ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1468/2016 от 25.05.2016 Воткинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-1468/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 мая 2016 года г. Воткинск

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Шешукова Д.А.,

при секретаре Третьяковой Н.А.

с участием административных истцов - Зориной И.В., Алексенковой А.А. представителя административных истцов – Урсеговой Е.В., представителя административного ответчика Администрации г. Воткинска - Модиной Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Зориной И.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Густенева А.А., Алексенковой А.А., действующей в интересах несовершеннолетнего Алексенкова С.А., к Администрации г. Воткинска о признании незаконным ордера на производство земляных работ №*** от <дата>,

у с т а н о в и л:

Зорина И.В. (далее – административный истец), действующая в интересах несовершеннолетнего Густенева С.А., и Алексенкова А.А. (далее – административный истец), действующая в интересах несовершеннолетнего Алексенкова С.А., обратились с административными исковыми заявлениями к Администрации г. Воткинска о признании незаконными действий Администрации г. Воткинска в лице Управления ЖКХ по выдаче разрешения на разрытие и ордера на производство земляных работ №*** от <дата>, мотивируя свои требования следующим.

Густенев С.А. является собственником 1/6 доли <*****> ранее проживал в указанной квартире. Густенев С.А. - <***> нуждается в ежедневных занятиях лечебной физкультурой. Алексенков С.А. проживает в <*****> на основании договора социального найма, является инвалидом с детства, нуждается в медицинской помощи. Проезд во двор <*****> ранее осуществлялся через проезжую часть придомовой территории <*****> В июне 2015 года на проезжей части придомовой территории <*****> была установлена детская площадка, которая препятствует проезду транспорта к дому <*****> Проехать во двор <*****> на автомобиле невозможно, ввиду того, что единственный проезд перекрыт, в том числе для автомобилей скорой помощи, что представляет опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних Густенева С.А., Алексенкова С.А. Административным истцам стало известно о том, что собственники квартир <*****> направили обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, согласно поступившим ответам детская площадка установлена незаконно. Административным истцам стало известно, что ордер на производство земляных работ по установке детской площадки был вынесен «задним числом». Действия Администрации г. Воткинска противоречат требованиям п. 2.8 СанПиН 2.1.2.2645-10, Правилам благоустройства города Воткинска, утвержденным Решением Воткинской городской Думы от <дата>№***, Порядку производства земляных работ на территории города Воткинска, утвержденному Постановлением Администрации города Воткинска от <дата>№***, нарушают права несовершеннолетних детей на свободу передвижения, охрану жизни и здоровья. В связи с изложенным административные истцы просили суд признать незаконными действия Администрации г. Воткинска в лице Управления ЖКХ по выдаче разрешения на разрытие и ордера на производство земляных работ №*** от <дата>.

На основании ст. 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) определением суда от <дата> административные дела объединены в одно производство.

В судебном заседании административные истцы на заявленных требованиях настаивали.

Зорина И.В. суду пояснила, что в доме по адресу: <*****> она проживает с самого детства. Старший ребенок, которому 11 лет, является инвалидом. Несмотря на то, что ребенок инвалид, он посещал школу, от домашнего обучения отказывался. В 2015 году около <*****> установили детскую площадку. Из-за этой площадки проехать к дому невозможно, из инвалидной коляски ребенок вываливается. В связи с указанными обстоятельствами семье пришлось переехать в другую квартиру по <*****>, которая находится на третьем этаже. В этой квартире нет никаких приспособлений для ребенка, все тренажеры остались в квартире по <*****>. Административному истцу приходится носить ребенка на руках и перейти на домашнее обучение. Около дома по <*****> имеется пешеходная дорожка, по которой необходимо проезжать, чтобы подъехать к дому. Скорая помощь отказывается ехать к дому, потому что подъехать нет возможности.

Алексенкова А.А. по делу пояснила, что пояснения Зориной И.В. поддерживает в полном объеме, также проживает по адресу: <*****>. У нее ребенок инвалид, который сам не ходит, не сидит, голову не держит, административный истец все время его носить на руках. Они часто пользуются услугами такси, скорой помощи, так как у ребенка бывают приступы эпилепсии. Но скорая помощь и такси отказываются приезжать, так как к дому подъехать нет возможности. Через гаражный кооператив зимой проезд чистится не всегда, только по решению собственников кооператива.

