ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-145/2018 от 05.06.2018 Калининградского гарнизонного военного суда (Калининградская область)

копия

№2а-145/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 июня 2018 года г. Калининград

Калининградский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе: председательствующего судьи Китова А.В., при секретаре судебного заседания Чернышевой А.А., с участием административного истца Протопопова В.Е., его представителя Пивовара А.Л., представителя начальника Пограничного управления ФСБ России <адрес> и жилищной комиссии ПУ ФСБ РФ <адрес> Козлова В.С., рассмотрел дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Протопопова Владимира Евгеньевича на действия начальника Пограничного управления Федеральной службы безопасности России <адрес>, связанные с непринятием мер по обеспечению его жилым помещением в форме субсидии и увольнению с военной службы,

установил:

Протопопов в своем заявлении просит признать незаконными действия начальника Пограничного управления ФСБ России <адрес> (далее начальник Управления), связанные с непринятием мер по обеспечению его жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и увольнению с военной службы, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе и обязать административного ответчика принять меры по обеспечению его субсидией и представлению к увольнению с военной службы по указанному выше основанию.

В обоснование указанных требований Протопопов указал, что решением жилищной комиссии Управления от 6 мая 2011 года, он признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список военнослужащих на предоставление жилых помещений по договору социального найма.

По окончании контракта, заключенного им до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку жилое помещение ему предоставлено не было, то он был вынужден продолжить военную службу до обеспечения его жилым помещением.

Решением жилищной комиссии Управления от 5 февраля 2015 года, он был принят на учет военнослужащих нуждающихся в жилом помещении, избравших форму обеспечения – предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Кроме этого, Протопопов показал, что 25 марта 2016 года жилищной комиссией Управления было принято решение согласно которому, в связи с отсутствием строительства в <адрес>, он подлежал обеспечению жилым помещением по избранному им месту жительства в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Поскольку в течение длительного времени, жилищная субсидия ему не была предоставлена, он 21 декабря 2017 года обратился к административному ответчику с просьбой сообщить ему сведения о направлении заявок о выделении лимитов бюджетных средств для выплаты жилищных субсидий военнослужащим Управления, а также сообщить ему о том, учитывались при этом сведения о его нуждаемости в предоставлении жилищной субсидии.

Далее Протопопов пояснил, что в январе 2018 года, от Врио заместителя начальника Управления им был получен ответ, согласно которому он в период с 2016 по 2018 год, включался в предложения на получение денежных средств на предоставление жилищной субсидии, при этом в соответствии с требованиями «Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в органах ФСБ, и членов их семей», утвержденного приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ, доведение до военнослужащих состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сведений, о направлении в <данные изъяты> предложений, на получение денежных средств на предоставление субсидии для приобретения жилого помещения, не предусмотрено.

Указанные действия должностного лица Протопопов полагает незаконными, поскольку административным ответчиком по его рапорту от 21 декабря 2017 года не были предприняты достаточные меры по обеспечению его жилым помещением в форме жилищной субсидии и увольнению с военной службы, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена жилищная комиссия Пограничного управления.

В судебном заседании представитель административного истца требования своего доверителя поддержал и просил полностью удовлетворить заявленные Протопоповым требования.

Представитель административного ответчика Козлов В.С., требования административного иска не признал и пояснил, что начальник Управления самостоятельно решений по обеспечению жилищной субсидией не принимает. Согласно «Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, и членам их семей», утвержденного приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ, административным ответчиком были выполнены все необходимые действия: на основании решения жилищной комиссии Управления о предоставлении Протопопову жилищной субсидии, начальником Управления в период с 2016 по 2018 год в адрес начальника отдела <данные изъяты> Пограничной службы ФСБ России, ежегодно направлялись предложения на получение денежных средств на предоставление жилищной субсидии, в которых каждый раз указывался административный истец.

