ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-145/2018 от 15.06.2018 Козловского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-145/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2018 года г. Козловка

Козловский районный суд Чувашской Республики

в составе судьи Потемкина О.А.

при секретаре Кадыковой Л.В.,

с участием

административного истца- представителя Межрайонной ИФНС России № 7 по Чувашской Республике Яковлева А.Н., действующего по доверенности <число> от <дата>,

заинтересованного лица- представителя УПФР в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) Моисеевой И.П., действующей по доверенности <число> от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике к Тимофееву Артему Анатольевичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике (далее - Межрайонная ИФНС России № 7 по Чувашской Республике) обратилась в суд с административным иском к Тимофееву А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени. Иск обосновывается тем, что с 09.06.2012 по 20.10.2016 Тимофеев А.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, обязан оплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. С 01 января 2017 года уплата страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование производится в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ, с возложением на налоговые органы функций по администрированию страховых взносов, в том числе, в части контроля за их уплатой и взыскания. В связи с неуплатой Тимофеевым А.А. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 4 квартал 2016 года в размере 15558 руб. 03 коп., на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за 4 квартал 2016 года в сумме 3051 руб. 77 коп., образовалась задолженность. Для добровольной уплаты недоимки по страховым взносам и пени, административному ответчику направлены требования № <число> от <дата> и <число> от <дата>. Однако в установленные сроки суммы задолженности по страховым взносам и пени в бюджет не перечислены. Межрайонная ИФНС России № 7 по Чувашской Республике обратилась к мировому судье судебного участка № 1 Козловского района Чувашской Республики с заявлением о выдаче судебного приказа. <дата> был вынесен судебный приказ о взыскании с должника задолженности по страховым взносам и пени. В связи с поступившими возражениями Тимофеева А.А., определением от 19.10.2017 судебный приказ отменен. Ссылаясь на ст.ст. 48, 57, 75 Налогового кодекса РФ, Межрайонная ИФНС России № 7 по Чувашской Республике просила суд взыскать с административного ответчика Тимофеева А.А. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии, в сумме 15558 руб. 03 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии, в сумме 5499 руб. 31 коп.; страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 3051 руб. 77 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 705 руб. 25 коп.

В период нахождения дела в производстве суда административный истец- Межрайонная ИФНС России № 7 по Чувашской Республике в порядке ст. 46 КАС РФ изменил предъявленный административный иск, обратившись <дата> с дополнительным уточнением к иску, в котором привел расчет заявленных ко взысканию с ответчика Тимофеева А.А. сумм, в том числе, обоснование начисления пени на недоимку по страховым взносам. Истец в окончательной редакции иска просил взыскать с Тимофеева А.А. задолженность по страховым взносам и пени в общем размере 24527 руб. 45 коп., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 15558 руб. 03 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 4772 руб. 40 коп.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до 01.01.2017 в размере 3051 руб. 77 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до 01.01.2017 в размере 669 руб. 93 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 475 руб. 32 коп.

Определением суда от <дата> по ходатайству административного истца к участию в качестве заинтересованного лица по делу привлечено УПФР в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное).

В судебном заседании административный истец- представитель Межрайонной ИФНС России № 7 по Чувашской Республике Яковлев А.Н. заявленные требования, с учетом их последующего уточнения от <дата>, поддержал по мотивам и основаниям, изложенным в иске, вновь привел их суду. Возражая против доводов ответчика, изложенных в письменных возражениях, считал их немотивированными, противоречащими положениям действующего налогового законодательства. По основаниям, изложенным в письменных пояснениях на возражения ответчика, полагал заявление Тимофеева А.А. о применении судом пропуска срока для подачи налоговым органом административного иска необоснованным, вновь привел их суду. Полагал, что иск к Тимофееву А.А. заявлен в пределах сроков принудительного взыскания образовавшейся недоимки по страховым взносам и пени.

Административный ответчик Тимофеев А.А., надлежаще уведомленный о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна. В письменных возражениях на иск от <дата>, <дата>, <дата> просил отказать в удовлетворении заявленных требований, в связи с пропуском истцом трехмесячного срока давности предъявления требования об уплате налога, предусмотренного ст. 70 НК РФ, и шестимесячного срока для подачи иска в суд, а также необоснованности, несоответствия содержания требований об уплате сборов утвержденной форме, недоказанности направления истцом требований в его (ответчика) адрес.