Представитель административных истцов суду пояснила, что во дворе <*****> была установлена детская площадка. Ранее по территории, прилегающей к дому №*** осуществлялся проезд автомобилей собственников домов <*****>, спецтехники, а после установки детской площадки проезд стал невозможен. Другие проезды к дому №*** по <*****> отсутствуют, так как с одной стороны к этому дому примыкает детская больница, проезд между домами №*** по уровню находится значительно выше, чем проезжая часть по <*****> к улице не обустроен, кроме того в центральной части между домами №*** установлены канализационные колодцы, которые также делают невозможным проезд между этими домами. Более того, плиты, которые находятся возле канализационных колодцев, частично разрушены, имеются отверстия в колодцах. Нет возможности проехать на личном транспорте, приходится вызвать такси или скорую помощь. Выдав ордер на разрытие и проведение земельных работ, Администрация г. Воткинска нарушила право административных истцов на свободу передвижения, а также на охрану жизни и здоровья граждан, в частности малолетних Алексенкова С.А. и Густенева С.А. Собственники дома неоднократно обращались в прокуратуру, полицию. Была проведена проверка, в результате которой было выявлено, что проезд со стороны <*****> неблагоустроен, имеет стихийный характер образования. Данный ответ был направлен в Администрацию г. Воткинска, чтобы был организован проезд по территории данных домов. Были обращения и в другие госорганы, на что был дан ответ, что детская площадка была построена без согласования с Администрацией г. Воткинска, без получения разрешающих документов. Установка детской площадки противоречит требованиям Правил благоустройства г. Воткинска, СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СНиП 2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений». Ордер получен незаконно, так как при его выдаче не были представлены все необходимые документы. Согласно ордеру, согласование происходило в августе 2015 года. При этом детская площадка была установлена еще в июне 2015 года. Согласование проводилось после того, как детская площадка была установлена, даже после того, как был выдан ордер. О существовании ордера на производство земляных работ административным истцам стало известно в феврале 2016 года, ордер на производство земляных работ они не получали. Также представитель административных истцов уточнила заявленные требования, просила суд признать ордер на производство земляных работ №*** от <дата> незаконным.

Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, суду пояснила, что права административных истцов не нарушены. Установка площадки у <*****> никак не связна с домом №*** по <*****> к дому №*** имеются стороны <*****> и со стороны <*****> за ЦТП. Кроме того, за домом имеется тротуар, и у <*****> можно проехать к дому №*** подъезд ничем не загорожен. По поводу того, что в зимний период времени граждане не могут подъехать к своим домам, в Администрацию г. Воткинска никто не обращался. Ордер был выдан законно на основании протокола общего собрания собственников от <дата>. Все организации, которые планируют производство земляных работ, связанных со строительством, реконструкцией и ремонтом объектов, обязаны до начала календарного года подать заявку в Управление ЖКХ Администрации г. Воткинска, в которой необходимо указать место земляных работ и объем земляных работ. На основании этих заявок составляется график на следующий год, но, так как установка этих малых конструкций не относится к строительству, реконструкции и ремонту этих объектов, то и заявка не составлялась, и в график никого не включали. Ордер был составлен на основании только протокола общего собрания собственников. Факт того, что при проезде между домами №*** приходится пресекать пешеходную дорожку, административным ответчиком не оспаривается. С ГИБДДД ордер не согласовывался.

Заинтересованное лицо - ООО «Дом-Сервис», надлежащим образом извещенное о дате и времени рассмотрения гражданского дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.

Административное дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке, предусмотренном ст. 150 КАС РФ.

Свидетель В*** по делу пояснила, что является старшей по дому №*** по <*****> дворе <*****> в июне 2015 года была установлена детская площадка. Около <*****> всегда была дорога, по которой все ходили и ездили. После того, как была установлена детская площадка, такой возможности не стало, и жители стали обращаться в государственные органы, на что поступили ответы об установке площадки без разрешения Администрации г. Воткинска. Проезд в настоящее время осуществляется между домами 37 и 35, где имеется тротуар, который необходимо пересекать.

Свидетель П*** по делу пояснил, что проживает в <*****> площадку установили около <*****> летом 2015 года. Общего собрания по поводу установки площадки не проводилось. До установки детской площадки проезд осуществлялся через двор, где она сейчас находится. В настоящее время проезд осуществляется со стороны <*****> через пешеходную дорожку. В зимний период времени не всегда удается там заехать, так как там имеется уступ. Кроме того, зимой снег не чистится. Летом также проезд осуществляется через гаражный кооператив, если там не стоят машины.

