Дело № 2а-76/2021 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Елизово Камчатского края |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретаре судебного заседания Степаненко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-76/2021 по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю к Брянской ИО1 о взыскании задолженности по пене,
установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю (далее по тексту Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1, в котором просила о взыскании с административного ответчика задолженности по пене по транспортному налогу в общем размере 641 рубля 90 копеек (л.д. 3-6).
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что ответчик, являясь собственником транспортного средства, уплатила транспортный налог за 2018 год в размере 42 000 рублей с нарушением установленного законом срока только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ФИО1, была начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанном размере, которую та, несмотря на направленные ей налоговое уведомление и требование, не уплатила до настоящего момента.
В связи с реорганизацией Инспекции путем присоединения к управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее по тексту Управление) с ДД.ММ.ГГГГ административный истец был заменён на правопреемника, о чем вынесено отдельное определение (л.д. 88).
В судебное заседание Управление своего представителя не направило, поскольку просило о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 108, 111).
Административный ответчик ФИО1, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила и об отложении слушания дела не просила (л.д. 107).
На основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) судебное заседание было проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив административный иск, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) определено, что транспортный налог (далее налог) устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Камчатского края транспортный налог установлен и введен в действие Законом Камчатского края от 22 ноября 2007 года № 689 «О транспортном налоге в Камчатском крае», статьей 4 которого установлены налоговые ставки в зависимости от мощности транспортного средства.
В силу части 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в бюджет по месту нахождения транспортных средств в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Местом нахождения имущества для транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 1.1 настоящего пункта, является место жительства (место пребывания) физического лица, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство (подпункт 2 пункта 5 статьи 83 НК РФ).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 и 4 статьи 52 НК РФ определено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4 статьи 69 НК РФ).
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 НК РФ).
В силу пункта 2 статьи 45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Статьей 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
В соответствии со статьей 48 НК РФ в редакции, действовавшей на день подачи административного иска, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ИНН №, зарегистрированная по месту жительства по адресу: <адрес>, в 2018 году являлась лицом, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации было зарегистрировано транспортное средство «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, мощностью 280 л.с. (л.д. 8, 9).
В связи с этим ФИО1 был начислен к уплате в бюджет Камчатского края транспортный налог за 2018 год в размере 42 000 рублей, а ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией ей было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ на его уплату в срок до ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует список заказных писем № (л.д. 11, 12).
По причине неуплаты административным ответчиком транспортного налога за 2018 год в вышеуказанный срок ей ДД.ММ.ГГГГ было направлено заказным письмом требование от ДД.ММ.ГГГГ№ об уплате налога и пени начисленной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 641 рубля 90 копеек в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16, 17).
Данное требование Инспекции административным ответчиком также исполнено не было, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности, как по транспортному налогу за 2018 год, так и начисленной в связи с его неуплатой пени (л.д. 1-3 дела №).
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика вышеуказанной задолженности (л.д. 17 дела №).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к мировому судье с заявлением об отмене судебного приказа, представив ему копию чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ об уплате 42 650 рублей (л.д. 20 дела №).
ДД.ММ.ГГГГ мировой судья вынес определение об отмене судебного приказа (л.д. 21 дела №).
Зачтя в счет уплаты транспортного налога за 2018 год 42 000 рублей, из произведенного ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком платежа, оставшиеся 650 рублей налоговый орган направил не на погашение пени по транспортному налогу за 2018 год, а на погашение имевшейся у ответчика иной задолженности по пене в размере более 8 000 рублей за иные налоговые периоды, что следует из сообщения Управления от ДД.ММ.ГГГГ исх. № (л.д. 63, 64).
Поскольку пеня по транспортному налогу за 2018 года осталась непогашенной Инспекция ДД.ММ.ГГГГ обратилась с вышеуказанным административным исковым заявлением к административному ответчику в районный суд (л.д. 20).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в счет погашения предъявленных ей административных исковых требований уплатила по указанным Инспекцией реквизитам 1 000 рублей, которые налоговым органом были, как указывает административный истец, в автоматическом режиме направлены на погашение задолженности административного ответчика по пене, образовавшейся в 2015-2016 годах, поскольку ФИО1 при уплате задолженности не указала в счет каких платежей она вносит денежные средства (л.д. 33, 63, 64, 93, 94).
Между тем Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих направление денежных средств, поступающих от физических лиц, в автоматическом режиме на погашение имеющихся у них долгов.
Согласно пункту 5 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи, в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Таким образом, налоговым законодательством предусмотрен самостоятельный зачет налоговым органом излишне уплаченных сумм в счет погашения недоимки налогоплательщика по иным налогам либо задолженности по пеням только на основании соответствующего решения налогового органа и только не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.
Однако административным истцом решение о зачете суммы в размере 1 000 рублей, уплаченной ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, в счет задолженности административного ответчика по пене, образовавшейся в 2015-2016 годах, суду не представлено.
Более того, в соответствии с налоговым законодательством у налогового органа отсутствовало право на самостоятельное направление оплаченной ДД.ММ.ГГГГ суммы в счет задолженности административного ответчика по пене, образовавшейся в 2015-2016 годах, так как на ДД.ММ.ГГГГ прошло более три года со дня ее образования.
При таких обстоятельствах требование административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по пене за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по транспортному налогу за 2018 год в общем размере 641 рубля 90 копеек удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд,
решил:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований о взыскании с Брянской ИО1, ИНН №, зарегистрированной по месту жительства по адресу: 684036<адрес>, задолженности по пене за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по транспортному налогу за 2018 год в общем размере 641 рубля 90 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 18 марта 2021 года.
Председательствующий | Д.П. Федорцов |