дело № 2а-214/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2019 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
Председательствующего судьи Сатиной И.П.,
С участием прокурора Ринчиновой Б.Б.,
При секретаре Ивановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Читинского природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов Забайкальского края о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Читинский природоохранный прокурор обратился с указанным административным иском ссылаясь на то, что по результатам проведенной проверки исполнения Министерством природных ресурсов Забайкальского края полномочий в области безопасности гидротехнических сооружений на территории бассейна р. Амур в границах Забайкальского края, были выявлены нарушения в обозначенной сфере.
В связи с изложенным, просит суд:
- признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края в части соблюдения обязательных требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту; разработки критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации; систематического анализа причин снижения безопасности ГТС и своевременного осуществления разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведения регулярных обследований ГТС; создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесения в Регистр сведений о ГТС; составления и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности ГТС; получения разрешение на эксплуатацию ГТС; проведения экспертизы проектной документации ГТС в отношении инженерного сооружения на р. Шилка в Шилкинском районе (кадастровый номер 75:24:000000:680).
- в срок до 31.12.2019 года обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края обеспечить соблюдения обязательных требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту ГТС; разработку критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации; систематический анализ причин снижения безопасности ГТС и своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведение регулярных обследований ГТС; создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесения в Регистр сведений о ГТС; составление и представление в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности ГТС; получение разрешения на эксплуатацию ГТС; проведение экспертизы проектной документации ГТС в отношении инженерного сооружения на р. Шилка в Шилкинском районе (кадастровый номер 75:24:000000:680).
В судебном заседании помощник прокурора Ринчинова Б.Б., действующая на основании поручения, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, суду пояснила, что на момент рассмотрения дела какой-либо информации о добровольном устранении ответчиком допущенных нарушений, не имеется.
Представитель административного ответчика Цымбалов П.В., действующий на основании доверенности в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело без представителя Министерства, указал, что требования прокурора не признает.
С учетом мнения прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
27.12.2016 г. постановлением Правительства Забайкальского края №503 утверждено положение о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края (далее - Положение).
В силу п.п. 5 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «г» пункта 2 статьи 26.11 названного закона в собственности субъекта РФ могут находиться защитные сооружения, необходимое для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Деятельность по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации ГТС регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон №117).
Согласно ст.8 Закона №117 обеспечение безопасности ГТС осуществляется на основании следующих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий ГТС; представление деклараций безопасности ГТС; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности ГТС; непрерывность эксплуатации ГТС; осуществление мер по обеспечению безопасности ГТС, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих ГТС; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности ГТС ниже допустимого уровня.
В соответствии со ст. 9 Закона №117 собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием ГТС;
систематически анализировать причины снижения безопасности ГТС и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС;
обеспечивать проведение регулярных обследований ГТС;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС, в порядке, установленном Правительством РФ для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организовывать эксплуатацию ГТС в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности ГТС, правилами эксплуатации ГТС и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности ГТС; финансировать мероприятия по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию ГТС в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о ГТС.
Дополнительно к указанным обязанностям собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обязаны: составлять и представлять в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности ГТС при эксплуатации ГТС I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации ГТС I, II, III или IV класса. После внесение в Регистр сведений о ГТС, находящемся в эксплуатации, получить разрешение на эксплуатацию ГТС (ст. 10 Закона №117); провести экспертизу проектной документации ГТС, содержащей декларацию безопасности ГТС (ст. 11 Закона №117, ст.49 Градостроительного кодекса РФ); обеспечивать разработку и своевременное уточнение правил эксплуатации ГТС (п.4 требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.10.2015 г. № 395, далее - требования к содержанию правил).
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 12.13. Положения, Министерство природных ресурсов Забайкальского края осуществляет полномочия в области безопасности ГТС, в том числе: решает вопросы безопасности ГТС на территории Забайкальского края, за исключением вопросов безопасности ГТС, находящихся в муниципальной собственности; участвует в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности ГТС; разрабатывает и реализует региональные программы обеспечения безопасности ГТС, в том числе ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался; обеспечивает безопасность ГТС при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий; принимает решения об ограничении условий эксплуатации ГТС в случаях нарушений законодательства о безопасности ГТС; участвует в ликвидации последствий аварий ГТС; информирует население об угрозе возникновения аварий ГТС, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; обеспечивает безопасность ГТС, находящихся в собственности Забайкальского края, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территории Забайкальского края.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям Забайкальского Управления Ростехнадзора и ФГБУ «Росреестр», в собственности Забайкальского края находится - 5 ГТС, в том числе инженерные сооружения на р. Шилка в Шилкинском районе (кадастровый номер 75:24:000000:680, ограниченно работоспособное, требуется разработка декларации безопасности ГТС) и т.д.