Суд, выслушав административных истцов и их представителя, представителя административного ответчика, свидетелей, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Густенев С.А. является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <*****> Зорина И.В. является его матерью. В соответствии со справкой МСЭ-2011 №*** Густенев С.А. является инвалидом.

Алексенков С.А. является членом семьи нанимателя жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <*****> Алексенкова А.А. является его матерью. В соответствии со справкой МСЭ-2013 №*** Алексенков С.А. является инвалидом.

В соответствии с протоколом очного собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <*****> от <дата> собственниками помещений указанного дома принято решение установить на придомовой территории детскую площадку из 3-х предметов.

На основании указанного протокола Администрацией г. Воткинска <дата> ООО «Дом-Сервис», осуществляющему управление домом №*** по <*****>, выдан ордер №*** на производство работ по установке детской площадки по <*****>. Срок производства работ с <дата> по <дата>.

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, подтверждаются представленными письменными доказательствами и сторонами по делу не оспариваются.

В соответствии с п. 19. ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения

Во исполнение указанного требования Решением Воткинской городской Думы от <дата>№*** утверждены Правила благоустройства территории города Воткинска (далее - Правила благоустройства территории города Воткинска).

В соответствии с п. 3.2. Правил благоустройства территории города Воткинска конструктивные элементы детских игровых площадок должны соответствовать ГОСТ Р 52301-2004 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации», иметь паспорта и сертификаты. Конструкции устанавливаются заинтересованными хозяйствующими субъектами на основании оформленного ордера на производство земляных работ.

Порядок производства земляных работ, в том числе выдача ордера на производство земляных работ установлен гл. 5 Правил благоустройства территории города Воткинска. Форма ордера указана в приложении № 1 Правил благоустройства территории города Воткинска.

В силу ч. 2 и ч. 3 ст. 17 Правил благоустройства территории города Воткинска проектирование и производство всех видов земляных работ должно осуществляться с соблюдением требований действующих СНиП, а также требований по организации безопасности дорожного движения. При производстве земляных работ, строительстве и ремонте инженерных сетей и коммуникаций следует выполнять требования соответствующих СНиП, учитывая специфику возведения и эксплуатации этих сооружений.

Согласно ч.1-4 ст. 19 Правил благоустройства территории города Воткинска хозяйствующие субъекты осуществляют строительство, связанное с производством земляных работ, на основании разрешения, оформленного в установленном порядке, и ордера на производство работ. Ремонт инженерных сетей и сооружений, связанный с производством земляных работ, на территории города осуществляется на основании ордера на производство земляных работ. Форма ордера на производство земляных работ приведена в приложении 1 к настоящим Правилам. Выдачу листа согласования со службами и ордера на производство земляных работ осуществляет организация, уполномоченная Администрацией города Воткинска, на безвозмездной основе. Службы города, организации, включенные в лист согласования, обязаны согласовать производство земляных работ без взимания платы.

Для получения ордера на производство земляных работ необходимо предоставить следующие документы и материалы:

- лист согласования со службами города и балансодержателями сетей, расположенных в зоне производства земляных работ;

- копию разрешения Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Воткинска на новое строительство сетей, сооружений, установку рекламных и других конструкций;

- проектную документацию, согласованную и утвержденную в установленном порядке;

- приказы о назначении ответственного лица за производство работ;

- график проведения работ с указанием видов работ, начала и окончания выполнения работ;

- схему движения транспорта и пешеходов в случае закрытия или ограничения движения на период производства работ, согласованную с заинтересованными организациями;

- обязательство (договор, контракт, соглашение и т.п.) специализированных организаций по восстановлению дорожных покрытий, газонов, элементов благоустройства.

В судебном заседании установлено и представителем ответчика не оспаривается то обстоятельство, что ордер на производство земляных работ №*** от <дата> выдан Администрацией г. Воткинска выдан на основании протокола общего собрания собственников <*****>.

При этом, при получении ордера ООО «Дом-Сервис» не предоставило в Администрацию г. Воткинска проектную документацию, согласованную и утвержденную в установленном порядке; приказы о назначении ответственного лица за производство работ; график проведения работ с указанием видов работ, начала и окончания выполнения работ.

