Дело № 2а-1463/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
председательствующего судьи Лысых Е.Н.,
при секретаре Сукач Е.В., с участием:
административного истца Трушина С.А.,
представителя истца Падерина Е.В.,
представителя ответчика Гетуновой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Трушина С.А. к Департаменту управления муниципальной собственности администрации города Томска о признании незаконным решения и понуждении к совершению действий,
установил:
Трушин С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту управления муниципальной собственности администрации города Томска о признании незаконным решения и понуждении к совершению действий, указав в обоснование заявленного иска, что ему принадлежит на праве собственности:
- Жилой дом, расположенный по адресу: , кадастровый номер: ;
- Нежилое строение (Литер А), расположенное по адресу: , реестровый № 60-450, дата регистрации 06.08.1996;
- Нежилое строение (Литер Б), расположенное по адресу: , реестровый № 60-451, дата регистрации 06.08.1996;
- Нежилое строение (Литер Г), расположенное по адресу: , реестровый № 60-453, дата регистрации 06.08.1996;
- Сооружение - ограждение, протяженность 278,8 кв. метров, расположенное по адресу: , строение 5, кадастровый номер: ;
Данные объекты расположены на земельном участке по адресу: , с кадастровым номером , площадью 2000 кв. метров, вид разрешенного использования: эксплуатация зданий и сооружений.
С целью приобретения в собственность в порядке ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации данного земельного участка 28.12.2017 Трушин обратился в адрес Департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска (далее - Департамент) с соответствующим заявлением, приложив к нему все необходимые документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития РФ от 12 января 2015 г. № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».
В соответствии с действующим законодательством истцом получен проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , в пункте 3.1 которого указана стоимость (выкупная цена) земельного участка в размере 1293030 рублей, равная 50 процентам ее кадастровой стоимости.
Считает, что предлагаемая выкупная цена земельного участка, равная 50 процентам его кадастровой стоимости, в размере 1 293 030 рублей, противоречит нормам установленным действующими нормативными актами муниципального образования «Город Томск», в частности подп.1 пункта 1 решения Думы Города Томска 24.12.2013 № 934 (ред. от 01.11.2016) «О порядке определения и оплаты цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Томск», при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» цена земельного участка устанавливается равной: на 2017 год – 5 %, на 2018 год - 10 % его кадастровой стоимости в случаях продажи земельных участков гражданам для эксплуатации жилых домов и (или) для эксплуатации объектов индивидуального жилищного строительств в том числе в случаях, когда в границах продаваемых земельных участков расположены помимо жилых домов и (или) объектов индивидуального жилищного строительства, гаражи иные объекты вспомогательного использования, предназначенные для обслуживания таки жилых домов и (или) объектов индивидуального жилищного строительства.
Полагает, что выкупная цена земельного участка должна быть равной 5 процентам от его кадастровой стоимости и составлять 129 303 рубля, ссылаясь на требования ст.ст. 27, 39.14, 39.15, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 19,22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 8 ст. 28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», просил суд:
Признать незаконным отказ Департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска в согласовании Трушина С.А. договора купли-продажи земельного участка по адресу: , с кадастровым номером , площадью 2000 кв. метров, вид разрешенного использования: эксплуатация зданий и сооружений, в редакции протокола разногласий по цене 129 303 рубля (равной 5 процентам от его кадастровой стоимости), выраженный в письме от 04.04.2018 № 4026.
Обязать Департамент управления муниципальной собственностью администрации города Томска устранить допущенное нарушение прав Трушина С.А. путем согласования и направления проекта договора купли-продажи земельного участка, местоположение которого: , с кадастровым номером , площадью 2000 кв. метров, вид разрешенного использования: эксплуатация зданий и сооружений, в редакции протокола разногласий по цене 129 303 рубля (равной 5 процентам от его кадастровой стоимости), в трех экземплярах в адрес Трушина С.А. в срок не более, чем тридцать дней с момента вступления в силу решения суда.
Явившись в судебное заседание, истец Трушин С.А. и его представитель Падерин Е.В., действующий на основании доверенности, имеющий высшее юридическое образование, поддержали заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Гетунова Т.Н., представившая сведения о высшем юридическом образовании, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленного истцом иска, указав в обоснование своих возражений доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Трушин С.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: (кадастровый номер: ), нежилого строения (Литер А), расположенного по адресу: , (реестровый № 60-450, дата регистрации 06.08.1996), нежилого строения (Литер Б), расположенного по адресу: (реестровый № 60-451, дата регистрации 06.08.1996), нежилого строения (Литер Г), расположенного по адресу: (реестровый № 60-453, дата регистрации 06.08.1996) и сооружения - ограждение, протяженностью 278,8 кв. метров, расположенного по адресу: (кадастровый номер: ).
С целью приобретения в собственность в порядке ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка (кадастровый номер , площадью 2000 кв. метров, вид разрешенного использования: эксплуатация зданий и сооружений), на котором расположены принадлежащие истцу объекты недвижимости по адресу: , 28.12.2017 Трушин С.А. обратился в адрес Департамента с заявлением, в котором просил предоставить в свою собственность земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: .
Как указал истец и не оспаривал представитель ответчика, проектом договора купли-продажи, представленного истцу ответчиком, предполагается стоимость (выкупная цена) земельного участка в размере 1293030 рублей, равная 50 процентам его кадастровой стоимости.
05.03.2018 г. Трушин С.А, обратился в Департамент с заявлением о согласовании стоимости земельного участка, равной 5% от его кадастровой стоимости, равной 129303 рублям, приложив к данному заявлению проект договора купли-продажи.