С учетом мнений участвующих лиц, в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика Тимофеева А.А.

Заинтересованное лицо- представитель УПФР в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) Моисеева И.П. считает иск законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению. При этом суду пояснила, что в результате проведенной камеральной проверки по расчету страховых взносов у плательщика Тимофеева А.А. была выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ по сроку уплаты 03.11.2016 в сумме 15558,03 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд медицинского страхования по сроку уплаты 03.11.2016 - в сумме 3051,77 руб. 25 января 2017 года ими была сформирована база данных должников для передачи в налоговый орган. По должнику Тимофееву А.А. сведения были переданы 29 марта 2017 года, что подтверждается скриншотом программы Пенсионного фонда РФ "Администрирование СВ".

Выслушав участвующих лиц и исследовав представленные письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, п.п. I п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

До 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, были урегулированы ныне утратившим силу Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса РФ.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее- ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее- ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и органами ФСС России.

В силу ч. 5 ст. 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции, действующей в период деятельности административного ответчика в качестве индивидуального предпринимателя) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели.

В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (ч. 1 ст. 10); расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего закона.

На основании ст. 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Судом установлено, что с 9 июня 2012 года административный ответчик Тимофеев А.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и соответственно страхователя в территориальном управлении Пенсионного фонда РФ. 20 октября 2016 года он утратил статус индивидуального предпринимателя, в связи с принятием соответствующего решения. Из-за неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2016 год в сумме 15558 руб. 03 коп., на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за 2016 года в сумме 3051 руб. 77 коп., у Тимофеева А.А. образовалась задолженность по страховым взносам в указанном размере. В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов Тимофееву А.А. были начислены пени: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в сумме 4772 руб. 40 коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии- в сумме 475 руб. 32 коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС- в сумме 669 руб. 93 коп. Сведений об уплате ответчиком задолженности не имеется, суд считает, что не уплачена.

Справкой <число> подтверждается, что <дата> в результате камеральной проверки по расчету страховых взносов Управлением Пенсионного Фонда РФ в Козловском районе Чувашской Республике-Чувашии (межрайонное) у плательщика страховых взносов Тимофеева А.А. выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ по сроку уплаты 03.11.2016 в сумме 15558,03 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС по сроку уплаты 03.11.2016 - в сумме 3051,77 руб.

Следовательно, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на дату передачи сальдо из Пенсионного фонда РФ в налоговый орган (начисленные до 01.01.2017) составляла 18609,80 руб.

Указанные обстоятельства подтвердила в суде представитель пенсионного органа Моисеева И.П., не оспорено сторонами административного производства.

Скриншотом программы Пенсионного фонда Российской Федерации "Администрирование СВ" подтверждается, что 29 марта 2017 года сведения о задолженности Тимофеева А.А. по уплате страховых взносов за 2016 год в сумме 18609,80 руб. (15558,03 руб. + 3051,77 руб.) были предоставлены пенсионным органом в налоговый орган.

Согласно данным программного комплекса "АИС Налог" сведения о задолженности Тимофеева А.А. по уплате страховых взносов за 2016 год в сумме 18609,80 руб. (15558,03 руб. + 3051,77 руб.) были получены налоговым органом из Пенсионного фонда РФ 03 июля 2017 года. В соответствии с вкладкой "реестр документов по недоимке" требование с <число> от <дата> отправлено Тимофееву А.А. 16.06.2017 со сроком исполнения до 16.06.2017 (11 дней).

9 января 2017 года административному ответчику Тимофееву А.А. выставлено требование <число> об уплате пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, предоставлен срок для добровольного исполнения требования до 16 июня 2017 года.

Фактическое направление плательщику Тимофееву А.А. данного требования о сумме недоимки, на которую по состоянию на 09.01.2017 налоговым органом начислены требуемые пени, административный истец не смог подтвердить.

18 июля 2017 года плательщику страховых взносов по адресу его места регистрации: <адрес>, по почте заказным письмом направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени, штрафам <число> от <дата> по уплате в срок до 3 августа 2017 года задолженности по страховым взносам (недоимка) в сумме 18609 руб. 80 коп.; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в размере 15558 руб. 03 коп.; недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 3051 руб. 77 коп., что подтверждается представленным в материалы дела копией списка заказных почтовых отправлений со штампом ФГУП "Почта России" от 18.07.2017.

