УИД 91RS0022-01-2020-001926-62
Дело № 2а-1468/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2020 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Стародуба П.И.,
при секретаре Майоровой Е.В.,
с участием представителей истца Ильинской Е.В., Душенчук Т.Б.,
представителя ответчика Котломина С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «Союз финансовой поддержки», Котломину Сергею Николаевичу, заинтересованные лица Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Крым, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым о ликвидации Кредитного потребительского кооператива, возложении обязанностей совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Центральный банк Российской Федерации в лице отделения по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с требованиями к Кредитному потребительскому кооперативу «Союз финансовой поддержки», Котломину Сергею Николаевичу о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Союз финансовой поддержки» (№; место нахождения: <адрес>), возложении на» Котломина С.Н. обязанность по ликвидации КПК «Союз финансовой поддержки», совершить действия, связанные с ликвидацией КПК «Союз финансовой поддержки», установив шестимесячный срок, в который процедура ликвидации должна быть завершена.
В обоснование требований указано, что Кредитный потребительский кооператив «Союз финансовой поддержки» является организацией, поднадзорной Отделению по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы, Кооператив является действующим юридическим лицом. 22.05.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись о добровольной ликвидации.
Анализируя сведения, содержащихся в государственном реестре кредитных потребительских кооперативов (далее - КПК), размещенном на официальном сайте Банка России, а также в реестрах КПК, являющихся членами саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов (далее - СРО КПК), размещенных на сайтах соответствующих саморегулируемых организаций, административным истцом было установлено, что Кредитный потребительский кооператив «Союз финансовой поддержки» (№) исключен из членов СРО 20.02.2020. Последний день для вступления в СРО – 20.05.2020.
В течение девяноста дней, следующих за днем прекращения своего членства в СРО, КПК «Союз финансовой поддержки» не вступил в члены иной СРО, тем самым нарушив требования части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ.
В целях контроля соблюдения КПК требований части 1 статьи 35 Федерального закона №190-ФЗ в адрес Саморегулируемых организаций, объединяющих КПК в сфере финансового рынка, истцом были направлены запросы об информировании Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации о членстве КПК «Союз финансовой поддержки» в саморегулируемой организации.
По результатам представленной информации установлено, что ранее Кооператив являлся членом Союза СРО «НОКК» (Протокол Совета № 14 от 02.07.2018) по 19.02.2020 (Протокол Совета № 8 от 19.02.2020).
20.02.2020 «Союз финансовой поддержки» исключен из членов Союза СРО «НОКК» (Письмо Союза СРО «НОКК» № 640/20 от 03.06.2020).
В соответствии с информационным письмом Министерства финансов Российской Федерации от 08.08.2011 «По вопросу вступления кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемую организацию», кредитные кооперативы, нарушающие требования статьи 35 Закона о кредитной кооперации, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного органа.
В связи с тем, что до настоящего времени добровольная ликвидация КПК не произведена, истец обратился в суд с указанным иском.
В судебном заседании представители административного истца исковые требования поддержали и просили его удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Административный ответчик Котломин С.Н. с иском не согласился, пояснив, что протоколом внеочередного общего собрания членов КПК «Союз финансовой Поддержки» №1 от 23 апреля 2020 года принято решение ликвидировать КПК, Котломн С.Н. назначен председателем ликвидационной комиссии, в настоящее время начата процедура ликвидации, в издании «Вестник государственной регистрации» за июнь 2020 года опубликовано объявление о ликвидации КПК и предъявлении требований кредиторов, процедура ликвидации должна быть окончена ориентировочно в сентябре 2020 года.
От представителей заинтересованных лиц межрайонной ИФНС № 4 России по Республике Крым и межрайонной ИФНС № 9 России по Республике Крым в адрес суда поступили пояснения с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав пояснения представителей истца, возражения ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие с положениями статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" лица, осуществляющие деятельность в качестве кредитных потребительских кооперативов признаются некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом, при этом Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
При этом в силу пункта 9.1 статьи 4, статей 76.1, 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры, устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.
На основании пункта 8 части 2 статьи 5 Федерального закона "О кредитной кооперации", Банк России, в том числе обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона "О кредитной кооперации" кредитный кооператив может быть ликвидирован - по решению общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков); - по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно пункта 4 части 3 статьи 1 Федерального закона "О кредитной кооперации" кредитный кооператив второго уровня - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно кредитные кооперативы.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона "О кредитной кооперации", кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:
1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);
2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);
3) создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).
В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона о кредитной кооперации кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
Судом установлено, что в соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), Кредитный потребительский кооператив «Союз финансовой поддержки», (№; место нахождения: <адрес>) является некредитной финансовой организацией, председатель правления Котломин Сергей Николаевич, является действующим юридическим лицом. Сведения о добровольной ликвидации либо исключении кооператива из ЕГРЮЛ отсутствуют.
В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, Кооператив является действующим юридическим лицом. 22.05.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись о его добровольной ликвидации.
Кредитный потребительский кооператив «Союз финансовой поддержки» является организацией, поднадзорной Отделению по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации.
Административным истцом был проведен анализ сведений, содержащихся в государственном КПК, размещенном на официальном сайте Банка России, а также в реестрах КПК, являющихся членами СРО КПК, размещенных на сайтах соответствующих саморегулируемых организаций, показал, что Кредитный потребительский кооператив «Союз финансовой поддержки» (№) исключен из членов СРО 20.02.2020. Последний день для вступления в СРО - 20.05.2020.