После получения органом безопасности лимитов бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии, административному истцу в порядке очередности, который состоял в очереди на получение данной субсидии в 2016 году под № 4, а в 2018 году под № 12, будет предоставлена жилищная субсидия. В 2018 году денежные средства на выплату жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим, не поступали. При этом, предоставление жилищной субсидии производится в порядке очерёдности, поэтому прав истца на обеспечение его жилым помещением в форме предоставления жилищной субсидии начальник Управления не нарушил.

Рассмотрев дело по существу, исследовав и оценив имеющиеся доказательства и другие материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильём военнослужащих.

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).

В соответствии с п. 37 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ, предоставление жилых помещений производится жилищной комиссией.

Как усматривается из п. 3 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, и членам их семей, утвержденного приказом Директора ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения жилищной комиссии, орган безопасности готовит предложения на получение денежных средств на предоставление жилищной субсидии.

Вместе с тем, согласно п.п. 4, 5 и 6 указанного выше Порядка, после получения органом безопасности лимитов бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии жилищная комиссия, принимает решение о предоставлении военнослужащему жилищной субсидии, которое оформляется протоколом заседания жилищной комиссии и является основанием для перечисления финансово-экономическим подразделением жилищной субсидии военнослужащему.

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.

Выслушав объяснения административного истца, его представителя, а также представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд считает установленным, что Протопопов, имеющий общую продолжительность военной службы более ДД.ММ.ГГГГ, решением жилищной комиссии АПУ ФСБ России <адрес> от 6 мая 2011 года с составом семьи четыре человека с 23 марта 2010 года принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Согласно выписки из протокола № 1 заседания жилищной комиссии ПУ ФСБ России <адрес> от 5 февраля 2015 года, истца, как подлежащего обеспечению жилым помещением, решено учитывать в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Из оглашенной в судебном заседании выписки из протокола № 5 заседания жилищной комиссии ПУ ФСБ России <адрес> от 25 марта 2016 года усматривается, что Протопопов, как подлежащий увольнению с военной службы по достижения предельного возраста пребывания на военной службе, включен в список очередников ПУ ФСБ России по <адрес> на получение жилья по избранному месту жительства в <адрес>. При этом, в связи с отсутствием в избранном истцом месте жительства строительства жилья, жилищная комиссия приняла решение учитывать истца, как подлежащего обеспечению жильем в форме предоставления жилищной субсидии.

Как, усматривается из рапорта административного истца от 19 декабря 2014 года, Протопопов обратился к начальнику Управления с просьбой об увольнении его с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. При этом, он просил представить его к увольнению с военной службы, после обеспечения жилым помещением, что также подтверждается проведенными с истцом листами бесед, соответственно от 3 марта и 4 августа 2015 года. Из оглашенного в судебном заседании рапорта от 21 декабря 2017 года усматривается, что Протопопов обратился к начальнику Пограничного управления ФСБ России по <адрес> с просьбой сообщить ему сведения о направлении заявок о выделении лимитов бюджетных средств для выплаты жилищных субсидий военнослужащим Управления, а также сообщить учитывались при этом сведения о его нуждаемости в предоставлении жилищной субсидии.

Согласно сообщению Врио заместителя начальника Управления от 12 января 2018 года № 21/106/6/3-101, Протопопову было сообщено о том, что с 2016 года по настоящее время, он регулярно включался в предложения на получение денежных средств на предоставление жилищной субсидии, при этом в соответствии с требованиями «Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в органах ФСБ, и членов их семей», утвержденного приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ, доведение сведений о направлении в <данные изъяты> предложений на получение денежных средств на предоставление субсидии для приобретения жилого помещения до военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не предусмотрено.