13 октября 2017 года мировым судьей судебного участка № 1 Козловского района Чувашской Республики вынесен судебный приказ <число> о взыскании с Тимофеева А.А. в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Чувашской Республике задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 15558 руб. 03 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 5499 руб. 31 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до 01.01.2017 в размере 3051 руб. 77 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до 01.01.2017 в размере 705 руб. 25 коп. и государственной пошлины в доход государства в размере 472 руб. 22 коп.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Козловского района Чувашской Республики от <дата> вышеуказанный судебный приказ от <дата><число> отменен, в связи с поступившими возражениями Тимофеева А.А.

Согласно почтовому штемпелю административный иск МИФНС № 7 по Чувашской Республике к Тимофееву А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени сдан в отделение почтовой связи 18 апреля 2018 года, поступил в Козловский районный суд Чувашской Республики 19 апреля 2018 года.

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в числе прочего, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Частью 8 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ установлено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Порядок и сроки взыскания недоимки по страховым взносам и пени с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определены в ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, в соответствии с которыми: в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 1). Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 2). Заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3). В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Аналогичный порядок и сроки для обращения в суд с требованиями о взыскании страховых взносов и пени содержат положения ст. 48 Налогового кодекса РФ, а в соответствии с ч. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

При этом пропуск налоговым органом, органом Пенсионного фонда РФ сроков направления требования об уплате страховых взносов и пени не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание страховых взносов и пени, установленного положениями ст. 48 НК РФ, ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ и сам по себе не является основанием для восстановления судом срока подачи заявления.

Из правовой позиции, высказанной в определении от 8 февраля 2007 года N 381-О-П Конституционным Судом Российской Федерации, следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, ограничивая деятельность налоговых органов по предъявлению требования об уплате налога определенными сроками, оспариваемое законоположение преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов. Оно действует во взаимосвязи с иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации, которыми, в частности, регулируется порядок взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. Кроме того, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В любом случае пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налоговых платежей.

Ответчик Тимофеев А.А. утратил статус индивидуального предпринимателя 20 октября 2016 года и в соответствии с ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N212-ФЗ должен был уплатить страховые взносы не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно, т.е. не позднее 04 ноября 2016 года.

Соответственно, 5 ноября 2016 года территориальному органу Пенсионного фонда РФ стало известно о наличии у Тимофеева А.А. недоимки по страховым взносам.

Согласно ч. 3 ст. 229 НК РФ в случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

В силу ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период.

Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам и пени.

В пункте 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового Кодекса РФ" разъяснено, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога, а в случае представления налоговой декларации с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.

Декларация в налоговую инспекцию ответчиком Тимофеевым А.А. в срок, установленный ч. 3 ст. 229 НК РФ, не была представлена. 04 ноября 2016 года, как указано выше, истек срок для уплаты страховых взносов.

Следовательно, днем выявления недоимки по страховым взносам является 05 ноября 2016 года. При этом требование <число>, датированное 09 января 2017 года, фактически в адрес Тимофеева А.А. не направлялось, доказательств обратному административным истцом не представлено. Требование <число> от <дата> направлено в адрес Тимофеева А.А. 18 мая 2017 года, т.е. за пределами срока, установленного ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, в соответствии с которой требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.

Истец- представитель Межрайонной ИФНС России № 7 по Чувашской Республике Яковлев А.Н. утверждает, что сведения о наличии у Тимофеева А.А. задолженности по страховым взносам и пени были переданы Пенсионным фондом РФ в налоговый орган в июле 2017 года и в мае 2017 года соответственно, и только с этого момента им стало известно о наличии и размере недоимки по страховым взносам. Однако, данные утверждения опровергаются исследованными доказательствами по делу и пояснениями заинтересованного лица- представителя пенсионного органа. Кроме того, указанные обстоятельства правового значения для разрешения данного спора не имеют, поскольку согласно установленным обстоятельствам по делу, с учетом приведенного выше законодательства, днем выявления недоимки по страховым взносам является 05 ноября 2016 года и именно с этой даты подлежат исчислению сроки для направления требования и для обращения в суд. Срок для направления требования истек 05 марта 2017 года. С учетом десятидневного срока, предусмотренного ч. 5 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ, для добровольного исполнения требования, и шестимесячного срока для принудительного взыскания в судебном порядке, срок для обращения в суд истек 16 мая 2017 года. Заявление о выдаче судебного приказа было подано мировому судье 13 октября 2017 года.

