ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-145/19 от 13.02.2019 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2019 года г. Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе

председательствующего судьи Борисовой Д.А.,

при секретарях Тимергалиевой Э.Ф., Дегтяревой Е.О.,

с участием представителя административного истца адвоката Джалилова О.А., представителя административного ответчика Администрации г. Тулы по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-145/2019 по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации г. Тулы о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство блокированного жилого дома на земельном участке, обязании выдать разрешение на строительство,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Администрации г. Тулы о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство блокированного жилого дома на земельном участке, обязании выдать разрешение на строительство.

В обоснование требований указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1126+-12 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и двух расположенных на нем жилых домов. Истица приняла решение построить на данном участке блокированный жилой дом, в связи с чем 30.07.2018 года Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Тулы было согласовано строительство блокированного жилого дома на указанном участке.

25.10.2018 года истица обратилась к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство блокированного жилого дома, представив все необходимые документы.

02.11.2018 года ответчик направил отказ в выдаче разрешения на строительство, указав на необходимость предоставления положительного заключения проектной документации и копии свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации. Полагая данный отказ незаконным, истица сослалась на п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, указав, что экспертиза не проводится в отношении жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, каким является блокированный жилой дом по ее проекту. Указала, что в данном случае подобное заключение не требуется и отказ ответчика в выдаче разрешения является незаконным.

Определением Советского районного уда г. Тулы от 25.12.2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы.

Истица ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, доверила представление своих интересов адвокату Джалилову О.А.

Представитель истицы ФИО2 адвокат Джалилов О.А. в судебном заседании поддержал исковые требования по вышеизложенным основаниям. Пояснил, что ответчик указывает на необходимость раздела земельного участка для каждого блока в качестве самостоятельного объекта недвижимости, с последующим вводом в эксплуатацию отдельно каждого блока, однако такие требования являются незаконными. Указал, что в п. 13 ст. 51 ГрК РФ указаны основания для отказа в выдаче разрешения на строительство. Положения п. 7 ст. 51 ГрК РФ не предусматривают обязанность лица, обратившегося за выдачей разрешения на строительство, представлять документы, который предусматривает раздел земельного участка под несуществующим объектов капитального строительства. Полагал, что подобная трактовка органов местного самоуправления положений закона выходит за рамки его компетенции ввиду того, что проверка проектной документации не относится к компетенции администрации.

Административный ответчик- представитель администрации г. Тулы по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против исковых требований, пояснила, что согласно п. 1.1 Положения «Об управлении градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы» Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Тулы является отраслевым органом администрации в области градостроительства, архитектуры, землеустройства и земельных отношений. В силу п. 2.2.22 положения к полномочиям данного органа отнесена выдача разрешений на строительство. Постановлением администрации г. Тулы от 21.05.2013 № 1348 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования, продление срока действия разрешения на строительство». Пунктом 15 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законом для предоставления услуги. Истцу было отказано в выдаче разрешения на объект капитального строительства «жилой дом из 10 блоков», расположенный на земельном участке с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, в связи с отсутствием документов, указанных в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ: положительного заключения экспертизы проектной документации объекта, копии свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение. Указанные документы не были приложены к заявлению. По мнению ответчика строительство объекта капитального строительства «жилой дом, состоящий из 10 блоков» предполагается на одном земельном участке, требуется проведение экспертизы проектной документации. Согласно письму Росреестра от 06.03.2017 года при вводе жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию, постановка на государственный кадастровый учет каждого блока в таком доме осуществляется в качестве отдельного здания с назначением «жилое». При этом количество земельных участков должно соответствовать количеству блоков, сведения о которых будут содержаться в соответствующих разделах разрешения на ввод жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию. На основании изложенного, просила в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, в письме просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил возражения на исковое заявление, указав, что при рассмотрении представленных ФИО2 документов на получение разрешения на строительство блокированного жилого дома, управление пришло к выводу, что проектная документация, разработанная на блокированный жилой дом имеет признаки многоквартирного жилого дома, так как имеет следующие характеристики: состоит из нескольких квартир, которые имеют самостоятельные выходы на земельный участок, прилегающий к дому.. в выдаче разрешения было отказано на основании ч. 13 ст. 51 ГрК РФ ввиду отсутствия документов, предусмотренных ч.7 ст. 51 ГрК РФ: положительного заключения экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, копии свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы.

