Дело №2а-145/2020
Уид 44RS0004-01-2020-000098-12
Мотивированное решение
изготовлено 17.03.2020г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2020 года г.Мантурово
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Праздниковой О.А.,
при секретаре Липиной О.С,
с участием помощника Мантуровского межрайонного прокурора Походяевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мантуровского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Костромской области о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайтах: [данные изъяты] информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд Костромской области обратился Мантуровский межрайонный прокурор Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Костромской области о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайтах информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" [данные изъяты], информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование иска прокурор указал, что в ходе осуществления мониторинга сети Интернет выявлены ресурсы (интернет-сайты) с услугами по приобретению контрольно-измерительных материалов и ответов по ЕГЭ, ОГЭ, государственному выпускному экзамену, ВПР на 2020 год, а также прописаны способы оплаты за получение информации. Размещенная информация с лозунгами: «100% точные ответы и КИМЫ на экзамены 2020 года», «Желаете сдать экзамен на отлично?», «Мы предоставляем ответы на РФ. Имеем доступ к конфиденциально закрытой информации, и шансы, что ответы будут верными 100%» побуждают граждан к противоправным действиям, а именно приобретению ответов по ЕГЭ,ОГЭ в обход установленным государственным стандартам сдачи ЕГЭ, ОГЭ, а также создают угрозу введения в заблуждение (обману) граждан при оплате данных услуг на сайте, с целью получения результатов ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, ВПР, на 2020 год. При этом вход на указанные сайты свободный, не требует пароля. Ознакомиться с содержанием сайтов может любой интернет-пользователь. Действующим законодательством предусматривается административная ответственность за нарушение порядка проведения государственной итоговой аттестации. Предоставление доступа к информации с использованием информационно-коммуникационных услуг сетей, в том числе Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
Ссылаясь на ст.ст. 9,10,15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149‑ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» прокурор просил признать информацию, размещенную на страницах указанных сайтов информацией, запрещенной к распространению на территории в Российской Федерации, обратить решение к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения этого решения в силу незаконности содержащейся на сайтах информации может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам.
В судебном заседании прокурор Походяева А.А. исковые требования уточнила, просив признать информацию о продаже ответов на задания государственной итоговой аттестации, о продаже КИМов и ответов на ЕГЭ, ОГЭ, государственному выпускному экзамену, ВПР, размещенную в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет сайтах по адресам: [данные изъяты], информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. По иным сайтам, указанным в иске, судом ранее принято решение о признании информации, распространение которой на территории РФ запрещено.
В судебное заседание предоставила скриншоты страниц с сайтов, в подтверждение актуальности настоящего иска.
Административный ответчик – Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций( Роскомнадзор по Костромской области) – будучи уведомленным о дате и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, просив рассмотреть дело без участия представителя. В отзыве на иск указал, что поименованные в иске интернет-сайты: [данные изъяты] в Единый реестр не включены.
Выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из положений пункта 3 статьи 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Обращаясь в суд с данным административным иском, Мантуровский межрайонный прокурор действует в пределах полномочий, предоставленных ему законом, в целях пресечения условий и предпосылок для совершения правонарушений, связанных с нарушением порядка проведения итоговой аттестации учащихся.
В силу ст. 59 ФЗ «Об образовании в РФ», итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся.
Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена, а также в иных формах.
Методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, организация разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, обеспечения этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий, а также организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, определение минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
При проведении государственной итоговой аттестации, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, в сети "Интернет") устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
Согласно п. 52 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказами Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018, хранение экзаменационных материалов для проведения ЕГЭ и экзаменационных материалов для проведения ГВЭ осуществляется в соответствии с требованиями порядка разработки, использования и хранения КИМ, устанавливаемого Рособрнадзором. Вскрытие экзаменационных материалов для проведения ЕГЭ до начала экзамена, разглашение информации, содержащейся в КИМ, экзаменационных материалах для проведения ГВЭ, запрещено.Согласно п. 43 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России № 189, Рособрнадзора № 1513 от 07.11.2018 года, хранение экзаменационных материалов осуществляется в соответствии с требованиями порядка разработки, использования и хранения КИМ, устанавливаемого Рособрнадзором. Вскрытие экзаменационных материалов до начала экзамена, разглашение информации, содержащейся в КИМах, текстах, темах, заданиях, билетах для проведения ГВЭ, запрещено. Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ). В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.Согласно ч. 1 ст. 15.1 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", введенной в действие Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Создание, формирование и ведение указанного реестра в силу ч. 3 указанной нормы Закона возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор). Согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ). Статьей 9 вышеуказанного Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со статьей 12 ГПК РФ способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности. Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.Согласно части 4 статьи 19.30 КоАП РФ, умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации – влечет административное наказание. По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети "Интернет" запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной. Предоставление доступа к информации с использованием информационно-коммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодательством предусмотрена уголовная или административная ответственность фактически является распространением запрещенной информации. Факт размещения в сети «Интернет» на сайтах по адресам: [данные изъяты], информации, подтверждается предоставленными суду скриншотами страниц с указанных сайтов на день рассмотрения настоящего дела в суде, а так же актуальной информацией из Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено на день рассмотрения настоящего дела в суде.Размещение на вышеуказанных сайтах информации, содержащей предложения приобрести за плату информацию по ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, ВПР, а также КИМы и ответы к ним, побуждают неопределенный круг лиц к совершению административных правонарушений, связанных с нарушением порядка проведения итоговой аттестации учащихся, способствуют их совершению.Распространение такой информации влечет негативные социальные, экономические и иные последствия, чем нарушает права неопределенного круга лиц, соответственно доступ пользователей сети "Интернет" к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Обеспечение свободного доступа к информации способствует формированию в обществе мнения о возможности безнаказанного совершения преступлений и административных правонарушений, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации и действующего законодательства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности признания указанной информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Костромской области о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию о продаже ответов на задания государственной итоговой аттестации, о продаже КИМов и ответов на ЕГЭ, ОГЭ, государственному выпускному экзамену, ВПР, размещенную в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет сайтах по адресам: [данные изъяты], информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копии в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Костромской области для включения интернет-сайтов в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: О.А Праздникова.