Копия
Дело № 2а-146/2020
УИД: 44RS0024-01-2020-000306-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кологрив 10 ноября 2020 года
Кологривский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Караваевой Т.И.,
с участием заместителя прокурора Немова А.Н.
при секретаре Громовой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Кологривского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Костромской области о признании информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации,
установил:
Прокурор Кологривского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению Роскомнадзора по Костромской области с заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам:
https://www.youtube.com/watch?v=oTnak9RrbS0,
https://www.youtube.com/watch?v =QZffxN8IZQU,
https://www.youtube.com/watch?v=urbPQrg59HA,
запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Требования обоснованы тем, что прокуратурой Кологривского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о профилактике правонарушений несовершеннолетних, противодействии распространению информации о незаконном обороте наркотиков, в том числе о способах выведения из организма наркотических средств при прохождении тестирования, а также потребления никотинсодержащей продукции среди молодежи, осуществлен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе которого выявлено, что на вышеуказанных интернет-страницах размещена информация в виде видеороликов, содержащих информацию о незаконном обороте наркотиков, в том числе о способах выведения из организма наркотических средств при прохождении тестирования, а также потребления никотинсодержащей продукции (снюсов).
Со ссылкой на ст. 228 УК РФ, ст.ст. 6.8., 6.16.1, 6.23 КоАП РФ, ст. 20 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма,последствий потребления табака или потребления никотинсодержащейпродукции»,п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»,п. 1 ст. 10,п. 5 ст. 15,ст. 9,ст. 15.1,п. 2 ч. 5 ст. 15.1, Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,подп. «б» п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестрдоменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, указывает, что:
- сведения, размещенные на данном Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц, в том числе и несовершеннолетних, имеющих также доступ к данной информации, т.е. возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации, относительно способов выведения из организма наркотических средств при прохождении тестирования, допустимости приобретения наркотических средств, психотропных веществ и никотинсодержащей продукции, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий, тем самым побуждают к совершению правонарушений, способствует появлению у детей желание употребить наркотические средства, психотропные вещества и никотинсодержащуюпродукцию (снюсы), является информацией, запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, в том числе, среди детей, вследствие чего, доступ к ней следует ограничить, поскольку распространение указанной информации может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, что нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц;
- в целях ограничения доступа граждан к интернет-сайтам необходимо внести данные сайты в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»;
- одним из оснований для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года №228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
На момент проверки данные указатели страниц в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», отсутствуют.
Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
В судебном заседании заместитель прокурора Кологривского района Немов А.Н. требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик Управление Роскомнадзора по Костромской области, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, представив письменный отзыв, в котором указали, что на момент написания отзыва, указанные в иске интернет-ресурсы в Единый реестр не включены.
Привлеченная к участию в деле в соответствии с ч. 2 ст. 265.3 КАС РФ в качестве заинтересованного лица Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) о дате и времени судебного заседания извещена, заявлений, ходатайств в суд не направлено.
Привлечение собственников сайтов к участию в деле не представляется возможным, поскольку, как следует из информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Костромской области от 27.10.2020 года и в отзыве от 06.11.2020 года, Управление не обладает информацией о наименованиях и местах нахождения собственников сайтов.
Заместитель прокурора Кологривского района Немов А.Н. в судебном заседании пояснил, что проверкой собственников (правообладателей и администраторов) интернет-сайтов установить не представилось возможным.
Таким образом, лиц, подлежащих привлечению к участию в деле в качестве ответчиков, не установлено, сторонами сведений об их наименовании и месте нахождения в суд представлено не было.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Частью 3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона об информации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона об информации, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Как установлено п. 5 ст. 15 Закона об информации, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона об информации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства
Согласно п. 6 ст. 10 Закона об информации, запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 228 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконное
приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических
средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконное
приобретение, хранение, перевозку растений, содержащий наркотические
средства и психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
Административная ответственность за незаконный оборот наркотических
средств, психотропных веществ и их аналогов предусмотрена статьями 6.8., 6.16.1
КоАП РФ.
Статьей 6.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за
вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ
«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма,
последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей
продукции», запрещаются продажа табачной продукции или никотинсодержащей
продукции, кальянов несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение
детей в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей
продукции путем покупки для них либо передачи им табачной продукции,
табачных изделий или никотинсодержащей продукции, предложения либо
требования употребить табачную продукцию, табачные изделия или
никотинсодержащую продукцию любым способом.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей
сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена
уголовная или административная ответственность в указанной сфере фактически
является распространением запрещенной информации, распространение указанной информации может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, что нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Согласно п. 2 ч.2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с ч.2 ст. 5 настоящего Федерального закона в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программноаппаратных средств защиты детей от указанной информации.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Закона об информации, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
Частью 2 ст. 15.1 Закона об информации установлено, что в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона об информации, основанием для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в российской федерации запрещено", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации запрещенной информацией, вносят в Единый реестр реестровую запись, содержащую доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", содержащего запрещенную информацию.
Как следует из акта проверки от 26.10.2020 года, скриншотов страниц интернет-сайтов, на интернет-страницах:
https://www.youtube.com/watch?v=oTnak9RrbS0,
https://www.youtube.com/watch?v =QZffxN8IZQU,
https://www.youtube.com/watch?v=urbPQrg59HA, размещена информация в виде видеороликов о незаконном обороте наркотиков, в том числе о способах выведения из организма гаркотическ5их средств при прохождении тестирования, а так же потребления никотиносодержащей продукции (снюсов), доступ вышеуказанным сайтам не ограничивался. Вышеуказанные адреса страниц сайтов в Едином реестре отсутствуют.
Аналогичная информация указана в сообщении Управления Роскомнадзора по Костромской области от 27.10.2020 года и в их отзыве от 06.11.2020 года.
Требования иска обоснованы нормами действующего законодательства, административным истцом представлены доказательства, подтверждающие размещение на указанных выше Интернет - ресурсах информации в виде видеороликов, о незаконном обороте наркотиков, в том числе о способах выведения из организма наркотических средств при прохождении тестирования, а так же потребления никотинсодержащей продукции (снюсов).
Наличие в свободном доступе в сети «Интернет» подобной информации, запрещено действующим законодательством, данные сайты оказывают прямое негативное воздействие на нравственность граждан - пользователей сети «Интернет», распространение указанной информации может повлечь негативные социальные, экономические, политические и другие последствия, что затрагивает интересы Российской Федерации, фактически способствует совершению преступлений, противоправных действий, административных правонарушений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.
При установленных обстоятельствах, административный иск подлежит удовлетворению. Поскольку замедление исполнения решения, являющегося основанием для ограничения доступа к сайтам, может причинить значительный ущерб публичным и частным интересам, в силу положений ст. 188, 265.5 КАС РФ, решение суда следует обратить к немедленному исполнению путем направления его копий в органы Роскомнадзора для включения в Единый реестр в установленном порядке.
Руководствуясь ст.ст.175 - 181, 188, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск прокурора Кологривского района удовлетворить.
Признать информацию, размещенную винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам:
https://www.youtube.com/watch?v=oTnak9RrbS0,
https://www.youtube.com/watch?v =QZffxN8IZQU,
https://www.youtube.com/watch?v=urbPQrg59HA,
запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения указанных интернет-сайтов в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано сторонами в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий судья ФИО
<данные изъяты>