ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-146/20 от 26.01.2021 Рославльского городского суда (Смоленская область)

УИД 67RS0006-01-2020-002692-85

Дело № 2а-146/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 января 2021 года г.Рославль

Рославльский городской суд Смоленской области в составе:

председательствующего (судьи) В.О. Самсоновой,

при секретаре Н.В. Якименко,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации МО «Рославльский район» Смоленской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО «Рославльский район» Смоленской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий, указывая в обоснование требований на то, что является <данные изъяты> и <данные изъяты>, в связи с чем имеет право на льготы, установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах». В настоящее время она проживает в жилом <адрес>, принадлежащим на праве собственности ФИО4 и ФИО5 В собственности жилого помещения она не имеет. Она обратилась в Администрацию МО «Рославльский район» Смоленской области с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечении жилым помещением, однако 15.10.2020 административный ответчик отказал ей в этом, поскольку она обеспечена жилой площадью более учетной нормы. Считает отказ административного ответчика необоснованным, поскольку жилой дом, в котором она проживает, требует ремонта и проведения коммуникаций. Просила суд признать незаконным отказ Администрации МО «Рославльского района» Смоленской области в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.

Стороны, будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени судебного заседания, в суд не прибыли. В письменных заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии ч.6 ст.226 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч.3 ст.40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

07 мая 2008 года Президент РФ подписал Указ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

Однако в данном Указе Президента РФ не регулируется порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем, порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется нормами действующего законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и их постановке на учет.

В силу ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Порядок обеспечения жильем подразумевает общее правило предоставления гражданам, включая граждан указанных выше категорий, жилых помещений муниципального жилищного фонда, исходя из критериев их нуждаемости, определяемых в соответствии со ст.51 ЖК РФ, которая содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых в том числе: лиц, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п.1); членов семьи собственника жилого помещения, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п.2).

В соответствии с подп.4,5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановлением Главы МО «Рославльский район» Смоленской области от 04.05.2007г. № 612 «Об учетной норме площади помещения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г.Рославль Смоленской области» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере не более 10,5 квадратных метров общей площади на одного человека.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО1 является <данные изъяты>ФИО3 и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

С 08.04.1980 ФИО1 постоянно проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес> общая площадь занимаемого ей жилого помещения составляет 42 кв.м. В данном жилом доме ФИО1 зарегистрирована одна. Собственниками названного жилого дома на основании договора дарения от 03.10.2018г. являются ФИО4 и ФИО5 (каждая по ? доли). При этом, до указанных лиц, данным жилым домом владела ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство по закону.

Согласно положениям ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Приведенные положения Жилищного кодекса РФ с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 № 258-О-О, свидетельствуют о том, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

ФИО1 17.09.2020 обратилась в Администрацию МО «Рославльский район» Смоленской области с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Администрацией МО «Рославльский район» Смоленской области 15.10.2020 ФИО1 было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещения на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ.

В соответствии с положениями ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч.4 ст.52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный ст.53 настоящего Кодекса срок.

При этом, как установлено положениями ч.2 указанной нормы закона решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи.

Как установлено в судебном заседании, на чем настаивал административный ответчик в письменных возражениях на административный иск ФИО1, основанием для отказа ей в постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий послужило то обстоятельство, что было установлено, что ФИО1 обеспечена жилым помещением более учетной нормы установленной Администрацией Рославльского района Смоленской области.

Оценив доказательства в их совокупности в соответствии с требования гражданско-процессуального законодательства, суд приходит к выводу, что ФИО1 обеспечена общей площадью жилого помещения более учётной нормы, установленной постановлением Главы МО «Рославльский район» Смоленской области от 04.05.2007г. № 612, так как общая площадь жилого помещения где административный истец проживает, составляет 42 кв.м, что больше учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в размере 10,5 кв.м.

Учитывая изложенные обстоятельства, у суда в настоящий момент не имеется оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1

При этом делая такой вывод, суд исходит из того, что ФИО1 после заключения 03.10.2018г. сделки дарения в отношении принадлежащего ей жилого дома <адрес> продолжает проживать в жилом доме на основании разрешения новых собственников.

Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, подп.4 п.1 ст.21 ФЗ «О ветеранах», предусматривает однократное обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от их имущественного положения, и направлен на реализацию положений ст.7 (ч.1) и 40 (ч.3) Конституции Российской Федерации, касающихся предоставления жилища нуждающимся в нем малоимущим и иным указанным в законе гражданам бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Часть 1 ст.31 ЖК РФ, определяющая граждан, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения, направлена на соблюдение баланса их интересов (определения от 22.03.2012г. № 506-О-О, от 24.01.2013г. № 70-О, от 20.11.2014г. № 2598-О, от 22.12.2015г. № 2796-О и др.). Кроме того, указанная норма, рассматриваемая в системной связи с иными законоположениями, регламентирующими жилищные гарантии, призвана обеспечить предоставление этих гарантий лишь реально нуждающимся в них лицам, что соответствует требованиям, закрепленным в ст.40 (ч.3) Конституции Российской Федерации, тогда как доказательств такового стороной истца в нарушении положений ст.56 ГПК РФ представлено не было.

Положения ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» определяют, что критерием постановки ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны в соответствии с законом является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.

Как было установлено в судебном заседании, нуждаемость в жилом помещении возникла у ФИО1 именно в связи с распоряжением принадлежащим ей жилым помещением. Между тем, из жилого помещения после 2018 года она фактически не выселялась.

Довод ФИО1 о необходимости проведения в жилом доме ремонта и проведения коммуникаций, не может служить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку сведений о наличии непреодолимых препятствий для оказания административному истцу физической помощи со стороны её родственников в содержании дома, материалы дела не содержат.

Согласно ст.210 ГК РФ и ст.30 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено договором или законом.

С 03.10.2018 года собственниками жилого <адрес> являются ФИО4 и ФИО5 (каждая по <данные изъяты> доли), и, соответственно, они должны нести бремя содержания этого имущества.

В соответствии с п.1 ст.8 ГК РФ одними из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей являются действия граждан и юридических лиц, а также события, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

В данном случае такими действиями и событиями, послужившими основаниями для возникновения прав истца, предусмотренных ФЗ «О ветеранах» являлись смерть ее мужа - участника Великой Отечественной войны и состояние с последним в брачных отношениях (членства в составе его семьи).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заключая договор дарения принадлежащего административного истцу жилого помещения, последняя, действуя по своей воле, умышленно, искусственно ухудшила жилищные условия для получения в порядке, предусмотренном ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки. А потому оснований для постановки ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий у органа местного самоуправления не имелось.

Присвоенные ФИО1 правовые статусы – <данные изъяты> не могут служить основанием для принятия её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковое заявление ФИО1 к Администрации МО «Рославльский район» Смоленской области о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в течение одного месяца со дня принятия судом мотивированного решения в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд Смоленской области.

Председательствующий (судья) В.О. Самсонова

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.