ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-145/2022 от 29.04.2022 Нижневартовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-145/2022

УИД: 86RS0003-01-2021-002853-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 апреля 2022 года г. Нижневартовск

Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Пересыпкина А.Г.,

при секретаре Павловой Е.А.,

с участием старшего помощника прокурора Нижневартовского района Васильевой А.Х.,

представителя административного истца по доверенности ФИО1,

представителя административного ответчика по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Югра-Экология» к Администрации сельского поселения Покур о признании недействующим с даты принятия постановление Администрации сельского поселения Покур от 01.07.2021 «Об утверждении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Покур»,

У С Т А Н О В И Л:

АО «Югра-Экология» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации с.п. Покур о признании недействующим с даты принятия постановления администрации с.п. Покур от 01.07.2021 в части определения временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов. Свои требования административный истец мотивировал тем, что АО «Югра-Экология» является региональным оператором на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, что подтверждается Соглашением от 02.04.2018 и от 24.07.2019, заключенным с Департаментом промышленности ХМАО-Югры. 01.07.2021 администрацией с.п. Покур, в целях реализации отдельных государственных полномочий, принято постановление «Об утверждении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории с.п. Покур». Указанным постановлением административным ответчиком изменены ранее принятые нормативы накопления в пользу их уменьшения по многоквартирным жилым домам и индивидуальным жилым домам, что нарушает права административного истца на получение экономически обоснованной платы за фактически оказанные услуги. С принятым постановлениям административный истец не согласен, считает его подлежащим отмене по следующим основаниям. Нарушен порядок изменения нормативов накопления. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений. В соответствии со статьей 11 и статьей 12 Постановление Правительства № 269 замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд, независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта, каждой категории, суммируются по дням недели. В соответствии с пунктом 2 Постановления № 269, утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года /<адрес> пункту 9 Методических рекомендаций установлены следующие сроки проведения замеров: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь. На основании вышеизложенного следует, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов рассчитываются с учетом всех четырех сезонов в году. Таким образом, административным ответчиком при принятии Постановления от 01.07.2021 использовались методы, которые противоречат требованиям Постановления Правительства , что влечет недействительность обжалуемого Постановления принятого административным ответчиком. Просят признать недействующим с даты принятия постановление администрации с.п. Покур от 01.07.2021 «Об утверждении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории с.п. Покур» в части утверждения временных нормативов накопления ТКО для категории объектов многоквартирные дома, индивидуальные жилые дома. Взыскать с административного ответчика госпошлину 4 500 рублей.

В процессе рассмотрения дела АО «Югра-Экология» уточнило исковые требования и просило суд признать недействующим с даты принятия постановление администрации с.п. Покур от 01.07.2021 «Об утверждении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории с.п. Покур». Взыскать с административного ответчика госпошлину 4 500 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и отзыве на возражения административного ответчика.

Представитель административного ответчика администрации с.п. Покур по доверенности ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях.

Суд, выслушав представителей сторон, заслушав заключение помощника прокурора Нижневартовского района Васильевой А.Х., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, поскольку соответствующие замеры установленные постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 г. правила определения нормативов накопления ТКО административным ответчиком не проведены, кроме того, оспариваемое постановление следует признать недействующим с момента вступления решения в законную силу, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 5 указанного Закона предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно п. 4 ст. 24.10 названного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 24.6 вышеуказанного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Из соглашений об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 02.04.2018 и от 24.07.2019 заключенных между АО «Югра-Экология» и Департаментом промышленности ХМАО-Югры следует, что административный истец АО «Югра-Экология» является региональным оператором на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 названного закона нормативы накопления ТКО утверждаются, в том числе, органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

В рассматриваемом деле, полномочия по установлению нормативов накопления ТКО предоставлены администрации с.п. Покур Законом ХМАО - Югры от 17.11.2016 -оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».

Так, постановлением администрации с.п. Покур от 29.12.2017 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Покур» утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Покур, в том числе для многоквартирных домов на 1 проживающего 249,569 кг/год и 1,825 куб.м/год и для индивидуальных жилых домов на 1 проживающего 551,13 кг/год и 5,256 куб.м/год.

Постановлением администрации с.п. Покур «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации с.п. Покур от 29.12.2017 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории с.п. Покур» от 12.07.2019, изменены ранее принятые нормативы накопления твердых коммунальных отходов в пользу их уменьшения по многоквартирным домам и индивидуальным жилым домам.

