ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-146/2-2018 от 16.05.2018 Красногорского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-146/2-2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2018 года с. Гордеевка

Красногорский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Фединой Л.Н.,

при секретаре Липовой Н.В.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Гордеевского района Брянской области Кузнецова М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Гордеевского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ к администрации Творишинского сельского поселения Гордеевского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Гордеевского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Гордеевского района в рамках исполнения задания прокуратуры Брянской области в истекшем периоде в 2018 году была проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства на территории Гордеевского района Брянской области. В ходе проведенной проверки было установлено, что администрацией Творишинского сельского поселения Гордеевского муниципального района Брянской области в нарушение Федерального закона от 21.07.2014 года № 209 - ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в государстве6нную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства не внесена информация, являющаяся обязательной для размещения. Согласно требованиям части 16 ст. 7 Федерального закона о ГИС ЖКХ органы местного самоуправления размещают в системе информацию о наделенных полномочиями на размещение информации в системе должностных лицах органов местного самоуправления, в том числе органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля;информацию о способе управления многоквартирным домом, информацию о способе формирования фонда капитального ремонта в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта в отношении такого дома или выбранный способ не был реализован, с указанием реквизитов соответствующего решения органа местного самоуправления, информацию о наделенных полномочиями на размещение информации в системе должностных лицах органов местного самоуправления, в том числе органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля;информацию об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние; информация об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; информация о нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства с указанием их реквизитов, а также муниципальные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства; производственные и инвестиционные программы лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, а также результаты их исполнения; информация о разработанных муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, такие программы и отчеты об их реализации; документы, подтверждающие соответствие многоквартирных домов и жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов; информация о ценах, тарифах, установленных на предоставляемые коммунальные услуги; информация о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и о результатах их рассмотрения. В ходе проведения проверки установлено, что указанные сведения в систему не внесены. В целях устранения выявленных нарушений и.о. прокурора Гордеевского района в адрес администрации было вынесено представление об устранении нарушений в сфере жилищно- коммунального хозяйства. Однако, выявленные нарушения устранены не были. Гордеевское и Мирнинское сельские поселения совместно с Фондом капитального ремонта Брянской области разработали и утвердили краткосрочные (2017-2019 гг.) планы реализации региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Брянской области» (2014-2043 гг.) на территории названных поселений (далее - краткосрочный план).Фонд капитального ремонта Брянской области обеспечил размещение указанных данных в системе, однако, в ходе прокурорской проверки было установлено, что должностные лица органов местного самоуправления не знают о данной обязанности.Отсутствие организации взаимодействия органов местного самоуправления с территориальным фондом капитального ремонта может явиться причиной нарушения прав неопределенного круга лиц, а именно: собственников и лиц, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов, которые по своему техническому состоянию либо по другим параметрам должны быть обеспечены своевременным и надлежащего качества ремонтом. Указанные нарушения создают объективные предпосылки для нарушения Конституционного права неопределенного круга лиц на получение любой общедоступной информации, представленной в любых формах и взятой из любых источников, если это не противоречит действующего законодательству, названные права граждан закреплены и в Федеральном Законе от 27.07.2006 года № 149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В связи с чем прокурор Гордеевского района просит признать незаконным бездействие администрации Творишинского сельского поселения Гордеевского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по занесению обязательных для размещения сведений органом местного самоуправления в государстве6нную информационную систему жилищно- коммунального хозяйства и обязать внести указанные в исковом заявлении сведения в государственную информационную систему жилищно- коммунального хозяйства в полном объеме в срок до 31.12. 2018 года.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Гордеевского района Брянской области Кузнецов М.И. поддержал заявленные административные исковые требования, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика - администрации Творишинского сельского поселения Гордеевского муниципального района Брянской области в судебное заседание не явился. От главы администрации Творишинского сельского поселения Гордеевского муниципального района Брянской области Ляхова О.В. поступило заявление о рассмотрении дела без их участия, заявленные требования признают в полном объеме и обязуются их исполнить до 31.12.2018 года.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Прокуратурой Гордеевского района в рамках исполнения задания прокуратуры Брянской области в истекшем периоде 2018 года проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) на территории Гордеевского района Брянской области.

Частью 1 статьи 4 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Вместе с тем, права, обязанности, их осуществление, функционирование и правовое регулирование, а также перечень и виды субъектов правоотношений, установлены и регулируются Федеральным Законом от 21.07.2014 года № 209 - ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Статьей 6 ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» установлены виды информации, являющейся обязательной для размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система).

Согласно требованиям части 16 статьи 7 Федерального Закона о ГИС ЖКХ, органы местного самоуправления размещают в системе информацию о наделенных полномочиями на размещение информации в системе должностных лицах органов местного самоуправления, в том числе органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля; информацию, предусмотренную пунктами 6,7,9,11,13,14,28,40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона; информацию о способе управления многоквартирным домом, а также информацию, предусмотренную пунктом 30 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления многоквартирным домом; информацию о способе формирования фонда капитального ремонта в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта в отношении такого дома или выбранный способ не был реализован, с указанием реквизитов соответствующего решения органа местного самоуправления.