Какие-либо допустимые доказательства, позволяющие прийти к выводу об отсутствии у налогового органа возможности своевременно направить Тимофееву А.А. требование о взыскании недоимки и пени, суду не представлены.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговые правоотношения- это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика. Заинтересованное лицо- УПФР в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) и административный истец- Межрайонная ИФНС России № 7 по Чувашской Республике являются профессиональными участниками налоговых правоотношений, специализированными государственными органами, призванными от имени государства осуществлять контроль за сбором налогов и уплатой сборов, своевременностью их взимания. По мнению суда, передача полномочий по администрированию сбора налогов и обязательных платежей от одного государственного органа к другому не влечет изменения правил исчисления установленных законом сроков.

Ссылки административного истца на обстоятельства технического и организационного характера, связанные с уточнением сведений, также не свидетельствуют о наличии уважительных причин пропуска срока обращения в суд. Кроме того, эти обстоятельства имели место до обращения налогового органа в суд в установленный законом срок, следовательно, не исключали возможность своевременного предъявления иска. Безусловная значимость взыскания в бюджет невыплаченных налогоплательщиками налогов и пеней не освобождает налоговые органы от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять доказательства уважительности такого пропуска.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.

Доводы о позднем получении документов из Пенсионного фонда РФ об имеющейся у административного ответчика задолженности суд находит необоснованными, не является основанием для восстановления процессуального срока, так как отсутствуют доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим иском.

В случае пропуска налоговым органом срока направления требования об уплате страховых взносов и пени, исчисление установленного Федеральным законом N 212-ФЗ срока принудительного взыскания с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, следует производить, исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 21, 22 указанного закона.

Между тем, установленный законом срок направления требования об уплате страховых взносов и пени налоговым органом пропущен, в связи с чем, утрачена возможность взыскания недоимки и пени с Тимофеева А.А. уже на дату обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа - в октябре 2017 года, поскольку пропуск налоговым органом срока направления требования не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание страховых взносов и пени, установленного положениями статьи 48 НК РФ и ст. 21 Федерального закона N 212-ФЗ, и сам по себе, без указания уважительных причин пропуска такого срока, не является основанием для восстановления судом пропущенного срока подачи заявления. Кроме того, истцом- Межрайонной ИФНС России № 7 по Чувашской Республике не заявлена просьба о восстановлении такого срока.

При таких обстоятельствах суд, соглашаясь с доводами административного ответчика, приходит к выводу о пропуске административным истцом- Межрайонной ИФНС России № 7 по Чувашской Республике срока на подачу искового заявления о взыскании с Тимофеева А.А. задолженности по страховым взносам за 2016 год и пени за 2016 год.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Кроме того, по смыслу положений ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года N212-ФЗ пени неразрывно следуют за неуплаченной суммой страховых взносов, обязанность по уплате пени производна от основного обязательства и является несамостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, следовательно, дополнительное обязательство в виде пени не может существовать отдельно от главного.

Согласно п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и залоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе: в случая принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (п.п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Суд при разрешения спора исходит из фактических обстоятельств по делу, свидетельствующих о том, что налоговый орган утратил возможность взыскания задолженности по страховым взносам и пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания, в силу ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации, является основанием для признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, числящиеся за административным ответчиком. Задолженность Тимофеева А.А. по страховым взносам и пени в общей размере 24527 руб. 45 коп. подлежит признанию безнадежной ко взысканию.

Таким образом, в удовлетворении иска Межрайонной ИФНС России № 7 по Чувашской Республике к ответчику Тимофееву А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за 2016 год в общем размере 24527 руб. 45 коп., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 15558 руб. 03 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 4772 руб. 40 коп.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до 01.01.2017 в размере 3051 руб. 77 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до 01.01.2017 в размере 669 руб. 93 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии в размере 475 руб. 32 коп., следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике о взыскании с Тимофеева Артема Анатольевича задолженности по страховым взносам и пени за 2016 год в общем размере 24527 руб. 45 коп., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 15558 руб. 03 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 4772 руб. 40 коп.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до 01.01.2017 в размере 3051 руб. 77 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до 01.01.2017 в размере 669 руб. 93 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии в размере 475 руб. 32 коп., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.

Судья О.А. Потемкин

Мотивированное решение составлено 19 июня 2018 года