ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1460/2023 от 02.10.2023 Соль-илецкого районного суда (Оренбургская область)

№2а-1460/2023

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Бобылевой Л.А.,

при секретаре Жаровой К.П.,

с участием старшего помощника прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области Буслаевой Л.Н.,

представителя ответчика Норекайте О.-В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области, действующего в интересах в интересах Силкиной В.Ю., ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, министерству строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить земельный участок объектами инженерной инфраструктуры,

установил:

Прокурор Соль-Илецкого района Оренбургской области, действуя в интересах Силкиной В.Ю., ФИО15., ФИО16., ФИО17ФИО18 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, указав, что прокуратурой проведена проверка в части исполнения администрацией обязанности по обеспечению инфраструктурой земельных участков, выделяемых на бесплатной основе многодетным семьям.

В ходе проверки установлено, что предоставляемые земельные участки многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, среди которых имеется земельный участок Силкиной В.Ю., с кадастровым номером по адресу: <адрес> земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала , не обеспечен объектами инженерной инфраструктуры.

Органом местного самоуправления не принято мер по созданию инфраструктуры, необходимой для нормальной жизнедеятельности, что не позволяет многодетным семьям, в том числе Силкиной В.Ю. осуществлять строительство на предоставленном земельном участке, а также лишает возможности реализовать гарантированные ей законом меры социальной поддержки на территории муниципального образования Соль-Илецкий городской округ.

В связи с ненадлежащим исполнением администрацией МО Соль-Илецкий городской округ полномочий, связанных с реализацией на территории муниципального образования вопросов местного значения городского округа, прокуратурой района внесено представление, которое рассмотрено, однако должных мер со стороны органа местного самоуправления по устранению нарушений закона не принято.

Прокурор просит суд:

- признать незаконным бездействие администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, выражающееся в необеспечении системами водоснабжения, водоотведения, энергоснабжения для технологического присоединения объектов инженерной инфраструктуры, земельного участка с кадастровым номером к системам инженерно-технического оснащения в границах кадастрового квартала

- обязать администрацию МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области обеспечить системами водоснабжения, водоотведения, энергоснабжения для технологического присоединения объектов инженерной инфраструктуры земельного участка с кадастровым номером к системам инженерно-технического оснащения в границах кадастрового квартала в течение шести месяцев со дня выступления решения суда в законную силу.

Определением судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 08 августа 2023 года к участию в рассмотрении административного дела в качестве заинтересованных лиц привлечены ПАО «Россети Волга» - «Оренбургэнерго», АО «Газпром газораспределение Оренбург».

Определением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 14 сентября 2023 года к участию в рассмотрении административного дела в качестве заинтересованного лица привлечен филиал ООО Соль-Илецкое МПП ЖКХ.

Определением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 22 сентября 2023 года к участию в рассмотрении административного дела в качестве административного ответчика привлечено министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области.

В судебное заседание административный истец Силкина В.Ю., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, представитель административного ответчика министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области, заинтересованные лица Соль-Илецкого ММПП ЖКХ, ПАО «Россети Волга» - «Оренбургэнерго», АО «Газпром газораспределение Оренбург» не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела.

Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела.

В судебном заседании старший помощник прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области Буслаева Л.Н. административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области Норекайте О.-В.Ю. против удовлетворения административных исковых требований возражала, пояснив, что при предоставлении Силкиной В.Ю. земельного участка, как многодетной семье, она была уведомлена об отсутствии технической возможности подключения к сетям водоснабжения и водоотведения, претензий не имела, о чем написала заявление. По мнению представителя административного ответчика, административным истцом не представлено доказательств отсутствия технологического присоединения объектов инженерной инфраструктуры земельного участка к сетям инженерно-технического оснащения. Обеспечение системами водоснабжения, водоотведения, энергоснабжения для технологического присоединения объектов инженерной инфраструктуры не является обязанностью органа местного самоуправления.

Изучив и исследовав материалы административного дела, заслушав объяснения явившихся участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 7; статья 38 часть 1).

Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества (определение от 09 ноября 2017 года №2516-О).

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Оренбургской области порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован Законом Оренбургской области от 22 сентября 2011 года «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей».

Согласно части 1 статьи 2 Закона Оренбургской области от 22 сентября 2011 года «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность имеют граждане, являющиеся членами многодетной семьи, если на дату подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления земельного участка бесплатно одновременно соблюдены следующие условия: члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации; родители (один из родителей) либо одинокая мать (отец), с которыми совместно проживают трое и более детей, зарегистрированы на территории Оренбургской области не менее 10 лет; трое и более детей многодетной семьи зарегистрированы на территории Оренбургской области; граждане не имеют земельных участков в границах населенных пунктов Оренбургской области в собственности, на праве пожизненно наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения индивидуального жилого дома.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено до июля 2012 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано собрать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Министерство регионального развития Российской Федерации, утверждая приказом от 9 сентября 2013 года №372 Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, также исходит из того, что при установлении процедуры формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, необходимо учитывать такие критерии, как транспортная доступность, обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктуры, удовлетворительная экологическая обстановка, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям. В случае отсутствия обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры должна быть определена потребность в строительстве таких объектов и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Указанные полномочия муниципального образования закреплены также в федеральных законах в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности.

Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, преданных органом местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского округа обеспечения жителей инженерной инфраструктурой.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2018 года утверждена государственная программа «Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Оренбургской области», которой установлены правила предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований в рамках реализации регионального проекта «Чистая вода (Оренбургская области)» и комплекса процессных мероприятий «Модернизации объектов коммунальной инфраструктура Оренбургской области». Ответственным исполнителем государственной программы является министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области.

Из материалов административного дела следует, что 05 сентября 2022 года Силкина В.Ю. обратилась к главе администрации МО Соль-Илецкий городской округ с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , расположенного МКР Северный, как многодетной семье.

