ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1468/2016 от 24.06.2016 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июня 2016 года город Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,

при секретаре судебного заседания: Тимошенко С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1468/2016 по административному исковому заявлению МИФНС России №1 по ЯНАО к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, а также пени,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России по ЯНАО обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц.

В обоснование иска указано, что ФИО2 является собственником объектов подлежащих налогообложению. В соответствии со ст.ст. 23, 357, 400 НК РФ ответчик является налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц. Налоговым органом направлялись налоговые уведомления на уплату налога, а также требования об оплате налога, пени, сбора, штрафа на общую сумму пени 6907,42 рубля. Плательщику предложено погасить задолженность. Однако данные требования оставлены без исполнения, по настоящее время задолженность не погашена, пояснения налогоплательщика в адрес Инспекции не поступали. Просит взыскать с ответчика задолженность и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц в размере 6907,42 рубля, из них 780 рублей - сумма транспортного налога, 365,29 рублей - пени, 5653,35 рублей - сумма налога на имущество физических лиц, 108,78 рублей - пени.

Представитель административного истца МИФНС России по ЯНАО в судебном заседании участия не принимал, направил в адрес суда письменные пояснения на возражения административного ответчика.

Административный ответчик ФИО2, извещенная надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимала, просила об отложении судебного заседания. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон. ФИО2 в своих возражениях указала, что не согласна с предъявленным административным исковым заявлением, поскольку обязанность по уплате налога у физического лица возникает с момента получения налогового уведомления, которые ответчик ни разу не получала, ввиду направления их по недействительному адресу. Кроме того, в связи с изменением законодательства, возлагающего на налогоплательщиков обязанность сообщать в налоговый орган об объектах налогообложения, на которые не пришло налоговое уведомление, ответчик полагает, что налог подлежит исчислению с периода предоставлению ею в МИФНС сведений об объектах, то есть с 2015 года, а не за последние три календарных года, как исчисляет налоговая инспекция. Также ответчик указала, что пыталась урегулировать спор в досудебном порядке, и сообщила, что обязанности по уплате транспортного налога не имеется, поскольку автомобиль продан ею в 2011 году. Просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.

МИФНС России по ЯНАО в письменных пояснениях относительно возражений ответчика, направленных в суд, полагала, что в требования законодательства о направлении налогового уведомления соблюдены. Тот факт, что они направлены не по месту жительства ответчика не влечет правовых последствий для взыскания налога, так как налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма и законодателем не возложена обязанность на налоговую инспекцию подтверждать получение налогоплательщиком налогового уведомления. Кроме того, ст. 85 НК РФ обязанность по уведомлению налогового органа об изменении места жительства возложена на соответствующие регистрирующие органы.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании требований статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч.6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Пунктами 1 и 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (ч. 2 ст. 52 НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно ч. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Частью 4 ст. 52 НК РФ предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

МИФНС России по ЯНАО направлено налоговое уведомление о необходимости исполнить обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в размере 5537 рублей 11 копеек со сроком уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16), что подтверждается списком почтовых отправлений (л.д. 15). Согласно информации, полученной при отслеживании по номеру почтового идентификатора 45092473648295, указанного в названном списке почтовых отправлений и в самом налоговом уведомлении, налоговое уведомление отправлено ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, при этом направлено оно по адресу: <адрес> налогоплательщику не вручено (ДД.ММ.ГГГГ возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения). Как установлено в судебном заседании, адресом фактического проживания налогоплательщика с ДД.ММ.ГГГГ является <адрес>. Следовательно, уведомление направлено административному ответчику не по месту его жительства.

Частью 3 статьи 85 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Таким образом, законом не возложена обязанность на налогоплательщика представлять сведения в налоговый орган при изменении места жительства и направление налогового уведомления по неправильному адресу не может ставиться в вину налогоплательщику, как и не может считаться надлежащим способом уведомления о начисленном налоге, предусмотренного ч. 4 ст. 52 НК РФ, так как данной не предусмотрена возможность направления налогового уведомления по любому известному налоговому органу месту жительства налогоплательщика.

Кроме того, названное налоговое уведомление содержит в себе только расчет налога на имущество физических лиц. В материалах дела отсутствует налоговое уведомление о начисленном транспортном налоге, который также является предметом спора.

Исходя из этого, суд приходит к выводу к отсутствию у ФИО2 обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц до получения ответчиком налогового уведомления.

Согласно абз. 3, 4 ч. 2 ст. 52 НК РФ, введенного в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность.

В соответствии с п. 2.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

Административный ответчик исполнила требования п. 2.1 ст. 23 НК РФ, направив в налоговый орган в сентябре 2015 года сообщение о наличии объекта недвижимого имущества, подлежащего налогообложению. Данное обстоятельство не оспаривается административным истцом. Таким образом, исходя из положений приведенных норм, с учетом неполучения налогоплательщиком налоговых уведомлений, обязанность по уплате налога возникает у ФИО2 с 2015 года.

Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) определено, что пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Пеня уплачивается одновременно с уплатой налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 75 НК РФ).

В соответствии с требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО2 начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по налогу на имущество физических лиц в размере 365,29 рублей. При этом налогового уведомления о начислении транспортного налога в материалах дела не имеется, соответственно недопустимо начисление пени как меры воздействия за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.

Требование об уплате налога на сумму 5653,35 рублей и пени на сумму 108,78 рублей, заявленные в иске, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах начисление пени налоговым органом является необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск МИФНС России по ЯНАО к ФИО2 о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам суда <адрес> через Салехардский городской суд.

Председательствующий/подпись/

копия верна судья К.В. Лисиенков