на 2015 – 2017 годы», «Противодействие коррупции в муниципальном образовании Варениковского сельсовета на 2016 – 2018 годы», «Комплексное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования Варениковского сельсовета на 2016 – 2021 годы и на период до 2031 года», «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования Варениковского сельсовета на 2016 – 2031 годы», «Комплексное развитие жилищно–коммунального хозяйства муниципального образования Варениковского сельсовета на 2014 – 2020 годы», в ходе которой выявлено, что администрацией муниципального образования в 2016 году не приняты меры к оценке эффективности реализации программ.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131) установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 14 статьи 7 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является в том числе совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.

Статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливает принципы результативности и эффективности использования бюджетных средств, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии с частью 3 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ по долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. По результатам указанной оценки местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.

Отсутствие правовой регламентации порядка проведения и критерии оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ на муниципальном уровне создает условия для неэффективного, незаконного, нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых в рамках реализации конкретных целевых программ, и может способствовать коррупционным проявлениям, что недопустимо.

Таким образом, установлено, что неисполнение администрацией муниципального образования требований бюджетного законодательства не позволяет выбрать наиболее эффективные пути достижения результатов при реализации муниципальных программ, препятствует принятию объективных решений по их составу и финансированию, а также выявлению недостатков в их реализации, своевременному внесению в них изменений в целях повышения эффективности бюджетных расходов в программной структуре.

Обоснованность исковых требований подтверждается и имеющейся в материалах дела информацией администрации муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края от ....

В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

В соответствии с ч. 5 ст. 46 КАС РФ суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Суд принимает признание административного иска административным ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Степновского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер к оценке эффективности реализации муниципальных целевых программ: «Противодействие преступности, терроризму и экстремизму на территории муниципального образования Варениковского сельсовета на 2015 – 2017 годы», «Противодействие коррупции в муниципальном образовании Варениковского сельсовета на 2016 – 2018 годы», «Комплексное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования Варениковского сельсовета на 2016 – 2021 годы и на период до 2031 года», «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования Варениковского сельсовета на 2016 – 2031 годы», «Комплексное развитие жилищно–коммунального хозяйства муниципального образования Варениковского сельсовета на 2014 – 2020 годы» – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края по непринятию мер к оценке эффективности реализации муниципальных целевых программ: «Противодействие преступности, терроризму и экстремизму на территории муниципального образования Варениковского сельсовета на 2015 – 2017 годы», «Противодействие коррупции в муниципальном образовании Варениковского сельсовета на 2016 – 2018 годы», «Комплексное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования Варениковского сельсовета на 2016 – 2021 годы и на период до 2031 года», «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования Варениковского сельсовета на 2016 – 2031 годы», «Комплексное развитие жилищно–коммунального хозяйства муниципального образования Варениковского сельсовета на 2014 – 2020 годы».

Обязать администрацию муниципального образования Варениковского сельсовета Степновского района Ставропольского края провести оценку эффективности реализации муниципальных целевых программ: «Противодействие преступности, терроризму и экстремизму на территории муниципального образования Варениковского сельсовета на 2015 – 2017 годы», «Противодействие коррупции в муниципальном образовании Варениковского сельсовета на 2016 – 2018 годы», «Комплексное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования Варениковского сельсовета на 2016 – 2021 годы и на период до 2031 года», «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования Варениковского сельсовета на 2016 – 2031 годы», «Комплексное развитие жилищно–коммунального хозяйства муниципального образования Варениковского сельсовета на 2014 – 2020 годы».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Степновский районный суд в течение месяца.

Председательствующий судья - М.Е. Котляров