ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-146/2022 от 06.07.2022 Газимуро-заводского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-146/2022

Строка 3.207

УИД 75RS0009-01-2022-000238-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Газимурский Завод 06 июля 2022 года

Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Намнановой А.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО1,

с участием административного истца – пом. прокурора ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Газимуро-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Солонеченское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не размещении на федеральном портале государственных и муниципальных услуг сведений об оказываемых муниципальных услугах, о возложении обязанности разместить информацию обо всех оказываемых муниципальных услугах, организовать оказание муниципальной услуги в электронной форме,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Газимуро-Заводского района Забайкальского края обратился в суд с вышеназванными административными исковыми требованиями.

Прокуратурой Газимуро-Заводского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об оказании муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации» в администрации сельского поселения «Солонеченское», по результатам которой установлено следующее. Администрация осуществляет оказание муниципальных услуг, указанных в перечне услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления, в соответствии с решением, принятым представительным органом местного самоуправления. При этом оказание услуг в электронной форме не осуществляется посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг - www.gosuslugi.ru. Информация о перечне оказываемых услуг также не размещена на указанном сайте, что нарушает положения законодательства, установленные Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и в Паспорте национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждённом президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г., а также положения Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ. Не предоставление муниципальных услуг в электронной форме не только нарушает указанные положения законодательства, но и нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц, в том числе предпринимателей, на получение услуг в электронной форме посредством Федерального портала государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. Административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Солонеченское», выразившееся в не размещении на федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru сведений об оказываемых муниципальных услугах, обязать администрацию сельского поселения «Солонеченское» разместить информацию обо всех оказываемых муниципальных услугах на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru, и организовать оказание муниципальной услуги - присвоение адреса объекту адресации, изменение и аннулирование такого адреса в электронной форме в срок до 31.12.2022 года.

Административный истец – пом. прокурора Газимуро-Заводского района Киселев А.В. административные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - администрации сельского поселения «Солонеченское» ФИО3 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» определены пути реализации в России мероприятий по становлению и развитию цифровой экономики. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. утвержден Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» являются предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.

Реализация Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» неизбежно затрагивает вопросы деятельности органов местного самоуправления, оказывающих муниципальные услуги гражданам, организациям и требует, прежде всего, приведения нормативных правовых актов в соответствие с существующим нормативным регулированием в сфере цифровой экономики.

Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (далее - Закон) настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Согласно ст. 2 Закона портал государственных и муниципальных услуг - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона, органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В части 1 статьи 10 Закона указано, что при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме предусмотрено, в том числе подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Статьей 11 Закона определено, что государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

При этом, реестр муниципальных услуг содержит сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.

Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» утверждены Положение о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»; Правила ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»; Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»; требования к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций).

В силу п.п. 1, 2, 5 Положения о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» создается для обеспечения ведения в электронной форме реестра государственных и муниципальных услуг, а также функций по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Федеральный реестр состоит, в том числе, из раздела «реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления», который содержит сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления; об услугах, предоставляемых участвующими в предоставлении муниципальных услуг учреждениями (организациями) и включенных в утверждаемые представительными органами местного самоуправления перечни услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления; об услугах, предоставляемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), и включенных в утверждаемые представительными органами местного самоуправления перечни таких услуг; о функциях, исполняемых органами местного самоуправления.

В силу п. 4 Требований, сведения, размещаемые исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на региональных порталах, должны быть тождественны сведениям, представляемым ими для размещения в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде.

Согласно Распоряжению № 1993-р предельный срок переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде V этапа должен был быть окончен до 01 января 2014 года.

В судебном заседании установлено, что администрация сельского поселения «Солонеченское» оказывает муниципальные услуги по выдаче документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов); по присвоению или изменению наименования улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, а также присвоение адреса объекту недвижимости; по заключению, изменению или расторжению договоров социального найма с малоимущими гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий; по передаче муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, возмездное пользование.

Вышеуказанные муниципальные услуги входят в сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, оказание данных услуг в электронном виде действующим законодательством Российской Федерации не запрещено.

Судом установлено, что администрацией сельского поселения «Солонеченское» не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме. На федеральном портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) отсутствует информация о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией сельского поселения «Солонеченское» в электронной форме.

До настоящего времени выявленные нарушения, связанные с неисполнением администрацией сельского поселения «Солонеченское» обязанности по обеспечению возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, не устранены, обстоятельств, препятствующих реализации мероприятий по оказанию услуг в электронном виде судом не установлено, доказательств обратного в судебное заседание не представлено.

Несоблюдение вышеуказанных требований ограничивает доступность получения муниципальных услуг в электронной форме, препятствует реализации гарантии равной защиты прав, интересов граждан на получение муниципальных услуг в электронной форме.

Таким образом, на основании вышеизложенного, учитывая, что в период с начала действия Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» до настоящего времени администрацией сельского поселения «Солонеченское» не организованы действия по предоставлению муниципальных услуг в электронном виде, что лишает заявителей возможности дистанционного получения необходимых муниципальных услуг, противоречит основным целям и принципам государственной политики направленной на перевод в электронный формат массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора в полном объеме.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

Исходя из положений ст. 178 КАС РФ, а также необходимости временных затрат, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда в срок до 31.12.2022 года.

Руководствуясь ст. 175 - 180, 226 - 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Газимуро-Заводского района в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Солонеченское», выразившееся в не размещении на федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru сведений об оказываемых муниципальных услугах.

Обязать администрацию сельского поселения «Солонеченское» разместить информацию обо всех оказываемых муниципальных услугах на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru и организовать оказание муниципальной услуги: присвоение адреса объекту адресации, изменение и аннулирования такого адреса в электронной форме в срок до 31.12.2022 года

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края.

Судья А.Г.Намнанова

Решение в окончательной форме принято 06 июля 2022 года.