ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1462 от 20.12.2017 Железнодорожного районного суда г. Читы (Забайкальский край)

№ 2а-1462

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чита 20 декабря 2017 года

Железнодорожный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Ковалевской В.В.,

с участием представителя административного истца Министерства природных ресурсов Забайкальского края по доверенности ФИО1,

представителя административного ответчика Контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» по доверенности ФИО2,

при секретаре Вырупаевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску Министерства природных ресурсов Забайкальского края к Контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита», Администрации городского округа «Город Чита» о признании незаконным предписания,

установил:

Министерство природных ресурсов Забайкальского края в лице представителя по доверенности ФИО1 обратилось в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что 24 ноября 2017 года в адрес Министерства природных ресурсов Забайкальского края поступило предписание Контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» ... от 24 ноября 2017 года об устранении нарушения п. 4.1.1 Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», принятых Решением Думы городского округа от 19 октября 2017 года № ..., и организации мероприятий по очистке территории от бытового и прочего мусора на земельном участке государственная собственность на который не разграничена по адресу: <...> (с привязкой к дому ... в срок до 24 декабря 2017 года; о выполнении предписания необходимо сообщить в срок до 24 декабря 2017 года. По мнению административного истца, указанное предписание является незаконным и необоснованным, поскольку порядок его вынесения нарушен (распоряжение или приказ о проведении проверки не издавались, до Министерства природных ресурсов Забайкальского края сведения о проводимой проверке не доводились), предписание является неисполнимым (в предписании нет данных, позволяющих однозначно и достоверно установить земельный участок, мероприятия по очистке которого необходимо организовать; отсутствуют сведения о размерах, площади, точных границах земельного участка); Министерство природных ресурсов Забайкальского края не осуществляет каких-либо вещных прав, не имеет договора аренды в отношении земельного участка, мероприятия по очистке которого необходимо организовать, не имеет на данном участке каких-либо подведомственных зданий, сооружений и других объектов; Министерство природных ресурсов Забайкальского края не является производителем отходов, самовольное размещение которых явилось причиной возникновения несанкционированной свалки ТКО; в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2017 года № 503, Министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия; определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в, том числе, в области обращения с отходами; уборка территорий от несанкционированных свалок к полномочиям субъектов Российской Федерации, а, соответственно, к полномочиям Министерства в сфере обращения с отходами не отнесена. Полномочия субъектов Российской Федерации по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализуются путем заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, определяемыми на основании конкурсного отбора. Сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляются после проведения торгов. Деятельность регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Вместе с тем, Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды; необходимость регулярной очистки территории муниципальных образований от отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, предусматривающих комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории; обеспечение органами местного самоуправления соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Наличие несанкционированных свалок свидетельствует о несоблюдении органами местного самоуправления требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также ненадлежащего исполнения ими полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля, установленных статьей 72 Земельного кодекса РФ и контроля за исполнением Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита». Таким образом, Министерство природных ресурсов Забайкальского края является ненадлежащим субъектом оспариваемого предписания. На основании изложенного административный истец просил признать незаконным и отменить предписание Контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» № ... года, в соответствии с которым Министерству природных ресурсов Забайкальского края предписано в целях устранения нарушений п. 4.1.1 Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», принятых Решением Думы городского округа от ..., организовать мероприятия по очистке территории от бытового и прочего мусора на земельном участке государственная собственность на который не разграничена по адресу: ... в срок до 24 декабря 2017 года.

В судебном заседании представитель административного истца Министерства природных ресурсов Забайкальского края по доверенности ФИО1 поддержал административный иск.

Представитель административного ответчика Контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска.

Административный ответчик Администрация городского округа «Город Чита», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, заявлений, ходатайств не представил.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС) суд рассмотрел дело при данной явке.

Выслушав мнения представителей административного истца и административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела судом установлено, что 24 ноября 2017 года Контрольной инспекцией администрации городского округа «Город Чита» ... в адрес Министерства природных ресурсов Забайкальского края вынесено предписание об организации мероприятий по уборке от мусора и отходов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: ... в срок до 24 декабря 2017 года, включительно.

Из пояснений представителя административного ответчика Контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» по доверенности ФИО2 следует, что указанная в предписании формулировка наименования мероприятия – «Организовать мероприятия по уборке от мусора и отходов земельного участка» означает необходимость произвести уборку земельного участка от мусора и отходов.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами; установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля; установление порядка ведения регионального кадастра отходов; определение в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения; утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждение производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами; установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов; организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора); регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

В силу ст. 8.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Забайкальского края от 23.12.2009 N 327-ЗЗК "Об отходах производства и потребления" к полномочиям Правительства Забайкальского края в области обращения с отходами относятся: 1) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами; 2) разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; 3) участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Забайкальского края; 4) принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, контроль за их исполнением; 5) осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; 6) участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами; 7) обеспечение осуществления приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установления порядка ее представления и контроля; 8) установление порядка ведения регионального кадастра отходов; 9) определение в программах социально-экономического развития Забайкальского края прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения; 10) утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; 11) утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами; 12) утверждение производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами; 13) установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов; 14) организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; 15) утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора); 16) регулирование деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; 17) разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; 18) утверждение перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов; 19) иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и законами Забайкальского края.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Забайкальского края от 23.12.2009 N 327-ЗЗК "Об отходах производства и потребления" правительство Забайкальского края вправе передать осуществление отдельных полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, иным исполнительным органам государственной власти Забайкальского края, если это не противоречит федеральным законам и законам Забайкальского края.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 N 503 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края" Министерство природных ресурсов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в том числе в области обращения с отходами.

На основании вышеприведенных правовых норм Министерство природных ресурсов Забайкальского края является органом государственной власти, осуществляющим полномочия Забайкальского края в области обращения с отходами.

Из оспариваемого предписания следует, что Контрольной инспекцией администрации городского округа «Город Чита» на Министерство природных ресурсов Забайкальского края возложена обязанность очистить конкретный земельный участок от мусора и отходов, однако обязанность по уборке мусора и отходов не входит в круг полномочий Забайкальского края, а, следовательно, не возложена законом на Министерство природных ресурсов Забайкальского края, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что требования предписания не основаны на законе.

При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Министерства природных ресурсов Забайкальского края удовлетворить.

Признать незаконным предписание Контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» № 828 от 24 ноября 2017 года, которым на Министерство природных ресурсов Забайкальского края возложена обязанность в срок до 24 декабря 2017 года, включительно, организовать мероприятия по уборке от мусора и отходов земельного участка по адресу: ...

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Читы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Ковалевская

В окончательной форме решение принято 10 января 2018 года.