Представитель заинтересованного лица Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы по доверенности ФИО3 в судебном заседании указал, что решением вопросов по выдаче разрешения на строительство капитальных объектов занимается Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Тулы.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Как следует из Письма Росреестра от 03.04.2017 № 14-04075-ГЕ/17 «О жилых домах блокированной застройки» (вместе с «Письмом» Минэкономразвития России от 14.03.2017 № Д23и-1328 «О жилых домах блокированной застройки») в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

В отношении образования земельных участков, занятых блоками жилого дома блокированной застройки, согласно определению, содержащемуся в п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования.

В соответствии с ч. 10.1 ст. 55 ГрК РФ обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

По информации, представленной Росреестром письмом от 6 марта 2017 г. N 14-02689-ГЕ/17 (копия прилагается), с учетом Свода правил "СП 55.13330.2011. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001", введенных в действие с 20 мая 2011 г. приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 789, при вводе жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию, постановка на государственный кадастровый учет каждого блока в таком доме осуществляется в качестве отдельного здания с назначением "жилое".

Кроме того, по мнению Росреестра, количество технических планов, подготовленных в отношении блоков жилого дома блокированной застройки, должно быть равным количеству таких блоков. При этом необходимо, чтобы количество земельных участков соответствовало количеству блоков, сведения о которых будут содержаться в соответствующих разделах разрешения на ввод жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию.

Таким образом, при постановке на государственный кадастровый учет блоков в жилом доме блокированной застройки, разрешение на ввод указанного дома в эксплуатацию, а также технические планы, оформленные в отношении каждого блока в отдельности, будут являться основанием для такого учета.

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом.

Как следует из п. 3 ч. 11 уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, установлен в ч. 9 названной статьи.

Как следует из ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

Исходя из п. 7 ст. 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются указанные в данном пункте документы, включая положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса (п.4).

Согласно п. 1.1 Положения «Об управлении градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы», утв. Решением Тульской городской Думы от 28.05.2014 № 76/1794 управление архитектуры и градостроительства администрации г. Тулы является отраслевым органом администрации в области градостроительства, архитектуры, землеустройства и земельных отношений. В силу п. 2.2.22 положения к полномочиям данного органа отнесена выдача разрешений на строительство. Постановлением администрации г. Тулы от 21.05.2013 № 1348 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования, продление срока действия разрешения на строительство». Пунктом 15 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законом для получения разрешения на строительство, включающий в себя (п.п.4 п. 15.1) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном ч. 12.1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 3.4 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования: блокированная жилая застройка.

25.10.2018 года истица ФИО2 обратилась в администрацию г. Тулы с заявлением о выдаче разрешения на строительство блокированного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером , приложив к заявлению следующие документы: схему планировочной организации земельного участка, проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, выписку из ЕГРП о правах на земельный участок, пояснительную записку, схемы, отображающие архитектурные решения, копию документа, удостоверяющего полномочия представителя, сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно- технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, проект организации строительства объекта капитального строительства.

Исходя из представленных ею документов, строительство блокированного жилого дома, состоящего из десяти блоков, предполагается на одном земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, что противоречит п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, согласно которому каждый блок жилого дома блокированной застройки должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном непосредственно для его использования.

Истцом к заявлению на получение разрешения на строительство блокированного жилого дома, состоящего из 10 блоков, расположенного на одном земельном участке не было приложено положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, что не оспаривалось представителем истца в судебном заседании.

Следовательно, основания для выдачи разрешения на строительство блокированного жилого дома у административного ответчика отсутствовали. По мнению суда требования истца основаны на неверном толковании норм закона, в частности п.п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ.

Проанализировав представленные доказательства в их совокупности и в соответствии с вышеприведенными нормами закона, отказывая истцу в выдаче разрешения на строительство блокированного дома, ответчик действовал правомочно, в соответствии с положениями ст.ст. 49, 51 ГрК РФ. В связи с изложенным суд приходит к выводу, что действиями ответчика права истца не нарушены ввиду чего исковые требования ФИО2 удовлетворению не подлежат.

Доводы представителя истца о выдаче разрешения на строительство блокированного жилого дома по адресу: <адрес> от 23.08.2018 года при аналогичных обстоятельствах правового значения для разрешения данного спора не имеют.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать ФИО2 в удовлетворении административного иска к Администрации г. Тулы о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство блокированного жилого дома на земельном участке, обязании выдать разрешение на строительство.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18.02.2019 года.

Председательствующий