04.04.2018 г. в адрес Трушина С.А. Департаментом дан ответ, согласно которому, правовой режим земельного участка не предусматривает возможности возведения на нем жилого дома. А расположенные на земельном участке нежилые здания склада, гаража, имеют площади, превышающие площадь расположенного там же жилого дома. Нежилое строение площадью 96,8 кв.м. стоит на учете как магазин. Указывая на характеристики данных строений, позволяющие отнести их объектам капитального строительства, пригодным для самостоятельного гражданского оборота, Департамент отказал в предоставлении земельного участка на предложенных Трушиным С.А. условиях по цене, равной 5% от его кадастровой стоимости.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров (п. 6, 7).
Согласно подп. 1 пункта 1 решения Думы Города Томска 24.12.2013 № 934 (ред. от 01,11.2016) «О порядке определения и оплаты цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Томск», припродаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» цена земельного участка устанавливается равной: на 2017 год - 5%, на 2018 год - 10% от кадастровой стоимости в случаях продажи земельных участков гражданам для эксплуатации жилых домов и (или) для эксплуатации объектов индивидуального жилищного строительства, в том числе в случаях, когда в границах продаваемых земельных участков расположен, помимо жилых домов и (или) объектов индивидуального жилищного строительства, гаражи иные объекты вспомогательного использования, предназначенные для обслуживания таких жилых домов и (или) объектов индивидуального жилищного строительства.
Оспаривая отказ в предоставлении земельного участка по предложенной ответчиком цене, Трушин С.А. указал, что на испрашиваемом им земельном участке расположен жилой дом, а остальные строения, расположенные на данном участке, являются строениями, необходимыми для его обслуживания.
Оценив представленные стонами доказательства. Суд находит данный довод истца заслуживающим внимания.
О наличии на спорном земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: , жилого дома свидетельствует представленная истцом свидетельство о государственной регистрации права 70-АВ 501071 от 28.11.2013 г. и представленная ответчиком выписка из ЕГРП от 25.01.2018 г.
Помимо указанного жилого дома, имеющего общую площадь 182,9 кв.м., на земельном участке расположены: нежилое здание – магазин, площадью 96,8 кв.м., нежилое здание площадью 238,9 кв.м., нежилое здание площадью 254,2 кв.м., которые также находятся в собственности Трушина А.С.
Возражая против заявленного Трушиным А.С. иска в судебном заседании, а также отказывая в согласовании выкупной цены земельного участка, ответчик ссылался на то, что площадь вспомогательных строений, обслуживающих жилой дом, превышает площадь жилого дома.
Однако, рассматриваемые нормативные акты не содержат такого критерия для определения стоимости выкупной цены, как площадь вспомогательных строений. В этой связи с уд полагает данный довод ответчика не заслуживающим внимания.
Представленными истцом фотографиями подтверждено, что рассматриваемые нежилые строения используются Трушиным А.С. как гараж, склад, в том числе для хранения там грузового автомобиля, что очевидно свидетельствует о большой площади данного строения.
При этом, указание в выписке из ЕГРП о том, что нежилое здание площадью 96,8 кв.м. является магазином, не свидетельствует о том, что используется оно именно как магазин, а не в иной цели.
Данное здание очевидно не используется по указанному назначению, о чем свидетельствует представленный истцом фотоматериал, указано в пояснениях истца и его представителя, подтверждено сотрудниками Департамента, которыми осуществлялся осмотр испрашиваемого земельного участка, в ходе которого установлено, что указанные выше три объекта недвижимости используются Трушиным С.А. для хранения личных вещей.
Исходя из изложенного по мнению суда у Департамента отсутствовали основания для вывода о том, что находящиеся в границах продаваемого земельного участка объекты индивидуального жилищного строительства, гаражи иные объекты вспомогательного использования, не предназначены для обслуживания таких жилых домов и (или) объектов индивидуального жилищного строительства, а следовательно и для вывода в предоставлении испрашиваемого Трушиным земельного участка по адресу: , с кадастровым номером , площадью 2000 кв. метров в собственность по цене равной 50% процентам его кадастровой стоимости.
Таким образом, оспариваемый административным истцом отказ Департамента в подписании договора купли-продажи земельного участка по адресу: , с кадастровым номером , площадью 2000 кв. метров с учетом протокола разногласий по цене 129 303 рубля, равной 5 процентам от кадастровой стоимости, выраженный в письме от 04.04.2018 № 4026 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Трушина С.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
Исковые требования Трушина С.А. к Департаменту управления муниципальной собственности администрации города Томска о признании незаконным решения и понуждении к совершению действий удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска в согласовании Трушину С.А. договора купли-продажи земельного участка по адресу: , с кадастровым номером , площадью 2000 кв. метров, вид разрешенного использования: эксплуатация зданий и сооружений, в редакции протокола разногласий по цене 129 303 рубля (равной 5 процентам от его кадастровой стоимости).
Обязать Департамент управления муниципальной собственностью администрации города Томска устранить допущенное нарушение прав Трушину С.А. путем согласования и направления проекта договора купли-продажи земельного участка, местоположение которого: , с кадастровым номером , площадью 2000 кв. метров, вид разрешенного использования эксплуатация зданий и сооружений, в редакции протокола разногласий по цене 129 303 рубля (равной 5 процентам от его кадастровой стоимости), в трех экземплярах в адрес Трушина С.А. в срок не более чем тридцать дней с момента вступления в силу решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Н. Лысых