Так, одними из видов информации, подлежащей обязательному размещению в системе, являются: информация о наделенных полномочиями на размещение информации в системе должностных лицах органов местного самоуправления, в том числе органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля; информация об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние; информация об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома; информация о нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства с указанием их реквизитов, а также муниципальные программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства; производственные и инвестиционные программы лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, а также результаты их исполнения; информация о разработанных муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, такие программы и отчеты об их реализации; документы, подтверждающие соответствие многоквартирных домов и жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов; информация о ценах, тарифах, установленных на предоставляемые коммунальные услуги; информация о поступивших обращениях по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и о результатах их рассмотрения.

Обязанность по занесению установленных Законом сведений в систему возложена на каждое сельское поселение отдельно и осуществляется им самостоятельно, никаких дополнительных соглашений о передаче обязанности по заполнению данных из поселения в район не заключалось.

В ходе проведения прокурорской проверки было установлено, что указанные выше сведения администрацией Творишинского сельского поселения Гордеевского муниципального района Брянской области не внесены в систему, хотя, согласно требованиями действующего законодательства, являются обязательными для занесения органами местного самоуправления.

В целях устранения выявленных нарушений и.о прокурора Гордеевского района 20.02.2018 года в адрес администрации Творишинского сельского поселения Гордеевского муниципального района было внесено представление об устранении нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Однако, в настоящее время выявленные ранее нарушения не устранены, сведения, обязательные для размещения в системе органами местного самоуправления в информационной базе отсутствуют, соответственно, обязанность органов местного самоуправления, возложенная на них требованиями действующего законодательства, не исполнена, попыток для обеспечения исполнения требований действующего законодательства, которые являются обязательными для соблюдения на территории Российской Федерации, принято не было, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей должностными лицами администрации Творишинского сельского поселения Гордеевского муниципального района Брянской области.

Судом установлено, что Гордеевское и Мирнинское сельские поселения совместно с Фондом капитального ремонта Брянской области разработали и утвердили краткосрочные (2017-2019 гг.) планы реализации региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Брянской области» (2014-2043 гг.) на территории названных поселений (далее - краткосрочный план).

В силу действия части 8 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), региональная программа капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта подлежат размещению в системе органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвердившими программу или соответствующий краткосрочный план.

Фонд капитального ремонта Брянской области обеспечил размещение указанных данных в системе, однако, в ходе прокурорской проверки было установлено, что должностные лица органов местного самоуправления не знают о данной обязанности, тем самым неумышленно способствуют совершению правонарушения.

Администрациями других поселений района соответствующих постановлений не принималось, планов не разрабатывалось в связи с отсутствием на территории остальных поселений района многоквартирных домов.

Отсутствие организации взаимодействия органов местного самоуправления с территориальным фондом капитального ремонта может явиться причиной нарушения прав неопределенного круга лиц, а именно: собственников и лиц, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов, которые по своему техническому состоянию либо по другим параметрам должны быть обеспечены своевременным и надлежащего качества ремонтом.

Согласно информации, полученной в ходе изучения информационного поля сети «Интернет», на территории Брянской области зарегистрировано 9538 многоквартирных домов, в Гордеевском районе 42 многоквартирных дома.

Количество многоквартирных домов, находящихся в исправном состоянии, составляет 79,29% от общего числа домов, а процент многоквартирных домов в отношении которых отсутствуют данные, равен 20,48.

Ввиду отсутствия данных в отношении отдельных многоквартирных домов, не представляется возможным провести анализ технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Брянской области.

Собственники домов, квартир, управляющие компании, фонды, организации, учреждения и граждане не имеют возможности ознакомиться с перечисленной выше информацией, хотя она является общедоступной и публичной, и предназначается для использования в работе и осуществлении деятельности в сфере капитального ремонта многоквартирных домов.

Указанные нарушения создают объективные предпосылки для нарушения конституционного права неопределенного круга лиц на получение любой общедоступной информации, представленной в любых формах и взятой из любых источников, если это не противоречит действующего законодательству, названные права граждан закреплены и в Федеральном Законе от 27.07.2006 года № 149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Таким образом, перечисленные нарушения действующего законодательства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответственными должностными лицами администрации Творишинского сельского поселения Гордеевского района Брянской области своих обязанностей.

Бездействие органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере является недопустимым, так как влечет за собой неоправданное нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц, вследствие чего заявленные требования прокурора Гордеевского района подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая то, что административным ответчикам для исполнения настоящего решения необходимо время, суд считает необходимым возложить на администрациюТворишинского сельского поселения Гордеевского муниципального района исполнить обязанность - внести сведения в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства в полном объеме в срок до 31 декабря 2018 года. Суд считает, что указанный срок для исполнения решения разумным и достаточным для исполнения требований прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Гордеевского района Брянской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ к администрации Творишинского сельского поселения Гордеевского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Творишинского сельского поселения Гордеевского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по занесению обязательных для размещения сведений органом местного самоуправления в государстве6нную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства.

Обязать администрацию Творишинского сельского поселения Гордеевского муниципального района Брянской области внести необходимые установленные законом сведения в сфере жилищно-коммунального хозяйства в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства в полном объеме в срок до 31.12.2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Брянский областной суд.

Судья Федина Л.Н.