ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1460/17 от 13.11.2017 Шуйского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2а-1460/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 ноября 2017 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Малетиной К.Ю.,

при секретаре Осиповой И.П.,

с участием представителя административного истца помощника Шуйского межрайонного прокурора Каребиной С.И.,

представителя административного ответчика Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Фаражаллах Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании провести антикоррупционную экспертизу постановления,

У С Т А Н О В И Л:

Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании провести антикоррупционную экспертизу постановления.

Административные исковые требования мотивированы следующим.

Шуйской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области.

Проведенной проверкой установлено, что Администрацией Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области принято постановление от 21 сентября 2017 года № 84 «О внесении изменений в муниципальную программу «Комплексная программа благоустройства территории Семейкинского сельского поселения на 2014-2019 годы».

Антикоррупционная экспертиза как проекта, так и постановления от 21 сентября 2017 года № 84 «О внесении изменений в муниципальную программу «Комплексная программа благоустройства территории Семейкинского сельского поселения на 2014-2019 годы» не проводилась.

В силу части 4 и части 5 статьи 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

Согласно статье 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Таким образом, в силу прямого указания закона на Администрацию Семейкинского сельского поселения возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, бездействие Администрации Семейкинского сельского поселения, выражающееся в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта не основано на требованиях закона, является противоправным, нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, а также публичные интересы Российской Федерации в сфере реализации государственной политики в области противодействия коррупции, исполнения Российской Федерацией принятых на себя обязательств в рамках Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года.

Устранение выявленных нарушений требований закона возможно путем возложения обязанности выполнить мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, нарушающих права неопределенного круга лиц Российской Федерации.

Административный истец просит суд признать незаконным бездействие Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области по не проведению антикоррупционной экспертизы постановления администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 21 сентября 2017 года № 84 «О внесении изменений в муниципальную программу «Комплексная программа благоустройства территории Семейкинского сельского поселения на 2014-2019 годы», а также обязать Администрацию Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области в срок до 31 декабря 2017 года провести антикоррупционную экспертизу постановления администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 21 сентября 2017 года № 84 «О внесении изменений в муниципальную программу «Комплексная программа благоустройства территории Семейкинского сельского поселения на 2014-2019 годы».

В судебном заседании представитель административного истца помощник Шуйского межрайонного прокурора Каребина С.И. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным административном исковом заявлении, и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Фаражаллах Н.И., действующая на основании доверенности, исковые требования Шуйского межрайонного прокурора признала в полном объеме, последствия признания иска ей разъяснены и понятны.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Шуйской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Согласно статье 2 указанного Закона одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

В статье 3 указанного Закона закреплено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с настоящим федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 4 данного Закона выявленные в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составленном при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 Федерального закона.

Согласно положениям пункта 1 статьи 2 и пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одни из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.

Их вышеизложенных норм следует, что проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления, является обязательным.

Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Проведенной проверкой установлено, что Администрацией Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области принято постановление от 21 сентября 2017 года № 84 «О внесении изменений в муниципальную программу «Комплексная программа благоустройства территории Семейкинского сельского поселения на 2014-2019 годы».

Данное постановление обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт.

В соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие в том числе и на нормативные правовые акты (проекты) органов местного самоуправления.

В ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой в Администрации Семейкинского сельского поселения установлено, что антикоррупционная экспертиза как проекта, так и постановления от 21 сентября 2017 года № 84 «О внесении изменений в муниципальную программу «Комплексная программа благоустройства территории Семейкинского сельского поселения на 2014-2019 годы» не проводилась.

В силу части 4 и части 5 статьи 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

Согласно статье 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Таким образом, в силу прямого указания закона на Администрацию Семейкинского сельского поселения возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, бездействие Администрации Семейкинского сельского поселения, выражающееся в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта не основано на требованиях закона, является противоправным, нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, а также публичные интересы Российской Федерации в сфере реализации государственной политики в области противодействия коррупции, исполнения Российской Федерацией принятых на себя обязательств в рамках Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года.

Устранение выявленных нарушений требований закона возможно путем возложения обязанности выполнить мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, нарушающих права неопределенного круга лиц Российской Федерации.

В соответствии со ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе признать административный иск. Суд не принимает признание административного иска административным ответчиком, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Суд принимает признание административного иска представителем административного ответчика Фаражаллах Н.И., поскольку это не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

С учетом изложенных обстоятельств, признания административного иска административным ответчиком, в соответствии со ст.ст. 46 КАС РФ суд считает исковые требования Шуйского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 46, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании провести антикоррупционную экспертизу постановления, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области по не проведению антикоррупционной экспертизы постановления администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 21 сентября 2017 года № 84 «О внесении изменений в муниципальную программу «Комплексная программа благоустройства территории Семейкинского сельского поселения на 2014-2019 годы».

Обязать Администрацию Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области в срок до 31 декабря 2017 года провести антикоррупционную экспертизу постановления администрации Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 21 сентября 2017 года № 84 «О внесении изменений в муниципальную программу «Комплексная программа благоустройства территории Семейкинского сельского поселения на 2014-2019 годы».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Малетина К.Ю.

Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2017 года.

Согласовано.

Судья: К.Ю. Малетина