До настоящего момента эксплуатирующая организация инженерных сооружений на р.Шилка в Шилкинском районе (далее - ГТС на р.Шилка) не определена, декларации безопасности на данное ГТС не разработана.
Таким образом, обязанность по обеспечению надлежащей эксплуатации ГТС на р. Шилка, безопасности и финансированию данных мероприятий в отношении указанного ГТС возложена на собственника - Забайкальский край в лице Министерства.
Как установлено судом, 09.04.2018г. с целью устранения выявленных нарушений Читинской природоохранной прокуратурой в Министерство природных ресурсов Забайкальского края было внесено представление об устранении нарушений закона.
В июне 2018 года, при проведении контрольной проверки установлено, что выявленные ранее нарушения не устранены.
Так, Министерство природных ресурсов Забайкальского края в отношении ГТС на р. Шилка, в нарушение требований ст. 8, 9, 10, 11, 17 Закона №117 не обеспечило: соблюдение обязательных требований при эксплуатации; техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; разработку критериев безопасности ГТС, а также правил их эксплуатации; систематический анализ причин снижения безопасности ГТС и своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведение регулярных обследований ГТС; создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесение в Регистр сведений о ГТС; не обеспечило подготовку декларации безопасности ГТС, получение разрешения на эксплуатацию ГТС, проведение экспертизы проектной документации ГТС.
Согласно ст.1 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закона №7) экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
В соответствии с ч.2 ст.57 Закона №7 защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Согласно разделу 4 СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №623, постоянные ГТС в зависимости от их назначения подразделяются на основные и второстепенные; к основным следует относить ГТС, повреждение или разрушение которых приводит к нарушению или прекращению нормальной работы электростанций; прекращению или уменьшению подачи воды для водоснабжения и орошения; затоплению и подтоплению защищаемой территории; прекращению или сокращению судоходства и т.д.; к второстепенным следует относить ГТС, разрушение или повреждение которых не влечет за собой указанных последствий.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 № 986 «О классификации гидротехнических сооружений», СНиП 33-01-2003, ГТС в зависимости от возможных последствий гидродинамических аварий подразделяются на 4 класса.
Так, например, к 1 классу относятся те ГТС, при аварии которых могут пострадать более 3 тыс. человек, у более 20 тыс. чел. могут быть нарушены условия жизнедеятельности, размер возможного материального ущерба без убытков владельцев ГТС составит более 5000 млн. рублей. К 4 классу относятся ГТС, авария которых не повлечет причинение вреда жизни, здоровью людей, нарушения условий их жизнедеятельности, при этом размер возможного материального ущерба без учета убытков владельца ГТС составит до 100 млн. рублей. Чрезвычайная ситуация, возникшая в результате аварии ГТС, распространяется в пределах территории нескольких субъектов, одного субъекта Федерации, одного муниципального образования либо одного хозяйствующего субъекта.
Таким образом, законодательно установлено, что эксплуатация ГТС любого класса может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Суд соглашается с мнением прокурора и полагает, что не исполнение Министерством природных ресурсов Забайкальского края своих обязанностей по обеспечению безопасности ГТС создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, и как следствие - опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.
На основании изложенного, Министерство нарушает права неопределенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст.42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ №7.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства является: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Проанализировав представленные прокурором доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об их обоснованности, при этом учитывает, что каких либо возражений по требованиям, а также доказательств устранения выявленных нарушений на дату рассмотрения дела административным ответчиком не предоставлено.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Читинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Забайкальского края в части соблюдения обязательных требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту; разработки критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации; систематического анализа причин снижения безопасности ГТС и своевременного осуществления разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведения регулярных обследований ГТС; создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесения в Регистр сведений о ГТС; составления и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности ГТС; получения разрешение на эксплуатацию ГТС; проведения экспертизы проектной документации ГТС в отношении инженерного сооружения на р. Шилка в Шилкинском районе (кадастровый номер 75:24:000000:680).
В срок до 31.12.2019 года обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края обеспечить соблюдения обязательных требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту ГТС; разработку критериев безопасности ГТС, а также правил его эксплуатации; систематический анализ причин снижения безопасности ГТС и своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; проведение регулярных обследований ГТС; создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС; внесения в Регистр сведений о ГТС; составление и представление в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности ГТС; получение разрешения на эксплуатацию ГТС; проведение экспертизы проектной документации ГТС в отношении инженерного сооружения на р. Шилка в Шилкинском районе (кадастровый номер 75:24:000000:680).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в срок, не превышающий тридцати дней с момента его изготовления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Шилкинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 21 января 2019 года.
Судья И.П. Сатина
Решение не вступило в законную силу
Подлинник документа подшит в материалы гражданского дела № 2а-214/2019 Шилкинского районного суда Забайкальского края.