В течение девяноста дней, следующих за днем прекращения своего членства в СРО, КПК «Союз финансовой поддержки» не вступил в члены иной СРО, тем самым нарушив требования части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В целях контроля соблюдения КПК требований части 1 статьи 35 Федерального закона №190-ФЗ в адрес Саморегулируемых организаций, объединяющих КПК в сфере финансового рынка, административным истцом были направлены запросы об информировании Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации о членстве КПК «Союз финансовой поддержки» в саморегулируемой организации.
По результатам представленной информации установлено, что ранее Кооператив являлся членом Союза СРО «НОКК» (Протокол Совета № 14 от 02.07.2018) по 19.02.2020 (Протокол Совета № 8 от 19.02.2020).
20.02.2020 «Союз финансовой поддержки» исключен из членов Союза СРО «НОКК» (Письмо Союза СРО «НОКК» № 640/20 от 03.06.2020).
Из представленных сведений следует, что Кредитный потребительский кооператив «Союз финансовой поддержки» до настоящего времени не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, включенных в государственный реестр СРО, и отсутствует в списках исключенных членов СРО.
Таким образом, Кредитный потребительский кооператив «Союз финансовой поддержки» является действующим юридическим лицом, не исполнившим в установленный срок предусмотренную частью 3 статьи 35 Закона о кредитной кооперации обязанность по вступлению в СРО.
Согласно части 4 статьи 35 Закона о кредитной кооперации, кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в случае нарушения части 3 статьи 35 указанного закона.
За нарушения части 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ, в соответствии и. 8 ч. 2, п. 9 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 190-ФЗ Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива, в том числе, в следующих случаях:
неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок;
неоднократного нарушения кредитным кооперативом Федерального закона № 190-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
В соответствии с информационным письмом Министерства финансов Российской Федерации от 08.08.2011 "По вопросу вступления кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемую организацию", кредитные кооперативы, нарушающие требования статьи 35 Закона о кредитной кооперации, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного органа.
Неисполнение Кредитным потребительским кооперативом «Союз финансовой поддержки» требований ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 18.07.2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", является достаточным основанием для его ликвидации в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Анализ исследованных доказательств, приводит суд к выводу о том, что требования административного истца о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Союз финансовой поддержки» предъявлено в пределах полномочий, предоставленных Федеральным Законом от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", являются обоснованными, поскольку доказаны факты нарушения закона административным ответчиком, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
Ликвидация кредитного кооператива осуществляется по правилам, установленным ст. 10 Федерального закона "О кредитной кооперации", а также в соответствии с положениями части первой ГК РФ, регламентирующими ликвидацию юридического лица.
На основании п. п. 2 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О кредитной кооперации", Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 61 ГК РФ установлено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
С учетом того, что протоколом № 1 внеочередного общего собрания членов Кредитного потребительского кооператива «Союз Финансовой поддержки» принято решение о добровольной ликвидации Кооператива, с избранием ликвидационной комиссии – Котломина С.Н., который является лицом имеющим право без доверенности действовать от имени Кооператива, обязанность по ликвидации Кооператива должна быть возложена на руководителя ликвидационной комиссии.
Доводы ответчика Котломина С.Н. о начале добровольной ликвидации КПК, а также о том, что в сентябре 2020 года КПК будет ликвидирован не заслуживают внимания, поскольку судом установлены нарушения законодательства о кредитной кооперации, на дату рассмотрения дела судом, отсутствуют сведения о завершении процедуры добровольной ликвидации КПК.
Кроме того, законодательством Российской Федерации не установлены предельные сроки осуществления добровольной ликвидации кооператива, в связи с чем, завершение процедуры добровольной ликвидации КПК может занять значительный период времени, в течение которого кооператив обязан исполнять требования Закона о кредитной кооперации и выполнять требования Банка России, как надзорного органа.
Нахождение кооператива в процессе добровольной ликвидации не снимает с него обязанностей по исполнению требований Закона о кредитной кооперации.
Что касается установления срока для исполнения решения суда и осуществления административными ответчиками процедуры ликвидации КПК «Союз Финансовой поддержки», суд с учетом принятых в настоящее время мер по ликвидации, учитывая, что дополнительно необходимо принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, провести обязательную оценку рыночной стоимости имущества кооператива, составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, выплатить денежные средства кредиторам кооператива, составить и утвердить ликвидационный баланс, произвести другие предусмотренные законом действия, считает возможным установить шестимесячный срок для ликвидации кооператива, исчисляющийся с момента вступления решения суда в законную силу, что в свою очередь позволит осуществить контроль за процедурой ликвидации кооператива.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227, 175 - 180 КАС РФ, суд, -
Р Е Ш И Л :
Административные исковое заявление Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Республике Крым Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «Союз финансовой поддержки», Котломину Сергею Николаевичу – удовлетворить.
Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Союз финансовой поддержки» (№; место нахождения: <адрес>).
Возложить на руководителя ликвидационной комиссии Кредитного потребительского кооператива «Союз финансовой поддержки» Котломина Сергея Николаевича обязанность по ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Союз финансовой поддержки» с возложением обязанности совершить действия, связанные с ликвидацией Кредитного потребительского кооператива «Союз финансовой поддержки», установив шестимесячный срок, в который процедура ликвидации должна быть завершена.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Стародуб П.И.
Решение в окончательной форме изготовлено 31 июля 2020 года.
Председательствующий: Стародуб П.И.