Решением Нижневартовского районного суда от 25.02.2021 указанное постановление администрации сельского поселения Покур от 12.07.2019 в части определения нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Постановлением администрации с.п. Покур от 01.07.2021 «Об утверждении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Покур», в связи с проведением натуральных замеров нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории с.п. Покур, утверждены временные нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Покур, в том числе для многоквартирных домов на 1 проживающего 185,850 кг/год и 1,5 куб.м/год и для индивидуальных жилых домов на 1 проживающего 185,850 кг/год и 1,5 куб.м/год, при этом признаны утратившими силу постановления администрации с.п. Покур от 29.12.2017 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Покур» и от 07.06.2021 «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации с.п. Покур от 29.12.2017 «Об утверждении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Покур», которым признано утратившим силу постановление от 12.07.2019 «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации с.п. Покур от 29.12.2017 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории с.п. Покур».

Вместе с тем, как ранее было указано, установление правил определения нормативов накопления ТКО относится к полномочиям Российской Федерации, в связи с чем, в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 4 названных правил, нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил).

Пунктом 7 Правил установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил.

Так, пунктом 8 Правил установлено, что на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории.

В соответствии с п. 11 Правил, замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

В целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы, Минстроем России разработаны и утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (Приказ от 28 июля 2016 года /пр).

В соответствии с п. 9 Методических рекомендаций замеры производятся в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.

Согласно пунктам 11-15 Методических рекомендаций в целях проведения замеров отходы в контейнере рекомендуется разравнять и мерной линейкой определять объем отходов. Массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5. Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.

В соответствии со ст. 13.4 Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра, определены в постановлении Правительства РФ от 31.08.2018 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".

Вместе с тем, как было установлено в судебном заседании и признано представителем административного ответчика, фактически замеры массы и объема накопления твердых коммунальных отходов на территории с.п. Покур в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 /пр, не проводились.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что постановление администрации от 01.07.2021 «Об утверждении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Покур», в части определения нормативов накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов и как следствие признание утратившим силу постановления администрации с.п. Покур от 29.12.2017 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории с.п. Покур», принято без каких-либо законных оснований и в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Кроме того, согласно п. 18 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исхода из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Оплата услуг регионального оператора осуществляется потребителем услуг по обращению с ТКО по тарифам, установленным Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Таким образом, изменение нормативов накопления ТКО на территории с.п. Покур без проведения установленных процедур сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, повлекло изменение тарифа на коммунальную услугу и, как следствие, нарушение прав административного истца, являющегося получателем дохода в зависимости от установленных тарифов и нормативов ТКО.

Из приведенных в абзаце втором п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», разъяснений следует, что в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.

Не смотря на то, что постановлением администрации с.п. Покур от 27.12.2021 «Об утверждении нормативов накоплений твердых коммунальных отходов на территории с.п. Покур» признано утратившим силу оспариваемое административным истцом постановление от 01.07.2021, как было установлено выше, оспариваемые положения нормативного правового акта применялись в отношении АО «Югра-Экология» и не перестали затрагивать права и законные интересы административного истца в связи с признанием его утратившим силу. Следовательно, тот факт, что оспариваемое постановление утратило силу, не может служить препятствием для его оспаривания в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и рассмотрения судом дела по существу. В указанном случае оспариваемый нормативный правовой акт может быть признан недействующим на период до его отмены, в связи с чем, оснований для прекращения производства по делу, не имеется.

При определении момента, с которого следует признать не действующим в части оспариваемое постановление, суд учитывает разъяснения указанные в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его, не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения оспариваемого нормативного правового акта применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан, граждане производили оплату за вывоз ТКО в соответствии с нормативами. Следовательно, оспариваемые положения данного нормативного правового акта подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу, а не с даты принятия оспариваемого постановления, как просит административный истец.

В связи с вышеизложенным, исковые требования административного истца подлежат удовлетворению частично.

На основании положений ст. 111 КАС РФ с администрации с.п. Покур в пользу АО «Югра-Экология» подлежат взысканию понесенные административным истцом расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление акционерного общества «Югра-Экология» к Администрации сельского поселения Покур о признании недействующим с даты принятия, постановление Администрации сельского поселения Покур от 01.07.2021 «Об утверждении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Покур» - удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, постановление администрации сельского поселения Покур от 01.07.2021 «Об утверждении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Покур» в части утверждения временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории с.п. Покур и признании утратившим силу постановления администрации с.п. Покур от 29.12.2017 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Покур».

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с администрации сельского поселения Покур в пользу акционерного общества «Югра-Экология» расходы по оплате госпошлины в сумме 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором участвующим в деле может быть принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижневартовский районный суд.

Председательствующий: подпись Пересыпкин А.Г.

КОПИЯ ВЕРНА: «29» апреля 2022 г.

Подлинный документ находится в деле № 2а-145/2022

Нижневартовского районного суда.

Уникальный идентификатор дела 86RS0003-01-2021-002853-78

Судья Пересыпкин А.Г.________________________

Судебный акт вступил (не вступил)

в законную силу «_____»______________2022 г.

Секретарь суда ______________________