На основании постановления администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области от 06 сентября 2022 года , с учетом внесенных извещений постановлением администрации МО Соль-Илецкого района Оренбургской области от 23 сентября 2022 , в целях реализации закона Оренбургской области «О предоставлении бесплатно в общую долевую собственность многодетной семье земельного участка» на основании заявления Силкиной В.Ю. в общую долевую собственность ей, ФИО15., ФИО16., ФИО17., ФИО18ФИО19 по доли каждому предоставлен бесплатно земельный участок, площадью кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером имеет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газоснабжения.

Согласно ответу Соль-Илецкое ММПП ЖКХ на запрос заместителя прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области для подключения к земельному участку с кадастровым номером сети водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения отсутствуют в кадастровом квартале

В ходе рассмотрения административного дела административный истец Силкина В.Ю., а также представитель заинтересованного лица Соль-Илецкое ММПП ЖКХ Иванов С.В. дали объяснения, согласно которым предоставленный семье Силкиной В.Ю. земельный участок не имеет подключения к сетям водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения для подключения к земельному участку с кадастровым номером

31 мая 2023 года прокурором Соль-Илецкого района Оренбургской области в адрес главы администрации МО Соль-Илецкий городской округ внесено представление об устранении нарушений, в том числе по вопросу исполнения законов при предоставлении земельных участков, обеспеченных инфраструктурой, многодетным семьям.

Согласно ответу администрации МО Соль-Илецкий городской округ при наличии проведенных инженерных коммуникаций в специализированный фонд для многодетных семей будут включены земельных участков. В рамках соглашения о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования на софинансирование капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов, осуществляется ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в Соль-Илецком городском округе, в том числе на обустройство улично-дорожной сети и земельных участков, выделенных под индивидуальное жилищное строительство. В связи с недостаточностью средств в бюджета округа администрация ежегодно подает заявки для участия в отборе проектов муниципальных образований Оренбургской области в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области» государственной программы «Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Оренбургской области» в целях предоставления субсидий на софинансирование мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории Оренбургской области. Ежегодно при предоставлении субсидии из областного бюджета выполняются работы по капитальному ремонту участков тепловых и водопроводных сетей. В настоящее время проводится государственная экспертиза сметной документации по капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры (водопровод город, села, теплотрасса). Также разрабатывается проектно-сметная документация по реконструкции водозаборных скважин с установкой систем водоочистки для дальнейшего участия в программе «Чистая вода».

Таким образом, вопреки доводам административного ответчика администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, судом установлено, что предоставленный многодетной семье Силкиной В.Ю. земельный участок для индивидуального жилищного строительства не обеспечен объектами инженерной инфраструктуры.

Вместе с тем использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения и соответственно возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09 ноября 2017 года №2516-О, суд приходит к выводу о том, что соответствующие органы при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4,5 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ.

В системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Вместе с тем как указано Конституционным Судом Российской Федерации, поскольку земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежат учету нормативное регулирование застройки городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования – правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 данного Кодекса).

В части 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселений, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрацией городского округа, или в установленной местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городски округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городской округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

Таким образом, поскольку предоставляемый земельный участок относится к зоне застройки, расположенной в границах муниципального образования, обеспечение данного земельного участка всеми необходимыми объектами инфраструктуры должно производиться местной администрацией в рамках соответствующих программ, с использованием в случае необходимости субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.

На основании изложенного, надлежащим ответчиком по делу является администрация МО Соль-Илецкий городской округ, бездействие которого, выразившееся в необеспечении системами водоснабжения, водоотведения, энергоснабжения для технологического присоединения объектов инженерной инфраструктуры земельного участка с кадастровым номером к сетям инженерно-технического оснащения в границах кадастрового квартала , является незаконным, подлежит устранению путем возложения обязанности совершения соответствующих действий.

В удовлетворении требований к административному ответчику министерству строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области суд отказывает, поскольку возложение обязанности по решению вопросов местного значения на министерство нарушает конституционный принцип отделения местного самоуправления от государственной власти.

В концепции местного самоуправления, принятой в Российской Федерации, одним из ключевых понятий является институт самостоятельности местного самоуправления (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Довод администрации МО Соль-Илецкий городской округ, согласно которому административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, поскольку при обращении в администрацию Силкина В.Ю. была уведомлена об отсутствии на отведенном земельном участке объектов инженерной инфраструктуры, претензий не имела, подлежит отклонению, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для освобождения администрации от обязанности, предусмотренной законом.

В соответствии со статьей 187 Кодекса административного судопроизводства суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Принимая во внимания характер спорного правоотношения, суд находит обоснованным требование прокурора Соль-Илецкого района о возложении на администрацию МО Соль-Илецкий городской округ обязанности организовать обеспечение объектами инженерной инфраструктуры в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 174 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области, действующего в интересах в интересах Силкиной В.Ю., ФИО15, ФИО16, ФИО317, ФИО19, к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, министерству строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить земельный участок объектами инженерной инфраструктуры удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, выразившееся в необеспечении системами водоснабжения, водоотведения, энергоснабжения для технического присоединения объектов инженерной инфраструктуры земельного участка с кадастровым номером к системам инженерно-технического оснащения в границах кадастрового квартала

Возложить на администрацию МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области обязанность обеспечить системами водоснабжения, водоотведения, энергоснабжения для технического присоединения объектов инженерной инфраструктуры земельного участка с кадастровым номером , к системам инженерно-технического оснащения в границах кадастрового квартала в течение 6 месяцев со дня выступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административного искового заявления к министерству строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.А. Бобылева

Решение в окончательной форме вынесено 16.10.2023 года

Судья Л.А. Бобылева