Более того, ст. 19 Правил благоустройства территории города Воткинска прямо предусматривает предоставление листа согласования со службами города и балансодержателями сетей, расположенных в зоне производства земляных работ для получения ордера на производство земляных работ.

Изучением ордера на производство земляных работ №*** от <дата> установлено, что согласование службами города и балансодержателями сетей осуществлялось после выдачи ордера, т.е. после <дата>.

Указанное свидетельствует о нарушении установленного Правилами благоустройства территории города Воткинска порядка выдачи ордера на производство земляных работ №*** от <дата>.

В соответствии с п. 11 ч. 5 ст. 20 Правил благоустройства территории города Воткинска при производстве земляных работ запрещается загромождать проходы и въезды во дворы, нарушать нормальный проезд автотранспорта и проход пешеходов.

В судебном заседании подтверждено, что установка указанной детской площадки во дворе <*****> препятствует доступу к дому №*** по <*****> по ранее существующему проезду через двор <*****>, в настоящее время используется проезд между домами №*** со стороны <*****>, с перечением пешеходной дорожки вдоль <*****>. В летнее время используется проезд по территории гаражного кооператива, расположенного севернее <*****>.

Данное обстоятельство установлено, в том числе в ходе выездного судебного заседания <дата>, подтверждается объяснениями административных истцов, их представителя, показаниями свидетелей П***В***, представленной суду схемой, фотографиями, а также письмом заместителя начальника ОГИБДД ГУ «Межмуниципальный отдел МВД России «Воткинский» от <дата>№***, доказательств обратного представителем административного ответчика не представлено.

Административный истец Алексенкова А.А. и свидетель П*** пояснили суду, что уборка снега в зимнее время в проездах между домами №*** по <*****>, а также на территории гаражного кооператива осуществляется ненадлежащим образом, что препятствует проезду к дому административных истцов. В обоснование своих доводов суду представлены фотографии проезда в зимнее время, представителем ответчика указанное обстоятельство не оспорено.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что выдача ордера на производство земляных работ №*** от <дата>, на основании которого установлена детская площадка у <*****>, препятствует проезду к дому №*** по <*****>

В силу п.1 ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

Согласно п. 2 Приложения 1 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5 - 8 м для зданий до 10 этажей включ. и 8 - 10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

Кроме того, в силу п. 9.9 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее – Правила дорожного движения) запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Установка детской площадки на основании ордера на производство земляных работ №*** от <дата>, в результате которой не обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей дому №*** по <*****>, а существующий проезд проходит через пешеходную дорожку, противоречит требованиям СНиП и Правил дорожного движения, что является прямым нарушением ч. 2 ст. 17 Правил благоустройства территории города Воткинска.

Существующий проезд по территории гаражного кооператива не обеспечивает доступ к дому №*** по <*****>, нарушает права членов кооператива, со слов административных истцов в зимнее время указанный проезд использовать невозможно.

Не обеспечение проезда к дому №*** по <*****> нарушает конституционные права административных истцов и их несовершеннолетних детей на охрану здоровья (ст. 7 Конституции Российской Федерации), свободу передвижения (ст. 27 Конституции Российской Федерации), на медицинскую помощь (ст. 41 Конституции Российской Федерации).

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В судебном заседании установлено, что ордер на производство земляных работ №*** выдан Администрацией г. Воткинска с нарушением Правил благоустройства территории города Воткинска, Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Правил дорожного движения, а также нарушает конституционные права административных истцов и их несовершеннолетних детей.

В связи с изложенным ордер на производство земляных работ №***, выданный Администрацией г. Воткинска <дата>, является незаконным, требования административных истцов подлежат удовлетворению в полном объеме.

С учетом утверждения истцов о том, что о наличии ордера на производство земляных работ им стало известно в феврале 2016 года, административные исковые заявления направлены в суд <дата> (отметки на конвертах), ответчиком доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, суду не представлено, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок для судебной защиты своих прав административными истцами не пропущен.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Зориной И.В. действующей в интересах несовершеннолетнего Густенева С.А. Алексенковой А.А., действующей в интересах несовершеннолетнего Алексенкова С.А., к Администрации г. Воткинска удовлетворить.

Признать ордер на производство земляных работ №*** от <дата> незаконным.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

В окончательной форме решение изготовлено <дата>.

Судья Д.А. Шешуков