Что также подтверждается, оглашенными в судебном заседании обращениями заместителя начальника Управления в адрес начальника отдела <данные изъяты> Пограничной службы ФСБ России, соответственно от 30 апреля 2015 года № 21/106/6-3-2505 и 13 марта 2018 года № 21/106/6/3-1331, согласно которым, должностными лицами Управления с 2015 года ежегодно направлялись в Управление ФСБ России запросы на получение денежных средств для предоставления жилищной субсидии для приобретения жилых помещений для военнослужащих.

При этом, как усматривается из представленного в 2015 году к направленному запросу обоснованию к предложениям на получение денежных средств на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, административный истец с составом семьи четыре человека в указанных списках находился под номером 4, а из представленного в 2018 году к направленному запросу обоснованию на получение денежных средств на предоставление субсидии, Протопопов в указанных списках находится под номером 12.

Таким образом, как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами административным ответчиком в период с 2015 по 2018 годы в соответствии с действующим законодательством, а также требованиями приказа ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ, в установленном порядке направлялись в адрес начальника отдела <данные изъяты> Пограничной службы ФСБ России, бюджетные заявки на получение денежных средств на предоставление жилищной субсидии.

При этом, как усматривается из справки данной начальником финансово-экономического отдела Управления от 14 мая 2018 года № 10/149, на лицевой счет Управления бюджетные средства на выплату жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в 2018 году не поступали.

Вместе с тем, перед административным истцом, в указанном выше списке в 2018 году значилось 12 человек, претендующих на получение жилищной субсидии, по отношению к которым, он каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне имеющейся очереди не имел, хотя право на получение жилищной субсидии у этих граждан возникло ранее, чем у Протопопова.

Что же касается требований административного истца обязать начальника Управления принять меры по обеспечению его жилищной субсидией, после чего представить к увольнению с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на службе, то суд исходит из следующего.

Согласно п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

В соответствие с ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Анализ приведенных норм позволяет прийти к выводу о том, что являясь одной из гарантий соблюдения жилищных прав военнослужащих, ст. 23 приведенного выше федерального закона сама по себе непосредственно жилищные правоотношения не регулирует, порядок и сроки предоставления жилых помещений не определяет. Ее предметом являются отношения прохождения военнослужащим военной службы, а содержанием – запрет при наступлении определенных условий на увольнение военнослужащего без его согласия до предоставления ему жилого помещения.

Непосредственно жилищные правоотношения военнослужащих регулируются ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которой предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоявшим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что Протопопов достиг предельного возраста пребывания на военной службе, имеет выслугу более ДД.ММ.ГГГГ лет, что подтверждается выпиской из его послужного списка, состоит в очереди на получение жилищной субсидии, а права на внеочередное обеспечение жилым помещением, предусмотренное ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, он не имеет.

Подав после достижения предельного возраста пребывания на военной службе в декабре 2014 года рапорт на увольнение, в котором указал, что на увольнение с военной службы до предоставления субсидии не согласен, Протопопов фактически отказался от права своевременно быть уволенным с военной службы по этому основанию, а также ограничил командование Управления в его обязанности по представлению его к увольнению, поскольку без его согласия, он не может быть уволен без предоставления субсидии, как то и предусмотрено ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Таким образом, учитывая изложенное, а также, что административный истец в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных требований увольнении с военной службы с предварительным обеспечением его жилищной субсидией для приобретения или строительства жилого помещения, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8, что требования лиц, указанных в п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которые настаивают на увольнении с военной службы, но не согласны на увольнение без жилья, не подлежат удовлетворению в судебном порядке в силу приведенного выше законодательного запрета, суд приходит к выводу, что указанные требования Протопопова удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175 – 180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, военный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Протопопова Владимира Евгеньевича на действия начальника Пограничного управления Федеральной службы безопасности России <адрес>, связанные с непринятием мер по обеспечению его жилым помещением в форме субсидии и увольнению с военной службы, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Балтийский флотский военный суд через Калининградский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий по делу А.В. Китов

Верно

Председательствующий по делу А.В. Китов

Секретарь судебного заседания А.А. Чернышева

9.06.2018